Родительское собрание
Цель: обеспечить понимание родителями важности познавательного интереса в интеллектуальном развитии личности ребенка, необходимости его целенаправленного формирования и роль семьи в этом процессе. Задачи: -раскрыть понятие познавательных интересов и их значение в успешности обучения ребенка; -совместно найти способы, приемы и методы формирования познавательных интересов. - раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; -научить развивать познавательную активность. -активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; -укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_razvitie_aktivnosti.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания
«Познавательная активность или учение с увлечением»
Цель: обеспечить понимание родителями важности познавательного интереса в интеллектуальном развитии личности ребенка, необходимости его целенаправленного формирования и роль семьи в этом процессе.
Задачи:
-раскрыть понятие познавательных интересов и их значение в успешности обучения ребенка;
-совместно найти способы, приемы и методы формирования познавательных интересов.
- раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него;
-научить развивать познавательную активность.
-активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания;
-укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Форма проведения: круглый стол, дискуссия.
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады снова видеть вас. Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания, ведь детям скоро в школу. Я думаю, что вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы. Часто в своей работе педагоги детских садов сталкиваются с интеллектуальной пассивностью воспитанников. Интересы детей часто ограничены, нет желания узнать что-то новое самостоятельно. Все это связано с тем, что дети получают мало интеллектуальных впечатлений, их желание практически действовать не находит поддержки у родителей .Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька в руке превращается в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.
Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство (кто-то сердится за испачканную одежду, другие - за испорченные вещи и т.д.), осуждается другими взрослыми, нет условий для экспериментальной деятельности. Ребенок растет, возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? для чего? из чего сделано? Недаром их часто называют почемучками.
Решение педагогических ситуаций
Вос-ль: Представьте такую ситуацию.
Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет.»
Вопросы:
Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь поставить себя на место пятилетнего ребенка.
Как, по-вашему, отвечать на детские вопросы «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?
- Скажите, а вам дети часто задают вопросы? Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов?
( ответы родителей)
Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?
Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?
Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, чтобы ребенку хотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал. А вы как считаете? (Обсуждение).
Давайте задумаемся, может какие – то ответы можно было проверить опытным путём, и тогда ответ запомнился – бы лучше. Есть вопросы, на которые не нужно давать готового ответа, можно предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением.
Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающему миру, к природе.
А как вы думаете, есть ли у вас дома обычные вещи, с которыми можно экспериментировать?
Выслушать рассуждения родителей, похвалить их за смекалку и творчество. Предложить и свои примеры:
- панно из пуговиц, камешков, крупы и т. д.;
- поэкспериментировать с различными предметами : тонет – не тонет;
- послушать вместе и затем угадать, что как звучит;
- поиграть в сладкие, кислые, солёные слова;
- что будет если смешать соль, воду и муку (солёное тесто), полепить из солёного теста;
- что будет если добавить в воду жидкое мыло, а потом взбить его
венчиком или подуть через трубочку ( мыльная пена, пузыри).
Каждый день мы с детьми при помощи экспериментирования узнаём что-то новое о том или другом предмете, веществе.
Показ презентации (Опыты детей с водой и воздухом)
Экспериментирование имеет большое значение в умственном развитии ребёнка. Перед ним стоит определённая познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Проведение опытов – увлекательное занятие, попробуйте дома поэкспериментировать вместе с ребёнком – сами убедитесь! В процессе проведения эксперимента дети высказывают предположение, используют разные способы проверки, делают выводы.
С познанием окружающего мира возрастает любознательность ребёнка , интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.
Любознательность - склонность к приобретению новых знаний, пытливость («Толковый словарь русского языка С. Ожегова и Н. Шведовой).
Опыты с родителями.
Мы немного пожили удивительной, богатой фантазиями жизнью детей, окунулись в атмосферу экспериментальной деятельности, ведь всё что мы сегодня делали - это эксперименты со словом, материалами окружающими нас.
.
«Всё вокруг интересно!» Именно наблюдения, беседы, игры во время прогулки будут создавать ощущение интереса. Больше гуляйте с детьми, наблюдайте, это даёт возможность ребёнку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе. Самостоятельные наблюдения повышают интерес к природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации.
- А сейчас представим себе следующую ситуацию:
«Вечер. После ужина вся семья собралась в комнате. Дочь Яна 4 лет подходит к маме со словами: «Мама, а почему на улице стало темно?» Мама: «Потому что спать пора, ложись давай!» продолжая разговаривать по телефону. Девочка подходит к папе с тем же вопросом. Папа, сидя у телевизора, в ответ: « Тебе что мама сказала, иди спать, или лучше книгу посмотри, которую мы тебе вчера купили.» Девочка грустная выходит из комнаты.» Знакомая ситуация? Как можно было поступить маме и папе? ( Выслушиваются ответы родителей).
Вы совершенно правы, есть много средств развития любознательности у детей.
Я предлагаю вам сейчас закрыть глаза, и мысленно попытаться ощутить:
* лёгкое дуновение ветерка;
* запах мандаринов и новогодней ёлки;
* ласковые лучи летнего солнца;
* вкус лимона;
* тёплый летний дождик;
* представьте, что вы погладили котёнка;
* как пахнет свежеиспеченный хлеб;
* представьте, что вы идёте босиком по травке…
Вам всё это удалось представить, потому что вы уже знакомы с этими ощущениями, у вас есть чувственный опыт. Наша с вами задача помочь детям накопить багаж ярких эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений об окружающем мире. Важно помочь ребёнку открыть для себя окружающий мир, ощутить себя, как часть его.
Давайте – же сделаем ребёнку жизнь интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.
Не только в детском саду, но и дома необходимо продумать деятельность детей так, чтобы у них всегда была возможность познавать свойства и качества предметов, сравнивать их между собой. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Спасибо за внимание!!!
А я предлагаю вам памятки по развитию любознательности у детей.
Памятка для родителей по развитию любознательности.
- Внимательно относитесь к детским вопросам.
- Не раздражайтесь из – за них на ребёнка, не запрещайте их задавать.
- Всё время прививайте ребёнку познавательные интересы и мотивы.
- Организуйте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.
- Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоёму, в лес.
- Поощряйте экспериментирование детей.
- Мастерите с детьми поделки из природного, бросового, материала, бумаги, картона и т. д.
- Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по её содержанию.
ОПЫТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
"Подводная лодка" №1.
Подводная лодка из винограда
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
Цветы лотоса
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Водяной подсвечник
Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.
Чудесные спички
Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду. Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.