«СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»
Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sistemno_-_deyatelnostnyy_podkhod.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Е. А. Бакурова
Е. В. Питеримова
студентки 4 курса факультет дошкольного и начального образования
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Арзамасский филиал
Г. Арзамас, Российская Федерация
«СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»
Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения.
Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него УУД. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в ФГОС НОО. В основу ФГОС НОО положен системно - деятельностный подход к обучению читательской грамотности на уроках русского языка и литературного чтения. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации и непрерывному образованию, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Именно на уроках русского языка и литературного чтения происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы. Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником.
Текст является самой крупной единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Текст включает в себя языковые единицы, изучение которых является целью уроков русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание, - а это предмет изучения на уроках литературы. Поэтому перед педагогом стоит задача: интегрирования двух предметов русского языка и литературы.
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В стремительно меняющемся мире жизнь предъявляет к чтению новые задачи: невероятно быстро нарастает количество текстов, появляются печатные тексты нового типа. Следовательно, изменяется и задачи обучения.
Задача: составление специальных уроков, на которых в определенном порядке рассматриваются выразительные средства русского языка и реализация их в художественных произведениях и текстах других стилей речи.
Раньше основная задача по отношению к обучающемуся на уроках литературного чтения сводилось к формуле «прочитай и перескажи». Теперь надо учить поиску информации, её использованию. Задача педагога – развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы обучающихся, но и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, но и являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни. Практика показывает, что эффективность, результативность обучения обучающихся читательской грамотности зависит от умения самого педагога продумать алгоритм работы с текстом. Педагог может корректировать эту систему в соответствии с темой урока, целевыми установками, уровнем подготовленности класса. На формирование читательской грамотности, влияет выразительное чтение вслух текстов разных типов, стилей и жанров и использование разных видов чтения.
Уроки литературного чтения являются открытыми для творческой деятельности обучающихся. При работе с текстами произведений Н.Н. Носова обучающиеся составляют свои смешные истории. При изучении скороговорок дети готовят мини – проекты, а после знакомства, с русскими народными сказками обучающиеся пишут сочинение – рассуждение «Почему мне нравятся русские народные сказки?»
На уроках русского языка можно выполнять логически-поисковые задания. Например, назвать лишнее слово из ряда: молоко, кино, тихо, пшено. Этот вопрос предполагает однозначный ответ: лишнее слово «тихо», потому что это наречие, а остальные - существительные. Обучающиеся же, уже приученные видеть много способов решения одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и «молоко» (в этом слове три слога, а в остальных только два), и снова вернуться к слову «тихо», но по позиции ударного слога.
Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Главными целями введения этого метода являются:
-развитие интереса к предмету;
-приобретение исследовательского опыта;
-развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию;
-развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
-получение дополнительных знаний по теме;
-развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).
Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка осуществляется на основе работы с лингвистическими текстами. Во многих учебниках по русскому языку читательская грамотность формируется на основе работы со сплошными и несплошными текстами. Эти тексты требуют несколько иных читательских навыков, так как, содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (название граф, таблиц, цвет, шрифт).
Именно поэтому для современного этапа развития методики преподавания русского языка актуальным является развитие читательских умений на основе схем-таблиц как формы предъявления лингвистической информации.
Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, педагог часто задумывается о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в развитии. Ведь при переходе из начальной школы в основную должны быть обеспечены педагогические условия, превращающие готовность обучающихся для обучения чтению в читательское умение, обеспечивающее самообучение и за порогом школы. Поэтому все уроки должны внести свою частичку в развитие ребёнка, быть очередным шагом вперед.
Хороший современный урок – это время, когда обучающийся познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках системно - деятельностный подход педагог, тем самым решает следующие задачи:
- помогает эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;
- развивает творческие способности;
- предлагает дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряет к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;
- осуществляет личностно-ориентированную направленность;
- помогает ученику самостоятельно планировать свою деятельность;
- побуждает детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.
Использование деятельностного подхода в обучении младших школьников решает главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого обучающегося при сохранении здоровья.
В основе деятельностного подхода к обучению: рекомендуются разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-семинары, уроки - диспуты и др. Из этого следует… «Сегодня у нас не будет урока, у нас состоится конференция на тему…» Или «У нас урок вопросов и ответов. Учимся задавать вопросы…. Учимся подвергать сомнению любую высказанную идею. Ищем ошибки в сказанном…. Делимся на критиков и изобретателей….».
Реализация новых стандартов в большей степени зависит от педагога, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача педагога не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать обучающимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:
1. Использование дифференцированных заданий.
2. Включение в образовательный процесс ИКТ.
3. Использование метода проектов.
Таким образом, при реализации новых стандартов ФГОС НОО просто необходим системно – деятельностный подход.
Список использованной литературы:
1. Журнал «Практика образования» № 1, 2, 3 2011г.
2.Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения //Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
© Е.А. Бакурова, Е. В. Питеримова, 2014
АНКЕТА УЧАСТНИКА КОНФЕРЕНЦИИ | |
Фамилия, имя, отчество автора (полностью) | Бакурова Екатерина Андреевна |
Место учебы или работы | Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Арзамасский филиал |
Должность или курс | 4 курс |
Контактный телефон | 89307121216 |
katy-bakurova@mail.ru | |
Фамилия, имя, отчество соавтора (полностью) | Питеримова Екатерина Васильевна |
Место учебы или работы соавтора | Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Арзамасский филиал |
Должность или курс соавтора | 4 курс |
E-mail соавтора | Katya2593@inbox.ru |
Тема статьи | «СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО» |
Количество страниц статьи | 5 |
Номер/название направления (секции) | |
Количество дополнительных экземпляров (если необходимо) | - |
Адрес для отправки сборника (индекс обязательно) | Нижегородская область, Богородский район, с. Лакша, ул. Центральная, д. 7 кв. 8, индекс 607600 |
Шифр конференции | НК-16 |