Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие по карте России"
Конспект совместной познавательно-исследовательской
деятельности педагога с детьми старшего возраста.
Тема: «Путешествие по карте России».
Тип исследования: путешествие по карте.
Цель: Знакомить детей с географическим расположением нашей страны (России); продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине.
Задачи:
1. Закрепить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут (территория, Президент, столица, язык).
2. Закрепить изображение флага и герба родного города, значение символов в нем, символикой цветов (района, области).
3. Познакомить с климатом, животным миром России, закрепить знания о природных зонах.
4. Поддерживать познавательный интерес к истории своей страны, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление; развивать мелкую моторику.
Материал: Карта мира, физическая карта Росси, карта природных зон России, глобус; иллюстрации с изображением государственных символов России (герб, флаг); иллюстрации климатических зон (тундра, тайга, средняя полоса России, пустыня) и животных , конверты с изображением животных на каждого ребенка, заготовки Российских флагов (на каждого ребенка) , заготовка карты России (на каждого ребенка), фломастеры.
Словарная работа: существительные: Родина, Отечество, материк, гражданин, герб, флаг; прилагательные: прекрасная, могучая, единственная, необъятная; глаголы: защищать, гордиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми | 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №39
Конспект совместной деятельности педагога с детьми
на тему «Путешествие по карте России»
(старшая группа)
Воспитатель:
Гуляева Л.А.
Арзамас 2015г.
Тема: «Путешествие по карте России».
Цель: Знакомить детей с географическим расположением нашей страны (России); продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине.
Задачи:
1. Закрепить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут (территория, Президент, столица, язык).
2. Закрепить изображение флага и герба родного города, значение символов в нем, символикой цветов (района, области).
3. Познакомить с климатом, животным миром России, закрепить знания о природных зонах.
4. Поддерживать познавательный интерес к истории своей страны, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление; развивать мелкую моторику.
Материалы и оборудование: Карта мира, физическая карта Росси, карта природных зон России, глобус; иллюстрации с изображением государственных символов России (герб, флаг); иллюстрации климатических зон (тундра, тайга, средняя полоса России, пустыня) и животных , конверты с изображением животных на каждого ребенка, заготовки Российских флагов (на каждого ребенка) , заготовка карты России (на каждого ребенка), фломастеры.
Словарная работа: существительные: Родина, Отечество, материк, гражданин, герб, флаг; прилагательные: прекрасная, могучая, единственная, необъятная; глаголы: защищать, гордиться.
Технология: Короткова Н.А. "Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста"
Совместная деятельность педагога с детьми:
Мотивация: Ребята, я сегодня ехала в автобусе и услышала, очень необычную историю: «Один мальчик, вместе с родителями, очень любил путешествовать по разным странам. Однажды, во время очередного путешествия он отстал от своих родителей и заблудился: забыл не только свой домашний адрес, но и даже название страны, в которой он живет». Скажите, а что произойдет с нами, если мы забудем в какой стране мы живем?
Примерные ответы воспитанников: Потеряемся.
Воспитатель: Прямо волнительная история какая-то получается. Ребята, а вы знаете в какой стране вы живете?
Примерные ответы воспитанников: Россия.
Воспитатель: А вы любите путешествовать? А для этого, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. Вы согласны?
Примерные ответы воспитанников: да
Воспитатель: Ребята, мы отправляемся в путешествие, значит, нас можно назвать путешественниками…
А теперь, давайте мы свами подумаем и определимся, на чем мы будем путешествовать по нашей земле, ведь она такая необъятная, на ней столько разных красивых мест и достопримечательностей.
Для этого я вам предлагаю определить, какой вид транспорта наиболее удобен для нашего путешествия: (В ходе обсуждения заполняется таблица. Рассматриваются параметры: быстрота (скорость передвижения), удобство (можно ли передвигаться, общаться, получать дополнительные развлечения), безопасность (больше шансов спастись во время аварии).
Транспорт Быстрота Удобства Безопасность
Самолет ++ - -
Пароход
поезд ++ + +
(На основе анализа и заполнения таблицы, делается вывод: на поезде – быстрее, удобнее (комфортнее) и безопаснее).
Воспитатель: Вот мы с вами и отправляемся в путешествие по нашей стране, а к нашему путешествию прилагается глобус и карта России, где изображен маршрут нашего путешествия. (физическая карта)
Воспитатель: Вы уже знаете, что на земле существует много стран, больших и маленьких. А самая большая страна в мире- наша Родина, Россия. Материк, на котором мы живем самый большой на Земле, и называется он – Евразия. (Далее воспитатель показывает территорию России на карте мира и еще раз уточняет название страны, показывает детям, что страна очень большая, необъятная, в ней много озер, морей и рек).
Воспитатель: Размеры на карте уменьшены в сотни тысяч раз. Карта может многое рассказать о разных странах. На этой карте изображена не только Россия, но и другие страны. А как можно узнать, где какая страна?
Примерные ответы воспитанников: (предположение воспитанников).
Воспитатель: Между всеми странами обязательно проходит граница. Я сейчас указкой проведу по границе России, и вы увидите, какую территорию занимает наша страна. (обводит границу России указкой, а затем предлагает это сделать 2-3 детям). Большую территорию занимает наша страна?
Примерные ответы воспитанников: да.
Воспитатель: Я обведу границу других стран, которые находятся рядом с Россией, и вы увидите, насколько территории других стран меньше России (обводит границы Польши, Румынии, Чехословакии и др.).
Воспитатель: Россия для нас — единственная, необыкновенная земля, потому что она — наша Родина. Почему мы так говорим?
Примерные ответы воспитанников: Это наша Родина, потому что мы здесь родились (педагог прикрепляет к доске карточку со словом «Родина»).
Воспитатель: У вас на столе лежат свои карты России, и я вам предлагаю определить границы нашей родины и по точкам их обвести. (На столе на каждого листы- трафареты России. Дети по точкам обводят Россию.)
Воспитатель: Посмотрите на карту и скажите, а что обозначают эти черные кружочки?
Примерные ответы воспитанников: Это города.
Воспитатель: Правильно, а вы знаете, что в каждом государстве есть самый главный город. Главный город страны называется - столица
Воспитатель: И у нас в России такой город есть. А как, вы думаете, называется самый главный город нашей страны?
Примерные ответы воспитанников: Москва
Воспитатель: Москва – это столица нашей Родины? Давайте с вами найдем Москву на карте России (Дети подходят к карте, находят г. Москва и отмечают его). Но у нас в России есть еще и другие города.
И сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Назови город». Мы будем передавать друг другу вот этот маленький глобус (мяч) и говорить какие города нашей страны вы знаете, пока глобус опять не окажется в руках воспитателя.
Воспитатель: Молодцы. Как много разных городов нашей Родины вы знаете!
Воспитатель: Каждая страна мира имеет не только столицу, но и свои символы. Ребята, а вы знаете, символы нашей страны
Примерные ответы воспитанников: Флаг, герб и гимн России.
Воспитатель: А сейчас ребята, я вам покажу герб и флаг России. Какие цвета на нашем Российском флаге?
Примерные ответы воспитанников: «Белый, синий. красный. »
Воспитатель: Правильно. Российский флаг состоит из трех полос, поэтому его называют «триколор». Верхняя полоса — белая, как чистый снег, средняя полоса — синяя, как ясное небо, а нижняя полоса — ярко-красная, как солнышко на рассвете. »
Воспитатель: Посмотрите, это герб – еще один символ России. Герб России представляет собой темно – красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. Орел –это большая сильная птица. Золотой цвет – это символ солнца.
Воспитатель: А сейчас мы с вами попробуем доказать, сможете ли вы самостоятельно по образцу собрать герб и раскрасить флаг (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы, вы справились. Ребята, наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. В нашей стране много народов, населяющих ее: русские, татары, чуваши, марийцы, мордва, башкиры. Но мы с вами россияне.
Воспитатель: Мы с вами дальше отправляемся в путешествие по нашему намеченному пути. Ребята, ни одна страна в мире не имеет такой богатой и разнообразной природы, как Россия. Как вы думаете, почему?
Примерные ответы воспитанников: наша страна самая большая в мире.
Воспитатель: Правильно, потому что наша страна – самая большая в мире!
Ну вот, мы с вами на Крайнем Севере! (Показ иллюстрации с изображением тундры). Посмотрите, на природу Крайнего Севера, чего не видно на фотографии?
Примерные ответы воспитанников: Здесь очень холодно, нет лесов, на многие, многие километры простирается – земля с бедной, скудной растительностью. Зима там длинная, а лето короткое. Поэтому почва не успевает прогреться, а растения не успевают вырастать. Как вы думаете, какие животные здесь обитают, вы их узнаете? (Показ иллюстраций)
Примерные ответы воспитанников: Да, это белый медведь и олень – главные животные тундры. Они не боятся северных снегов, льда и мороза – толстый мех и шкура защищают их от стужи.
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Постепенно заканчивается тундра и начинается тайга. Это густые, хвойные леса. Растительный мир тайги очень богат. Деревья в тайге образуют непроходимые заросли – настоящую чащу. Если человек пойдёт в тайгу один, то может очень легко заблудиться. Животных в тайге очень, очень много! Это и медведи, и белки, и лисы, и бурундуки. Но есть и такие животные, которых вы не очень хорошо знаете, потому что они не живут в лесах нашего родного края. Посмотрите на картинки: это куница, рысь, соболь. (Показ иллюстраций).
Воспитатель: Дальше идут смешанные леса, мы с вами в средней полосе России. Животные смешанных лесов вам хорошо знакомы, назовите их.
Примерные ответы воспитанников: медведь, заяц, волк, лиса, белка, ёж, кабан (воспитатель показывает иллюстрации).
Воспитатель: Мы двигаемся с вами на юг, лес постепенно меняется. Деревьев становится всё меньше, солнышко греет всё сильнее и сильнее. Начинаются степи. (Показ иллюстрации). А как вы думаете, какие животные живут в степях?
Примерные ответы воспитанников: верблюды, суслики, бурундуки, мыши, змеи.
Воспитатель: Ребята, у вас на столе лежат конверты с животными и я вам предлагаю самостоятельно расселить их на нашей карте (дети берут конверты и расселяют животных на карте), (Физическая карта).
Воспитатель: Молодцы, вы все сделали правильно. А наше путешествие на этом заканчивается.
Мы сегодня с вами очень много узнали о своей стране – России. И я сейчас с уверенностью могу сказать, что вы во время путешествия никогда не потеряетесь и не забудете название нашей страны.
Список литературы
- Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. — 208 с.
- Г. Н. Данилина. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”. – М.: АРКТИ, 2004.
- В. Степанов «История России »
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М., 2010.
- Ривина Е. К. Государственные символы России. М., АРКТИ, 2009.