Тип ценностности | Отображаемые элементы | Характеристика личности человека | Особенность семейных отношений, формирующие ценностность | Проявление ценностности в диагностических методиках |
Ценностность реально-привычного функционирования | - нет выделения значимой деятельности;
- погружение в привычную ситуацию, где нет расчленения в сферах деятельности;
- воспроизведение и сохранение привычных, бытовых ситуаций, включающих в нерасчлененной форме привычные способы деятельности.
| - трудности принятия нового;
- трудности в учебной деятельности, связанной с постоянным присвоением нового содержания;
- низкий показатель умственного развития;
- конкретность знаний;
- сложности при целенаправленной деятельности, неспособность устанавливать связь между компонентами деятельности;
- «погружение в ситуацию» - многократное воспроизведение операции, не переходящая к другим этапам деятельности;
- инертность, стереотипия, регидность;
- трудности в сфере межличностных отношений;
- развиваются истерии, фобии, невроз.
| - ведущая ценность – материальное благополучие, налаженный быт;
- реально-практическая, бытовая сторона жизни формирует общие интересы;
- регламентированные, ограниченные обязанности у ребенка;
- важность вещных, практических, а не личностных отношений;
- ребенок не выделяет себя из привычных ситуаций;
- отрицательная оценка ребенка, строгое наказание;
- замкнутость на интересах своей семьи;
- низкий тип отношения с другими людьми;
- характерно ограниченно-привычные представления;
- от ребенка не требуют самостоятельной, продуктивной деятельности;
- не поощряются личностные качества;
- применяется «вещное поощрение»;
- ребенок несамостоятелен, неуверен в себе, часто испытывает страх, проявляет негативизм, конфликтность, неадекватное восприятие поведения и отношения к себе со стороны других детей.
| - страх, негатевизм;
- стереотипия;
- отсутствует специфическая реакция на эмоциональное содержание;
- бедность, примитивизм речевой формы предложений;
- воспроизведение конкретной ситуации из своего опыта, низкий уровень связи.
|
Ценностность деятельности
| 1 уровень (ценностность «делания»): - значимая выполнения действий без осознания важности этих действий;
2 уровень (ценностность собственно деятельности): - деятельность, направленная на получение результата.
| - предпочитают ситуацию, связанные с выполнением деятельности;
- в деятельности реализуют себя, проявляя внимательность, сосредоточенность, старательность, самостоятельность;
- затруднена учебная деятельность из-за несуществующей направленности на усвоение нового и перехода на другую область усвоения;
- низкий уровень развития мышления из-за одноплановости деятельности, неразвитой ценностности познания;
- трудности в профессиональной деятельности: узость, ограниченность, недостаточная осознанность;
- трудность в общении, во взаимосвязях с людьми, возможны конфликты.
| - ребенок проявляет деятельность, но не выполняет ее целиком;
- не имеет самостоятельных обязанностей, ведущие к завершенности действий;
- похвала за выполненную работу приводит к становлению ценностности деятельности.
| - равнодушие, не эмоциональность;
- выделение определенной сферы действительности и осознание себя;
1 уровень: - низкий уровень умственной деятельности;
2 уровень: - осознание общих функций, типичные сущностные примеры;
- рассказ направлен на результат.
|
Ценностность личностных отношений | - значимая сфера личностных отношений, чаще – отношение к себе;
- значимость положительной оценки любой ценой;
- стремление к лидерству.
| - важнее отношение мотивации, чем направленность на получение нужного результата;
- высокая эмоциональность, глубокое переживание, эмпатия;
- высокий уровень мышления из-за двуплановости умственной деятельности;
- стремление к идеальному плану, рефлексия;
- положительная оценка в достижении высокой успешности ведет к положительному поведению или отрицательному лидерству.
| - ребенок – объект всеобщей любви, похвал, положительной оценки всех его действий и поведение независимо от их результатов;
- значима сфера отношений;
- неблагоприятная обстановка в семье, ссоры, скандалы между родителями;
- болезненное восприятие отношения к себе;
- стремление получить одобрение за любые успехи, нередко прибегая к неправде;
- склонность к хвастовству, хитрости, ябедничеству.
| - эмоциональность, заинтересованность;
- напряженность;
- рассказ отражает отношенческие ситуации, переживания;
- часто наличие субъекта является «Я».
|