МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Методические рекомендации
При подготовке к семинару
При подготовке к выступлению на практическом занятии или семинаре
При конспектировании научной психологической литературы
При самостоятельном изучении темы
Рекомендации по решению психологических задач
Рекомендации по выполнению тестовых заданий и терминологических диктантов
Методические рекомендации по проведению диагностических процедур
Рекомендации по проведению наблюдения за поведением и деятельностью детей
Рекомендации по выполнению контрольных работ и рефератов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_podgotovke_k_vypolneniyu_samostoyatelnoy_raboty.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
При подготовке к семинару
- Внимательно прочитайте вопросы к занятию;
- Определите, какая литература у вас есть, какую необходимо подобрать в учебных кабинетах или в библиотеке;
- Прочитайте материалы учебника, просмотрите дополнительные материалы, текст лекции, сделайте необходимые записи;
- Пронумеруйте пункты плана, выписки, сделанные на листочках или карточках;
- Выписывайте фамилию автора, его инициалы, название работы, место и год издания, том, номера страниц, с которых берутся цитаты;
- В процессе изучения литературы найдите в словарях незнакомые слова и понятия, выпишите определения понятий;
- Проверьте, ко всем ли вопросам Вы готовы;
- Отметьте на полях конспекта и выписок все спорные вопросы, чтобы разрешить их на семинаре.
При подготовке к выступлению на практическом занятии или семинаре
- Внимательно прочитайте все свои выписки и конспекты по заданному вопросу;
- Выделите основные теоретические положения, ведущие идеи, подберите к ним соответствующие примеры и факты;
- Наметьте логическую последовательность их изложения;
- Четко определите при доказательстве той или иной идеи тезис и аргументы, установите смысловую связь между ними;
- Продумывая ответ, определите способ изложения, используйте аналогии, проводите параллели, сравнивайте события, факты, опирайтесь на опыт;
- Выступайте кратко, четко, интересно. Заканчивайте свой ответ кратким обобщением, выводом, Постарайтесь уложиться в отведенное время;
- Проанализируйте эффективность своей работы.
При конспектировании научной психологической литературы
- Сделайте в тетради большие поля для заметок;
- Прежде, чем конспектировать материалы источника, напишите фамилию автора, его инициалы, полное название работы, место издания, год, том, страницы.
- Если источник – статья из журнала или сборника, то сначала выпишите фамилию и инициалы автора, название статьи, а затем выходные данные издания;
- Прочитайте и подумайте над текстом в целом или над большим законченным отрывком (главой);
- Выделите узловые вопросы, продумайте главные положения изученного источника, сформулируйте их своими словами и запишите в тетрадь;
- Подтвердите отдельные положения цитатами;
- Используйте различные приемы выделения текста: подчеркните главную мысль, ключевое слово. Если особенно важно или непонятно, на полях проставьте знаки ! или ?.
При самостоятельном изучении темы
- Возьмите лист самоконтроля или вопросы для проверки знаний;
- Определите, что Вы хорошо знаете;
- Выделите, что Вы не знаете и не умеете;
- Изучите необходимую литературу по теме.
- Если необходимо, сделайте опорный конспект;
- Выпишите основные понятия и термины, выучите их;
- Запишите вопросы, которые возникли у Вас в процессе прочтения и анализа источников;
- Выполните задания для внеаудиторной самостоятельной работы;
- Проверьте свои знания, опираясь на контрольные вопросы и задания; проанализируйте результаты выполнения теста;
- В случае низкой эффективности работы вернитесь к изучению необходимой литературы, найдите в источниках ответы на вопросы. Проверьте еще раз свои знания и умения по контрольным вопросам;
- Просмотрите творческие задания по изучаемому курсу;
- Раскройте свою жизненную позицию при выполнении творческого задания по курсу.
Рекомендации по решению психологических задач
- Решение задач нужно начинать только после изучения соответствующей темы учебной программы, т.к. их решение способствует углубленному изучению психологических понятий.
- Успешное решение задачи является показателем усвоения определенного раздела программы.
- В процессе решения задачи, в трудных случаях, нужно обращаться к учебнику или преподавателю. Поиски нужного объяснения развивают мышление, учат применять знания на практике.
- Приступая к процессу решения, нужно:
- Определить цель психологической задачи;
- Дать психологическое толкование педагогической или жизненной ситуации;
- Из ряда теоретических положений выбрать соответствующие научному пониманию;
- Установить психологические причины поступков, действий людей.
- Установить связь между психическими явлениями и их внешними проявлениями;
- Оценить правильность или ошибочность положений различных психологических направлений;
- Осмыслить существенные признаки психологических понятий и определений;
- Понять мотивы поведения ребенка; наметить пути педагогического воздействия на него;
- Выявить психологические закономерности того или иного явления и дать ему психологическое обоснование.
- Алгоритм решения задачи включает следующие действия студента:
- внимательно прочитать текст задачи и задание к нему;
- выделить содержание задачи и вопрос;
- определить психологические категории, понятия, о которых идет речь в задаче;
- выдвинуть гипотезу в виде предполагаемого ответа;
- сформулировать теоретические положения, лежащие в основе содержания задачи или вопроса;
- дать объяснение, доказательства, используя текст задачи;
- проверить, на все ли вопросы к задаче даны ответы; доказана ли гипотеза.
6.Оформить в письменном виде свое решение задачи.
Рекомендации
по выполнению тестовых заданий и терминологических диктантов
Тестовые задания
- Знание психологических понятий и терминов – основа психологической грамотности, психологической культуры педагога.
- Необходимо помнить, что тестовые задания предназначены для итоговой и тематической проверки знаний по психологии.
- Выполняйте задания в предложенной последовательности, внимательно прочитав указания.
- Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Если затрудняетесь выполнить задание, переходите к следующему.
- Прежде чем сдать работу преподавателю, проверьте ответы.
Терминологические диктанты
- Терминологический диктант – эффективная и экономичная форма проверки усвоения терминологического аппарата, тренирует концентрацию внимания, развивает оперативную память.
- Время на раздумывания не дается – ответ нужно дать сразу после прочтения вопроса.
- На десять вопросов дается 6 минут времени.
- Проверка производится сразу после выполнения путем сличения ответов с «ключом».
- Критерии оценки: все ответы верны –«отлично»; при одном неверном ответе – «хорошо»; при двух неверных ответах – «удовлетворительно»; большее количество неверных ответов – «неудовлетворительно».
Методические рекомендации по проведению диагностических процедур
- Четко сформулируйте цель диагностического исследования.
- Определите контингент учащихся, который станет предметом изучения.
- Прежде обследуйте самого себя.
- Прочитайте задание и инструкцию, выполните все процедурные моменты обследования, проведите анализ полученных результатов с помощью ключа методики, дайте интерпретацию полученных данных, сформулируйте рекомендации для испытуемых.
- Сведите полученные данные в общую таблицу или характеристику.
Рекомендации
по проведению наблюдения за поведением и деятельностью детей
- Наблюдение за поведением и деятельностью детей – неотъемлемая часть учебной программы по психологии.
- Только целенаправленное и хорошо организованное наблюдение позволит обогатить представления студентов о психических явлениях, причинах их возникновения и развития.
- В процессе наблюдения студенты учатся применять полученные знания на практике.
- Перед наблюдением обязательно должна быть изучены теоретические положения, которые помогут студентам понять сущность наблюдаемых фактов и объяснить их причины.
- В основе наблюдения всегда лежит четкий план, в котором сформулированы вопросы и задания для студентов.
- Процесс наблюдения – это фиксация в дневнике наблюдения психологических фактов в соответствии с планом и их анализ
- Факты психической деятельности, воспринятые студентами подвергнутые глубокому анализу, должны быть обоснованы теоретическими положениями о закономерностях психики ребенка.
- Результаты наблюдения оформляются в дневнике наблюдений по плану:
- Дата и место проведения урока.
- Фамилия учителя класса.
- Название учебного предмета и тема урока.
- Формулировка целей урока.
- Запись оборудования урока.
- Запись хода урока в соответствии с этапами совместной деятельности учителя и учащихся. Фиксация психологических фактов и их анализ на протяжении всего урока.
- Обобщение полученных данных, формулировка выводов.
- Подготовиться к обсуждению результатов наблюдения на уроке.
Рекомендации по выполнению контрольных работ и рефератов
Цель работы Целью выполнения контрольной работы и реферата является получение студентами теоретических знаний по психологии, развитие практических навыков самостоятельной работы с литературой, более глубокое изучение и выработка интереса к отдельным темам курса.
Требования по содержанию Контрольная работа содержит: 1. Титульный лист. 2. Содержание (план). 3. Введение. 4. Основную часть. 5. Заключение. 6. Литературу. Контрольная работа и реферат должны быть результатом самостоятельного изучения учебной, научной литературы, материалов периодических изданий. Контрольная работа и реферат состоят из введения, основной части и заключения. В начале работы составляется план. Изложение каждого вопроса необходимо выделять в тексте в соответствии с планом. Материал налагается логично, последовательно, ясно. Введение занимает 1 - 2 страницы. Во введении ставятся цель и задачи работы, обосновывается актуальность темы. В основной части излагается содержание вопросов контрольной работы. В заключении делаются выводы, оценивается значимость изложенного материала. В конце работы напишите список использованной литературы в алфавитном порядке. Необходимо использовать не менее 4-5 источников.
Требования к оформлению Работа должна быть выполнена на компьютере на листах формата А4 и набрана 14 шрифтом с полуторным интервалом. Требования к полям: левое – не менее 3 см, правое – не менее 1,5 см, верхнее – не менее 1,5 см, нижнее – не менее 2 см. Объем контрольной работы – не менее 15 стр. Объем реферата – не менее 20 стр. Цитаты необходимо сопровождать сносками внизу страницы с указанием источников. Работа оценивается «допущен» или «не допущен» к собеседованию. Собеседование по контрольной работе студент проходит в период сессии. Контрольная работа должна быть предоставлена в срок, установленный учебным отделом. Выбор варианта контрольной работы и реферата определяется в соответствии с номером студента в списке группы. |