Примерная программа работы классного руководителя с родителя в начальной школе
Программа составлена из опыта работы коллектива учителей начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernaya_programma.docx | 32.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерная программа
работы классного руководителя
с родителями в начальной школе.
Пояснительная записка
Цель образования на современном этапе – воспитание духовно богатой, высокультурной и нравственной личности. Большая роль в этом принадлежит семье. Семья – это первая общественная ступень в жизни ребенка. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт. Первые впечатления от окружающей жизни ребенок получает в семье, на их основе формируется характер. Влияние семьи потому так сильно, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях.
Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.
Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека.
На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот вопрос можно найти ответ в словах В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно не допустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание».
Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальных классов, должны хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволит им предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы педагоги выбирают направления и формы работы с родителями.
Большие возможности предоставляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей воспитателей своих детей, объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми учащимися класса.
Основная задача этой работы - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Основная форма работы учителя с коллективом родителей -классное родительское собрание. Успех работы учителя с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями.
Большую помощь в работе с родителями учителю оказывает родительский комитет, который тоже выбирается на первом собрании и сохраняется на весь период обучения детей.
Родительские собрания
Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна проводиться в целостной системе и иметь огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. Работа педагогического коллектива с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, лекции, конференции, посещение семей, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся, а также совместные классные праздники.
План общешкольных родительских собраний в начальной школе.
Классы | Тема |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
Уже несколько лет мы практикуем предварительное собрание родителей будущих первоклассников, которое проводим в мае предыдущего года. Практика показывает, что такой заблаговременный разговор с родителями делает более действенными советы учителя, более эффективной подготовку детей к школе. Советы учителя на этом этапе помогают родителям постепенно перестроить, если в этом обнаруживается необходимость, быт семьи, режим, что-то устранить, а что-то добавить в свое воспитательное воздействие на ребенка.
Классные родительские собрания необходимо проводить 1-2 раза в четверть, дополнительно решая индивидуально возникающие в процессе работы проблемы.
Тематика классных родительских собраний
Классы | Тема |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
Рекомендации по проведению родительских собраний
- Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
- Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
- Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
- Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Этапы подготовки к родительскому собранию:
- Выбор темы собрания.
- Определение целей родительского собрания.
- Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
- Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).
- Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.
- Приглашение родителей и других участников собрания.
- Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
- Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Определение целей родительского собрания:
- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;
- содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность классного сообщества;
- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребёнка;
- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;
- подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за определённый период времени
Примерное календарно-тематическое планирование родительских собраний в начальной школе
Срок проведения | Тема собрания, вопросы для обсуждения | ответственные |
Подготовительный период | ||
январь | 1. Знакомство со школой. 2. Правила приёма детей в первый класс. 3. Готовимся к школе. | Администрация школы, психолог, логопед |
июнь | Ознакомление родителей с образовательным маршрутом класса. | Учитель |
Первый класс | ||
сентябрь | 1. Особенности адаптационного периода. 2. О задачах на учебный год (утверждение плана работы на год). 3. Выборы родительского комитета класса. | Учитель, психолог |
октябрь | 1. Младший школьник: особенности развития. 2. Оценка результатов обучения и развития личности ребёнка в первом классе. Ознакомление с листком достижений учащегося. | Учитель, психолог |
ноябрь | 1. Итоги адаптационного периода. 2. Дети и телевидение (диспут). | Родительский комитет, учитель, психолог |
январь | Итоги первого полугодия | Родительский комитет, учитель |
март | Садимся за уроки (организационно-деятельностная игра). | Родительский комитет, учитель |
май | 1. Об итогах учебного года. 2. Организация летнего отдыха детей. | Родительский комитет, учитель |
Второй класс | ||
сентябрь | 1. О задачах на новый учебный год (утверждение плана работы на год). 2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащегося 2-го класса. Нормы оценок результатов обучения и развития учащихся. |
Учитель |
ноябрь | Как воспитывать у ребёнка любовь к чтению. | Родительский комитет, учитель, библиотекарь |
декабрь | Роль семейных традиций в воспитании школьника. | Учитель, психолог |
январь | 1. Итоги первого полугодия. 2. О детской дружбе (совместно с учащимися). | Родительский комитет, учитель, психолог |
март | Что значит: любить своего ребёнка (диспут). | Учитель, научный консультант |
апрель | Воспитание сознательной дисциплины. | Родительский комитет, учитель, психолог |
май | Итоги второго года обучения (торжественное собрание совместно с детьми). | Родительский комитет, учитель |
Третий класс | ||
сентябрь | 1.Задачи на новый учебный год (утверждение плана работы на год). 2.Основные требования к знаниям, умениям и навыкам в третьем классе. | Учитель |
октябрь | Речь младших школьников и пути её развития. | Учитель, логопед |
ноябрь | Как преодолеть школьные трудности. | Родительский комитет, учитель, психолог |
январь | Семейные традиции (организационно-деятельностная игра). | Родительский комитет, учитель |
март | О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников. | Родительский комитет, учитель |
апрель | Дети и компьютеры (мастерская общения). | Учитель, психолог |
май | Итоги третьего года обучения (торжественное собрание совместно с учащимися). | Родительский комитет, учитель |
Четвёртый класс | ||
сентябрь | 1.Задачи на новый учебный год (утверждение плана работы на год). 2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам четвероклассников. | Учитель |
октябрь | Эмоциональное благополучие детей в семье. | Родительский комитет, учитель, психолог, социальный педагог |
январь | 1.Итоги первого полугодия. 2.Спор и ссора (мастерская совместно с учащимися). | Родительский комитет, учитель |
март | Учёт половозрастных особенностей детей в их воспитании. | Учитель, медицинский работник, психолог |
апрель | Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения. | Родительский комитет, учитель, будущий классный руководитель 5-го класса |
май | Прощай, начальная школа (торжественное собрание – праздник совместно с детьми). | Родительский комитет, учитель |
Виды родительских собраний:
- Организационные:
- составление и утверждение планов работы;
- избрание родительского комитета;
- распределение общественных поручений;
- разработка мероприятий с участием родителей;
- Собрания по плану классного всеобуча родителей.
- Тематические.
- Собрания-диспуты (не менее двух точек зрения на проблему).
- Собрания-практикумы.
- Итоговые и т.д.
Индивидуальная работа с родителями
Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:
- особенности здоровья ребёнка;
- его увлечения, интересы;
- предпочтения в общении в семье;
- поведенческие реакции;
- особенности характера;
- мотивация учения;
- моральные ценности семьи.
В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребёнок», которая заполняется педагогом, совместно с родителями.
Анкета «Мой ребёнок»
Когда он родился, то |
|
Самым интересным в первые годы жизни в нём было |
|
О здоровье можно сказать следующее |
|
Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы |
|
Его отношение к школе было |
|
Трудности воспитания связаны с |
|
Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на |
|
Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.
Нетрадиционные формы работы с родителями:
- тематические консультации
- родительские чтения
- родительские вечера
Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы:
- Ребёнок не хочет учиться.
- Как развить плохую память ребёнка.
- Единственный ребёнок в семье.
- К чему может привести тревожность детей.
- Талантливый ребёнок в семье.
Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Этапы проведения родительских чтений следующие:
- на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;
- учитель собирает и анализирует информацию;
- определяется список литературы по данному вопросу;
- изучение литературы родителями;
- изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.
Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Примерная тематика:
- Первый год ребёнка, каким он был.
- Каким я вижу будущее своего ребёнка.
- Друзья моего ребёнка.
- Праздники нашей семьи.
Примерная тематика консультаций для родителей (по четвертям)
Лекции
1 класс
1. Семья как воспитательный коллектив. Конституционный долг родителей в воспитании детей.
2. Забота родителей о физическом развитии и здоровье ребенка.
3. Единые педагогические требования к школьнику как необходимое условие правильного воспитания.
4. Формирование культурных навыков и привычек у ребенка в семье.
2 класс
1. Как руководить чтением ребенка?
2. Эстетическое воспитание детей в семье.
3. Использование педагогических методов убеждения и приучения в условиях семейного воспитания.
4. Роль личнго примера родителей в воспитании ребенка.
3 класс
1. Эмоциональная жизнь ребенка и воспитание его чувств.
2. Половое воспитание ребенка.
3. Роль семейных традиций в воспитании детей.
4. Возрастные и психологические особенности подростков.
4 класс
1. Воспитание сознательной дисциплины и ответственности у детей.
2. Трудовое воспитание младших школьников в семье.
3. Физическое развитие и воспитание ребенка в условиях семьи.
4. Особенности нравственного воспитания подростка
План работы с родителями учителей начальной школы
ГОУ СОШ № 79