План-конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы по теме "Птицы весной"
Обучающее занятие по ознакомлению дошкольников с природным миром
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_ptitsy_vesnoy.docx | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Птицы весной»
Цель: формирование экологических знаний и представлений у детей дошкольного возраста.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (лепка), «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Задачи:
Обучающие: продолжить знакомство детей с объектами живой природы птицами; расширять имеющиеся представления детей о внешнем виде и образе жизни птиц; способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период; изменение их поведения - греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов. Активизировать и обогащать словарный запас детей по теме «Птицы»;
Развивающие: формировать умение составлять рассказы по схеме; развивать внимание, логическое мышление, монологическую и диалогическую речь, память, обогащать кругозор детей; развивать познавательный интерес и любознательность, двигательную активность, умение соотносить действия с текстом; развивать умение устанавливать закономерности и связи в природе;
Воспитательные: воспитывать умение сопереживать и эмоционально - доброжелательно относиться к живым объектам; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.
Материал и оборудование:
«Чудо-дерево»;
запись голосов птиц;
картинки перелетных и зимующих птиц;
модель схема птиц;
логическая цепочка питания птиц;
пластилины и доски для пластилина по количеству детей;
зеленая поляна.
Методы и приемы:
игра;
беседа;
художественное слово;
вопросы;
игра-имитация;
наблюдение;
практическая работа.
Предварительная работа:
изготовление скворечников;
беседа и наблюдение за птицами на участке детского сада;
рассматривание иллюстраций (разных видов гнезд, появление птенцов и т.д.
Ход занятия
В: Ребята давайте вспомним наше правило: «Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре – смело, четко, говорим и тихонечко сидим».
В.: Ребята, скажите, какое время года сейчас?
Ответы детей
В: Назовите весенние месяцы?
Ответы детей
В.: Сейчас какой месяц?
Ответы детей
В: Скажите, какие пословицы, поговорки, приметы знаете о весне?
Ответы детей
В: А кто желает прочитать стихотворение о весне?
Ответы детей
В: Скажите, о каких приметах весны говорится в стихотворениях?
Ответы детей
В: А еще какие чудеса происходят весной в природе?
Ответы детей
(Весной снег превращается в воду.
Весной появляются первоцветы подснежники.
Весной лопаются почки и появляются маленькие листочки.
Весной земля зеленеет от пробивающейся травки.
Весной просыпаются от зимней спячки медведи, ежи; оживают насекомые.
А самое главное чудо, я думаю, это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья, птицы.)
В: Сегодня мы на занятии и поговорим о птицах.
Дети садятся за столы.
В: Ребята, давайте рассмотрим две схемы. Это схема относится к животным, а эта…. (к птицам). Опираясь на схемы, мы скажем, чем же отличаются птицы от животных.
Ответы детей
(Тело птиц покрыто перьями, а тело животных – шерстью.
У птиц два крыла, и две ноги, а у зверей четыре лапы.
У птиц есть клюв, а у зверей пасть с клыками (с зубами).
Птицы появляются из яиц, а звери рождаются, вскармливают детенышей молоком.)
В: Молодцы ребята! Правильно назвали отличительные признаки птиц и животных.
Воспитатель обращает внимание на «чудо-дерево», где сидят птицы.
В: Посмотрите сюда «Что за чудо дерево!». Какие красивые птицы прилетели к нам! Давайте поможем им разобраться, кому куда лететь: кому на кормушку, а кому на зеленую веточку.
Ответы детей
(Птицы: ласточка, скворец, воробей, голубь, снегирь, кукушка,дятел )
В: Ребята, а вы знаете, что яйца она подкладывает в гнезда других птиц. Подросший кукушонок выкидывает из гнезда других птенцов, а их родители продолжают его кормить.
В: Молодцы! Знаете перелетных и зимующих птиц. А каких перелетных птиц вы видели или слышали?
Ответы детей
В: Кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной?
Ответы детей
В: Зачем необходимы птицам гнезда?
Ответы детей
В: Ребята, давайте на минуточку превратимся в птиц, и вы расскажите о своих гнездах.
Д/игра «Кто, где живет»
Д: Я - дятел. Хорошо устроился в дупле, но я каждый год новое дупло делаю. А моя старая постройка не пустует. В ней поселяются другие птицы: скворцы, поползни.
Д: Я ласточка, и моя жизнь тесно связана с жизнью человека. Я свое гнездо не вью, а леплю из комочков грязи, глины. Скрепляю все это липкой слюной вперемешку с веточками травинками. А домик свой устраиваю под карнизами домов, под крышами сараев. А мои сестры-береговушки вырывают узкие длинные норки в крутых берегах.
Д: Я веселый жаворонок. Свое гнездо я вью из стеблей травы, тонких корешков и не большого количества шерсти. Оно находится в поле среди зеленеющих хлебных всходов.
Д: Я – глухарь. Летом я ем траву, семена, ягоды, зимой питаюсь сосновой или кедровой хвоёй. Ночую в кронах густых деревьев, или закапываюсь в глубокий и мягкий снег.
В: Молодцы! Справились птички с заданием. А теперь представьте, что вы птицы.
Физ. минутка «Птицы»
В: - Вы – воробьи (Дети прыгают по кругу и чирикают: чик-чирик, чик-чирик).
- Теперь вы вороны (Дети идут по кругу широкими шагами и каркают: кар-кар-кар).
-Теперь вы гуси (Дети идут по кругу гусиным шагом).
- Вы жаворонки (Дети кружатся на месте).
- Вы журавли (Дети идут по кругу, высоко поднимая ноги).
- А теперь вы опять ребята (Дети останавливаются).
В: Какими красивыми вы были птицами! Молодцы! Отдохнули и опять за работу. Садитесь за столы.
В: Скажите, ребята, какая птица селится в домик, сделанный руками человека?
Ответы детей
В: А как называется искусственный домик для птиц?
Ответы детей
В: Как помогают птицы жизни лесных растений?
Ответы детей
В: А как человек может охранять птиц?
Ответы детей
В: Ребята, послушайте такую задачку: чтобы вы сделали, если вы увидели в лесу гнездо.
- вы бы унесли птенцов домой,
- взяли бы их в руки и положили бы обратно,
- обошли это место, не подходя близко,
- или подойдете к гнезду, посмотрите, не трогая ничего руками?
Ответы детей
В: А если, вы встретили раненую птицу, ей лиса перекусила крыло и она не может летать. Как вы поступите?
Ответы детей
В: Молодцы! Вы настоящие помощники. Без птичьего племени трудно представить землю. Птицы наши верные помощники и друзья, они радуют нас своими песнями, птицы санитары леса, они охраняют леса, сады, все растения.
В: Ребята, мы с вами делали аппликацию птиц, оригами, из геометрических фигур, а сегодня, давайте, слепим их. Но прежде чем приступить к работе, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.
Ищет птичка и в траве,
И на ветках, и в листве,
И среди больших лугов.
Мух, червей, слепней, жуков.
В: Весь материал у вас лежит на столах. В работе можете использовать разные приемы лепки. Приступайте к работе.
В: Красивые птицы у вас получились, давайте посадим их на чудесную полянку. Чья работа вам больше понравилась? Почему?
Дети отвечают. Воспитатель подводит итог по лепке.
Итог НОД
В: Дети, вот и подошло к концу наше занятие. Что вам больше всего понравилось и запомнилось? (Следуют ответы детей).
В: Скажите, а чем радуют людей птицы?
Ответы детей.
В: Давайте послушаем весенние песни птиц нашего леса и постараемся так себя вести за городом, чтобы сберечь эту красоту.
Запись с голосами птиц.
Литература:
- «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду.
- Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных.-М.,1988.
- Зотов В.В. Лесная мозаика.-М.,1994.
- Илларионова Ю.Г.Учите детей отгадывать загадки. –М., 1985.
- Лучич М.В Детям о природе.-М., 1989.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.-М., 1995.
- Л.И. Глизирена «Природа – наш дом»;