Практико-значимая работа ,, Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 5 классов по математике"

Никулина Валентина Александровна

Курсовая работа по теме,, Внеурочная деятельность учащихся 5 классов по математике"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

«Академия социального управления»

кафедра математических дисциплин

Практико-значимая работа

Авторская программа внеурочной деятельности учащихся _5__ класса научно-познавательного направления «Математика плюс»

Выполнила слушатель учебного курса

«Особенности организации внеурочной деятельности научно-познавательного направления в общеобразовательном учреждении в ходе введения ФГОС ООО»

учитель математики МБОУ Любучанской  СОШ

Чеховского  района Никулина В.А..

Руководитель курса: к.п.н., доцент кафедры математических дисциплин Е.Л. Мардахаева

                                         Москва, 2013

Содержание

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности научно-познавательного направления в свете требований ФГОС ООО

§1. Роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе школы

§ 2.    Психолого-педагогические основы организации внеурочной деятельности учащихся 5 класса

ГЛАВА 2. Методические рекомендации по реализации программы внеурочной деятельности научно-познавательного направления

§ 3. Проектирование программы внеурочной деятельности научно-познавательного направления « _Математика плюс » Кружок.5  класс

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

3

5

9

26

27

       

       

Глава1.Теоретические основы организации внеурочной деятельности научно-познавательного направления в свете требований ФГОС ООО

Роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе школы

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план  и внеурочнуюдеятельность.

Основным нормативным правовым документом, определяющим  внеурочную деятельность является федеральный государственный образовательный стандарт. В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования,  значит и для учащихся 5 класса, определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития  личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

В качестве форм , в которых может быть реализована внеурочная деятельность, закреплены такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, школьные научные общества ,олимпиады, соревнования, диспуты, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Реализация внеурочной деятельности в начальной школе, а также и в 5 классе, позволяет также решить ряд очень важных задач:

  • снизить учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

 Психолого-педагогические основы организации внеурочной деятельности учащихся 5 класса

Психофизиологические особенности ребенка 10-11 года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность.

Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.

Перечисленные формы внеурочной деятельности в начальной школе должны способствовать формированию:

  • целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;
  • эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • установки на безопасный, здоровый образ жизни;
  • способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
  • логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
  • пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;
  • значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;
  • уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

В этом проявляется роль внеурочной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования: личностных, метапредметных, предметных.

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления отдельных аспектов содержания учебных программ. Например, знания и умения  по математике: признаки предметов (сравнение по цвету, размеру, форме), пространственные представления, взаимное расположение предметов, сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов и т.д., могут быть закреплены в ходе экскурсии «в природу». Это дает реальную возможность для снижения учебной нагрузки обучающихся за счет обеспечения направленности урочной и внеурочной деятельности на решение общих задач.

О ценностном, содержательном единстве урочной и внеурочной деятельности, о необходимости реализации воспитательного потенциала современных учебных программ как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время отмечалось неоднократно (например, письмо Минобразования России от 2 апреля 2002г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»).

В настоящее время эта идея получила нормативное закрепление в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования: организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

В последнем случае представляется целесообразным включение детей в деятельность органов школьного самоуправления, участие в деятельности школьных историко-краеведческих объединений, школьных музеев, взаимодействие с детскими общественными объединениями и организациями гуманистической направленности, социальными институтами. При освоении обучающимися основ естественнонаучных дисциплин, необходимо во внеурочной деятельности сделать акцент на воспитании эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за экологическое благополучие окружающего мира через участие детей в работе соответствующих экологических центров, включение в реализацию игровых экологически ориентированных программ, в том числе, в рамках детских общественных объединений.

Реализация внеурочной деятельности становится новым ресурсом и для реализации требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". В частности, ФГОС НОО позволяет при составлении расписания уроков не только чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры (как того требует вышеупомянутый СанПиН), но и чередовать учебную и внеурочную деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования. Напомним еще раз, что такое чередование отнесено к компетенции образовательного учреждения.

Трудно переоценить и роль спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в создании условий для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. В СанПиН 2.4.2.2821-10 предполагается, что эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 часов. Такой объем двигательной активности может быть обеспечен за счет участия обучающихся в комплексе мероприятий: в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, уроков физкультуры, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.

Этим  обуславливается  актуальность этой  практико-значимой работы

Цель практико-значимой работы: «Реализация требований ФГОС ООО при организации внеурочной деятельности учащихся научно-познавательного направления»

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач.

Задачи исследования.

1. Выявить теоретические основы организации внеурочной деятельности учащихся научно-познавательного направления в свете реализации ФГОС ООО.

2. Выполнить отбор форм, методов, содержания для организации внеурочной деятельности научно-познавательного направления.

3. Разработать пояснительную записку, учебно-тематическое планирование в соответствии с отобранным содержанием.

4. Разработать методические рекомендации по реализации разработанной программы внеурочной деятельности научно-познавательного направления.

«Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования: анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследования, учебников и учебных пособий по математике; беседы с учителями, тестирование учащихся, проведение опытной проверки»

 ГЛАВА 2. Методические рекомендации по реализации программы внеурочной деятельности  научно-познавательного направления  

Программа математического кружка,, Математика плюс”  

     1. Пояснительная записка

   Рабочая программа  математического кружка «Математика плюс» для обучающихся 5-х классов создана на основании основных нормативных документов:

- Закон РФ «Об образовании»,

-  Гражданский кодекс РФ,

- Типовое положение об общеобразовательном учреждении,

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10,

 - Устав МБОУ  Любучанской СОШ .

 - Образовательная программа МБОУ Любучанской СОШ школы и рассчитана на 16 часов (на полугодие).

Рабочая программа  математического кружка «Математика плюс» для обучающихся 5-х классов создана на основе авторской программы    Мардахаева Е.Л. Математический кружок: Образовательная программа внеурочной деятельности для учащихся 5-6-х классов. Программа // Реализация требований ФГОС ООО в преподавании математики. – М., Калуга: КГУ им. К.Э Циолковского, 2012. – С. 132-149.

 Актуальность данной программы диктуется рядом причин

1) Математический кружок в школьном обучении играет важную роль и является одной из основных форм внеурочной деятельности учащихся по математике. При всём многообразии литературы для математических кружков, до сих пор недостаёт систематических материалов, рассчитанных на длительный период обучения.

2) Изменяющиеся, согласно новым ФГОС ООО, роль и место внеурочной деятельности влекут за собой необходимость изменения её содержания, оснащения методической и дидактической литературой.

В этой связи данная программа представляет собой попытку создать систематические материалы для организации внеурочной деятельности учащихся в  классах.

Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся регулярные занятия во внеурочное время, направленные на углубление и расширение математических знаний, формирование интереса к математике и развитие учащихся.

Математический кружок является одной из самых значительных форм внеурочной деятельности и самой доступной для школ. Организация деятельности математического кружка не требует больших материальных затрат и специального оборудования и позволяет охватить достаточно большее количество учащихся. В тоже время посредством организации занятий математического кружка можно организовать внеурочную деятельность учащихся в школе, оптимально учитывающую цели внеурочной деятельности учащихся, возрастные особенности учащихся и многие другие факторы.

     Программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей  школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

   В наше время творческий процесс заслуживает самого пристального внимания, поскольку общество нуждается в массовом творчестве, массовом совершенствовании уже известного, в отказе от устойчивых и привычных, но пришедших в противоречие с имеющимися потребностями и возможностями форм. Ускоренный прогресс во всех областях знаний и деятельности требует появления  большего числа исследователей-творцов. Вот почему так важно, чтобы дети учились не только запоминать и усваивать определенный объем знаний, но и овладели приемами исследовательской работы, научились самостоятельно добывать знания, ставить перед собой цели и упорно добиваться результатов.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как сохранить у школьников интерес к изучаемому материалу, поддержать их активность на протяжении всего занятия. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения  и таких методических приемов, которые активизировали бы мышление обучающихся, стимулировали бы их самостоятельность в  приобретении знаний.

Удачным с этой точки зрения представляется применение такого вида эвристической деятельности, как математическое исследование.         Математическое исследование – это поход в неизвестность, а вот на выбор направления, способов и методов решения поставленной задачи имеет право влиять каждый обучающийся. Цель преподавателя – постараться помочь ребенку разыскать тот самый путь, которым шли великие математики. Исследовать будет учащийся, а стало быть, он и должен принимать решение. Каждый выбирает тот путь, который ему больше нравится.

«С математическим исследованием всегда так: ты поворачиваешь их той стороной, которая тебе наиболее удобна и приятна.  Как это всегда бывает с исследователями, ты, конечно, обнаружишь, что некоторые из намеченных путей не приводят к цели. Когда это случится, ты, может быть, отложишь первоначальную идею до другого раза, а может быть,  она  сама подскажет тебе новое направление работы». (20, стр.4).

Сколько времени продолжается исследование? Можно потратить час и почувствовать, что ты сделал достаточно. А можно потратить день и, в конце концов, обнаружить, что, хотя ты и ответил на некоторые вопросы, гораздо больше их еще осталось, или что внезапно открываются новые пути.

Постепенно и неоднократно повторяясь, запомнятся и основные принципы математического исследования: воображение, организованность, время.

Дополнительное образование дает возможность ребенку почувствовать атмосферу постоянного поиска, включиться в работу коллектива, увлеченного  решением проблемы, получить руководителя, готового помочь, поправить, но не давать готовых ответов, найти в себе силы и увлеченность длительное время сосредоточиться и размышлять в определенном направлении. Это происходит благодаря тому, что время занятий можно увеличить, нет жестких временных рамок выполнения программы, количество воспитанников в группе небольшое, дети собраны в коллектив на добровольной основе, их объединяет единая цель, общность интересов, приятельские взаимоотношения и дружеское, а не авторитарное отношение  преподавателя.

Группы набираются, исходя из количества учащихся, желающих участвовать в работе нового вида. Состав группы может меняться, но при этом сохраняется ее «костяк».

Одной из целей математики на этапе 5-7 класса является обучение решению задач. Педагогу необходимо заинтересовать, привлечь внимание всех обучающихся, а не только детей, обладающих определенными математическими способностями. Для этого необходимо показать им математику во всей ее многогранности, акцентируя внимание на интересных, занимательных темах.

Также необходимо обратить особое внимание на выработку самостоятельных навыков изучения литературы, на становление  поисковой деятельности, умение работать группой. Надо научить ребят осуществлять переориентировку в зависимости от типа поставленной задачи, изменения их роли в работе группы. В группе должен быть идейный руководитель, а исполнители могут подразделяться на поисковиков и счетчиков. Сравнение полученных результатов, поиск объединяющих свойств, подведение итогов целесообразно осуществлять во время  совместного обсуждения.

У Г.П. Бевза есть определение идеального математического кружка, которое в полной мере подходит к работе группы математического исследования: «кружок должен быть: 

  собранием единомышленников;

  максимально выявлять у каждого творческую жилку, учить не только решать чужие задачи, но и придумывать свои собственные;

  поддерживать дух спортивного соревнования».

 Цель программы кружка –расширить школьный материал, связанный с курсом математики 5 класса, познакомить с историческими сведениями, способствовать развитию интереса и мотивации в изучении математики, формировать начальные учебно-исследовательские навыки. 

 Задачи кружка заключаются в следующем:

  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике;
  • предоставление дополнительных возможностей для индивидуального развития общих качеств личности обучающихся , улучшения их метапредметных и предметных результатов в обучении;
  • воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной  ;
  • способствовать развитию интереса и мотивации в изучении математики;
  • развитие у учащихся умения самостоятельно работать с учебной литературой;
  • формировать  начальные учебно-исследовательские навыки. 

                          Формы занятий

  • Беседы. В дальнейшем требуется приучить ребят к диалогу, особенно , когда делается упор на коллективную работу в группе, к самоанализу, умению дискутировать.
  • КВН, игра, как основная форма работы.
  • Конкурс на изготовление лучшей модели на заданную тему.
  • Олимпиада, как форма  подведения итогов  работы кружка.

При выборе формы проведения кружкового занятия с учащимися 5 классов приоритет отдается комбинированному тематическому занятию, основную часть которого составляет решение задач по определенной теме. Помимо этого для проведения занятий можно рекомендовать использовать следующие формы:

1)  небольшое сообщение учителя или ученика по какому-нибудь сравнительно узкому вопросу;

2) решение задач, не связанных с основной темой данного занятия;

3) математические игры и развлечения, не связанные с основной темой заседания;

4) разбор домашних задач;

5) доклады на математические и историко-математические темы (на 20-25 мин);

Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за пределы объема обязательных, знаний, но вместе с тем они тесно примыкают к основным вопросам программного материала. Занятия на математическом кружке будут способствовать совершенствованию и развитию математических знаний и умений, формированию интереса и мотивации к предмету, повышению уровня математической культуры, формированию универсальных учебных действий (УУД). К концу 6-го класса учащиеся должны знать: 

- различные арифметические способы решения задач;

- различные системы счисления: позиционные и непозиционные;

- элементы теории графов;

- начальные сведения из комбинаторики.

А так же уметь:

-  уметь применять методику решения типичных   задач курса 5-6 класс

  освоить изготовление разверток куба

должны:

  расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики  с другими областями жизни;

 познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях.

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся проводится в процессе проведения конкурсов, опросов, выполнения домашних заданий (выполнение на добровольных условиях, т.е. по желанию и в зависимости от наличия свободного времени)  и письменных работ.

                                         § 2. Учебно-тематический план внеурочных занятий.

№ занятия

Тема занятия

   Количество

Ч          часов

Форма занятия

Оборудование

Дата проведения

 занятия

     теория

   практика

1

История возникновения чисел и способов их записи. /Римские цифры

1

2

Числа великаны и числа малютки. Число  0.Значимость числа0.

1

3

Другие системы счисления: двоичная. Творческий конкурс рисунков  ,,Рисую цифрами”

1

4

Действия в двоичной системе счисления. Творческий конкурс рисунков ,, Рисую цифрами”

1

5

Другие системы счисления:  пятеричная система счисления. Оформление выставки ,,Рисую цифрами”. Награждение участников

1

6

Единицы длины. Числовые ребусы.Конкус

7

Единицы веса. Числовые ребусы.Конкурс

8

Игра-

9

Задачи на разрезания .Расстановка скобок и знаков действий

1

10

Задачи на разрезания. Расстановка скобок и знаков действий

1

11

Танграммы.  Конкурс.

1

12

Графы. Задачи на графы.

1

13

Куб и прямоугольный параллелепипед. Изготовление разверток.

1

14

Математическая олимпиада

1

           § 3. Тематические материалы к учебно-тематическому плану.

 Содержание тематического материала.

Раздел 1. Актуализация тем,  пройденных в 6 классе.

Следуя народной мудрости, «Повторенье – мать ученья», необходимо вернуться  к темам, которые воспитанники изучали  на уроках математики в 3-4 классах. Во-первых, это способствует актуализации пройденного материала; во-вторых, – возобновлению интереса именно к тем темам, которые  вызвали наибольшее любопытство, а  в дальнейшем и к другим темам; в-третьих – знакомство с неизвестными темами . Повтор тем проходит уплотненно; педагог  затрагивает основные моменты, не вдаваясь в подробности, исключая второстепенный материал. В это время обращаем больше внимания на решение задач. Воссоздание общей системы всех видов задач, изучаемых в процессе обучения в  3-4 классах. Систематизация задач по видам. Взаимосвязь некоторых видов задач, их взаимопроникновение и различие. Выработка навыков решения определенных видов задач, отработка и применение алгоритмов для некоторых видов.

Раздел 2.Числовая линия

Числовая линия на занятиях кружка представлена несколькими направлениями: изучение различных позиционных и непозиционных систем счисления; углубление знаний по темам, изучаемым на уроках; рассмотрение занимательных и исторических вопросов, связанных с развитием понятия числа. Так, с изучения римской системы счисления начинается 5-й класс, одновременно в этот период в классе учащиеся изучают натуральные числа и свойства действий над ними, поэтому полезно проведение аналогии в строении различных позиционных систем счисления на примере десятичной и двоичной. Изучаются недесятичные системы счисления по следующей схеме:

  1. определение системы, перевод из десятичной системы в системы с указанным основанием и обратно;
  2. сложение и вычитание в недесятичной системе с указанным основанием;
  3. решение ребусов и занимательных задач в системе счисления с указанным основанием;
  4. умножение  в недесятичной системе с указанным основанием.

Раздел3.  Геометрическая линия.

Основная задача изучения геометрического материала на занятиях кружка – это развитие геометрической интуиции, наглядно-образного компонента, знакомство с простейшими свойствами некоторых геометрических фигур, с применением геометрического материала для решения логических и арифметических задач.

       В 7 классе начинается изучение геометрии. Если на протяжении предыдущих лет ребенок не занимался по специальной программе, которая включала бы в себя сведения об элементах геометрии, ее методах и навыках работы с геометрическими инструментами, то воспитанник испытывает трудности при знакомстве с этим предметом. Цель раздела – научить ребенка не бояться  геометрических фигур, исследовать их всеми имеющимися способами, в том числе и с помощью инструментов,  научиться выполнять преобразования фигур. Для исследования берем элементарные планиметрические фигуры и их взаиморасположения на плоскости.  Задачи на свойства геометрических фигур нужно давать на каждом занятии. В первом полугодии особое внимание уделяется развертке куба, т.к по программе учащиеся изучают площадь поверхности куба и объем куба.

         

 Раздел 3. Исследовательская работа.

Умение решать задачи является одним из показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Любой экзамен по математике, любая проверка знаний строится на решении задач. И тут обнаруживается, что многие учащиеся не могут продемонстрировать в этой области достаточного умения. Особо остро встает эта проблема, когда встречается задача незнакомого или малознакомого типа, нестандартная задача. Причины – в неумении решать задачи, в невладении приемами и методами решения, в недостаточной изученности задачи и т. д. Надо научиться анализировать задачу, задавать по ходу анализа и решения  правильные вопросы, понимать, в чем смысл решения задач разных типов, когда нужно проводить проверку, исследовать результаты решения  и т.д.

Понятие исследовательской работы, ее основные приемы, методы. От исследования произвольно выбранного объекта (известного ребенку предмета или игрушки)  к исследованию математического объекта. Исследование других математических объектов, их взаиморасположения, взаимодействия.

Неразрывная связь математики с другими школьными предметами. Необходимость использования математических знаний  в повседневной жизни, науке и других областях человеческой жизнедеятельности. Математика как  аппарат для проведения вычислений и фактор, стимулирующий исследовательскую работу.

Одновременно с показом взаимосвязи математики с различными областями жизни мы имеем прекрасную возможность открывать воспитаннику новые факты, знакомить его с неизвестными пока еще направлениями развития человечества. С учащимся 7 класса  можно проводить исторические занятия, решая задачи, материалами для которых послужили летописи, старинные документы, труды историков и археологов.

Раздел 4. Элементы логики.

Необходимость развития логического мышления, совершенствования умения находить взаимосвязи и различия между элементами, становления способности систематизировать как важное условие формирования индивидуальности ребенка. Применение элементов логики как способ поддержки учащегося в выработке навыков решения задач. Задачи по теории вероятности, логике и комбинаторике и их роль в решении нестандартных задач, задач олимпиадного типа, конкурсных задач. Знакомство с элементами логики, теории вероятности, комбинаторики. Способы решения доступных задач. Разбор олимпиадных задач. Расширение кругозора детей через знакомство с различными направлениями применения математических знаний.

Условия реализации программы

  требуемое количество  учебного времени;

  помещение для проведения практических занятий;

  возможность копирования раздаточных материалов;

  цветные карандаши, чертежные инструменты, калькулятор, картон, цветная бумага, клей и другие инструменты;

  наличие дидактических материалов для индивидуальных занятий;

  существование математической библиотеки;

  возможность работы на компьютере, мультимедийная установка;

  наличие специальных математических программ.

Литература для обучающихся

1.   Кордемский Б.А. Удивительный квадрат.  – М.: Государственное издательство, 1952.

  1. АкимоваС. Занимательная математика.Нескушный учебник – М.: Просвещение, 1997.
  2. Александрова Э., Левшин В. Стол находок утерянных чисел. – М.: Детская литература,1988.
  3. Конфорович А.Г. Математическая мозаика. – Киев: Вища  школа, 1982.
  4. Кордемский Б.А. Великие жизни в математике. – М.: Просвещение, 1999.
  5. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. – М.: Просвещение, 1999.
  6. Ленгдон Н., Снейп Ч. С математикой в путь. – М.: Педагогика, 1987.
  7. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1983.
  8. Смыкалова Е.В. Математика. Дополнительные главы.5 класс – С-П.: СМИО Пресс, 2005.
  9. Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике. – М.: Просвещение, 2002.
  10. СпивакА.В. Математический кружок. –  М.: МЦНМО, 2010.
  11. Шарыгин И.Ф. Задачи на смекалку. - М.: Просвещение, 2012 .
  12. Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия. - М.: Просвещение, 2012 .

Литература для педагога

  1. Кордемский Б.А. Удивительный квадрат.  – М.: Государственное издательство, 1952.
  1. АкимоваС. Занимательная математика.Нескушный учебник – М.: Просвещение, 1997.
  2. Александрова Э., Левшин В. Стол находок утерянных чисел. – М.: Детская литература,1988.
  3. Конфорович А.Г. Математическая мозаика. – Киев: Вища  школа, 1982.
  4. Кордемский Б.А. Великие жизни в математике. – М.: Просвещение, 1999.
  5. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. – М.: Просвещение, 1999.
  6. Ленгдон Н., Снейп Ч. С математикой в путь. – М.: Педагогика, 1987.
  7. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1983.
  8. Смыкалова Е.В. Математика. Дополнительные главы.5 класс – С-П.: СМИО Пресс, 2005.
  9. Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике. – М.: Просвещение, 2002.
  10. СпивакА.В. Математический кружок. –  М.: МЦНМО, 2010.
  11. Шарыгин И.Ф. Задачи на смекалку. –– М.: Просвещение, 2012 .
  12. Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия. –– М.: Просвещение, 2012 .
  13. 26.Бабинская И.Л. Задачи математических олимпиад. – М.: Наука, 1975.
  14. 27.Буйлова Л.Н., Филиппова Е.А. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. - М.: Изд. МИФИ, 1996.
  15. 28.Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М., 1994.  
  16. 29.Миракова Т.Н. Развивающие задачи на уроках математики в V-VIII  классах.- М.: Квантор, 1991.
  17. 30.Научно-педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей. /Практико-ориентированная монография. – М. 1996.

Глава3. Заключение

Цель практико-значимой работы: «Реализация требований ФГОС ООО при организации внеурочной деятельности учащихся научно-познавательного направления»

Для достижения поставленной цели были  выполнены  следующие задачи:

1. Выявить теоретические основы организации внеурочной деятельности учащихся научно-познавательного направления в свете реализации ФГОС ООО.

2. Выполнен отбор форм, методов, содержания для организации внеурочной деятельности научно-познавательного направления.

3. Разработана пояснительная записка, учебно-тематическое планирование в соответствии с отобранным содержанием.

Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования: анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследования, учебников и учебных пособий по математике; беседы с учителями, тестирование учащихся, проведение опытной проверки

Литература

1. Рабочая программа  математического кружка «Математика плюс» для обучающихся 5-х классов создана на основе авторской программы    Мардахаева Е.Л. Математический кружок: Образовательная программа внеурочной деятельности для учащихся 5-6-х классов. Программа // Реализация требований ФГОС ООО в преподавании математики. – М., Калуга: КГУ им. К.Э Циолковского, 2012. – С. 132-149.

2.Бабинская И.Л. Задачи математических олимпиад. – М.: Наука, 1975.

3.Буйлова Л.Н., Филиппова Е.А. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. - М.: Изд. МИФИ, 1996.

4..Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М., 1994.  

5.Миракова Т.Н. Развивающие задачи на уроках математики в V-VIII  классах.- М.: Квантор, 1991.

6.Научно-педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей. /Практико-ориентированная монография. – М. 1996.

7.АкимоваС. Занимательная математика.Нескушный учебник – М.: Просвещение, 1997.

8.Александрова Э., Левшин В. Стол находок утерянных чисел. – М.: Детская литература,1988.

9.Конфорович А.Г. Математическая мозаика. – Киев: Вища  школа, 1982.

10.Кордемский Б.А. Великие жизни в математике. – М.: Просвещение, 1999.

11.Кордемский Б.А. Удивительный квадрат.  – М.: Государственное издательство, 1952.

12.Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. – М.: Просвещение, 1999.

13.Ленгдон Н., Снейп Ч. С математикой в путь. – М.: Педагогика, 1987.

14.Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1983.

  1. Смыкалова Е.В. Математика. Дополнительные главы.5 класс – С-П.: СМИО Пресс, 2005.
  2. Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике. – М.: Просвещение, 2002.
  3. СпивакА.В. Математический кружок. –  М.: МЦНМО, 2010.
  4. Шарыгин И.Ф. Задачи на смекалку. –– М.: Просвещение, 2012 .
  5. Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия. –– М.: Просвещение, 2012 .