Описание глагольной системы. В помощь студентам с родным языком нерусским.
Опубликовано 11.12.2014 - 22:01 - Бутакова Нина Васильевна
Описание глагольной системы.
В помощь студентам с родным языком нерусским
С появлением учащихся, для которых русский язык неродной, возникает потребность сформировать понятие о важнейших формах русского языка, сведеньях из грамматики, орфографии, пунктуации в объеме требований программы по русскому языку.
Краткое описание глагольной системы имеет практический характер, особое значение для общения, бытовой жизни.
Система глагола имеет столь же важное значение, как и работа над предложно-падежной системы имен. Целенаправленная систематическая работа с глаголом имеет очень большое значение, важна для коммуникативных потребностей студентов.
Глагол - это изменяющаяся часть речи, которая имеет свои собственные окончания. Глагол обозначает действие: мальчик читает; или состояние: мальчик болеет. Основная функция глагола в предложении быть предикатом. Глаголы могут быть совершенного и несовершенного вида.
Значение глаголов несовершенного вида:
1 название действия: Я читал
2 процесс действия: я читал весь вечер
3 повторяющиеся действия: я часто читаю книги.
4 Одновременные действия: (в простом и сложном предложении) я читал книгу и слушал музыку
Когда я читал книгу, мой друг писал письмо.
Значение глаголов совершенного вида:
1 результативность, законченность: я уже прочитал книгу
2 однократность действия: однажды встретил друга.
3 последовательность законченных действий: (в простом и сложном предложении) я купил книгу и пошел домой. Когда я купил книгу, я пошел домой.
Глагол имеет 3 времени: настоящие, прошедшие, будущее.
Будущее имеет две формы простую - у глаголов совершенного вида: завтра я прочитал книгу.
Сложную - у глаголов несовершенного вида: завтра я буду читать книгу.
Глагол имеет две основы, от которых образуются все формы глагола.
1 основа инфинитива - это часть слова без суффикса - -ть, -чь, -ти: дела-ть, нес-ти,мо-чь. Основа инфинитива в большинстве случаев совпадает с основой прошедшего времени: Чита-ть – читал, говори-ть – говорил.
Есть глаголы, у которых эти основы не совпадают: исчезну-ть – исчез –ла,ло,ли. Такие глаголы надо запомнить
Основы настоящего или будущего простого времени - это часть слов без окончания третьего лица множественного числа: они чита-ют, они рису-ют, они звон-ят, они ид-ут. Спряжение глаголов.
Глаголы настоящего и будущего (простого) изменяются по лицам и числам и имеют два типа окончаний или два спряжения.
I спряжение
единственное число – ю -у читаю
ешь читаешь
ет читает
множественное число - ем мы читаем
ете вы читаете.
ут,ют они читают
Повелительное наклонение (императив)
единственное число – и, й читай, пиши
множественное число - ите пишите, читайте
II спряжение
единственное число – у, ю учу
ишь учишь
ит учит
множественное число - им учим
ите учите
ат, ят учат,
Повелительное наклонение
(императив)
Выражает просьбу, приказ и учи
те учите
Переходные и непереходные глаголы.
Переходные глаголы - это глаголы, которые обозначают действие, направленное на объект.(Выражен формой винительного падежа без предлогов: читать книгу) Остальные - непереходные выражаются частицей -ся –мыться, суффикс –е - болеть
Студентам предлагается вести специальную тетрадь, в которой содержится необходимая информация о глаголе, его формах, вопросах и падежах. По мере ведение такой тетради студентам даются такие задания, например:
1 выпишите глаголы, после которых используются винительный падеж и дательный падеж.
2 составьте предложения, со следующими глаголами (предлагаются глаголы, в которых студенты часто допускают ошибки.)
3 предлагается записать предложение, где только глаголы и предлоги, вместо других слов ставится тире:
В 5 часов Ахмед вернулся из колледжа домой.
В - - - вернулся из - - .
Восстанавливаются предложение. Типы работы с глаголами очень разнообразны и вся эта работа ставит своей целью создание языковой базы для развития иностранных студентов, навыков правильного оформление русской речи, поскольку грамматическая правильность речи способствует успешности и комфортности коммуникации.