Родительское собрание

Гуляева Лилия Александровна

Цель: обеспечить понимание родителями важности познавательного интереса в интеллектуальном развитии личности ребенка, необходимости его целенаправленного формирования и роль семьи в этом процессе. Задачи: -раскрыть понятие познавательных интересов и их значение в успешности обучения ребенка; -совместно найти способы, приемы и методы формирования познавательных интересов. - раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; -научить развивать познавательную активность. -активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; -укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_razvitie_aktivnosti.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

        Конспект     родительского собрания

«Познавательная активность или учение с    увлечением»

 

Цель:   обеспечить   понимание  родителями   важности   познавательного   интереса   в интеллектуальном развитии личности ребенка, необходимости его целенаправленного формирования и роль семьи в этом процессе.

Задачи:

-раскрыть понятие познавательных интересов и их значение в успешности обучения ребенка;

-совместно найти способы, приемы и методы формирования познавательных интересов.

- раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него;

-научить развивать познавательную активность.

-активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания;

-укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Форма проведения: круглый стол, дискуссия.

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады снова видеть вас. Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания, ведь детям скоро в школу. Я думаю, что вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы. Часто в своей работе педагоги детских садов сталкиваются с интеллектуальной пассивностью воспитанников. Интересы детей часто ограничены, нет желания узнать что-то новое самостоятельно. Все это связано с тем, что дети получают мало интеллектуальных впечатлений, их желание практически действовать не находит поддержки у родителей .Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька в руке превращается в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать,  или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство (кто-то сердится за испачканную одежду, другие - за испорченные вещи и т.д.), осуждается другими взрослыми, нет условий для экспериментальной деятельности. Ребенок  растет, возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? для чего? из чего сделано? Недаром их часто называют почемучками.

Решение педагогических  ситуаций

Вос-ль: Представьте такую ситуацию.

Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет.»

Вопросы:

Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь поставить себя на место пятилетнего ребенка.

Как, по-вашему, отвечать на детские вопросы «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?

- Скажите, а вам дети часто задают вопросы? Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов?

( ответы родителей)

        Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?

Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?

Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, чтобы ребенку хотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал. А вы как считаете? (Обсуждение).

Давайте  задумаемся, может какие – то ответы  можно было проверить опытным путём, и тогда ответ запомнился – бы лучше. Есть вопросы, на которые не нужно давать готового ответа, можно предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением.

Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающему миру, к природе. 

А как вы думаете, есть ли у вас дома обычные вещи, с которыми можно экспериментировать?

Выслушать рассуждения родителей, похвалить их за смекалку и творчество. Предложить и свои примеры:

- панно из пуговиц, камешков, крупы и т. д.;

- поэкспериментировать с различными предметами : тонет – не тонет;

- послушать вместе и затем угадать, что как звучит;

- поиграть в сладкие, кислые, солёные слова;

- что будет если смешать соль, воду и муку (солёное тесто), полепить из  солёного теста;

- что будет если добавить в воду жидкое мыло, а потом взбить его

венчиком или подуть через трубочку  ( мыльная пена, пузыри).

Каждый день мы с детьми при помощи экспериментирования узнаём что-то новое о том или другом предмете, веществе.

Показ презентации (Опыты детей с водой и воздухом)

Экспериментирование  имеет большое значение в умственном развитии ребёнка. Перед ним стоит определённая познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Проведение опытов – увлекательное занятие, попробуйте дома поэкспериментировать вместе с ребёнком – сами убедитесь! В процессе проведения эксперимента дети высказывают предположение, используют разные способы проверки, делают выводы.

 С познанием окружающего мира возрастает любознательность ребёнка , интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах. 

Любознательность - склонность к приобретению новых знаний, пытливость («Толковый словарь русского языка С. Ожегова и Н. Шведовой).

                                  Опыты с родителями.

Мы немного пожили удивительной, богатой фантазиями жизнью детей, окунулись в атмосферу экспериментальной деятельности, ведь всё что мы сегодня делали - это эксперименты со словом, материалами окружающими нас.

.

«Всё вокруг интересно!» Именно наблюдения, беседы, игры во время прогулки будут создавать ощущение интереса. Больше гуляйте с детьми, наблюдайте, это даёт возможность ребёнку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе. Самостоятельные наблюдения повышают интерес к природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации.

- А сейчас представим себе следующую ситуацию:

«Вечер. После  ужина вся семья собралась в комнате. Дочь  Яна  4 лет подходит к маме со словами: «Мама, а почему  на улице стало темно?»   Мама: «Потому что спать пора, ложись давай!» продолжая разговаривать по телефону. Девочка подходит к папе с тем же вопросом. Папа, сидя у телевизора, в ответ: « Тебе что мама сказала, иди спать, или  лучше книгу посмотри,  которую мы тебе вчера купили.»  Девочка грустная выходит из комнаты.»  Знакомая ситуация? Как  можно было поступить маме и папе?   ( Выслушиваются ответы родителей).

Вы совершенно правы, есть много средств развития любознательности у детей.

Я предлагаю вам сейчас закрыть глаза, и мысленно попытаться ощутить:

* лёгкое дуновение ветерка;

* запах мандаринов и новогодней ёлки;

* ласковые лучи летнего солнца;

* вкус лимона;

* тёплый летний дождик;

* представьте, что вы погладили котёнка;

* как пахнет свежеиспеченный хлеб;

* представьте, что вы идёте босиком по травке…

Вам  всё это удалось представить,  потому что вы уже знакомы с этими ощущениями, у вас есть чувственный опыт. Наша с вами задача помочь детям накопить багаж ярких эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений об окружающем мире. Важно помочь ребёнку открыть для себя окружающий мир, ощутить себя, как  часть его.

Давайте – же сделаем ребёнку жизнь интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление  о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.

Не только в детском саду, но и дома необходимо продумать деятельность детей так, чтобы у них всегда была возможность познавать свойства и качества предметов, сравнивать их между собой. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

Спасибо за внимание!!!

А я предлагаю вам памятки по развитию любознательности у детей.

Памятка для родителей по развитию любознательности.

  1. Внимательно относитесь к детским вопросам.
  2. Не раздражайтесь из – за них на ребёнка, не запрещайте их задавать.
  3. Всё время прививайте ребёнку познавательные интересы и мотивы.
  4. Организуйте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.
  5. Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоёму, в лес.
  6. Поощряйте экспериментирование детей.
  7. Мастерите с детьми поделки из природного, бросового, материала, бумаги, картона и т. д.
  8. Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по её содержанию.

ОПЫТЫ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

"Подводная лодка" №1.

Подводная лодка из винограда

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Цветы лотоса

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Водяной подсвечник

Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.

Чудесные спички

Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду. Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.