пути активизации деятельности учащихся на уроках ИЗО.

Суглобова Лариса Геннадьевна

методы и приемы проблемного изложения, прием синквейн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1doklad.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия №2

Доклад на тему:

Пути активизации деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства. Использование методов и приемов проблемного изложения.

Подготовила: учитель ИЗО

Суглобова Л. Г.

                                                                                      Чехов 2013


\J

Урок начинается с объяснительно-иллюстративного метода, который состоит в предъявлении учащимся информации разными способами - словесным, наглядным, практическим. Возможные формы этого метода - сообщение информации по разным темам и проблемам (рассказ, беседа, лекции, учебный диалог), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Дети учатся наблюдать, сравнивать, сопоставлять, составлять опорные схемы. Используются на уроке дискуссионные формы познания, диалогические основы общения, в которые включаются игровые моменты, элементы драматизации. Таким образом, учитель организует восприятие, дети пытаются осмыслить новое содержание, выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для дальнейшего оперирования ею.

Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод, который заключается в многократном воспроизведении (репродуцировании) действий. Его формы многообразны: графические и живописные упражнения, повторы узора элемента росписи, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др. Предполагается как самостоятельная работа школьников, так и совместная деятельность с учителем. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстративный: слово, средства наглядности, практическая работа.

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечивают необходимого уровня развития творческих возможностей и способностей учащихся. В учебном процессе для активизации используются методы проблемного изложения: исследовательский, эвристический', их реализация стимулирует школьников к творческому добыванию знаний и поиску способов деятельности, применению знаний и умений, помогает освоить способы научного познания.

Использование игровых ситуаций, творческих, импровизированных и проблемных задач, приемов «Теории решения изобразительных задач» (ТРИЗ) помогает активизировать наблюдения. Особая разновидность учебных задач - задачи на импровизацию, это высшая степень проявления творчества. От копирования лучших образцов произведений живописи, графики, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна учащиеся постепенно переходят к созданию собственных вариаций и импровизаций.

Включение в содержание занятий по изобразительному искусству проблемного изложения, использование проблемных ситуаций, проблемного метода обучения создает очень хорошие условия для развития творчества. При объяснении используется также простейшая форма решения проблемных задач - постановка перед школьниками вопросов.

Учитель ставит проблемы, раскрывая всю противоречивость решения, его логику и доступную систему доказательств. Учащиеся следят за логикой изложения, контролируют ее, участвуя в процессе решения. В ходе проблемного изложения применяются и образ, и практический показ действий. Для решения проблемной задачи создаются новые условия, требования, подходы к решению практической работы, новая техника и художественные материалы, более широкий круг ранее усвоенных знаний и личный опыт ученика. Суть всех этих приемов состоит в том, что детям предлагаются проблемные вопросы, содержащие противоречие и требующие решения, самостоятельного нахождения выхода.

Рассматривая разнообразные формы проблемных задач, следует отметить группу задач, развивающую у школьников видение новых функций уже знакомых объектов: например, превратить отпечаток ладони в образы, найти образ в отпечатке красок, превратить кляксу в образ, при этом, используя разную технику, можно рисовать не ворсом кисти, а ее черенком, использовать рисование нитками, технику выдувания или «мыльные пузыри». Другие проблемные задачи направлены на формирование у учащихся умения комбинировать ранее известные способы решения проблемы и находить свой, новый, способ. Эти задачи могут быть решены, например, в процессе выполнения заданий по конструированию архитектурных построек, животных, машин и других объектов на основе цилиндра, конуса, куба из «бросовых» материалов (фантиков, открыток, кусочков обоев, ткани, различных упаковок, банок, крышек, веревок и т. п.). На занятиях изобразительным искусством всегда выступает Для учащихся проблемной задачей поиск оригинального композиционного решения рисунка, выразительности образа, способов передачи движения в рисунке и т. п. Одно из главных требований при этом - предоставление детям возможно большей самостоятельности, что не исключает оказания им по мере необходимости педагогической помощи. Эта помощь естественна и необходима и не приводит к пассивности детей в изобразительном творчестве. От ограничений в выборе темы и сюжета ученик постепенно подводится к их самостоятельному выбору.

Другим методом, помогающим творческому развитию, является эвристический: дети решают проблемную задачу с помощью учителя, его вопрос содержит частичное решение проблемы или его этапы. Он может подсказать, как сделать первый шаг. Лучше всего этот метод реализуется через эвристическую беседу. Таким образом, дети привлекаются к соучастию, обмену мнениями, рассуждению. Поощрять различные точки зрения важно: каждый ребенок должен быть уверен, что его мнение обязательно будет услышано, а маленькие творческие победы не останутся незамеченными. Необходимо при этом, чтобы через

весь урок проходила установка на успех. Таким образом дети обучаются анализировать свое эмоциональное состояние, контролировать его, ведь отрицательные эмоции мешают достижению успеха в обучении.

На уроках изобразительного искусства используются приемы развития критического мышления.

При запуске темы урока и активизации опорных знаний учащихся можно использовать такие приемы, как: «Ситуация порождения сомнения» и «Вопросительные слова». Например, при изучении темы «Черное и белое - основа языка графики. Силуэт как выразительное средство графики» в 6 классе в начале урока необходимо задать вопрос «Тень - это силуэт?», таким образом, создается проблема: любая ли тень может быть силуэтом? Учащиеся высказывают свои мнения и, обсуждая проблему, приходят к правильному ответу: не всякая тень может быть силуэтом, а лишь та, которая правдиво и выразительно характеризует объект в зависимости от освещения, что в ходе урока при выполнении практического задания и подтверждается.

В начале урока, приглашая учащихся к диалогу, рекомендуется использовать прием «Вопросительные слова». Например, на уроке в 8 классе по теме «Введение в искусство архитектуры» учащиеся составляют вопросы, на которые затем совместно с учителем отвечают.

ЧТО?

Что такое архитектура?

ГДЕ?

Где появилась архитектура?

КОГДА?

Когда появилась архитектура?

КТО?

Кто проектирует и строит здания?

КАК?

Как называли архитектуру в Древней Руси?

КАКОЙ?

Какой памятник архитектуры является сим

волом России?

КАКИЕ?

Какие средства художественной вырази

тельности использует архитектура?

ПОЧЕМУ?

Почему архитектуру называют «застывшей

музыкой»?

ЗАЧЕМ?

Зачем нужна архитектура?

Синквейн - это французский стихотворный жанр, не требующий рифмы, смысл синквейна укладывается в пяти строках.

Схема синквейна

Синквейн

1. Одно существительное

1. Силуэт

2. Два прилагательных

2. Черный и белый

3. Три глагола

3. Изображает, обводит, выделяет

4. Четыре слова (связное высказывание о значимости объекта)

4. Правдиво, выразительно характеризует объект

5. Одно существительное (синоним, выражающий личное отношение к объекту)

5. Контраст

Как прием синквейн очень продуктивен при изучении темы «Мы и мир наших вещей. Отношение человека к миру вещей» в 6 классе. Цель этого урока - показать учащимся ценность каждой вещи, сформировать умения видеть ценность каждой вещи, заложенную в вещи часть человека. После вступительного слова учителя учащиеся выполняют практическую работу:

- Нарисовать ценную для учащегося вещь.

-Написать на этом же листе маленькую новеллу или синквейн о ней.

Материалы, которые используют учащиеся в работе: альбомные листы, цветные карандаши, пастель, акварель или гуашь.

Предварительно учащимся дается домашнее задание: найти дома памятные вещи семьи, узнать их историю, поговорив с родителями.

Учащиеся пишут синквейны об орденах и медалях военных лет, старинных фотографиях, любимых книгах, подарках, игрушках, сувенирах, цветах, талисманах, кубках и призах, велосипедах, шахматах и лыжах.

Например:

Книга.

Интересная и поучительная.

Повествует, учит, увлекает.

Рассказывает о приключениях Шерлока Холмса.

Увлечение.

Медаль.

Золотая и круглая.

Украшает, восхищает, радует.

Напоминает о победе в танцах.

Счастье!

Шахматы.

Черные и белые.

Играют, ходят, побеждают.

Развивают ум, логическое мышление.

Спорт.

Многие синквейны могут быть посвящены неотъемлемой части нашей жизни: мобильным телефонам, музыкальным центрам, компьютерам.

Рисунки с изображением любимых вещей и синквейны о них позволяют учащимся осознать роль вещей в жизни человека. У каждой вещи есть своя судьба с момента рождения и до «смерти». Одни вещи - аристократы: дорогие, красивые, почетные. Ими гордятся, любуются, редко к ним прикасаются. Другие - труженики, наши каждодневные помощники. Есть особенные, памятные вещи: орден дедушки, пушистая варежка, связанная бабушкой, розовая раковина, привезенная с моря... В каждом доме есть какая-то особая вещь, которая дорога как память о любимом человеке или интересном событии, путешествии.

На уроке учащиеся создают альбом, где рисуют и пишут синквейны и новеллы о любимых вещах. Таким образом, технологию критического мышления можно с успехом использовать и на уроках изобразительного искусства. Она развивает активность учащихся, способствует повышению качества художественного образования, развитию интереса к изобразительному искусству и художественной деятельности.


Последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспективы развития художественного творчества учащихся является главнейшим в разработанной системе педагогических условий.

Усложнение учебного материала по изобразительному искусству, формирование умений и навыков должно осуществляться с учетом возрастных возможностей на каждом этапе обучения. Реализация этого условия позволяет обеспечить эффективность художественного образования - освоение школьниками основ изобразительной грамоты и развитие их художественно-твор- ческой активности.

Содержание учебных заданий должно соответствовать уровню изобразительной грамоты школьников и учитывать возможности его повышения.

Целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед активизирует внимание ребенка, работу мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество. Беседа с детьми всегда настраивает школьников на предстоящую работу. Художественное слово помогает создавать яркие образы, которые затем обогащаются в результате активизации мышления, творческого воображения и воплощаются в учебно-творческих работах (изобразительных, дизайнерских и декоративных).

Чтобы обратить внимание на отдельные, недостающие в рисунках детей детали, педагог читает отрывки из специально подобранных литературных произведений.

Можно собрать стихи о временах года, загадки по темам: «Явления в природе», «Учебные предметы», «Предметный мир» «Животные и растения», использовать народный календарь с пословицами, поговорками, приметами о временах года и о погоде. Это воздействие художественно-образного слова используется и в процессе самостоятельной работы школьников.

Данный прием помогает закрепить представления об изображаемых героях и событиях, усиливает образную выразительность рисунков.

Беседы на уроках изобразительного искусства, как правило, сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов (репродукций, открыток, иллюстраций и рисунков детей разного возраста).

Отбор произведений изобразительного искусства для изучения школьниками ведётся по следующим принципам:

-художественно-эстетическая ценность произведений изобразительного искусства;

  • виды и жанры изобразительного искусства в их многообразии, традиционность видов народного творчества, технологий художественной обработки материалов в народном искусстве;
  • единство эстетического восприятия и художественной практики школьников.

В соответствии с учебными задачами для каждого класса в ходе бесед необходимо использовать произведения изобразительного искусства. На занятиях важным является не историческая последовательность произведений изобразительного искусства, а подбор примеров, которые позволят рассмотреть основные правила, приемы и средства композиции, особенности колористического решения картины. Желательно при этом ориентироваться на лучшие произведения русского и зарубежного искусства разных периодов. Приобретенные художественные знания, умения и навыки помогают учащимся самостоятельно ориентироваться в мире художественной культуры, в социокультурной среде.

Литература:

1.Сластникова М. В., Усова Н. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы : управление познавательной деятельностью учащихся. – Волгоград : Учитель, 2012. -234с.

10