урок ИЗО в 5 классе по ФГОС "Цвет в гербе"

Суглобова Лариса Геннадьевна

подробный ход урока по теме "Цвет в гербе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryt_urok_gerb_2014.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области

«Академия социального управления»

(ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»)

Итоговая практико-значимая работа

сценарный план урока изобразительного искусства по теме « О чем рассказывает цвет в гербе»

5 класс

Выполнила: слушатель курса

               «Реализация требований ФГОС ООО на уроках музыки и

изобразительного искусства в 5-7 классах общеобразовательных организаций»

                         учитель изобразительного искусства

                     МБОУ гимназии №2

г. Чехов

                                                          Суглобова Лариса Геннадьевна

                                                        Проверила:

Чернилевская Ольга Николаевна

2014 год

                     2

Содержание работы:                                                                           стр.

1. Введение.                                                                                              2

 2. Пояснительная записка.                                                                     2

3. План урока.                                                                                           3

4. Ход урока.                                                                                             4

5. Литература.                                                                                           7

 6. Приложение.                                                                                        8

     

1.Введение.

Актуальность, цель и задачи практико-значимой работы:

Выполнение работы помогло осмыслить и понять методику проведения уроков в условиях реализации ФГОС ООО.

Цель практико-значимой работы: реализация ФГОС ООО на уроке изобразительного искусства в 5 классе ОО.

Задачи практико-значимой работы:

- познакомиться с законом ФГОС ООО,

- внедрять ФГОС ООО на уроках,

- изучить методическую и художественную литературу по теме,

- составить конспект урока,

- подготовить презентацию по теме,

- подготовить дидактический и раздаточный материалы,

- применять современные педагогические технологии.

2.Пояснительная записка.

Урок по изобразительному искусству составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО и

программой Б. М. Неменского «Изобразительное  искусство». Рабочие программы. Предметная линия  учебников. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].- М.:  «Просвещение», 2011г. – 129с.

   В данном уроке учтены идеи духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России и единства со своей Родиной,  программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвитии и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся и коммуникативных качеств личности. Урок направлен на формирование художественной культуры обучающегося как неотъемлемой части культуры духовной. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества (выполнение герба).

3

3.План урока.

Тема урока: «О чем рассказывает цвет в гербе»

Тип урока: комбинированный.

Цель:

- Формирование представления о цвете в различных видах гербов.

-Развитие способности анализировать символические изображения и понимать их смысл.

-Создание эскиза герба в цвете.        

-Формирование гражданской позиции учащихся.

Задачи:

- изучить какие цвета использовать в эскизе герба,

- познакомиться с символикой цвета в гербе,

- выполнить эскиз герба в цвете.

Планируемые результаты обучающихся:

Личностные:

- формирование основ художественной культуры,

- развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера,

- развитие ассоциативно - образного мышления, фантазии, навыков работы с художественными материалами,

- знание государственной символики.

Метапредметные:

-Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

-Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

-Формулирование и развитие гражданской позиции, мышления и умения применять его в социальной практике.

Предметные:

-Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, воспитывать интерес к истории, уважение к культуре и символике своей страны, своего города, края.

-Упражнять обучающихся в использовании различных материалов, знаний по цветоведению и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Оборудование к уроку:

Для учителя:

-компьютер, мультимедийная установка, презентации по теме со слайдами герба России, города Чехова, гербов различных стран, эскизы гербов, геральдическая схема цветов.

Для обучающихся:

- эскизы с предыдущего урока, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски.

4.Ход урока

4

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Организация местоположения каждого ученика.

Занимают свои места, приветствуют присутствующих.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель предлагает рассмотреть и проанализировать изображения гербов, размещенных на доске (рис.1, приложение).

 

-Как вы думаете, что вам предстоит еще узнать о создании герба?

 -Что надо знать о цвете в гербе, чтобы можно было его «прочитать»?

- Что надо, чтобы ваш эскиз герба имел законченный вид?

Рассмотрев и проанализировав изображения гербов на доске, обучающиеся формулируют содержание темы урока, цели и задачи, отвечая на поставленные  вопросы:

- какие цвета применяются в гербе,

- символику цвета в гербе.

- выполнить герб в цвете.

Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:  сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные:  целепологание, выделение и осознание того, что уже усвоено и что предстоит узнать.

Личностные: доброжелательность эмоционально - нравственная отзывчивость.

Актуализация знаний

Учитель устанавливает осознанность восприятия знаний предыдущего урока, открывая слайды после ответов обучающихся.

-Откуда произошли гербы? (слайд № 2)

-Для чего нам нужен герб?

-Где можно встретить изображение герба?

-Как называется наука по изучению гербов? (слайд № 3)

-Как называются  детали  в изображении герба? (слайд №4)

-Какие четыре части можно выделить на гербе России? (слайд № 5)

-Что изображено на гербе нашего города? (слайд № 6)

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы и показывают усвоенные знания.

Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:  сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные:  выделение и осознание того, что уже усвоено.

Объяснение обучающимся нового материала.

Учитель организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации.

 -Как вы думаете, какую роль цвет играет в создании герба?

-Как вы думаете, у цвета есть свое значение?

Учитель предлагает определить символику цвета самостоятельно с помощью карточек (рис.3, приложение), проанализировав текст.

Обучающиеся отвечают на поставленные  вопросы.

Обучающиеся находят карточки, соответствующие определенному цвету и прикрепляют их на плакат (рис.4, приложение)

Регулятивные: выделение новой информации.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Первичное закрепление

Учитель устанавливает осознанность восприятия:

возвращаемся к просмотру герба России и города Чехова, предлагая «прочесть» гербы в цвете (слайды 5,6 или рис.1,2).

-Посмотрите, какие цвета используются в этих гербах и что они означают?

Обучающиеся просматривают слайды и отвечают на вопросы.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные: доброжелательность эмоционально - нравственная отзывчивость, знание государственной символики.

Динамическая пауза

Учитель показывает различные физкультурные движения для разминки.

Выполнение движений за учителем

Личностные: доброжелательность.

Творческая практическая деятельность

Перед выполнением практического задания учитель показывает учащимся варианты удачного и неудачного решения герба в цвете. Это поможет обучающимся избежать ошибок и одновременно обратить внимание на важные моменты.

Учитель организовывает деятельность по применению новых знаний.

-А сейчас я предлагаю вам поработать над гербом в цвете, используя те знания, которые вы сейчас получили.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы.

Обучающиеся выполняют творческое задание на карандашном эскизе  герба.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение, знание государственной символики.

Познавательные: осуществлять выбор способа решения задач.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

После выполнения практической работы учитель обсуждает допущенные ошибки и их коррекцию с помощью вопросов, обращает внимание на грамотно выполненные работы.

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения.

Рефлексия деятельности

Анализ и оценка работы обучающихся.

Учитель организовывает рефлексию, предлагая продолжить высказывание:

-Я знаю…

-Я понимаю…

-Для меня было открытием…

-У меня получилось…

-Мне понравилось…

Учитель показывает наиболее удачные гербы (рис.5-7, приложение).

Обучающиеся осуществляют самооценку собственной деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: осознавать познавательную рефлексию.

Личностные: смыслообразование.

Домашнее задание

Нарисовать эскиз герба своей семьи

Личностные

7

5.Литература

1. Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М.   Неменского.- М.: Просвещение, 2012 г.- 109с.:ил.

2. Горяева Н.А.  Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / Н.А.Горяева, О. В. Островская : под ред. Б. М.   Неменского.- 2-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 191 с. : ил.

3. Неменский Б. М. «Изобразительное  искусство». Рабочие программы. Предметная линия  учебников. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].- М.:  «Просвещение», 2011г. – 129с.

4. Павлова О.В. Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по программе Б.М. Неменского - Волгоград: Учитель, 2008г.-124 с.

5. Стивен Слейтер . Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия.  - Москва, 2008.

6. Сайт: О чем нам рассказывают гербы и эмблемы. http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-84704.html

8

6. Приложение.

                                                                          Карточки «символика цвета»

-символ власти и верховного господства, используется только в гербах королевских и императорских семейств.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

-символ любви, мужества и смелости, а так же, крови,     пролитой в борьбе.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

-символ осторожности и мудрости, печали, траура, зла.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

-символ надежды, изобилия и радости, может просто означать луговую    траву.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

-символ честности и верности или просто небо.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

-символ веры, справедливости, а так же богатство, знатность и могущество.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

-символ чистоты и благородства, правдивости и невинности.