Памятка для педагога по работе с учащимися, отличающимися высоким уровнем тревожности
В памятке даны практические рекомендации педагогам по работе и взаимодействию с детьми в урочной и неурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_pedagoga_po_rabote_s_uchashchimisya.docx | 14.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для педагога по работе с учащимися, отличающимися высоким уровнем тревожности
Личностная тревожность – свойство характера человека, выражающееся в предрасположенности к тревоге и устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях, даже там, где нет реального повода для тревоги. Высокотревожные подростки склонны преувеличивать трудности и опасения, с которыми они встречаются, предрасположены к перепадам давления и нарушениям сердечного ритма. Личностная тревожность обычно соотносится с такими чертами характера как агрессивность, раздражительность, застенчивость.
Общие требования:
- Общение в доверительном, спокойном и доброжелательном тоне, не повышая голоса
- Единство требований к подростку со стороны взрослых, избегание двусмысленности и недомолвок в изложении требований
- Создание условий для повышения самооценки подростка – не заострять внимание на промахах и неудачах, акцентировать внимание на успехах
- Формирование оптимистических установок, развитие умения выделять главное и не беспокоиться по мелочам, снижение чувства повышенной моральной ответственности и вины
- Нельзя угрожать наказанием, накапливать «компромат», строить неблагоприятные прогнозы, публично подчеркивать несостоятельность подростка в чем-либо
- В случае проступков наказание производить сразу, без отсрочки его выполнения
- Избегание состязаний, любых видов работ, учитывающих скорость
- Не сравнивайте учащегося с окружающими
- Доверяйте подростку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть
- Последовательность в воспитании, не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше
В урочной деятельности:
Формирование на уроке обстановки спокойствия, уверенности в достижении учебных целей
Давать время на обдумывание задания, подготовку, не ставить подростка в ситуацию неожиданного вопроса, не требовать отвечать новый, неусвоенный материал
Стимулировать самостоятельный поиск путей преодоления учебных затруднений
Доброжелательно аргументировать выставляемую оценку, хвалить за приложенные усилия
Во внеурочной деятельности:
Поручения должны быть конкретными и посильными, способствующими ситуации успеха, повышение самооценки
Нежелательны поручения, требующие решительности, ответственности, инициативы
Внушение:
Подросток в состоянии справиться с различными проблемами и неудачами. Неудачи в деятельности – обычное явление, они преодолимы.
Обучение:
Умению формирования установки на успех, умению отделять главное от второстепенного.
Воспитательные воздействия:
Убеждение на собственном опыте и опыте других
Увлечение хорошими перспективами
Проявление доброты, заботы, поддержки, организация успеха в деятельности, поощрение успеха
В семье:
Наличие теплых, заботливых отношений со стороны близких, комфортная, наполненная любовью и взаимным доверием атмосфера в семье
Оптимистические установки в семье, ее эмоционально-интеллектуальное богатство, общие для членов семьи дела и увлечения
Недопустимость «маятникового» воспитания (я тебя люблю – я тебя ненавижу), противоречивые требования