Использование песочной психотерапии в работе психолога детского сада
Идея песочницы изумительна, поскольку песок —это удивительный природный материал, который способен передать одновременно и ощущение разнообразия природы, и возможности своего тела, и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм.
Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей творить, чувствовать себя могущественным волшебником, создающим совй собственный мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_psikhoterapiya_v_detskom_sadu.docx | 32.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование песочной психотерапии в работе педагога – психолога ДОУ
Доклад педагога-психолога МБДОУ № 258
С.Н.Поповой
Актуальность.
Идея песочницы великолепна, поскольку песок — тот удивительный природный материал, способный передать одновременно многое: ощущение разнообразия природы, возможностей своего тела и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм.
Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.
Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.
Методологические основы.
Сам принцип терапии песком был предложен еще К.Г. Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает ее прекрасным средством для "заботы о душе", — именно так переводится термин "психотерапия".
История песочной терапии берет начало в 1929 г., когда английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд (Lowenfeld, 1935; 1979) впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми. Ловенфельд придавала большое значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами.
Она заметила, что дети добавляют в песок воду и помещают затем туда миниатюрные игрушки. Так родилась ≪техника построения мира≫. В 1935 г. Ловенфельд опубликовала свою книгу ≪Игра в детстве≫. Педагогический психолог Руфь Бауэр освоила и начала применять ≪технику построения мира≫ (Mitchell and Friedman, 1994). В 1970 г. она опубликовала работу ≪Техника построения мира Ловенфельд≫, явившуюся итогом сорокалетнего использования ею этого метода в работе с детьми.
Исследования включали и использование песка в ходе детских игр. Другие детские психотерапевты, такие как Мелани Клейн, Анна Фрейд и Дональд Винникотт подчеркивали значение игровой деятельности ребенка в качестве средства невербальной коммуникации. Все они использовали в своей работе миниатюрные игрушки, но не применяли песок.
Юнгианская песочная терапия была разработана швейцарским юнгианским детским психотерапевтом Дорой Кальфф после того, как в 1956 г. Юнг посоветовал ей изучить песочную терапию в Лондоне лично у Ловенфельд (Ryce-Menuchin 1992). Кальфф шесть лет обучалась в цюрихском Институте Юнга. Она дополнила технику Ловенфельд юнгианским подходом и своим глубоким знанием восточной философии.
Вейнриб определяет песочную терапию как ≪невербальную форму психотерапии, позволяющую установить доступ к глубоким довербальным уровням психики≫ (Weinrib, 1983, р. 1).
Она также добавляет, что ≪глубоко в бессознательном скрыты самоисцеляющие возможности психики, и они проявляются при определенных условиях≫, а также, что песочная терапия ≪обеспечивает творческий регресс, который делает возможным самоисцеление≫ (Weinrib, 1983, pp. 1-2).
Брэдвей рассматривает песочную терапию как ≪форму активного воображения, хотя используемые в песочной терапии образы конкретны и осязаемы, а отнюдь не иллюзорны и невидимы≫ (Bradway and McCoard, 1997, p. 7). Она указывает на сходство песочных композиций со сновидением, протекающим в определенных временных границах арт-терапевтической сессии и наблюдаемых как пациентом, так и психотерапевтом.
Литература, посвященная описанию теории и практики процесса песочной терапии, написана, главным образом, представителями юнгианского анализа, начиная с основательницы юнгианской песочной терапии Доры Кальфф, а отнюдь не психотерапевтами, имевшими подготовку в области изобразительного искусства. Описанные в работах по песочной терапии процессы, как правило, рассматриваются с точки зрения представлений о стадиях психического развития и представлений о символическом содержании используемых клиентом миниатюрных предметов. Некоторые авторы указывают также на важность тактильного контакта и игры с песком (Ammann, 1991; Bradway and McCoard, 1997). Указывается, что создаваемые с помощью песка и миниатюр композиции могут напоминать внутренние органы человеческого тела (Ammann, 1991; Магgoliash, 1998). Кальфф полагала, что ≪материальные элементы песочной терапии выступают в качестве метафор человеческого тела≫ (Weinrib 1983, р. 40). В то же время, хотя эти авторы пытаются использовать традиционные взгляды на символическое содержание миниатюрных предметов, в современной литературе по песочной терапии символизм самих форм из песка, если не считать изображений холма или пруда, не анализируется. Кроме того, практически не обсуждаются особенности поверхности песка, помещение в его толщу предметов и использование воды.
Основополагающая идея песочной терапии формулируется так: игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму.
Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.
В своих исследованиях Джонс (Jones, 1986) показывает, что ≪особенности творческой экспрессии детей при использовании песочницы подтверждают идеи Пиаже о стадиях когнитивного развития. Структурное усложнение песочных композиций, создаваемых детьми по мере их взросления, согласуется с предложенной Пиаже моделью≫. Джонс сообщает об использовании песочницы в разных по возрасту группах детей: ≪Дети до двух лет сыпали песок как на поднос, так и на пол, а также помещали на поднос и убирали с него фигурки≫. Дети в возрасте от 2 до 4 лет ≪главным образом, зарывали в песок фигурки, а затем их оттуда доставали. Благодаря этой простой драматической игре у них появлялось смутное пограничное ощущение≫.
Дети от 5 до 7 лет ≪использовали песок для создания устойчивых форм и имели более четкое пограничное ощущение≫.
Игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим.
Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она для них — средство коммуникации. Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в ней они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства — наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться. Игра в песке предоставляет возможность для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются частью той среды, в которой может осуществляться его самовыражение. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, то совершает целый ряд независимых действий. Чувства и установки, которые ребенок иногда боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную им по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально.
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.
Игровые методы могут применяться:
- С целью диагностики.
- Оказания первичной психологической помощи.
- В процессе краткосрочной психотерапии.
- Долгосрочного психотерапевтического воздействия.
Эффективность использования песочной психотерапии при следующих проблемах:
- Адаптация к детскому саду
- Коррекция негативных эмоциональных состояний – тревожность, агрессивность, страхи.
- Преодоление психотравмы.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие познавательных процессов.
- Психопрофилактика негативных эмоциональных состояний
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.
Часто дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.
Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих "агрессора" и его "жертву". Дети, пережившие психическую травму, находят для себя такую игру весьма полезной: она помогает им заново пережить травматичное событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний. Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких людей или разлуки с ними.
В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.
- На стадии "хаоса" ребенок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через "хаос" происходит постепенное "проживание" психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменять эмоциональное отношение к ней. Стадия "хаоса" может занимать от одного до нескольких занятий. Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.
- Стадию "борьбы" можно наблюдать у сложных детей. На песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война, тяжелое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.
- На стадии "разрешения конфликта" можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.
Так, К.Г. Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".
Игру с песком нельзя интерпретировать. Психолог должен выполнять роль внимательного зрителя. Позиция психолога — это "активное присутствие", а не руководство процессом. Освобождение подавленной энергии: приводит к ее трансформации, что позволяет направить трансформированную энергию на развитие личности и дальнейшее обучение.
Оборудование для песочной психотерапии
- Деревянный ящик размером 70х50х9 , выкрашенный голубой краской.
- Песок чистый натуральный. Насыпать на треть ящика. Песок может быть сухой или мокрый.
- Коллекция миниатюрных игрушек ( не выше 8 см).
- Набор для игры в песок для малышей.
Типы предметов, используемых
в песочной терапии
1. Люди: должны быть разного возраста и пола. Необходимо также иметь несколько фигурок младенцев, детей, матерей, отцов, бабушек и дедушек. Должны быть представлены разные профессии и виды спорта; представители первобытных и племенных структур, причем, по возможности, целыми семьями; фантастические персонажи легенд и сказок, включая ведьм и колдунов, боги и богини разных народов, а также ангелы.
2. Наземные животные: эта подгруппа должна включать изображения диких животных — млекопитающих, грызунов, земноводных, пресмыкающихся, червей, обитателей джунглей, равнин, пустынь, горных животных (в том числе домашних животных различных видов), доисторических животных —таких как динозавры, животных из мультфильмов.
3. Летающие животные: эта группа включает в себя птиц, обитающих на воде и на суше, диких и домашних, птиц — персонажей мультфильмов, доисторических птиц (птеродактиль, археоптерикс), а также насекомых — муравьев, мух, москитов, жуков, кузнечиков, пауков и бабочек.
4. Водные обитатели: к этой подгруппе относятся всевозможные виды рыб, включая обитающих в тропических широтах, — акулу и рыбу-меч, дельфинов и китов, а также моржи и морские котики, осьминоги, крабы, моллюски, морские коньки.
5. Жилища и дома с мебелью: эта подгруппа должна быть представлена характерными для разных народов разнообразными домами, — от маленьких и скромных до больших и богато украшенных, а также пещерами, палатками или шатрами, зданиями больниц и тюрем. В набор должна входить мебель для кухонь, ванных, спален, гостиных, а также садовая и больничная мебель.
6. Домашняя утварь и продукты: горшки и сковородки, тарелки, чашки, блюдца, ножи, вилки, ложки, а также разные продукты в достаточном количестве.
7. Деревья и другие растения: эта подгруппа должна включать разные виды деревьев, по возможности как можно более достоверно передающие их детали, цветы и т. Д. (иногда можно использовать и реальные растения).
8. Объекты небесного пространства: солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния.
9. Транспортные средства: эта подгруппа включает разные виды транспорта, предназначенные для перемещения по земле (велосипеды, автомобили, грузовики, танки), воде (лодки, парусные суда, корабли) и воздуху (самолеты, вертолеты, ракеты, парашюты).
10. Объекты среды обитания человека: заборы, дорожные знаки и оборудование; мосты, ворота, порталы и т. Д.
11. Объекты особого рода: маски, орудия труда, вулканы, весы правосудия, маятник, вазы, часы, музыкальные инструменты, пирамиды, яйца, костер, памятники и надгробия, саркофаги, религиозные объекты, зеркала, ларцы, коробки и бутылки, оружие.
12. Аксессуары: ткани, фотографии, шерсть, нити, пуговицы, цепочки, гвозди, шурупы, ювелирные изделия, монеты, портфели.
13. Естественные природные объекты: кристаллы и минералы, камни, кости, окаменелости, куски металла и дерева, сухие растения, желуди, семена, ракушки, перья, отполированные водой куски стекла, птичьи гнезда.
Основные способы работы с песком
1. Рисовать на мокром песке тонкими предметами, делать отпечатки.
2. Рисовать на сухом песке дыханием через трубочку для коктейля.
3. Отыскивать игрушки или фигурки, спрятанные в песке.
4. Осуществлять работу при помощи рук (пересыпание из руки на руку или из ёмкости в ёмкость, посыпание, лепка куличей, шариков и т.д.).
5. Создавать на песке композиции, используя различные игрушки, разыгрывать знакомые сказки, меняя сюжет, в соответствии со своим настроением или беспокоящей проблемой. Иллюстрировать свои истории.
Пять шагов организации игрового процесса
Первый шаг - демонстрация песочницы
Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».
Второй шаг - демонстрация коллекции фигурок
Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки»
Третий шаг - знакомство с правилами игр на песке
Очень часто педагоги задают такие вопросы. «Как научить детей бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок в глаза товарищам? Как объяснить, что рушить созданное другими нельзя?» Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, мы рекомендуем познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются.
Четвертый шаг - формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия
Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочная Девочка, Песочный Человек, Песочная Фея, черепаха Тортила и др). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает каждого из ребят
Пятый шаг - завершение занятия, ритуал выхода
- Большебратская Э.Э. Песочная терапия. Петропавловск, 2010
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. , Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб. Речь, 2001
- Зинкееич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2005.
- Мешавкина Т.Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками. Екатеринбург, 2003
- Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб. Речь, 2006.
- Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПб.: Питер, 2001.
- Эль Г. Человек, играющий в песок. СПб, Речь, 2010.