Обучение детей умению создавать тексты
1)Научный текст –ткань сознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_umeniyu_sozdavat_teksty.rech_.docx | 17.92 КБ |
obuchenie_detey_umeniyu_sozdavat_teksty.pptx | 165.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей умению создавать тексты
1)Научный текст –ткань сознания.
Учиться писать отчеты о своих исследованиях очень важно. Написание текстов с изложением результатов собственных исследований – лучший способ самоконтроля и развития научного мышления.
Многие люди обладают хорошими ораторскими способностями и блестяще выступают на публике, но при этом зафиксировать свои мысли и научные работы не могут. Говоря при этом примерно так: «Я – блестящий ученый, исследователь, но не писатель…» Им кажется это пригодным оправданием собственной непродуктивности. В действительности все выглядит иначе: существует речь устная и речь письменная. Речь устная может восприниматься хорошо даже при отсутствии четкой логики и доказательства. А письменная речь требует большой строгости, ясности, логичности. Поэтому часто блестящий устный доклад, будучи переложен на бумагу, теряет весь свой блеск. Поэтому проблема написания научных текстов – это не проблема наличия или отсутствия писательских способностей, а проблема способности и неспособности научно мыслить.
Теперь остановимся на практических заданиях, позволяющих подготовить учащегося к проведению теоретических исследований, вооружить его доступными умениями работы с источником информации. Основным здесь является умение находить главное и второстепенное.
Особый вид умений – умение работать с текстом или с книгой. Существует несколько простых, эффективных способов, которым следует научить ребенка при работе с текстом. Работу с текстом (книгой) можно разбить на несколько этапов.
2)Этапы знакомства с текстом:
- Беглый обзор текста, его общий просмотр (полистать книгу, рассмотреть все иллюстрации, познакомиться с оглавлением, прочитать введение, почитать отдельные куски текста, которые случайно привлекли внимание).
- Задать себе вопросы по поводу текста (насколько мне это интересно; что мне известно об этой проблеме; что нового я смогу узнать).
- Чтение. Глубокое знакомство с текстом.
- Выделить главное и второстепенное (найти факты, подтверждающие идеи).
- Резюме (оценить уровень содержательности текста, степень логической структурированности).
Предлагаемые методы позволяют включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Их широко можно использовать во внеурочной и внеклассной работе. Эти методы рассчитаны не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включают в себя полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
3)Развитие умений выделять главное и второстепенное.
Теперь остановимся на выделении главного и второстепенного. Умение находить главные и второстепенные факты, подтверждающие идею. Это умение важно для переработки информации, при подготовке публичного выступления. Наиболее простой прием, позволяющий это делать – использование простых графических схем. Это дает возможность выявить логическую структуру.
4)Рассмотрим пару графических схем.
- Паучок.
В центре обозначена главная идея - это туловище паучка, а ножки - это факты, ее подтверждающие. Теперь выстраиваем «третий уровень»: наденем на паучка» «башмачки».
На первом этапе записывают название темы или вопроса, на который хотелось бы получить ответ. Заключают его в овал, символизирующий тело «паучка».
На следующем этапе продумывают, какие из входящих в тему понятий являются основными. Их следует записать на схеме так, чтобы они образовали ножки «паучка».
Затем нужно попытаться усилить устойчивость каждой из ножек «паучка», надев на них «башмачки». И так далее.
- Дом с колоннами.
Главную идею нужно обозначить большим треугольником, а колонны — это факты, ее подтверждающие. Заключительную фразу обозначим прямоугольником, лежащим в основании. и квадратными опорами, его поддерживающими.
5)Практическое задание.
Отрывок из книги И.Акимушкина:
«Самый большой кролик – фландр, или бельгийский великан. Длиной он от носа до хвоста – почти метр. Весит до девяти килограммов! Уши такие длинные, что кролик их торчком держать не может – так с головы вниз стелются по земле. Цветом кролики разные: серые, голубые, рыжие, черные и белые».
Теперь попробуем найти главную мысль, идею этого отрывка. Какова главная идея этого текста? А какие слова (факты) ее подтверждают?
Давайте на доске нарисуем схему, условно назовем ее «дом с колоннами», она выражает логическую структуру этого небольшого отрывка. Главную идею обозначим большим треугольником. (1 — самый
большой кролик — фландр, или бельгийский великан), а колонны
— это факты, ее подтверждающие. (2 — длиной он от носа до хвоста
— почти метр, 3 — весит до девяти килограммов!, 4 — Уши такие
длинные, что кролик их торчком держать не может — так с головы
вниз и стелются по земле). Заключительную фразу отрывка: «Цветом
кролики разные: серые, голубые, рыжие, черные и белые» — обозначим прямоугольником, лежащим в основании (5 — цветом кроли-
ки разные), и квадратными опорами, его поддерживающими (6 — серые, 7 — голубые, 8 — рыжие, 9 — черные, 10 — белые).
Так же можно аналогично составить текст по схеме.
6)Вывод.
Описание построения таких схем выглядят сложными, но если вникнуть в суть дела, то идея очень проста. Пользуясь аналогичными схемами можно определять, насколько равномерно описаны разные характеристики героя, выявлять логичность или нелогичность текста. При такой работе структура текста получается наглядно и понятна.
Аналитическая деятельность при работе с текстовой информацией наиболее трудна для младшего школьника, особенно для ребенка, не наделенного блестящими способностями. В этом случае я, как учитель, в первую очередь призвана облегчить жизнь ребенка, научить его работать успешно и рационально.
«Обучая других, обучаешься сам» - это точная мысль Я. А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Научный текст – ткань сознания Учиться писать отчеты о своих исследованиях очень важно. Написание текстов с изложением результатов собственных исследований – лучший способ самоконтроля и развития научного мышления.
1 ЭТАП Беглый обзор текста, его общий просмотр (полистать книгу, рассмотреть все иллюстрации, познакомиться с оглавлением, прочитать введение, почитать отдельные куски текста, которые случайно привлекли внимание).
2 ЭТАП Формулирование вопросов по поводу текста (насколько мне это интересно; что мне известно об этой проблеме; что нового я смогу узнать).
3 ЭТАП Чтение. Глубокое знакомство с текстом.
4 ЭТАП Выделить главное и второстепенное (найти факты, подтверждающие идеи).
5 ЭТАП Резюме (оценить уровень содержательности текста, степень логической структурированности).
Развитие умений выделять главное и второстепенное Умение находить главные и второстепенные факты , подтверждающие идею. Это умение важно для переработки информации, при подготовке публичного выступления. Наиболее простой прием, позволяющий это делать – использование простых графических схем. Это дает возможность выявить логическую структуру
Схема « ПАУЧОК »
Схема « ДОМ С КОЛОННАМИ »
Практическое задание Отрывок из книги И.Акимушкина: « Самый большой кролик – фландр, или бельгийский великан. Длиной он от носа до хвоста – почти метр. Весит до девяти килограммов! Уши такие длинные, что кролик их торчком держать не может – так с головы вниз стелются по земле. Цветом кролики разные: серые, голубые, рыжие, черные и белые».
«Дом с колоннами» Самый большой кролик – фландр, или бельгийский великан Длиной он от носа до хвоста – почти метр Весит до девяти килограммов Уши такие длинные, что кролик их торчком держать не может – так с головы вниз стелются по земле Цветом кролики разные серые голубые рыжие чёрные белые
Вывод «Обучая других, обучаешься сам» - это точная мысль Я. А. Коменского пришла к нам из глубины веков.
Литература Сеть учителей. http://nytva.taba.ru/NP_konferenciya_2012/ Социальная сеть работников образования nsportal.ru Савенков А.И. Маленький исследователь . Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.