Основная идея ФГОС второго поколения

Елена Александровна

В основе появления стандарта второго поколения лежит изменение на мировом уровне. Вследствие чего, меняется уровень готовности выпускника к жизни в современном мире.

1) Ускорение темпа общественного развития.

2) Переход к постиндустриальному обществу, т.е. к информационному.

3) Динамическое развитие экономики, рост конкуренции, сокращение малоквалифицированного и неквалифицированного труда, потребность в росте профмобильности.

4) Изменение политической системы, переход к рыночной экономике, рост социального неравенства в сфере образования.

Стандарт II поколения отличается реализацией компетентностного и деятельностного подхода в образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnaya_ideya_fgos_vtorogo_pokoleniya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основная идея ФГОС второго поколения

В основе появления стандарта второго поколения лежит изменение на мировом уровне. Вследствие чего, меняется уровень готовности выпускника к жизни в современном мире.

1) Ускорение темпа общественного развития.

2) Переход к постиндустриальному обществу, т.е. к информационному.

3) Динамическое развитие экономики, рост конкуренции, сокращение малоквалифицированного и неквалифицированного труда, потребность в росте профмобильности.

4) Изменение политической системы, переход к рыночной экономике, рост социального неравенства в сфере образования.

Стандарт II поколения отличается реализацией компетентностного и деятельностного подхода в образовании.

Отличие ФГОС-II

1) Переход от знаниевой парадигмы

2) Реализация деятельностного подхода (решение задачи управления процессом развития УУД).

3) Управление учебной деятельностью, т.е. учебная самостоятельность и учебное сотрудничество).

4) В ФГОС содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам: -личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.), -метапредметные (умение учиться), -предметные умения.

5) Основные результаты образования:

  • формирование предметных и универсальных способов действий;
  • воспитание умения учиться;
  • индивидуальный прогресс в сферах личностного развития.

6) Процедура оценивания превращается в формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся. (оптимальный вариант организации накопительной системы оценки является портфолио, как современная форма оценивания).

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться…». Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов.

Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы: -любящий свой народ, свой край и свою Родину; -уважающий и принимающий ценности семьи и общества; -любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; -владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; -готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; -доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; -выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.