МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ильина Тамара Анатольевна

Методические рекомендации

 

При подготовке к семинару

 

При подготовке к выступлению на практическом занятии или семинаре

 

При конспектировании научной психологической литературы

 

При самостоятельном изучении темы

 

Рекомендации  по  решению психологических задач

 

Рекомендации  по  выполнению тестовых заданий и терминологических диктантов

 

Методические рекомендации  по  проведению диагностических процедур

 

Рекомендации по  проведению наблюдения за поведением и деятельностью детей

 

Рекомендации по выполнению контрольных работ и рефератов

Скачать:


Предварительный просмотр:


При подготовке к семинару

  • Внимательно прочитайте вопросы к занятию;
  • Определите, какая литература у вас есть, какую необходимо подобрать в учебных кабинетах или в библиотеке;
  • Прочитайте материалы учебника, просмотрите дополнительные материалы, текст лекции, сделайте необходимые записи;
  • Пронумеруйте пункты плана, выписки, сделанные на листочках или карточках;
  • Выписывайте фамилию автора, его инициалы, название работы, место и год издания, том, номера страниц, с которых берутся цитаты;
  • В процессе изучения литературы найдите в словарях незнакомые слова и понятия, выпишите определения понятий;
  • Проверьте, ко всем ли вопросам Вы готовы;
  • Отметьте на полях конспекта и выписок все спорные вопросы, чтобы разрешить их на семинаре.

 

При подготовке к выступлению на практическом занятии или семинаре

  • Внимательно прочитайте все свои выписки и конспекты по заданному вопросу;
  • Выделите основные теоретические положения, ведущие идеи,  подберите к ним соответствующие примеры и факты;
  • Наметьте логическую последовательность их изложения;
  • Четко определите при доказательстве той или иной идеи тезис и аргументы, установите смысловую связь между ними;
  • Продумывая ответ, определите способ изложения, используйте аналогии, проводите параллели, сравнивайте события, факты, опирайтесь на опыт;
  • Выступайте кратко, четко, интересно. Заканчивайте свой ответ кратким обобщением, выводом, Постарайтесь уложиться в отведенное время;
  • Проанализируйте эффективность своей работы.

При конспектировании научной психологической литературы

  • Сделайте в тетради большие поля для заметок;
  • Прежде, чем конспектировать материалы источника, напишите фамилию автора, его инициалы, полное название работы, место издания, год, том, страницы.
  • Если источник – статья из журнала или сборника, то сначала выпишите фамилию и инициалы автора, название статьи, а затем выходные данные издания;
  • Прочитайте и подумайте над  текстом в целом или над большим законченным отрывком (главой);
  • Выделите узловые вопросы, продумайте главные положения изученного источника, сформулируйте их своими словами и запишите в тетрадь;
  • Подтвердите отдельные положения цитатами;
  • Используйте различные приемы выделения текста: подчеркните главную мысль, ключевое слово. Если особенно важно или непонятно, на полях проставьте знаки ! или ?.

                     

                       

При самостоятельном изучении темы

  • Возьмите лист самоконтроля или вопросы для проверки знаний;
  • Определите, что Вы хорошо знаете;
  • Выделите, что Вы не знаете и не умеете;
  • Изучите необходимую литературу по теме.
  • Если необходимо, сделайте опорный конспект;
  • Выпишите основные понятия и термины, выучите их;
  • Запишите вопросы, которые возникли у Вас в процессе прочтения и анализа источников;
  • Выполните задания для внеаудиторной самостоятельной работы;
  • Проверьте свои знания, опираясь на контрольные вопросы и задания; проанализируйте результаты выполнения теста;
  • В случае низкой эффективности работы вернитесь к изучению необходимой литературы, найдите в источниках ответы на вопросы. Проверьте еще раз свои знания и умения по контрольным вопросам;
  • Просмотрите творческие задания по изучаемому курсу;
  • Раскройте свою жизненную позицию при выполнении творческого задания по курсу.

Рекомендации  по  решению психологических задач

  1. Решение задач нужно начинать только после изучения соответствующей темы учебной программы, т.к. их решение способствует углубленному изучению психологических понятий.
  2. Успешное решение задачи является показателем усвоения определенного раздела программы.
  3. В процессе решения задачи, в трудных случаях, нужно обращаться к учебнику или преподавателю. Поиски нужного объяснения развивают мышление, учат применять знания на практике.
  4. Приступая к процессу решения, нужно:
  • Определить цель психологической задачи;
  • Дать психологическое толкование педагогической или жизненной ситуации;
  • Из ряда теоретических положений выбрать соответствующие научному пониманию;
  • Установить психологические причины поступков,  действий людей.
  • Установить связь  между психическими явлениями и их внешними проявлениями;
  • Оценить правильность или ошибочность положений различных психологических направлений;
  • Осмыслить существенные признаки психологических понятий и определений;
  • Понять мотивы поведения ребенка; наметить пути педагогического воздействия на него;
  • Выявить психологические закономерности того или иного явления и дать ему психологическое обоснование.
  1. Алгоритм решения задачи включает следующие действия студента:
  2.  внимательно прочитать текст задачи и задание к нему;

-  выделить содержание задачи и вопрос;

-  определить психологические категории, понятия, о которых идет речь в задаче;

- выдвинуть гипотезу в виде предполагаемого ответа;

- сформулировать теоретические положения, лежащие в основе содержания задачи или вопроса;

 - дать объяснение,  доказательства, используя текст задачи;

- проверить, на все ли вопросы к задаче даны ответы; доказана ли гипотеза.

6.Оформить в письменном виде свое решение задачи.

Рекомендации

 по  выполнению тестовых заданий и терминологических диктантов

Тестовые задания

  1. Знание психологических понятий и терминов – основа психологической грамотности, психологической культуры педагога.
  2. Необходимо помнить, что тестовые задания предназначены для итоговой и тематической проверки знаний по психологии.
  3. Выполняйте задания в предложенной последовательности, внимательно прочитав указания.
  4. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Если затрудняетесь выполнить задание, переходите к следующему.
  5. Прежде чем сдать работу  преподавателю, проверьте ответы.

Терминологические диктанты

  1. Терминологический диктант – эффективная и экономичная форма проверки усвоения терминологического аппарата, тренирует концентрацию внимания, развивает оперативную память.
  2. Время на раздумывания не дается – ответ нужно дать сразу после прочтения вопроса.
  3. На десять вопросов дается 6 минут времени.
  4. Проверка производится сразу после выполнения путем сличения ответов с «ключом».
  5. Критерии оценки: все ответы верны –«отлично»; при одном неверном  ответе – «хорошо»; при двух неверных ответах – «удовлетворительно»; большее количество неверных ответов – «неудовлетворительно».

Методические рекомендации  по  проведению диагностических процедур

  1. Четко сформулируйте цель диагностического исследования.
  2. Определите контингент учащихся, который станет предметом изучения.
  3. Прежде обследуйте самого себя.
  4. Прочитайте задание и инструкцию, выполните все процедурные моменты обследования, проведите анализ полученных результатов с помощью ключа методики, дайте интерпретацию полученных данных, сформулируйте рекомендации для испытуемых.
  5. Сведите полученные данные в общую таблицу или характеристику.

                                                     

                                                  Рекомендации

по  проведению наблюдения за поведением и деятельностью детей

  1. Наблюдение за поведением и деятельностью детей – неотъемлемая часть учебной программы по психологии.
  2. Только целенаправленное и хорошо организованное наблюдение позволит обогатить представления студентов о психических явлениях, причинах их возникновения и развития.
  3. В процессе наблюдения студенты учатся применять полученные знания на практике.
  4. Перед наблюдением обязательно должна быть изучены теоретические положения, которые помогут студентам понять сущность наблюдаемых фактов и объяснить их причины.
  5. В основе  наблюдения всегда лежит четкий план, в котором сформулированы вопросы и задания для студентов.
  6. Процесс наблюдения – это фиксация в дневнике наблюдения  психологических фактов в соответствии с планом и их анализ
  7. Факты психической деятельности, воспринятые студентами подвергнутые глубокому анализу, должны быть обоснованы теоретическими положениями о закономерностях психики ребенка.
  8. Результаты наблюдения оформляются в дневнике наблюдений по плану:
  • Дата и место проведения урока.
  • Фамилия учителя класса.
  • Название учебного предмета и тема урока.
  • Формулировка целей урока.
  • Запись оборудования урока.
  • Запись хода урока  в соответствии с этапами  совместной деятельности учителя и учащихся. Фиксация психологических фактов и их анализ на протяжении всего урока.
  • Обобщение полученных данных, формулировка выводов.
  1. Подготовиться к обсуждению результатов наблюдения  на уроке.

Рекомендации по выполнению контрольных работ и рефератов

Цель работы

Целью выполнения контрольной работы  и реферата является получение студентами теоретических знаний по психологии, развитие практических навыков самостоятельной работы с литературой, более глубокое изучение и выработка интереса к отдельным темам курса.

 

Требования по содержанию

Контрольная работа содержит:

1.      Титульный лист.

2.      Содержание (план).

3.      Введение.

4.      Основную часть.

5.      Заключение.

6.      Литературу.

Контрольная работа и реферат  должны быть результатом самостоятельного изучения учебной, научной литературы, материалов периодических изданий.

Контрольная работа и реферат состоят из введения, основной части и заключения. В начале работы составляется план. Изложение каждого вопроса необходимо выделять в тексте в соответствии с планом. Материал налагается логично, последовательно, ясно.

Введение занимает 1 - 2 страницы. Во введении ставятся цель и задачи работы, обосновывается актуальность темы. В основной части излагается содержание вопросов контрольной работы. В заключении делаются выводы, оценивается значимость изложенного материала. В конце работы напишите список использованной литературы в алфавитном порядке. Необходимо использовать не менее 4-5 источников.

 

Требования к оформлению

Работа должна быть выполнена на компьютере на листах формата А4 и  набрана 14 шрифтом с полуторным интервалом. Требования к полям: левое – не менее 3 см, правое – не менее 1,5 см, верхнее – не менее 1,5 см, нижнее – не менее 2 см. Объем контрольной работы – не менее 15 стр. Объем реферата – не менее 20 стр.

Цитаты необходимо сопровождать сносками внизу страницы с указанием источников.

Работа оценивается «допущен» или «не допущен» к собеседованию. Собеседование по контрольной работе студент проходит в период сессии. Контрольная работа должна быть предоставлена в срок, установленный учебным отделом.

Выбор варианта контрольной работы и реферата  определяется в соответствии с номером студента в списке группы.