Образовательные технологии и методики
Выступление на семинаре педагогов-психологов. Материал помогает отчетливо представить какие виды технологий использует педагог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnye_tekhnologii.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Учебно-методический центр»
Выступление
Районный семинар педагогов-психологов
«Технологии практического психолога образования»
Тема: «Образовательные технологии и методики».
Составитель Петухова Н.А.
руководитель структурного
подразделения «Социально-
психолого-педагогическая
служба», психолог.
2011 год
Модель анализа и описание педагогических технологий
Учёный стремится не столько
описать неизменное, сколько найти не
изменяющиеся описания меняющегося
Г. Браун.
Описание технологии предполагает раскрытие всех основных её характеристик, делающее возможным её воспроизведение.
Описание (и анализ) образовательной технологии может представить в следующей структуре (аналогично проводится и анализ передового педагогического опыта).
1. Название технологии, отражающее главную решаемую ею проблему, основные качества, принципиальную идею, существо применяемой системы обучения, наконец, основное направление модернизации учебно-воспитательного процесса или характерную региональную (местную) ситуацию. Название технологии часто даётся по одному самому яркому её признаку.
- Идентификация данной технологии в соответствии с принятой систематизацией (классификационной схемой).
- Вид педагогической технологии по уровню применения (метатехнология, отраслевая, модульно-локальная, микротехнология).
- Основные используемые философские позиции.
- Основные используемые методологические подходы.
- Отношения к факторам развития.
- Изложение особенностей применяемой научной концепции освоения опыта в данной технологии.
- Ориентация технологии на определённую сферу развития индивида (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП, СТВ, СФР).
- Принадлежность технологии определённой содержательной области.
- Указание преобладающих видов социально-педагогической деятельности.
- Характеристика типа управления педагогическим процессом.
- методы и средства, применяемые в технологии, выделение преобладающих.
- Применяемые организационные формы педагогического процесса.
- Преобладающие средства обучения.
- Описание воспитательной ориентации и подхода к человеку (ребёнку, подростку, молодёжи).
- Отнесение педагогической технологии к какой-либо группе модернизации традиционных технологий.
- Характеристика категории (адреса) контингента, на который направлена технология
- Целевые ориентации технологии. Характеризуются цели и задачи, достижения и решение которых планируется в технологии, строится дерево целей и задач.
- Концептуальная основа педагогической технологии. Краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке её построения и функционирования, в том числе философские позиции, используемые факторы и закономерности развития, научные концепции освоения опыта, ориентация на определённую сферу развития человека, методы воспитания.
- Содержание УВП. Содержание и структура УВП (педагогической деятельности учителей и учащихся) в рамках технологии рассматривается с позиции современных идей и теорий воспитания, принципов системности, соответствия целям и социальному заказу. Указывается объём и характер содержания обучающих воспитывающих воздействий, структура учебно-воспитательных планов, материалов, программ.
- Процессуальная характеристика (методические особенности). В процессуальной характеристике технологии прежде всего определяются структура и алгоритмы деятельности субъектов и объектов, целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексное применение и взаимодействие всех методических средств, управление, адекватное целям и задачам, контингенту обучаемых. Описываются мотивационная характеристика, особенности методики, применения методов и средств обучения, управление и организационные формы педагогического процесса (диагностика, планирование, регламент, коррекция).
- Программно-методическое обеспечение. Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требования научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления: учебные планы и программы, учебные и методические пособия, дидактические материалы, наглядные и технические средства обучения, диагностический инструментарий.
- Соответствие критериям технологичности. Основными критериями технологичности являются:
- системность (комплексность, целостность);
- научность (концептуальность, развивающий характер);
- структурированность (иерархичность, логичность, алгоритмичность,
преемственность, вариативность);
- процессуальность (управляемость, диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость);
9. Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной. Концептуальная часть рассматривается с позиции новизны (инновационности), альтернативности, гуманизма демократизма, современности, а содержание образования в рамках технологии – с позиции современных технологий общего среднего образования, принципов системности, идей развивающего обучения и социального заказа.
В процессуальной характеристике прежде всего определяется целесообразность и оптимальность отдельных технологических элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования и контингенту обучаемых.
Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требования научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления.
Главным критерием оценки педагогической технологии является её эффективность и результативность. Выполнение этих требований рассматривается в приложении к субъектам и объектам обучения и воспитания.
Особенности содержания и методики
В педагогике сотрудничества как целостной педагогической технологии выделяются четыре направления («кита») (см.рис.9):
А. Гуманно-личностный подход к ребёнку.
Б. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
В. Концепция гуманистического коллективного воспитания.
Г. Педагогизация окружающей среды.
А. Гуманно-личностный подход к ребёнку
Гуманно-личностный подход представляет собой совокупность принципиальных положений, определяющих положение к личности ребёнка. Сущностью этого отношения является его направленность на развитие своей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя руководителя, воспитательного учреждения в целом.
Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы- разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного свободного развития личности.
Гуманно-личностный подход к ребёнку в учебно-воспитательном процессе – это ключевое звено, коммуникативная основа личностно-ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:
- новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;
- гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
- отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
- новую трактовку принципа учёта индивидуальных и возрастных особенностей детей;
- формирование положительной Я- концепции.
Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:
- личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребёнок в школе – полноценная человеческая личность;
- личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;
- личность- цель образовательной системы, а не средства для достижения каких либо целей;
- каждый ребёнок талантлив (обладает способностями);
-приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).
Гуманизация и демократизация педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.
Гуманное отношение к детям включает:
- педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
- оптимистическую веру в ребёнка;
- сотрудничество, мастерство общения;
- отсутствие прямого принуждения;
- приоритет положительного стимулирования;
- терпимость к детским недостаткам;
Демократизация отношений утверждает:
- уравнивание ученика и учителя в правах;
- право ребёнка на свободный выбор;
- право на ошибку;
- право на собственную точку зрения;
- соблюдение Конвенции о правах ребёнка;
- стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Ученье без принуждения. Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проюлема – не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание не возможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждений до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.
Ученье без принуждения реализуется через:
-требовательность без принуждения, основанную на доверии;
- увлечённость, рождённую интересным преподаванием;
- замену принуждения желанием, которое порождает успех;
- ставку на самостоятельность и самодеятельность детей;
- применение косвенных требований через коллектив.
Новое содержание принципа учёта индивидуальных (и возрастных) особенностей ребёнка. Суть нового индивидуального подхода состоит в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребёнку, а от ребёнка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребёнок, учить его с учётом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает:
- отказ от ориентировки на среднего ученика;
- поиск лучших качеств личности;
Применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я – концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);
- учёт особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
-прогнозирование развития личности;
- конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.
Формирование положительной я – концепции личности.
Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребёнка положительной Я –концепции . Я – концепция – это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе который она строит своё поведение.
В школьные годы Я –концепция – основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я –концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлением личности. Отрицательная Я – концепция (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
Педагогика сотрудничества
Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.
В основу педагогики сотрудничества положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребёнка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и общественное внимание к школе.
Сотрудничество – это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.
Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»
Уровень и характер применения: метотехнология, являющаяся общей платформой большинства современных образовательных технологий.
Философская основа: гуманистическая + антропософская.
Методологический подход: личностно-ориентированный, комплексный, деятельностный, социокультурный, коммуникативный.
Ведущие факторы развития: комплексные: био-, социо- и психогенные.
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + поэтапная интериоризация.
Ориентация на личностные сферы и структуры: всесторонняя, гармоничная.
Характер содержания: обучающий + воспитательный, светский, гуманистический, общеобразовательный, проникающий.
Вид социально-педагогической деятельности: воспитательная, психолого-социально-педагогическая.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + индивидуальное.
Организационные формы: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.
Преобладающие средства: вербальные + практические.
Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: гуманно-личностный, субъект-субъектный (сотрудничество).
Преобладающие методы: проблемно-поисковые, творческие, диалогические, игровые.
Направление модернизации: на основе гуманизации и демократизации.
Категория объектов: массовая (все категории).
Целевые ориентации
- Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
- Гуманно-личностный подход к ребёнку.
- Единство обучения и воспитания.
Концепция педагогики сотрудничества.
- Педагогика сотрудничества – это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М,. 1998
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий Изд-во НИИ школьных технологий. т 1 и т 2. 2006