«Интерактивное оборудование как средство преподавания английского языка в начальной школе (на примере упражнений к урокам в 3 классе)».
Дипломная работа
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Использование интерактивного оборудования в преподавании английского языка в начальной школе
1.1 Сущность и структура понятия «интерактивные технологии»
1.2. Взаимосвязь интерактивных и информационных и коммуникационных технологий
1.3. Потенциал использования интерактивного оборудования на уроках английского языка в начальной школе
Глава 2. Разработка комплекса дидактических материалов для проведения уроков английского языка в начальной школе с использованием интерактивного оборудования и предварительный анализ эффективности их использования
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В связи с модернизацией структуры и содержания общего образования, вызванного социально-политическими и экономическими преобразованиями в жизни нашего общества, изменился и статус иностранного языка как школьного предмета. Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Отсюда вытекает необходимость переосмыслить цели и задачи, содержание и технологии обучения иностранным языкам, учитывая при этом уже накопленный отечественный и зарубежный методический опыт.
Особое значение приобретает использование инновационных технологий в преподавании английского языка. Сегодня уже невозможно представить себе современный урок без использования информационно-коммуникационных технологий, будь то просто мультимедийная презентация, компьютерная обучающая программа или ресурсы сети Интернет.
В начальной школе сложно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы: где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать, в этом случае на помощь приходит интерактивное оборудование, так как мультимедийный инструментарий позволяет вывести процесс обучения в школе на принципиально новый уровень.
На современном этапе использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, стимулирует и развивает когнитивные процессы: мышление, восприятие, память. Использование данных технологий на уроках английского языка позволяет обучающимся в яркой, интересной форме овладевать основными способами общения: говорением, чтением, аудированием, письмом, закреплять изученное, с использованием дисков, слайдов, видеороликов, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.
Начиная обучение со второго класса, очень важно, чтобы процессы воспитания и развития обучающихся осуществлялись в контексте современных методик. Вместе с тем, умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, - задача весьма нелегкая и ответственная. Именно поэтому активное использование информационных технологий на уроках английского языка в начальной школе будет способствовать овладению обучающимися иностранного языка и достижению основной цели обучения – развития их коммуникативных компетенций.
Всё вышеизложенное обусловливает выбор темы выпускной аттестационной работы – «Интерактивное оборудование как средство преподавания английского языка в начальной школе (на примере уроков 3-ого класса)».
Объект исследования: преподавание английского языка в третьем классе начальной школы.
Предмет исследования: интерактивное оборудование как средство преподавания английского языка в третьем классе начальной школы.
Цель исследования: определить эффективность использования интерактивного оборудования на уроках английского языка в третьем классе начальной школы и разработать соответствующие дидактические материалы.
Задачи исследования:
- Выявить современные тенденции использования интерактивных технологий в образовательном процессе.
- Определить взаимосвязь интерактивных и информационных и коммуникационных технологий.
- Охарактеризовать потенциал использования интерактивного оборудования на уроках английского языка в начальной школе.
- Разработать дидактические материалы с применением интерактивной доски для использования на уроках английского языка в третьем классе начальной школы.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- методы теоретического анализа: изучение и анализ психолого-педагогической, социально-педагогической литературы, соотнесенной с изучаемой проблемой, публикации о возможностях использования интерактивного оборудования в образовательном процессе.
- методы эмпирического исследования: изучение нормативных документов, наблюдение процесса использования интерактивного оборудования на уроках английского языка в начальной школе.
Основные этапы выполнения работы:
Июнь 2012 г. - декабрь 2012 г. – теоретический – реферативный анализ научной и научно-методической литературы по теме исследования, определение понятийного аппарата, анализ состояния исследуемой проблемы, формулирование цели и задач исследования;
Декабрь 2012 г. – март 2013 г. – практический;
Март 2013 г. – июнь 2013 г. – аналитико-обобщающий – анализ, уточнение, обобщение полученных данных; подведение итогов исследования; написание и оформление диплома.
Практическая значимость: дидактические материалы, разработанные в ходе исследования, могут быть использованы для проведения уроков английского языка с применением интерактивной доски в третьем классе начальной школы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
В «Примерных программах к учебным предметам» отмечено, что «…уровень сформированности универсальных учебных действий в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников», поэтому для педагога важно понимать, что значимо «…не только содержание знаний, но и содержание видов деятельности, которое включает конкретные универсальные учебные действия, обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач, начальные умения самообразования [2].
В школьном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют одну единственную цель - усвоение знаний обучающимися. Приветствуется внедрение новшеств, инноваций и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную.
Особенностями пассивной модели является активность обучающей среды. Это значит, что обучающиеся усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Примерами такой модели могут быть традиционные формы уроков, например в виде лекции. Эта модель довольно-таки часто используется, хотя современным требованием к структуре урока является использование активных методов, вызывающих активность ребенка.
Активные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности обучающихся. Эта модель предполагает наличие творческих заданий и общение в системе ученик-учитель, как обязательных. Недостатком данной модели является то, что обучающиеся выступают как субъекты учения для себя, учащие только себя, и совершенно не взаимодействующие с другими участниками процесса, кроме учителя. Итак, этот метод характерен своей односторонней направленностью, а именно для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития, и ни сколько не учит умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах [32].
Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все обучающиеся активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации. Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.
В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение». Ряд авторов публикаций, таких как Стрельникова Т.Д., Черчинская Л.А., Козырев Ю.В., рассматривают его с разных позиций.
Во-первых, он означает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем), то есть это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.
Во-вторых, интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Это отмечает Суворова Н. в своей работе «Интерактивное обучение: новые подходы», Кашлев С.С. в работе «Технология интерактивного обучения» и ряд других авторов.
Структура интерактивного урока отличается от структуры обычного урока. В структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть включаются конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным.
Интерактивные технологии обучения – это организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие обучающегося в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания, отмечает в своей статье «Индивидуально-групповое обучение с использованием интерактивных технологий» О.Н. Соловьева.
Как показывает практика, существуют и полностью интерактивные уроки. Интерактивную модель можно применять и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также использовать её вместо опроса или обобщения.
На таких уроках часто выполняется работа в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Положительной стороной этой работы является то, что все обучающиеся имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Подобной работой является и деятельность обучающихся, которые объединяются в ротационные (изменяющиеся) тройки, таким образом, учитель может перемещать детей сколько угодно раз, задавая при этом различные вопросы [41].
В преподавании английского языка в начальной школе, учитывая специфику предмета и возраст обучающихся, могут быть использованы, на наш взгляд, интерактивные технологии, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Технологии интерактивного обучения
Название технологии | Описание технологии |
Работа в парах | Обучающимся ставится вопросы для дискуссии. После объяснения вопроса или фактов, приведенных в ситуации, необходимо дать немного времени для того, чтобы продумать возможные ответы или решение самостоятельно; необходимо объединить обучающихся в пары, определить, кто из пары будет начинать высказываться, и попросить их обсудить свои идеи друг с другом. Лучше сразу определить время на высказывание каждого из участников пары и общее обсуждение. Это поможет обучающимся сначала привыкнуть к четкой организации работы в парах. Они должны достигнуть согласия относительно ответа или решения. Каждая пара обменивается своими идеями и аргументами со всем классом, который помогает провести дискуссию. |
Работа в малых группах | Дает возможность обучающимся приобрести навыки, необходимые для общения и сотрудничества. Она стимулирует работу в команде. Идеи, выработанные в группе, помогают участникам быть полезными друг другу. Высказывание мыслей помогает им ощутить личные возможности и укрепить их. Учитель объединяет учеников в малые группы, распределяет задания между группами. Они должны за короткое время (как правило, 3-10 минут) выполнить это задание и представить результаты работы своей группы. Работа в малых группах дает возможность сэкономить время урока, так как исчезает потребность выслушивать каждого человека в большой группе. |
Аквариум | Данная технология заключается в том, что несколько обучающихся разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. |
В таблице 2 «Технологии интерактивного обучения» мы представляем описание различных интерактивных технологий, которые могут быть использованы учителем на любом уроке (см. приложение 1).
Интерактивное творчество учителя и обучающегося безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми [42].
В своей статье «Интерактивные технологии в учебном процессе» Н.А. Хорькова отмечает, что «…самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность является главным средством развития личности обучающегося, она раскрывает его потенциальные способности, формирует необходимые в современном мире навыки самообразования, ориентации в стремительном потоке информации» [39]. Использование интерактивных технологий – лучший способ активизировать эту деятельность у школьников.
На наш взгляд, во время подготовки урока с использованием интерактивных технологий, педагог должен соблюдать правила организации интерактивного обучения английскому языку в начальной школе, разработанные нами на основе «Основных правил организации интерактивного обучения»[43].
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все обучающиеся. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения, такие как работа в парах, работа в малых группах, ротационные тройки.
Правило второе. Позаботиться о благоприятной атмосфере во время занятия, продумать, каким образом можно привлечь к работе детей, которые не готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
Правило третье. Подготовить помещение для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучающихся должен быть создан физический комфорт.
Правило четвертое. Установить четкие правила поведения на уроке. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Правило пятое. Относиться со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Таким образом, интерактивное обучение повышает мотивацию обучающихся в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности обучающихся, побуждает их к конкретным действиям. Мы считаем, что важен, тот факт, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.
1.2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения» отмечено, что «…важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. Способность к рефлексии — важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как обучающегося, школьника, направленность на саморазвитие» [2].
Цели и задачи современной школы неразрывно связаны с требованиями общества, которое уже немыслимо вне современных компьютерных технологий. Применяя интерактивные технологии, необходимо в полной мере владеть информационными и коммуникационными технологиями. Также стоит понимать необходимость распространить общеучебные умения и навыки на формирование ИКТ компетентности обучающихся.
Учитель сегодня не является единственным источником знаний для обучающихся. Он – помощник, сопровождающий детей в мир информации, помогающий и направляющий их. Следовательно, умение использовать информационные и коммуникационные технологии, разрабатывать и применять на уроках электронно-образовательные ресурсы для учителя сегодня актуально, оно является требованием времени [38].
Основная цель применения таких технологий - повышение качества образования. Создавая и используя электронно-образовательные ресурсы, педагог может решить несколько разных задач.
Первая задача это – сделать уроки разнообразнее, ярче и привлекательнее, используя больше наглядности, в том числе анимацию, музыку, видеоматериалы.
Вторая задача, вместить в урок гораздо больше дидактического материала для объяснения и закрепления темы.
Третья задача – уменьшить количество времени для проведения контроля и проверки знаний обучающихся.
Четвертая задача - привить обучающимся навыки контроля и самоконтроля.
Также к задачам, решаемым в данном случае, педагогом можно отнести: повышение объёма выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза; обеспечение дифференцированного обучения, через предложение обучающимся выполнить разноуровневые задания; развитие умения пользоваться различными справочными системами, электронными библиотеками, другими информационными ресурсами и так далее.
Таким образом, применяя информационные и коммуникационные технологии на уроках, педагог должен помнить три золотых правила.
Во-первых, применение любых средств на уроке должно быть целесообразным и иметь практическую конечную цель. Планируя урок, нужно определить, для чего необходимо использовать информационные и коммуникационные технологии, и каким будет результат.
Во-вторых, урок должен быть динамичным. Учитель должен стараться разнообразить типы работ, чтобы задействовать все возможности запоминания и усвоения материала. На один вид работ не стоит тратить много времени, так как обучающийся устаёт, интерес угасает, и полезный коэффициент его труда резко падает.
В-третьих, вопрос сохранения здоровья школьников стоит остро. Следует придерживаться разумных ограничений «по непрерывному использованию одного вида деятельности, и не важно, связана ли эта деятельность с использованием компьютера или с использованием обычной ученической тетрадки».
Для детей, особенно начальной школы, важна эмоциональная составляющая урока. Принцип «игры и сказки» положительно влияет на результаты обучения. Учитель вовлекает обучающихся в образовательный процесс – это обязательное условие преподавания в современной школе.
Таким образом, использование интерактивного комплекса и информационных и коммуникационных технологий обучения способствует активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности младших школьников в образовательном процессе.
1.3. ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала обучающимися.
Больших результатов можно достичь, применяя данные технологии в преподавании иностранных языков в начальной школе. Использование проекционной техники в сочетании с аудиосредствами даёт возможность привлечь на занятиях при объяснении нового материала тезисы, таблицы, видео- и справочные материалы, при анализе текстов – схемы и данные электронных словарей. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. С помощью специальных программ или баз данных в процессе занятия можно обратиться практически к любому оригинальному тексту на английском языке.
Изучение иностранных языков с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у обучающихся.
Существующие сегодня электронные образовательные ресурсы позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Разнообразие тем и видов деятельности, красочность, увлекательность и доступность компьютерных заданий развивают и поддерживают огромный интерес к изучению предмета. Мультимедийные средства позволяют учителю корректировать учебные планы, исходя из интересов и возможностей отдельных обучающихся.
Таким образом, любой учитель, независимо от того, какой предмет он преподает, какие технологии обучения использует должен быть компетентным в области использования информационных и коммуникационных технологий. Направления использования информационных и коммуникационных технологий в настоящее время отличаются от тех, которые использовались несколько лет назад. Данные технологии должны быть не только средством представления учебного материала, инструментом, облегчающим работу преподавателя, они должны стать средством изменения всего учебного процесса [45].
В конце 2009 года опубликованы первые версии очень важного документа «Стандарты ИКТ-компетентности для учителей» на русском языке.
Проект «Стандарты ИКТ-компетентности для учителей» направлен на улучшение работы учителей во всех сферах педагогической деятельности за счет применения ИКТ и новейших достижений в педагогике, планировании учебных программ и организации школьной работы. Проект также призван помочь учителям использовать ИКТ и навыки работы с ними для повышения качества преподавания и развития сотрудничества с коллегами и обучающимися.
Новые стандарты предполагают, что в случае широкого использования ИКТ в учебной деятельности учителя смогут сформировать у обучающихся технологическую грамотность (т.е. умение решать учебные и бытовые задачи, а также впоследствии задачи профессиональной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий), обеспечить более глубокое освоение знаний (понимание связи старого и нового знания, понимание причинно-следственных связей, оценивание роли и значения информации и др.).
При конкретизации задач, которые могут быть решены при использовании информационных и коммуникационных технологий, в стандартах определен перечень тех учительских умений, которые должны формироваться с использованием ИКТ, это умения: определять и обсуждать, как обучающиеся осваивают и демонстрируют сложные познавательные навыки, например управление знанием, решение проблем, способность к сотрудничеству, критическое мышление; помочь обучающимся, используя ИКТ, научиться поиску, анализу, использованию, оценке информации и управлению ею; разработать тематический план уроков и задания для выполнения в классе, включающие использование средств и устройств ИКТ для содействия освоению навыков аргументации, планирования, аналитического познания, построения знания и коммуникации; помогать обучающимся развивать навыки коммуникации и совместной работы, используя ИКТ; помочь обучающимся на основе имеющихся у них знаний и соответствующей практической деятельности самим разработать бланки для оценки усвоения содержания предмета, его основных концептов и умения работать с ИКТ как самого обучающегося, так и его одноклассников, а также для улучшения результатов их работы и обучения; развивать собственные навыки аргументации, решения проблем и создания знания непосредственно в процессе преподавания; разрабатывать интерактивные материалы и задания, предполагающие вовлечение обучающихся в решение задач, научную и творческую деятельность; помогать обучающимся разрабатывать план проекта и соответствующие задания, которые вовлекут их в решение задач, научную или творческую деятельность; помогать обучающимся использовать в своих проектах мультимедийные и сетевые средства, издательские технологии так, чтобы содействовать непрерывному созданию знания и общению с другими; помогать обучающимся осмыслить собственный процесс познания.
Приведенный перечень умений свидетельствует о том, что использование ИКТ в обобщенном виде должно позволить учителю: создавать такую информационно-образовательную среду в рамках своего учебного предмета, когда содержание обучения формируется на солидарной основе: не только обучающим, но и обучающимися; менять способы взаимодействия с коллегами, обучающимися и родителями в учебном процессе, выстраивать учебный процесс на основе сотрудничества, совместного решения задач, взаимного обучения, создания и функционирования сетевых сообществ; ориентироваться на новые способы работы с информацией, сосредотачивая внимание на умении ее анализировать, систематизировать, сравнивать, оценивать [45].
За последние несколько лет особенно пристальное внимание было обращено на применение инновационных технологий в преподавании иностранного языка и других дисциплин. Это связано, прежде всего, с изменением структуры и содержания общего среднего образования, когда от обучающегося требуется на выходе из школы не просто набор знаний, умений и навыков, а некая система коммуникативных, информационных и некоторых других компетенций, которые помогут ему быстро ориентироваться в современном мире, где ключевым моментом является именно информация и методы её получения и обработки. В преподавании иностранного языка применение инновационных технологий позволяет вывести обучающихся на принципиально новый уровень овладения неродным языком, повысить мотивацию обучения, подготовиться к сдаче различных экзаменов и тестов.
Одним из новейших направлений в последнее время является использование интерактивных технологий в процессе обучения. Появление интерактивных досок в образовательных учреждениях делает возможным внедрение данных технологий на различные уроки в школах.
Интерактивная система представляет собой комплект современных достижений техники, состоящий из интерактивной доски, компьютера и проектора. Интерактивные доски производятся с применением различных технологий определения положения маркера или пальца на поверхности. Сейчас существуют: сенсорная резистивная, оптическая, инфракрасная, ультразвуковая, электромагнитная технологии.
Сенсорная резистивная технология применяется в интерактивных досках, поверхность которых, состоит из двух слоев, между которыми расположены датчики. При нажатии любым предметом (или пальцем) на верхний слой рабочей поверхности доски, датчики определяют место касания и передают информацию в компьютер.
Оптическая технология, применяемая в интерактивных досках, также позволяет работать с доской любым предметом. Инфракрасные датчики «видят» предмет, который подносится достаточно близко к поверхности доски, определяют его координаты и передают в компьютер.
Инфракрасная и ультразвуковая технологии позволяют работать с доской только с помощью специального маркера. При касании поверхности маркер издает ультразвуковой и инфракрасный сигнал, который фиксируется датчиками в рамке доски.
Электромагнитная технология также подразумевает использование с интерактивной доской специального маркера. Его положение определяется датчиками в поверхности доски. Эта же технология используется в беспроводных планшетах, а также в интерактивных панелях, заменяющих монитор компьютера.
Все этих технологии можно разделить на две условные подгруппы: доски, которыми можно управлять рукой или же доски, для которых нужен специальный «маркер».
Каждая из представленных групп имеет свои преимущества. Основными для одной из групп являются это быстрота и легкость управления без дополнительных инструментов, на другой же проще делать построения и все операции связанные с точностью определения прикосновения [40].
Сегодня на рынке четыре основные марки данной продукции: Activboard (производит компания Promethean, в России их распространением занимается «ТДС-Прометейн-М»), SMARTBoard (производит SMART Technologies Inc., в России представляет Polymedia), InterwriteTM Board (производит Interwrite Learning, дистрибьютор в Казахстане – ТОО «Алматы Вижуал Системс»), STARBoard (производит Hitachi, распространением занимается сеть дилеров).
На диаграмме 1 представлены данные о спросе на интерактивные доски. Несложно сделать вывод, что основные потребители интерактивных досок находятся в образовательном секторе: в начальной школе – 49%, в средней – 41%, в вузах и специальных учебных организациях – 10% [46].
Диаграмма 1
Использование интерактивной доски значительно помогает повысить эффективность обучения, так как предоставляет огромные возможности использования наглядности подачи материала, быстрого поиска дополнительной информации (при прямом выходе в Интернет), творческого подхода к проведению уроков иностранного языка в школе.
Работая с интерактивной доской обучающиеся могут одновременно видеть, слышать, произносить и писать, что способствует наилучшему усвоению предлагаемого материала. Передвижения по экрану доски грамматических структур, слов, картинок; выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров; использование звуковых роликов, возможность записи фрагмента урока вызывает интерес у обучающихся разных уровней, что повышает их мотивацию к изучению иностранного языка и эффективность учебного процесса [36].
Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Педагоги говорят, что подготовка к уроку на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия.
На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же, тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Педагоги и обучающиеся делают все это у доски перед всем классом, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические диски, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам позволяют задать занятию бодрый темп: учителю не потребуется тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя специальный инструмент, позволяющий добавлять записи и комментарии. Файлы предыдущих занятий всегда можно использовать и на последующих уроках для повторения пройденного материала.
Интерактивная доска является ценным инструментом для обучения всего класса. Это – визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для обучающихся.
Работа с интерактивной доской в начальной школе на уроках английского языка становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Использование различных магнитных ручек, лазерных указок, «волшебных» палочек развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.
Эффективное использование интерактивной доски делает урок ярким, насыщенным, интерактивным; повышает активность обучающихся, развивает память, внимание, скорость реакции и другие психологические особенности обучающихся.
Использование современных учебных методов и информационных и коммуникационных технологий создает возможности в становлении взаимных связей между преподавателем и обучающимся, между самими обучающимися и между школой и семьей. В настоящее время широко применяются интерактивные методы преподавания и информационные и коммуникационные технологии как современные методы обучения.
Опыт применения интерактивных досок в процессе обучения показывает эффективность данного технического средства обучения. Преимущества использования интерактивной доски в сравнении с обычной классной доской очевидно. Интерактивная доска позволяет сделать урок более динамичным, информативным.
Существуют некоторые проблемы, с которыми сталкивается педагог, планирующий использование интерактивной доски в образовательном процессе.
Первая проблема состоит в том, что не каждая школа может позволить себе приобрести интерактивную доску с необходимым программным обеспечением, в силу высокой стоимости данного оборудования.
Вторая проблема – учителю нужно время на освоение специального программного обеспечения, только после этого он сможет осуществить выбор приемов и методов обучения с включением интерактивной доски в процесс преподавания предмета. Иначе интерактивная доска используется, как проекционный экран, когда интерактивность достигается через управление презентацией или элементами интерфейса с помощью выбора управляющих элементов на сенсорном экране.
Третья проблема связана с преодолением стереотипа, что доска является средством фронтальной работы с классом, что посредством этого технического средства обучения можно осуществлять дифференцирований подход в обучении, и эта проблема напрямую связана с двумя выше указанными.
Чтобы устранить данные проблемы, необходимо провести предварительную подготовку.
Во-первых, педагогу важно определить, какие ресурсы могут помочь в работе с интерактивной доской. Данные ресурсы представлены на схеме 1.
Схема 1
Ресурсы для работы с интерактивной доской
Многие из вышеперечисленных ресурсов используют возможности компьютера, например, цвет, движение и звук, большинство из которых, не всегда доступны на обычном уроке.
Во-вторых, учителю необходимо освоить специальное программное обеспечение и изучить его возможности. Это можно сделать, посетив специальные курсы или изучить программу самостоятельно в рамках самообразования.
В процессе обучения интерактивная доска может быть использована как обычная доска для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом); как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого; как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения.
Мы изучили ряд инструментов интерактивной доски, которые позволяют реализовать на интерактивной доске разноплановые задания, используемые для проведения уроков английского языка в начальной школе, и представляем их в таблице 2.
Таблица 2
Инструменты интерактивной доски
Инструмент | Воздействие на обучение |
Перо | Позволяет делать рукописные записи на экране, которые при необходимости можно сохранить, использовать в дальнейшем при работе. У пера можно менять цвет и толщину. Все записи, сделанные с помощью пера, называются пометками. |
Маркер | Позволяет выделять полупрозрачным цветом объекты на экране. С помощью данного инструмента можно привлечь внимание обучающихся к определенному объекту на слайде. У маркера можно менять цвет и толщину. Все выделения, сделанные с помощью маркера, называются заметками. |
Фигура | Позволяет очень быстро изображать на доске различные графические примитивы. У фигуры можно изменять цвет заливки, цвет контура и размер. |
Заливка | Позволяет изменять цвет страницы и фигур. Инструмент позволяет педагогу выделять важные области цветом и привлекать внимание к ним, связывать общие идеи или показывать их отличие. |
Ластик | Позволяет убирать с доски заметки, то есть то, что изображено с помощью пера или маркера. С помощью ластика и пера можно реализовывать интересные задания на проверку знаний. У ластика можно изменять толщину. |
Выбор | Инструмент выбор позволяет выделять объекты на странице и перемещать их в любую часть страницы. |
Шторка | С помощью данного инструмента можно скрыть все, что записано и изображено на экране (или части экрана) и, по мере необходимости, отображать. Данный инструмент дает возможность создавать задания на проверку знаний и на отработку изученного материала. |
Мультимедиа | Это возможность разместить на странице различные файлы (ауди, видео, презентации и др.), которые понадобятся во время урока и, по мере необходимости, их воспроизводить. Значительно усиливают подачу материала. |
Страницы | По страницам можно перемещаться вперед и назад, демонстрируя определенные темы занятия или повторяя пройденное. Страницы можно просматривать в любом порядке, а объекты перемещать с одной страницы на другую. |
Текст | Дает возможность вводить машинописный текст на страницы. После выбора инструмента на экране появляется экранная клавиатура, которая позволяет вводить текст, не отходя от доски. |
Прозрачность | Изменение свойств изображения с помощью данного инструмента, позволяет увидеть, что находится под изображением. |
Корзина | В корзину можно быстро перемещать объекты, которые необходимо убрать со страницы. Можно использовать для проверки знаний. |
В таблице 2 мы представили только те инструменты, которые, на наш взгляд, могут быть наиболее эффективно использованы в преподавании английского языка в начальной школе.
У современных обучающихся высокая потребность в визуализации информации. Не стоит забывать, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, и на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность. На такой доске можно размещать разное количество разноплановой информации: схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимационные и звуковые эффекты, видеофрагменты.
Продолжительность использования интерактивной доски определяется преподавателем: она может быть использована во время всего урока, также можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия, учитывая, что рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране компьютера, на уроке не должна превышать, для обучающихся в 1 –4 классах, 15 минут. [3].
Младшие школьники охотно работают с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске, на которой сразу имеют возможность увидеть, совпало ли их написание с правильным начертанием, изображённым на доске. В случае допуска ошибки есть возможность убрать неправильную часть или отменить действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.
Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально на уроках английского языка в начальных классах, позволяет заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв.
Интерактивная доска позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы.
При проведении словарных диктантов «Проверь себя» есть возможность использовать таймер из меню доски с фиксированным временем для выполнения задания, так как ребята должны учиться организовывать свою деятельность в соответствии с регламентом.
Возможность перемещения объектов на доске, их группировку по определенным признакам также можно использовать на уроках английского языка. Записи, выделения цветом могут выполняться прямо на слайдах, на отсканированных документах.
На интерактивной доске можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько обучающихся по очереди, процесс и результат их действий виден всем в классе.
Интерактивная доска выводит взаимодействие обучающихся на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс. Таким образом, используя возможности применения интерактивной доски, достигается цель, как научить обучающихся выполнять работу, которую иногда делать совершенно не хочется.
Используя интерактивную доску, можно сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Стоит отметить, что возможности интерактивной доски уместны в преподавании разных учебных дисциплин в начальной школе.
Сложно утверждать, что результаты обучающихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но многие педагоги замечают, что дети проявляют наибольший интерес к тому, что происходит на занятиях, они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал.
При помощи средств интерактивной доски учитель может создавать уроки на определённые темы или использовать материалы, имеющиеся в коллекции ресурсов.
Например, обучая алфавиту при помощи урока «Alphabetic Flower» (где учащимся предлагается расставить красочные цветы с буквами в алфавитном порядке), ребёнку ненавязчиво предлагается закрепить, применить и проверить свои знания алфавита, последовательности букв, их произношения и написания. Дети сами меняют расположение букв, усваивая порядок.
В программе «Phoneme Machine», в которой, помимо звукового сопровождения, на доску выводится крупным планом лицо человека, артикулирующего не только отдельные звуки, но и целые слова и фразы. Учащиеся могут не только слышать, но и видеть работу речевого аппарата при произнесении различных звуков и слов английского языка.
Электронные образовательные ресурсы для уроков, созданные в технологии ActiveInspire или SmartNotebook, по изучению цифр, цветов, семьи, предметов окружающего мира, классной комнаты, частей тела и т.д. не только дают возможность интересного введения нового материала, но и его тренировки и запоминания. Ценным в таких ресурсах является предоставление возможности каждому ребёнку самому проверить свои умения и навыки.
Педагог, используя интерактивную доску, может организовать постоянную работу обучающихся в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех обучающихся, находящихся на уроке. Необходимо учесть и важный психологический момент: современные школьники, у которых дома обычно есть компьютеры с многочисленными играми и телевизоры с агрессивным видеорядом, привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка [37].
Таким образом, исходя из всего выше сказанного, можно выделить преимущества использования интерактивной доски на уроках английского языка в начальной школе.
Во-первых, применение интерактивной доски на уроках английского языка можно совместить с программами для всех лет обучения.
Во-вторых, использование различных инструментов интерактивной доски усиливает подачу материала, позволяя преподавателям, в том числе, эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами.
В-третьих, интерактивные технологии предоставляют больше возможностей для взаимодействия и обсуждения нового материала.
Педагоги также выделяют для себя некоторые преимущества использования интерактивной доски и дополнительного оборудования.
Прежде всего, это возможность объяснять новый материал из любой точки класса, используя радио-панель или интерактивную указку.
Можно подвести итог по результатам опросов обучающихся, которые неоднократно работали на уроках с интерактивной доской.
Первое, что отметили дети, это тот факт, что применение интерактивной доски делает занятия интересными и вызывает стремление выполнить задание правильно.
Второе, что они начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
Третье, что они начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Мы рассмотрели, возможности, которые дает использование интерактивной доски в образовании, убедились, что интерактивная доска – это современное средство, позволяющее сделать обучение в школе более эффективным.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
С развитием технологий, методические разработки с использованием интерактивной доски приходят и в начальную школу, что вызывает не только интерес обучающихся к обучению, но и влияет на получение и усвоение знаний, преподаваемых в школе. Важно учитывать эти факторы в начальной школе, когда бывшему дошкольнику достаточно сложно самоорганизоваться на уроках, переступить порог от детского сада к школьной парте и усваивать огромное количество информации. В этом случае, использование интерактивных досок на уроках в начальной школе, а тем более на уроках английского языка, становится для педагога неотъемлемым помощником в борьбе за усидчивость, интерес к предмету и организации коллективной работы класса.
Для обоснования и подтверждения теоретических положений, представленных в данной работе, было организовано экспериментальное исследование, в ходе которого предполагалось разработать комплекс дидактических материалов для проведения уроков английского языка в 3 классе начальной школы с использованием интерактивного оборудования и доказать эффективность предлагаемого комплекса упражнений.
Ниже мы приводим перечень разработанных заданий с описанием.
Задание № 1. Соотнести слова с картинкой.
Описание. На доске в левой части написаны слова: apple, cheese, bread, milk, chocolate, eggs, bananas, potatoes, tomatoes, а в правой части даны изображения этих продуктов. Обучающимся предлагается с помощью электронного карандаша переместить картинки к соответствующим словам. Правильность выполнения задания контролирует учитель. После того, как задание выполнено обучающиеся хором или индивидуально повторяют слова за учителем.
Задание № 2. Переместить в корзину слова, которые обозначают съедобные продукты.
Описание. На доске изображена корзина. Ниже представлен ряд слов: strawberries, book, potatoes, crisps, apple, pen, table, pencil. В корзину надо сложить все «съедобные» слова. Если обучающийся попытается переместить «несъедобное» слово в корзину, то оно вернется на место. В случае правильного выполнения упражнения, все «съедобные» слова остаются в корзине, а «несъедобные» - за ее пределами. Далее обучающиеся достают слова из корзины и хором повторяют их за учителем, а потом каждый индивидуально.
Задание № 3. Восстановить по памяти слова.
Описание. На доске в столбик записаны слова: tea, coffee, yoghurt, juice, milk, aqua, wine. Обучающиеся вместе с учителем читают слова и пытаются их запомнить. Затем учитель, с помощью инструмента «шторка», закрывает по одному слову. Обучающийся должен назвать скрытое слово. Потом учитель закрывает ещё одно слово, а обучающийся называет уже два закрытых слова. И так до тех пор, пока не будут закрыты и названы все слова. Далее учитель открывает «шторку» - все слова вновь оказываются на доске и обучающиеся проверяют себя.
Задание № 4. Восстановить рассказ.
Описание. На доске написан рассказ.
I am Winnie.
I am very nice.
I am not very slim.
I am not very fat.
I live in forest.
I like honey and strawberries.
I don`t like chips and chees.
I have many friends.
Учитель вместе с обучающимися несколько раз читают рассказ, затем учитель, с помощью инструмента «перо», закрашивает некоторые слова, а обучающиеся по памяти восстанавливают рассказ. После чего учитель, с помощью инструмента «ластик» открывает закрашенные слова, а затем обучающиеся ещё раз читают рассказ.
Задание № 5. Вставить пропущенные буквы.
Описание. На доске написаны слова с пропущенными буквами:
m…lk | …pple | c…rrot |
b…tter | j…ice | c…ke |
l…mon | c…bb…ge | br…ccoli |
ch…se | h…ney | br…d |
Под словами даны буквы, которые надо вставить в пропуски: u e a o i. Обучающийся перемещает буквы и вставляет их в пропуски. Если обучающийся ошибся, он может исправиться – убрать неправильную букву и вставить правильную. После того как все буквы будут вставлены, обучающийся читает слова и даёт им перевод.
Задание № 6. Переводчик.
Описание. В левой части доски написаны слова на английском языке: lemon, orange, banana, apple, cherry. Учитель спрашивает перевод одного слова, после того, как обучающийся ответил, учитель или обучающийся при помощи электронного карандаша перемещает это слово в правую часть доски, где это слово, пройдя переводчик, появляется уже на русском языке. Все сравнивают перевод с ответом обучающегося. Упражнение прорабатывается с каждым словом.
Задание № 7. Разложить фрукты и овощи по корзинам.
На доске размещены изображения двух корзин, под ними даны слова: orange, cabbage, carrot, apple, onions, banana, potatoes, lemon. Надо разложить слова, которые обозначают фрукты, в одну корзину, а слова, которые обозначают овощи, в другую. Если обучающийся попытается положить слово с обозначением овоща в корзину для фруктов, то слово вернется на свое прежнее место и наоборот, если обучающийся положит слово с обозначением фрукта в корзину для овощей, то данное слово будет также возвращаться обратно.
Задание № 8. Соотнести названия фруктов и овощей с их изображениями.
Описание. В левой части доски в столбик написаны словосочетания – наименование фрукта или овоща и его количество.
One apple
Five bananas
Three tomatoes
Two eggs
Four strawberries
Eight carrots
Six peas
Nine potatoes
Ten lemons
Seven onions
А в правой части доски нарисованы эти фрукты и овощи. Обучающийся должен соотнести каждый фрукт и овощ со словом и указать правильное количество. Например, напротив ten lemons, обучающийся должен поставить 10 картинок лимона.
Задание № 9. Соотнести с транскрипцией.
Описание. На доске, в верхней части, записаны слова: tea, cheese, bread, yoghurt, milk, а в нижней части дана транскрипция этих слов. Обучающийся должен соотнести слова с транскрипцией.
Задание №10. Убрать лишнее.
Описание. На доске даны три цепочки слов, в каждой из которой одно слово лишнее. Обучающийся должен найти его и зачеркнуть или выделить, и объяснить, почему он выбрал именно это слово, а не другое.
Banana, orange, carrot, apple
Cabbage, lemon, bread, table
Carrots, eggs, tomatoes, cucumber
В данном виде деятельности на помощь приходит режим «Граффити». Написать-начертить, дорисовать-нарисовать, подчеркнуть-зачеркнуть – все это доступно с помощью электронных перьев (на лотке, либо на панели инструментов).
Задание № 11. Найти новое слово.
Описание. На доске дан ряд слов: apple, carrot, lips, cucumber, eyes, eggs, orange, nose, banana. Обучающийся должен найти новые слова. При нажатии «пером» на слово, оно превращается в картинку, которая показывает значение данного слова. Так, например, нажав на слово lips, на доске появляется картинка с губами. Найдя все новые слова, обучающиеся должны сказать, какую тему начнёт изучать класс. В данном случае это тема «Parts of the face». Затем все обучающиеся вслед за учителем повторяют новые слова несколько раз.
Целью упражнений 1, 2, 6, 7 является закрепление, контроль лексических единиц. Его можно использовать на этапе первичного закрепления лексики, когда слова уже известны, но обучающиеся ещё не в полной мере ими владеют, или использовать на этапе актуализации знаний, когда все слова знакомы и успешно усвоены, но требуются для дальнейшей работы. Также возможно использование на этапе контроля усвоения лексических единиц.
Цель упражнений 3 и 4 – развитие зрительной и слуховой памяти, а также закрепление лексических единиц. Также можно использовать на этапе первичного закрепления лексики.
Результатом этих упражнений является развитие слуховой и зрительной памяти, что очень важно при изучении иностранного языка, а также более глубокое усвоение слов по теме «Food», снятие языковых трудностей, повторение ранее усвоенного языкового материала, важного для понимания содержания.
Цель упражнения 5 – отработка правописания слов, а также закрепление, контроль лексических единиц. Это упражнение можно использовать при формировании орфографического навыка, а также при закреплении лексики по теме «Food», на этапе актуализации знаний и на этапе контроля.
Результат выполнения упражнений 1- 7 зависит от этапа урока, на котором они используется.
На этапе первичного закрепления и актуализации знаний результатом является более глубокое усвоение слов по теме «Food», снятие языковых трудностей, повторение ранее усвоенного языкового материала, важного для понимания содержания.
На этапе контроля результатом является формирование навыков оценки и самооценки обучающихся.
В целом, выполнение упражнений, благодаря наглядности и интерактивности, будет способствовать улучшению мотивации изучения английского языка.
Цель упражнения 8 – контроль усвоения лексических единиц. Лучше всего его использовать на этапе контроля, так как содержание данного упражнение подразумевает уже наличие определённых знаний не только по теме «Food», но и по теме «Numerals».
Результатом на этом этапе является формирование навыков оценки и самооценки обучающихся. В целом, выполнение упражнения, благодаря наглядности и интерактивности, будет способствовать улучшению мотивации изучения английского языка.
Цель упражнения 9 – закрепление фонетического навыка. Проверяется знание транскрипционных знаков, умение читать их и соотносить со словом.
Результатом является развитие умения читать и соотносить транскрипционные знаки. Умение правильно читать слово.
Цель упражнения 10 - проверка лексических, а в последней цепочке, и грамматических знаний. Можно использовать это упражнение на этапе контроля.
Результатом на этом этапе является формирование навыков оценки и самооценки обучающихся, развитие обобщения информации, развитие мышления от частного к общему и от общего к частному.
Цель упражнения 11 - введение нового лексического материала, обучение составлению высказывания, организации речевой ситуации, что способствует развитию коммуникативных умений.
Результатом упражнения будет развитие обобщения информации, развитие мышления от частного к общему, а также первичное закрепление лексических единиц по теме «Parts of the face».
На примере данных упражнений мы хотели показать разнообразие инструментов и форм работы с интерактивной доской. Стоит отметить, что данные упражнения – это лишь небольшая часть комплекта методических материалов, которые можно создать, опираясь на возможности интерактивного оборудования. Идеи использования инструментов интерактивной доски в разработанных нами упражнениях могут быть переложены на любой школьный предмет в любом классе.
Как показал проведенный нами анализ публикаций, использование интерактивной доски позволяет включить всех обучающихся в процесс познания на максимальном для каждого ребенка уровне успешности, стимулировать развитие мыслительной и творческой активности, способствовать увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками говорения и восприятия речи на слух, что обеспечивает эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка, а также, как отмечают авторы публикаций, повышает эффективность усвоения материала обучающимися при значительной экономии времени. Выполнение интерактивных упражнений мотивирует детей на получение знаний и успешность. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у обучающихся неподдельную заинтересованность, а также способствует совершенствованию практических знаний и речевых умений, развитию социокультурной компетенции, совершенствованию навыков общения на иностранном языке.
Наряду со многими преимуществами, подготовка урока с использованием интерактивной доски является трудоемким процессом и требует больших затрат времени. Применение ее на уроке должно быть дозированным. Согласно нормативной документации требуется учитывать, что при компьютерном сопровождении уроков общее время работы обучающегося с компьютером не должно превышать 15 минут, то есть менее половины урока. Можно использовать компьютер и интерактивную доску фрагментами по 2 - 5 минут, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока.
Опыт работы с интерактивной доской подтверждает эффективное положительное влияние сочетания ее возможностей и реализации дидактических принципов новизны, наглядности, коммуникативной активности, межпредметных связей, интерактивности, обратной связи, сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, а также личностно-ориентированного обучения.
Таким образом, педагогические возможности интерактивной доски, как средства обучения, по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса, способствуют совершенствованию учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу обучающихся и учителя. Благодаря интерактивной доске дети с большим удовольствием учатся и их результаты улучшаются. Но стоит отметить, что интерактивная доска – это лишь инструмент в руках педагога, такой же как мел, таблицы, плакаты, и то, как этот инструмент «зазвучит», зависит от творчества педагога, его готовности сделать урок интересным, понятным, запоминающимся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование интерактивной доски в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала обучающихся при значительной экономии времени, а также мотивирует обучающихся на получение знаний и успешность. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у обучающегося неподдельную заинтересованность, а также способствует совершенствованию практических знаний и речевых умений, развитию социокультурной компетенции обучающихся, совершенствованию навыков общения на иностранном языке.
Анализируя различные источники, мы выяснили, что интерактивные технологии обучения – это организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие обучающегося в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания. Выявили, какие интерактивные технологии могут быть использованы в преподавании английского языка в начальной школе, учитывая специфику предмета и возраст обучающихся.
Также в ходе написания исследования выявили, что интерактивное обучение повышает мотивацию обучающихся в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности обучающихся, побуждает их к конкретным действиям.
Определи взаимосвязь интерактивных и информационных и коммуникационных технологий. Пришли к выводу, что использование интерактивного комплекса и информационных и коммуникационных технологий обучения способствует активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности младших школьников в образовательном процессе.
Охарактеризовали потенциал использования интерактивного оборудования на уроках английского языка в начальной школе. Рассмотрели, возможности, которые дает использование интерактивной доски в образовании, убедились, что интерактивная доска – это современное средство, позволяющее сделать обучение в школе более эффективным.
Опираясь на теоретическую часть нашего исследования, мы разработали дидактические материалы с использованием интерактивной доски для дальнейшего применения их на уроках английского языка в третьем классе начальной школы.
Проанализировав интерактивные задания к урокам английского языка в третьем классе, пришли к выводу, что использование интерактивной доски позволяет включить всех учащихся в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности, стимулировать развитие мыслительной и творческой активности, способствовать увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками говорения и восприятия речи на слух, что обеспечивает, в конечном счете, эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка.
Список литературы
Официальные документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации»: // Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 08.05.2013.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт: // Опубликован на Официальном интернет-портале Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 29.06.2011) Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»)¨//В данном виде опубликован не был.
4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638) //В данном виде опубликован не был.
Книги
5. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Мн., 2005г.- 80 с.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов. / под ред.Е.С.Полат. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
7. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. М., 2001г. -110с.
8. Фаберман Б.Л. Передовые педагогические технологии. Т., 2009 г. -130с.
Статьи
9. Бакотина Ю.В. Из опыта применения интерактивной доски при обучении иностранному языку / Ю.В. Бакотина// Информатика в шк. - 2012. - № 4. - С. 55-56.
10. Бовкунович Е.В. Моделирование современного урока с использованием современных информационно-коммуникационных технологий / Е. В. Бовкунович// Теория и практика доп. образования. - 2009. - № 7. - С. 30-32; Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 4. - С. 58-60.
11. Бученкова И.Г. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании английского языка / И. Г. Бученкова// Методист. - 2010. - № 8. - С. 59-65.
12. Голенопольский И. Цифровая революция в преподавании иностранных языков / И. Голенопольский// Иностр. языки. - 2012. - № 4. - С. 5-7.
13. Гусакова Е. Эволюция школьной доски, переход от мелового периода к электронному / Е. Гусакова// Учитель. - 2011. - № 1. - С. 80-82. - Библиогр.: с. 82.
14. Деменчёнок О.Г. Проведение занятий с применением мультимедийной техники / О.Г. Деменчёнок// Школ. технологии. - 2010. - № 1. - С. 153-160 .
15. Дряхлова Г.П. Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий / Г.П. Дряхлова// Завуч нач. шк. - 2011. - № 4. - С. 49-56. - Библиогр.: с. 56.
16. Козина Е.В.Интерактивное обучение в начальной школе / Е. В. Козина
// Упр. нач. шк. - 2010. - № 7. - С. 4-14.
17. Козырев Ю.В. Модель интегративной образовательной технологии на основе ИКТ/ Ю.В. Козырев// Упр. Качеством образования: теория и практика эффект. Администрирования.- 2009 -№4. –С.26-53.
18. Корчажкина О.М. Специфика применения интерактивной доски на уроках иностранного языка при выполнении творческих заданий / О. М. Корчажкина// Иностр. яз. в шк. - 2012. - № 6. - С. 27-32. - Библиогр.: с. 31.- № 4. - С. 46-47.
19. Костромцова В.В. Использование интерактивной доски в образовательном процессе / В. В. Костромцова// Профил. шк. - 2009. - № 2. - С. 22-28. - Как с помощью интеракт. доски можно совершенствовать технологии обучения.
20. Кочеткова Н.В. Интерактивные средства повышения качества образования / Н. В. Кочеткова, Л. Б. Заволяко// Нач. шк. плюс До и После. - 2009. - № 9. - С. 84-86.
21. Красножонова Е.С. Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка в средней школе / Е. С. Красножонова// Иностр. яз. в шк. - 2011. - № 9. - С. 28-32. - Библиогр.: с. 32.
22. Кувшинов С.В. Цифровые образовательные технологии и медиаресурсы в современном учебном процессе / С. В. Кувшинов// Школ. технологии. - 2010. - № 1. - С. 118-120 .
23. М.Н. Интерактивная доска для начальной школы / М. Н. Приезжая// Упр. нач. шк. - 2011. - № 2. - С. 36-37.
24. Приезжая М.Н. Цифровые образовательные ресурсы для интерактивных досок / М. Н. Приезжая// Упр. нач. шк. - 2011. - № 3. - С. 34-35.
25. Приезжая М.Н. Эффективность использования интерактивной доски на уроке / М. Н. Приезжая// Упр. нач. шк. - 2011. - № 4. - С. 34-35.
26. Приезжая М.Н. Основные приемы использования интерактивных досок в учебном процессе / М. Н. Приезжая// Упр. нач. шк. - 2011. - № 11. - С. 24-25; 2012.
27. Рахимова А.Э. Преимущества применения компьютерных технологий при обучении иностранным языкам / А. Э. Рахимова// Иностр. яз. в шк. - 2012. - № 10. - С. 56-60. - Библиогр.: с. 59-60.
28. Розенфельд А.Б. Рекомендации начинающим пользователям интерактивной доски / А. Б. Розенфельд// Справ. зам. директора шк. - 2011. - № 5. - С. 56-61.
29. Самохина, И.В. Эволюция школьной доски и технологическая революция в образовании / И. В. Самохина// Департамент проф. образования. - 2009. - № 3. - С. 53-64. - Библиогр.: с. 64.
30. Соловьёва О.Н. Индивидуально-групповое обучение с использованием интерактивных технологий / О.Н. Соловьёва// Учитель в школе. – 2009. - №1. – С. 15-20; №3. – С. 3-8.
31. Степанова М.И. Интерактивная доска : вопросы безопасного использования / М. И. Степанова// Директор шк. - 2010. - № 4. - С. 97-100.
32. Стрельникова Т.Д. Интерактивные технологии в учебном процессе/ Т.Д. Стрельникова// Справ. зам. Директора шк. – 2009. - №11. – С. 71-78.
33. Черчинская Л.А. Использование интерактивных форм обучения на уроках иностранного языка / Л. А. Черчинская// Учитель в шк. - 2009. - № 5. - С. 19-23.
34. Якушина Е.В. Мультимедийные и интерактивные возможности современного урока / Е. В. Якушина// Нар. образование. - 2012. - № 2. - С. 174-177.
Электронные ресурсы
35. Бутабаева Н.П. Педагогические технологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-328194.html.
Дата обращения: 18.06.2013 г.
36. Варфоломеева И. В. Возможности использования интерактивных технологий на уроках изучения английского языка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/416700/. Дата обращения: 18.06.2013 г.
37. Овсянникова В. И. Использование интерактивной доски на уроках английского языка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ito.edu.ru/2010/Rostov/II/4/II-4-28.html. Дата обращения: 18.06.2013 г.
38. Савинова Л.М. Создание и использование электронно-образовательных ресурсов на уроках английского языка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/44-1-0-3077. Дата обращения: 18.06.2013 г.
39. Хорькова Н. А. Интерактивные технологии в учебном процессе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/586398/. Дата обращения: 18.06.2013 г.
40. Интерактивные доски. Зачем они и для кого? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/118536/. Дата обращения: 18.06.2013 г.
41. Интерактивные методы обучения. Управление образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://apruo.ru/statyi/obrazovatelnie-statyi/314-interaktivnie-metodi-obucheniya.html. Дата обращения: 18.06.2013 г.
42. Интерактивные технологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65625b2ac68b4d53a88421306c27_0.html)http://rudocs.exdat.com/docs/index-185930.html?page=3. Дата обращения: 18.06.2013 г.
43. Информационные технологии для Новой школы. Материалы конференции. Том 3. – СПб.: ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2013. – 199 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://apu-fsin.ru/service/omumr/material_int_form.html. Дата обращения: 18.06.2013 г.
44. Использование интерактивной доски в учебном процессе начальной школы. Смарт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (http://intis.com.ua/stati/ispolzovanie-interaktivnoy-doski-na-urokach.html). Дата обращения: 18.06.2013 г.
45. Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе. Часть II. Из практики использования интерактивных досок разных типов в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга: Сборник методических разработок / Сост. М.Н. Солоневичева. – СПб, РЦОКОиИТ, 2010. – 88 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rcokoit.ru/data/library/1016.pdf. Дата обращения: 18.06.2013 г.
46. Обзор Интерактивных Досок для Интерактивных классов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.superhimik.com/t1086-topic. Дата обращения: 18.06.2013 г.
47. Технология интерактивного обучения. Ваш психолог. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/168-metodicheskaya-rabota/1465.html. Дата обращения: 18.06.2013 г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 2
Технологии интерактивного обучения
Название технологии | Описание технологии |
Работа в парах | - поставьте обучающимся вопросы для дискуссии. После объяснения вопроса или фактов, приведенных в ситуации, дайте обучающимся немного времени для того, чтобы продумать возможные ответы или решение самостоятельно; |
Карусель | В данном случае образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно обучающиеся, а внутреннее - обучающиеся через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. |
Работа в малых группах | Дает возможность обучающимся приобрести навыки, необходимые для общения и сотрудничества. Она стимулирует работу в команде. Идеи, выработанные в группе, помогают участникам быть полезными друг другу. Высказывание мыслей помогает им ощутить личные возможности и укрепить их. Учитель объединяет обучающихся в малые группы, распределяет задания между группами. Они должны за короткое время (как правило, 3-10 минут) выполнить это задание и представить результаты работы своей группы. Работа в малых группах дает возможность сэкономить время урока, так как исчезает потребность выслушивать каждого человека в большой группе. |
Аквариум | Данная технология заключается в том, что несколько обучающихся разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. |
Мозговой штурм | Метод для использования опыта обучающихся с целью решения проблем и разработки идей. Мозговой штурм срабатывает лучше в группах по 5 -7 человек. |
Броуновское движение | Предполагает движение обучающихся по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. |
Дерево решений | Класс делится на три или четыре группы с одинаковым количеством обучающихся. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. |
Ролевая (деловая) игра | Цель технологии – определить отношение к конкретной ситуации или проблеме, приобрести опыт путем игры. Ролевая игра имитирует реальность назначения ролей и дает возможность действовать «как на самом деле». Она помогает научиться через опыт и чувство. |
Метод пресс | Данный метод используют тогда, когда возникают противоречивые вопросы и во время проведения упражнений, в которых надо занять определенную позицию по обсуждаемой проблеме. Этот метод дает обучающимся возможность во время уроков выбирать аргументы или высказывать свою мысль по дискуссионному вопросу. Метод помогает обучающимся объяснить свои мысли и сформулировать их в выразительной и краткой форме. |
Дискуссия | Дискуссия дает прекрасную возможность обнаружить разные позиции по определенной проблеме или по противоречивому вопросу. Для того чтобы дискуссия была откровенной, необходимо создать атмосферу доверия и взаимоуважения. Поэтому в классе желательно выработать правила культуры ведения дискуссии. |
Дебаты | Проведение дебатов является эффективным средством обучения обучающихся умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку. Они также развивают чувство уверенности в своей способности повлиять на общественное мнение или изменить проводимую политику. Цель участника дебатов – убедить других в том, что его подход к решению проблемы правилен. |
Свеча | По кругу передается зажженная свеча, и обучающиеся высказываются о разных аспектах обучения. |