Условные обозначения: 0 – не усвоил; 1 – испытываю трудности; 2 – выполняю с помощью учителя; 3 – выполняю самостоятельно | І
| II |
Блок «Мы граждане единого Отечества» | О | У | О | У |
Умею систематизировать имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества |
|
|
|
|
Умею характеризовать общие цели, интересы различных сообществ и общественных групп, в которые входит человек |
|
|
|
|
Умею сопоставить понятия «гражданин» и «соотечественник», выявлять общее различия |
|
|
|
|
Умею систематизировать представления о российском народе, называть объединяющие факторы |
|
|
|
|
Умею характеризовать государственную символику России |
|
|
|
|
Умею различать права и обязанности гражданина России |
|
|
|
|
Умею объяснять связь между правами и обязанностями |
|
|
|
|
Умею объяснять, в чем состоит роль Президента и трех ветвей власти |
|
|
|
|
Умею характеризовать особенности субъектов РФ |
|
|
|
|
Умею определять по карте, с какими государствами Россия граничит на суши и на воде, показывать государственную границу России |
|
|
|
|
Умею определять по карте страны ближнего зарубежья, моделировать ситуации общения с зарубежными сверстниками в соответствии с традициями добрососедства |
|
|
|
|
Умею анализировать содержание пословицы поговорок, местных названий рек и других водоемов |
|
|
|
|
Умею рассказывать о жизни и творчестве, выдающихся деятелей культуры народов своего края, оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве |
|
|
|
|
Блок «По родным просторам» |
|
|
|
|
Умею сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу |
|
|
|
|
Умею находить на физической карте России природные объекты: равнины, горы |
|
|
|
|
Умею сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг |
|
|
|
|
Знаю полезные ископаемые разных регионов России |
|
|
|
|
Умею определять образцы полезных ископаемых и описывать их |
|
|
|
|
Умею находить на карте России крупные реки, сравнивать их по протяженности, кратко характеризовать их |
|
|
|
|
Умею раскрыть значения озер в жизни людей, характеризовать крупнейшие из них |
|
|
|
|
Умею различать озера и моря по существенному признаку, раскрывать значения морей в жизни людей |
|
|
|
|
Умею сравнивать карту природных зон России и физическую карту, выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон |
|
|
|
|
Умею определять по карте природные зоны России, рассказывать о них |
|
|
|
|
Умею находить на карте зоны арктических пустынь, рассказывать о ней |
|
|
|
|
Знаю животный мир арктических пустынь |
|
|
|
|
Умею находить на карте зону тундры, рассказывать о ней, о животном мире тундры, сравнивать природу тундры и арктических пустынь |
|
|
|
|
Умею находить на карте зону лесов, знаю её животный мир |
|
|
|
|
Умею находить на карте зоны лесостепей и степей |
|
|
|
|
Знаю животный и растительный мир зоны |
|
|
|
|
Умею находить на карте зоны полупустынь и пустынь, знаю животный и растительный мир |
|
|
|
|
Умею находить на карте субтропики, рассказывать о животном и растительном мире |
|
|
|
|
Умею соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон |
|
|
|
|
Умею рассказывать о древних занятиях народов России, Дальнего Востока и Сибири |
|
|
|
|
Знаю экологически проблемы в разных природных зонах |
|
|
|
|
Знаком с Красной книгой, умею приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края |
|
|
|
|
Знаком с заповедниками и национальными парками России |
|
|
|
|
Блок «Путешествие по реке времени» |
|
|
|
|
Умею определять значимость народной памяти, характеризовать народную оценку события |
|
|
|
|
Умею описывать внешний вид археологических находок, рассказывать о роле российских археологов в мировой исторической науке |
|
|
|
|
Умею показывать на исторической карте времени места обитания разных племён, сравнивать и находить общее и различное умею показывать на карте древние торговые пути, древние русские города, рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси |
|
|
|
|
Обосновывать роль этих городов как двух истоков древнерусского государства |
|
|
|
|
Умею составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князя Владимира Святого и Ярослава Мудрого, объяснять значение преемственности в их поступках |
|
|
|
|
Знаю дату Крещения Руси |
|
|
|
|
Умею характеризовать последствия этого выбора князя Владимира |
|
|
|
|
Умею составлять схему родственных отношений древне русских князей, умею находить на карте название городов, положивших начало Золотому кольцу |
|
|
|
|
Знаю роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков, составляю схему их родственных отношений |
|
|
|
|
Умею составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси, характеризовать князя Ивана III и царя Ивана Грозного |
|
|
|
|
Умею рассказывать об обоснование сибирских городов, о роли книгопечатания |
|
|
|
|
Умею обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны, показывать на карте поволжские города |
|
|
|
|
Умею высказывать суждения о необходимости отечественных армии и флота, промышленности науки и образования для развития страны и сохранения её независимости |
|
|
|
|
Умею характеризовать облик Санкт-Петербурга, сопоставлять деятельность князя Александра Невского и Петра I |
|
|
|
|
Умею характеризовать преобразования в жизни станы в после петровскую эпоху |
|
|
|
|
Могу характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну |
|
|
|
|
Могу характеризовать развитие промышленности и сети, железных дорог в 19-ом веке |
|
|
|
|
Могу характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в 19-ом веке |
|
|
|
|
Знаю о произведениях великих русских художников и писателей |
|
|
|
|
Могу рассказать о важнейших хранилищах изобразительного искусства |
|
|
|
|
Могу рассказать о событиях в истории России начало 20-ого века: участие страны в первой мировой войне, Октябрьской революции, Гражданской войне, образовании СССР |
|
|
|
|
Могу рассказать об СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 год |
|
|
|
|
Могу характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны, привести примеры героизма |
|
|
|
|
Могу характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941-1945 год |
|
|
|
|
Могу обсуждать значение семейных воспоминаний как основу общенародной исторической памяти |
|
|
|
|
Характеризовать документы, воспоминания и реликвии Великой Отечественной войны в своей семье |
|
|
|
|
Могу характеризовать созидательную деятельности нашего народа в первые пять лет после войны, привести примеры разрушения потерь в Великой Отечественной войны 1941-1945 год |
|
|
|
|
Могу характеризовать достижения СССР в науки и техники, в промышленности и образовании в 1950-1079-х годах |
|
|
|
|
Блок «Мы строим будущее России» |
|
|
|
|
Могу рассказать об особенностях периода перестройки, образования РФ 1991 году, о преобразованиях в экономической, политической и социальной жизни страны в этот период |
|
|
|
|
Могу выявить связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни и здоровья, объяснить, что продовольственная безопасность страны – важнейшая задача современности |
|
|
|
|
Могу устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок, приводить примеры такого сотрудничества |
|
|
|
|
Могу характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России |
|
|
|
|
Могу аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества, оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее |
|
|
|
|
Количество баллов |
|
|
Уровень |
|
|