Конспекты занятий по сенсорной и моторной алалии Боряева
...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0602479_b411c_konspekty_zanyatiy_po_sensornoy_i_motornoy_alalii_1.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей с сенсорной алалией.
Знакомство детей со схемой звукового состава слова.
Цель занятия:
Закрепить гласные звуки А, У, И, их символы.
Познакомить детей со схемой звукового состава слова. Научить произносить слово медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме, произносить слово в соответствии с движением указки (пальчика) по схеме.
Развивать память, внимание, мышление.
Воспитывать нравственные качества: забота, помощь товарищу, попавшему в беду.
Оборудование: Стихотворения на звуки А, У, И. На доске карточка с двумя клеточками, у каждого ребенка карточка с двумя клеточками, символы звуков А, У, И. Сюжетные картины: «Дети заблудились в лесу», «Малыш плачет в люльке», игрушка ослик «ИА».
Организационный момент.
1. Логопед читает стихотворение со звуками А, У, И. Дети поднимают символ звука, который услышали в стихотворении.
2. Изучение нового материала.
Беседа. Кто из вас, ребята, был в лесу? Все были. А кто когда-нибудь заблудился в лесу? Никто. Это хорошо! Наверное, очень страшно остаться одному в лесу, правда? А вот Машенька в сказке «Маша и медведь» собирала ягоды и отстала от своих подружек. Как она кричала, звала своих подружек? Да. Это слово - АУ.
3. Рассматривание картины «Дети заблудились в лесу». Эти дети тоже заблудились в лесу и кричали это слово. Оно в лесу очень нужно, многих людей из беды выручало, не дало заблудиться. Давайте с вами поиграем, представим, что мы пошли в лес. Одни дети зашли за деревья и не видят других. Решили они позвать других на помощь и покричать «АУ».
4. Игра с детьми. Добиваться, чтобы дети потянули каждый звук в этом слове:
А-а-а-у-у-у. А остальные услышали своих товарищей и протяжно их зовут:
А-а-а-у-у-у! Хорошо получилось, по всему лесу слышно, никто не заблудится!
5. Анализ слова. А теперь ответьте, когда мы кричим «АУ», какой звук мы в этом слове первым произносим? (опросить всех детей).
Правильно, звук «А», давайте положим его (символ) в первую клеточку.
А какой второй звук в этом слове? Кто его услышал? (А-У-У-У)
Верно, второй звук в слове АУ- «У», положим его во вторую клеточку.
А теперь такое вам задание: я буду медленно указкой вести из первой клеточки во вторую, а вы произносите тот звук, в какой клеточке моя указка находится. (Повторить слово 3-4 раза.)
Теперь сами «напишите» это слово в своих клеточках. (Спросить всех).
6. Физминутка. Игра «У медведя во бору».
7. А теперь посмотрите, какая у меня здесь картина. (Работа с картинами:
«Малыш плачет» и ослик «ИА» из сказки «Вини пух» проводится аналогично).
8. Итог занятия. Очень хорошо вы сегодня занимались. Научились говорить слова в соответствии с движением моей указки и вашего пальчика, а ведь это трудно! Я вами очень довольна. Молодцы!
А если когда-нибудь случится беда, кто-то заблудится в лесу, то вы
Знаете, какое волшебное слово нужно кричать.
Обязательно нужно помогать попавшему в беду.
Конспекты занятий для детей с моторной алалией.
Конспект занятия №1
Тема: «Игрушки».
Цель: развитие речевой активности, расширение словаря существительных.
Оборудование: игрушки – кукла, зайка, машина, мяч, мишка, лопатка, ведерко, барабан, пирамида.
Организационный момент:
- Знакомство с игрушками: логопед показывает игрушки, четко и громко называет их: «Это кукла Ляля, это машина, это мяч, это мишка, это зайка, это лопатка, это ведерко, это барабан, это пирамида».
- Уметь вычленить игрушки и предметы: зайчик, мишка – игрушки, а заяц, медведь – животные; кукла и девочка; машина - игрушка и настоящая машина и т.д.
- Знакомство с глаголом играть :1 лицо ед. ч. и мн. ч.; 3 лицо ед. и мн. ч. наст. времени: Я играю - мы играем. Он играет – они играют.
- Отработать в понимании вопросные формы:
Что это? – Машина.
Для чего (зачем) нужна? – Играть.
Что ты будешь делать? – Буду играть.
Что ты делаешь? – Играю.
Что он (она) делает? – Играет.
- Физкультминутка.
- Развитие мышления: загадки на тему «Части тела».
Думает, соображает,
Понимает и решает,
На плечах у нас одна,
И для всех она важна!
(Голова)
Если дети не отгадывают, то логопед показывает картинку.
- Упражнения для закрепления темы «Игрушки».
Игра «Отгадай, кто ушел?»
Логопед выставляет 2-3 игрушки (потом до 5-7). Предложив детям закрыть глаза или отвернуться, логопед в это время прячет одну из игрушек. Дети, открыв глаза или повернувшись, должны назвать, какой игрушки не хватает, кто ушел.
- В конце занятия логопед всех должен похвалить: «Все занимались хорошо! Столько сегодня выучили и сделали! Вы сегодня все - молодцы!»
Конспект занятия №2
Тема: «Животные».
Цель: образовывать притяжательные прилагательные от существительных. Развивать память, мышление. Воспитывать умение понимать и выполнять инструкцию логопеда.
Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных, макет леса, мяч, картинка лешего.
Организационный момент:
- Логоритмическое упражнение: при помощи левой руки дети загибают пальцы правой руки, начиная с большого:
Сидит белка на тележке
Продает она орешки:
Лисичке – сестричке,
Воробью, волчишке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Логопед спрашивает, про кого говорится в потешке, кто лишний.
3. На столе логопеда макет леса (елочки, деревья). Логопед говорит о том, что в лесу беда. Маленький леший по имени Лешик, учился колдовать и перепутал у животных все части тела. Логопед говорит детям, что животные просят вас исправить ошибки, и навести порядок в лесу.
3. Логопед показывает из-за ширмы часть тела и просит назвать: чей хвост, чья голова, чьи рога? Если ребенок ответил правильно, педагог показывает игрушку и говорит ребенку, что он помог животному найти свою часть тела.
4. Дидактическая игра “Чьи следы?”
Логопед показывает картинку, на которой нарисованы следы животных и говорит, что Лешик не знает, чьи следы, просит помочь ему. Педагог показывает и спрашивает: “Чьи следы?” (Лисьи, заячьи, волчьи, медвежьи и т.д.).
5. Физминутка. Игра с мячом.
Педагог бросает мяч детям и просит назвать часть тела того животного, которое укажет логопед:
у медведя голова -…медвежья,
у белки уши - беличьи,
у волка хвост - волчий,
у лисы лапы - лисьи,
у оленя рога - оленьи и т.д.
6. Дидактическая игра “Назови части тела”
На столах у детей предметные картинки с изображением диких животных. Дети называют все части тела животного. (Лисья голова, лисий хвост, лисья морда и т.д.)
7. Дидактическая игра “Угадай чьи шаги”.
Логопед производит определенные звуки, создавая образ зверей, и просит угадать чьи шаги дети слышат. (Медвежьи, заячьи, оленьи и т.д.)
8. Итог занятия.
Оценка деятельности детей. Лешик раздает детям поощрительные орешки.
Конспект занятия №3
Тема: «Посуда».
Цель: формирование восприятия речи, активизация фразовой речи.
Оборудование: набор настоящей или игрушечной посуды.
Организационный момент:
- Знакомство с посудой: логопед показывает детям предметы посуды, четко и громко называет их: «Это чашка, это чайник, это кружка, это тарелка, это кастрюля и т.д.».
- Ознакомление с глаголами и формами повелительного наклонения: логопед просит каждого ребенка выполнить задание: «Вымой тарелку, принеси чашку, возьми кастрюлю и т.д.». При этом, логопед просит назвать действие, которое ребенок совершает: Что ты делаешь? – Мою тарелку.
- Упражнения на закрепление действий, выполняемых с посудой.
Детям раздают посуду. Необходимо показать, как ребенок будет пользоваться посудой, и что будет делать с ней. Дети показывают, как едят ложкой, пьют из чашки, режут ножом. После того как дети совершили действия, логопед задает вопросы детям: «Чем едят? В чем варят?». Ребенок должен поднять соответствующий предмет. Затем логопед предлагает назвать предмет и что с его помощью можно делать: Ложка (что будет делать?)– Есть. Сковорода (что будет делать?) – Жарить.
- Игры – загадки.
Логопед изображает действия без предметов, имитируя еду, питье и т.д. Нужно отгадать: что он делает? – Ест, варит (ставит кастрюлю на плиту) и т.д.
- Физкультминутка.
- Логические упражнения:
Оборудование: кукла, мишка, посуда, стоящая в стороне.
Ход занятия:
У тети (логопед) кукла и тарелка. Тетя будет кормить куклу. Что ей нужно, чтобы куклу накормить? (Ложку.)
У мишки много хлеба, ему нужен кусочек. Помоги мишке взять (сделать, получить) кусочек. Что нужно взять из посуды? (Нож.)
У Вовы чашка. Из чего можно налить воды? (Из чайника.)
- Вы сегодня очень много сделали: приготовили вкусный обед, накормили всех и помыли посуду! Молодцы! Вы теперь сможете помогать маме на кухне готовить еду!