План-конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы по теме "Птицы весной"

Глухова Елена Ивановна

Обучающее занятие по ознакомлению дошкольников с природным миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_ptitsy_vesnoy.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Птицы весной»

Цель: формирование экологических знаний и представлений у детей дошкольного возраста.

  Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (лепка),  «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

Обучающие: продолжить знакомство детей с объектами живой природы птицами; расширять имеющиеся представления детей о внешнем виде и образе жизни птиц; способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период; изменение их поведения - греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов. Активизировать и обогащать словарный запас детей по теме «Птицы»;

Развивающие: формировать умение составлять рассказы по схеме; развивать внимание, логическое мышление, монологическую и диалогическую речь, память, обогащать кругозор детей; развивать познавательный интерес и любознательность, двигательную активность, умение соотносить действия с текстом; развивать умение устанавливать закономерности и связи в природе;

Воспитательные: воспитывать умение сопереживать и эмоционально - доброжелательно относиться к живым объектам; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Материал и оборудование:

«Чудо-дерево»;

запись голосов птиц;

картинки перелетных и зимующих птиц;

модель схема птиц;

логическая цепочка питания птиц;

пластилины и доски для пластилина по количеству детей;

зеленая поляна.

Методы и приемы:

игра;

беседа;

художественное слово;

вопросы;

игра-имитация;

наблюдение;

практическая работа. 

Предварительная работа:

изготовление скворечников;

беседа и наблюдение за птицами на участке детского сада;

рассматривание иллюстраций (разных видов гнезд, появление птенцов и т.д.

Ход занятия

В: Ребята давайте вспомним наше правило: «Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре – смело, четко, говорим и тихонечко сидим».

В.: Ребята, скажите, какое время года сейчас?

Ответы детей

В:  Назовите весенние месяцы?

Ответы детей        

В.: Сейчас какой месяц?

Ответы детей

В: Скажите, какие пословицы, поговорки, приметы знаете о весне?

Ответы детей

В: А кто желает прочитать стихотворение о весне?

Ответы детей

В:  Скажите, о каких приметах весны говорится в стихотворениях?

Ответы детей

В: А еще какие чудеса происходят весной в природе?

Ответы детей

(Весной снег превращается в воду.

Весной появляются первоцветы подснежники.

Весной лопаются почки и появляются маленькие листочки.

Весной земля зеленеет от пробивающейся травки.

Весной просыпаются от зимней спячки медведи, ежи; оживают насекомые.

А самое главное чудо, я думаю, это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья, птицы.)

В: Сегодня мы на занятии и поговорим о птицах.

Дети садятся за столы.

В: Ребята, давайте рассмотрим две схемы. Это схема относится к животным, а эта…. (к птицам). Опираясь на схемы, мы скажем, чем же отличаются птицы от животных.

Ответы детей

(Тело птиц покрыто перьями, а тело животных – шерстью.

У птиц два крыла, и две ноги, а у зверей четыре  лапы.

У птиц есть клюв, а у зверей пасть с клыками (с зубами).

Птицы появляются из яиц, а звери рождаются, вскармливают детенышей молоком.)

В:  Молодцы ребята! Правильно назвали отличительные признаки птиц и животных.

Воспитатель обращает внимание на «чудо-дерево», где сидят птицы.

В: Посмотрите сюда «Что за чудо дерево!». Какие красивые птицы прилетели к нам! Давайте поможем им разобраться, кому куда лететь: кому на кормушку, а кому на зеленую веточку.

Ответы детей

(Птицы: ласточка, скворец, воробей, голубь, снегирь, кукушка,дятел )

В: Ребята, а вы знаете, что яйца она подкладывает в гнезда других птиц. Подросший кукушонок выкидывает из гнезда других птенцов, а их родители продолжают его кормить.

В: Молодцы! Знаете перелетных и зимующих птиц. А каких перелетных птиц вы видели или слышали?

Ответы детей

В:  Кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной?

Ответы детей

В: Зачем необходимы птицам гнезда?

Ответы детей

В: Ребята, давайте на минуточку превратимся в птиц, и вы расскажите о своих гнездах.

Д/игра «Кто, где живет»

Д: Я - дятел. Хорошо устроился в дупле, но я каждый год новое дупло делаю. А моя старая постройка не пустует. В ней поселяются другие птицы: скворцы, поползни.

Д: Я ласточка, и моя жизнь тесно связана с жизнью человека. Я свое гнездо не вью, а леплю из комочков грязи, глины. Скрепляю все это липкой слюной вперемешку с веточками травинками. А домик свой устраиваю под карнизами домов, под крышами сараев. А мои сестры-береговушки вырывают узкие длинные норки в крутых берегах.

Д: Я веселый жаворонок. Свое гнездо я вью из стеблей травы, тонких корешков и не большого количества шерсти. Оно находится в поле среди зеленеющих хлебных всходов.

Д: Я – глухарь. Летом я ем траву, семена, ягоды, зимой питаюсь сосновой или кедровой хвоёй. Ночую в кронах густых деревьев, или закапываюсь в глубокий и мягкий снег.

В: Молодцы! Справились птички с заданием. А теперь представьте, что вы птицы.

Физ. минутка «Птицы»

В: - Вы – воробьи (Дети прыгают по кругу и чирикают: чик-чирик, чик-чирик).

- Теперь вы вороны (Дети идут по кругу широкими шагами и каркают: кар-кар-кар).

-Теперь вы гуси (Дети идут по кругу гусиным шагом).

- Вы жаворонки (Дети кружатся на месте).

- Вы журавли (Дети идут по кругу,  высоко поднимая ноги).

- А теперь вы опять ребята (Дети останавливаются).

В: Какими красивыми вы были птицами! Молодцы! Отдохнули и опять за работу. Садитесь за столы.

В: Скажите, ребята, какая птица селится в домик, сделанный руками человека?

Ответы детей

В:  А как называется искусственный домик для птиц?

Ответы детей

В: Как помогают птицы жизни лесных растений?

Ответы детей

В: А как человек может охранять птиц?

Ответы детей

В: Ребята, послушайте такую задачку: чтобы вы сделали, если вы увидели в лесу гнездо.

- вы бы унесли птенцов домой,

- взяли бы их в руки и положили бы обратно,

- обошли это место, не подходя близко,

- или подойдете к гнезду, посмотрите, не трогая ничего руками?

Ответы детей

В: А если, вы встретили раненую птицу, ей лиса перекусила крыло и она не может летать. Как вы поступите?

Ответы детей

В: Молодцы! Вы настоящие помощники. Без птичьего племени трудно представить землю. Птицы наши верные помощники и друзья, они радуют нас своими песнями, птицы санитары леса, они охраняют леса, сады, все растения.

В: Ребята, мы с вами делали аппликацию птиц, оригами, из геометрических фигур, а сегодня, давайте, слепим их. Но прежде чем приступить к работе, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

И среди больших лугов.

Мух, червей, слепней, жуков.

В: Весь материал у вас лежит на столах. В работе  можете использовать разные приемы лепки. Приступайте к работе.

В: Красивые птицы у вас получились, давайте посадим их на чудесную полянку. Чья работа вам больше понравилась? Почему?

Дети отвечают. Воспитатель подводит итог по лепке.

Итог НОД

В: Дети, вот и подошло к концу наше занятие.  Что вам больше всего понравилось и запомнилось? (Следуют ответы детей).

В:  Скажите, а чем радуют людей птицы?

Ответы детей.

В: Давайте послушаем весенние песни птиц нашего леса и постараемся так себя вести за городом, чтобы сберечь эту красоту.

Запись с голосами птиц.

Литература:

  1. «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду.
  2. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных.-М.,1988.
  3. Зотов В.В. Лесная мозаика.-М.,1994.
  4. Илларионова Ю.Г.Учите детей отгадывать загадки. –М., 1985.
  5. Лучич М.В Детям о природе.-М., 1989.
  6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.-М., 1995.
  7. Л.И. Глизирена «Природа – наш дом»;