«СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»

Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sistemno_-_deyatelnostnyy_podkhod.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Е. А. Бакурова

Е. В. Питеримова

студентки 4 курса факультет дошкольного и начального образования

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Арзамасский филиал

 Г. Арзамас, Российская  Федерация

«СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»

Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения.

Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него УУД. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в ФГОС НОО. В основу ФГОС НОО положен системно - деятельностный подход к обучению читательской грамотности на уроках русского языка и литературного чтения. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации  и непрерывному образованию,  организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

     Именно на уроках русского языка и литературного чтения   происходит формирование таких базовых компетенций, как   общекультурной,  информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы. Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником.

Текст является самой крупной единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Текст включает в себя языковые единицы, изучение которых является целью уроков русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание, - а это предмет изучения на уроках литературы. Поэтому перед педагогом стоит задача: интегрирования двух предметов русского языка и литературы.

     Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих  целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В стремительно меняющемся мире жизнь предъявляет к чтению новые задачи: невероятно быстро нарастает количество текстов, появляются печатные тексты нового типа. Следовательно, изменяется и задачи обучения.

   Задача: составление специальных уроков, на которых в определенном порядке рассматриваются выразительные средства русского языка и реализация их в художественных произведениях и текстах  других стилей речи.

      Раньше основная задача по отношению к обучающемуся на уроках литературного чтения сводилось к формуле «прочитай и перескажи». Теперь надо учить поиску информации,  её использованию. Задача педагога – развивать у  школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы  обучающихся, но и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, но и являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни. Практика показывает, что эффективность, результативность обучения обучающихся читательской грамотности зависит от умения самого педагога продумать алгоритм работы с текстом. Педагог может корректировать эту систему в соответствии с темой урока, целевыми установками, уровнем подготовленности класса. На формирование читательской грамотности, влияет выразительное чтение вслух  текстов разных типов, стилей и жанров и использование разных видов чтения.

   Уроки литературного чтения являются открытыми для творческой деятельности  обучающихся. При работе с текстами произведений Н.Н. Носова обучающиеся составляют свои смешные истории. При изучении скороговорок дети готовят  мини – проекты, а после знакомства, с русскими народными сказками обучающиеся пишут сочинение – рассуждение «Почему мне нравятся русские народные сказки?»

На уроках  русского языка  можно  выполнять логически-поисковые задания. Например, назвать  лишнее слово из ряда:  молоко, кино, тихо, пшено. Этот вопрос предполагает однозначный ответ:  лишнее слово «тихо», потому что это наречие, а остальные - существительные. Обучающиеся же, уже приученные видеть много способов  решения одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и «молоко» (в этом слове три слога, а в остальных только два), и снова вернуться к слову «тихо», но по позиции ударного слога.

     Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Главными целями введения этого метода  являются:  

-развитие интереса к предмету;

-приобретение исследовательского опыта;

-развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию;

-развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;

-получение дополнительных знаний по теме;

-развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).

     Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка осуществляется на основе работы с лингвистическими текстами. Во многих  учебниках по русскому языку читательская грамотность формируется на основе работы со сплошными и несплошными текстами. Эти тексты требуют несколько иных читательских навыков, так как, содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (название граф, таблиц, цвет, шрифт).

     Именно поэтому для современного этапа развития методики преподавания русского языка актуальным является развитие читательских умений на основе схем-таблиц как формы предъявления лингвистической информации.

      Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, педагог часто задумывается о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в развитии. Ведь при  переходе из начальной школы  в основную  должны быть обеспечены  педагогические условия, превращающие  готовность обучающихся для обучения  чтению  в читательское умение, обеспечивающее самообучение и  за порогом школы. Поэтому все уроки  должны внести свою частичку в развитие ребёнка, быть очередным шагом вперед.

    Хороший современный урок – это время, когда обучающийся познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках системно - деятельностный подход педагог, тем самым решает следующие задачи:

 -  помогает эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;

 -  развивает творческие способности;

  - предлагает дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряет к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;

- осуществляет личностно-ориентированную направленность;

- помогает ученику самостоятельно планировать свою деятельность;

- побуждает детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

    Использование деятельностного подхода в обучении младших школьников решает главную задачу  – достижение оптимального общего развития каждого обучающегося  при сохранении здоровья.

       В основе деятельностного подхода к обучению: рекомендуются разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-семинары, уроки - диспуты и др.  Из этого следует… «Сегодня  у нас не будет урока,  у нас состоится конференция на тему…» Или «У нас урок вопросов и ответов. Учимся задавать вопросы…. Учимся  подвергать сомнению любую высказанную идею. Ищем ошибки  в сказанном….  Делимся на критиков и  изобретателей….».

Реализация новых стандартов в большей степени зависит от педагога, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача педагога не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать обучающимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:

1.      Использование дифференцированных заданий.

2.      Включение в образовательный процесс ИКТ.

3.      Использование метода проектов.

Таким образом, при реализации новых стандартов ФГОС НОО просто необходим системно – деятельностный подход.

Список использованной литературы:

1. Журнал «Практика образования» № 1, 2, 3    2011г.

2.Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения //Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

© Е.А. Бакурова, Е. В. Питеримова, 2014

АНКЕТА УЧАСТНИКА КОНФЕРЕНЦИИ

Фамилия, имя, отчество автора (полностью)

Бакурова Екатерина Андреевна

Место учебы или работы

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Арзамасский филиал

Должность или курс

4 курс

Контактный телефон

89307121216

E-mail

katy-bakurova@mail.ru

Фамилия, имя, отчество соавтора (полностью)

Питеримова Екатерина Васильевна

Место учебы или работы соавтора

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Арзамасский филиал

Должность или курс соавтора

4 курс

E-mail соавтора

Katya2593@inbox.ru

Тема статьи

«СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»

Количество страниц статьи

5

Номер/название направления (секции)

Количество дополнительных экземпляров (если необходимо)

-

Адрес для отправки сборника (индекс обязательно)

Нижегородская область, Богородский район, с. Лакша, ул. Центральная, д. 7 кв. 8, индекс 607600

Шифр конференции

НК-16