"ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ САМООБРАЗОВАНИЕМ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИИ"
Предварительный просмотр:
Савельева Л.И
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ САМООБРАЗОВАНИЕМ ПЕДАГОГОВ
В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИИ
Проблема управления самообразовательной деятельностью педагогов особенно актуальна в условиях новых инновационных тенденций в дошкольном образовании. Инновационные преобразования в современной образовательной ситуации приобретают системный характер. Новая парадигма образования требует и нового педагога, творческая индивидуальность которого должна проявляться прежде всего в способности к самоизменению.
В педагогической науке процесс интеграции внешней образовательной среды и внутреннего движения рассматривается как профессиональное самовоспитание, которое предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала.. постоянное и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности [3].
Центральным вопросом образовательной политики является обеспечение высокого качества образования, что требует решения проблемы повышения профессионального уровня педагогов. Во-первых, для самого педагога, чтобы (в условиях перемен, в период модернизации российского образования, модель которого представлена в Концепции модернизации российского образования на период 2010 года, в современной модели образования, ориентированной на развитие инновационной экономики) научиться справляться с жизненными трудностями, не растеряться, не остановиться в профессиональном развитии, а сохранять и приумножать лучшие педагогические качества, суметь развивать свой потенциал, активно строить свою профессиональную карьеру. Во-вторых, для общества, в котором к уровню образованности его членов предъявляются самые серьезные требования.
Саморазвитие есть характеристика осознанного процесса, направленного на изменение в личностной сфере (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной), как способа реагирования на внешнюю среду [1].
Самообразование, по мнению В.Я. Ляудис, - это достижение личностью такого уровня педагогической компетентности, профессионального мастерства и других форм отношений в процессе педагогической деятельности, который обеспечивает развитие педагогических качеств, убеждений, а также активности поведения. На первое место выступают система мотивов деятельности педагога (направленность личности), эмоционально-волевая сфера, интеллектуальные творческие компоненты личности педагога [4. С. 88].
Выделяют две формы самообразования педагогов: индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня; коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе ДОУ.
Можно выделить следующие критерии эффективности процесса саморазвития педагога: способность педагога воспринимать различные проявления окружающей среды как предпосылки своего профессионального развития; доминирование в структуре педагогической деятельности действий, направленных на профессиональное обновление, на изменение своих способов деятельности; осмысление собственных профессиональных затруднений и корректировка деятельности; поэтапное целеполагание своей педагогической деятельности, ее моделирование и прогнозирование; самоорганизация качественных изменений в личности и деятельности; изменения в мотивационной сфере; развитие способности реализовать свой творческий потенциал; постановка и решение по отношению к самому себе педагогических, психологических, организационных, предметных задач; динамика научно-теоретических, психолого-педагогических знаний и методических умений, их соответствие особенностям учебно-воспитательного процесса и условиям социума; сформированность оценочно-рефлексивной позиции педагога [2].
По отношению к самообразованию и умению организовать самостоятельную работу над собой можно выделить три основные группы педагогов: систематически и целенаправленно занимающиеся самообразованием и умеющие рационально организовать его; стремящиеся к знаниям, занимающиеся самообразованием, но не всегда углубленно, целенаправленно и рационально; недооценивающие самообразование, занимающиеся пополнением своих знаний и умений эпизодически, в узкопрофессиональном направлении.
Содержание самообразовательной деятельности раскрывается через ее функции: компенсаторная функция реализуется в приобретении профессиональных компетенций, которыми другие педагоги уже владеют, в расширении общего кругозора, усвоении новой информации и т.д; адаптирующая функция самообразовательной деятельности позволяет педагогу приспосабливаться к изменяющейся системе образования, т.е. адаптироваться к изменившимся условиям профессиональной деятельности, восстанавливать способность эффективно самореализоваться в новых условиях; развивающая функция самообразовательной деятельности предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности; она (эта функция) означает непрерывное обогащение творческого потенциала личности педагога [4. С. 88].
Анализ научной литературы показывает, что наибольший интерес представляет система функции управления самообразовательной деятельностью, предложенная П. Третьяковым. К числу функций управления он относит информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово- прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую и регулятивно-коррекционную.
Информационно-аналитическая функция предполагает выявление состояния профессионализма каждого педагога: уровня его профессиональной компетентности, готовности к инновациям и повышению уровня своего профессионального мастерства.
Мотивационно-целевая функция управления самообразовательной деятельности педагогов с элементами самоцелеполагания носит стратегический характер. Определение целей управления самообразовательной деятельностью базируется на прогнозировании потребности педагогов в повышении уровня их профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также потребности образовательного учреждения в специалистах высокого класса.
Планово-прогностическая функция управления самообразовательной деятельностью педагогов представляет собой соотнесение целей с основными этапами планирования самообразования. Планирование самообразования педагога должно осуществляться на личностно-ориентированной основе.
Организаторско-исполнительская функция управления самообразовательной деятельностью педагогов предполагает построение модели, которая бы соответствовала поставленным целям и планам и реализовывала их через изучение нового методического содержания, овладение современными педагогическими технологиями, разработку авторской образовательной программы по определенной в самообразовании проблеме, реализацию плана-проекта карьерного роста педагога.
В контрольно-диагностической функции процесс управления самообразовательной деятельностью педагогов требует обратной связи.
Регулятивно-коррекционная функция - вид деятельности, ориентированный на внесение коррективов с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления самообразовательной деятельностью педагогов [4. С. 95].
Реализации всех функций управления самообразовательной деятельность позволит руководителям обеспечить повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и обеспечит карьерный рост педагога, и следовательно, качество внедрение инноваций и качество дошкольного образования.
Список литературы
1. Маркова В.В. Формирование потребности в профессионально-нравственном совершенствовании педагога / В.В. Маркова // Педагогическое образование и наука - 2004. - №4. - С. 53-59.
2. Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога http://www.b17.ru/article/7037/
3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. Пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Издат. центр «Академия», 2002. - С. 52-53.
4. Яковлева Г. Управление самообразованием педагогов инновационных ДОУ // Дошкольное воспитание.- 2010.- №7. - С. 128.