Актуализация мотивационного потенциала студентов колледжа

Актуализация мотивационного потенциала является одной из важнейших задач современного обучения. Целью современного образования является формирование саморазвивающейся и самореализующейся личности, способной жить в современном изменяющемся мире, постоянно развиваясь, повышая свою квалификацию, совершенствуя свои знания и умения, осваивая новые технологии, а не за счет накопленных впрок готовых знаний.

Успешность образовательного процесса во многом зависит от степени мотивации ученика.

Мотивация — это внутреннее побуждение к действию, обуславливающее субъективно‑личностную заинтересованность индивида в его свершении. Образовательная мотивация - это система факторов, обуславливающих   учебную     деятельность   и   поведение   учащихся.

Обучение с использованием компьютерных технологий позволяет актуализировать познавательный и творческий потенциал студента, позволяет развить стремление к самостоятельному "добыванию" знаний и умений, что чрезвычайно важно для актуализации мотивационного потенциала студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyared2.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Актуализация мотивационного потенциала является одной из важнейших задач современного обучения. Целью современного образования является формирование саморазвивающейся и самореализующейся личности, способной жить в современном изменяющемся мире, постоянно развиваясь, повышая свою квалификацию, совершенствуя свои знания и умения, осваивая новые технологии, а не за счет накопленных впрок готовых знаний.

Успешность образовательного процесса во многом зависит от степени мотивации ученика.

Мотивация — это внутреннее побуждение к действию, обуславливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении. Образовательная мотивация - это система факторов, обуславливающих   учебную     деятельность   и   поведение   учащихся.

Мотивирование — это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям.

Мотивационная готовность рассматривается нами как совокупность мотивов, которые определяют позитивное отношение студента к выбранной специальности, направляют его к изучению содержания будущей профессиональной деятельности и побуждают к активности, направленной на саморазвитие в контексте выбранной профессии.

Мотивационный потенциал человека соотносится с его возможностями в будущем. Человеческий потенциал является некоторой прогнозируемой характеристикой возможностей в реализации своих интересов, достижении целен. Потенциал характеризует скрытое психическое явление, которое при определенных условиях может проявиться как актуальное.

Все  мотивы  могут  быть  разделены  на  две  большие   группы: одни  из  них  порождаются   самой  учебной   деятельностью и процессом ее выполнения; другие  мотивы связаны  лишь  с  результатами  учения. К первым относятся познавательные интересы обучающегося, потребность в интеллектуальном развитии, в овладении новыми  знаниями и умениями. Ко второй группе мотивов относятся мотивы, связанные с желанием ученика занять место в обществе, получить одобрение со стороны окружающих, занять определенное место в социуме.

Одной из характеристик мотива является его сила. Она влияет не только на уровень активности человека, но и на успешность проявлений этой активности, в частности, на эффективность деятельности.

С силой мотива связана его устойчивость. Более мотивированные студенты проявляют большее упорство в выполнении задания, чем слабо мотивированные.

 Существует доказанная зависимость силы мотива от степени осознанности. Ученик, который осознает зачем он учится, который знает для чего ему нужны эти знания, имеет более сильный мотив к успешному обучению, чем тот, который учится только потому, «что так надо». Поэтому эффективность учебной деятельности во многом зависит от того, насколько четко студент понимает смысл своей деятельности.

Имеется ряд факторов, которые резко уменьшают мотивационный потенциал обучающегося. К таким факторам относится монотонность процесса обучения, оторванность материала от реальной жизни, слишком жесткие критерии оценки, а также утомление, при котором исчезает желание выполнять работу, к которой вначале имелся положительный мотив.

Актуализации мотивационного потенциала способствуют многие средства повышения эффективности учебного процесса, о чем писали многие авторы: Бабанский Ю. К., Махмутов М. И., Лернер И. Я. и т.д.

Нами было проведено анкетирование учащихся 4 курса педагогического колледжа на предмет выявления мотивационной направленности. Использовалась методика А.А.Реан И В.А.Якунина, модификация  Н.Ц.Бадмаевой, а также методика Домбровской И.С.

Анкетирование выявило явное преобладание социальных мотивов над познавательными. Студенты гораздо больше озадачены получением хороших оценок и избеганием критики, нежели получением качественных знаний.

Поэтому, нам кажется необходимым сосредоточить большее внимания на актуализации познавательного интереса учащихся. Одним из способов повышения интереса к дисциплинам, углубления знаний по этим предметам является использование современных информационных технологий, на различных стадиях учебного процесса.  

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Этими вопросами занимались российские и зарубежные ученые: О.И.Агапова, Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, О.А.Кривошеев, Г.Клейман,  С.Пейперт, Б.Сендов, В.Ф.Шолохович,  Б.Хантер и др.

Все авторы отмечают, что грамотное использование информационных технологий позволяет повысить эффективность педагогического процесса благодаря тому, что:

  • новизна работы с компьютером вызывает заинтересованность учеников и усиливает мотивацию учения;
  • мультимедийные возможности компьютера расширяют способы по представлению новой информации;
  • компьютер позволяет строить индивидуализированное обучение учитывая особенности мышления каждого студента, что важно для актуализации мотивационного потенциала.
  • благодаря компьютеру учащиеся могут пользоваться большим объемом ранее труднодоступной информации, что актуализирует познавательный интерес учащихся.
  • Информационная компьютерная среда позволяет внедрять активно-деятельностные формы обучения.

Обучение с использованием компьютерных технологий позволяет актуализировать познавательный и творческий потенциал студента, позволяет развить стремление к самостоятельному "добыванию" знаний и умений, что чрезвычайно важно для актуализации мотивационного потенциала студентов.