Социально-педагогические особенности современных подростков
Современные подростки сегодня оказались одновременно и на своем возрастном рубеже, и на сложившемся так называемом "перекрестке эпох", что не может не вносить определенных изменений в традиционное понимание особенностей современного подростка.Сегодня достаточно часто подростков называют «стоящими на переломе» - переносное значение выражения ставит юное существо в позицию «перехода», в «транзитную» позицию и заключает его в рамки некоей возрастной категории. Современные подростки требуют, чтобы взаимодействие учителей с ними было достаточно разнообразным и по содержанию (учебному, трудовому, спортивному, и т. д.), и по форме (коллективное, групповое, индивидуальное).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-pedagogicheskie_osobennosti_sovremennykh_podrostkov.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-педагогические особенности современных подростков
Важную фазу в общем процессе становления человека как личности занимает подростковый возраст, когда на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Сегодня достаточно часто подростков называют «стоящими на переломе» - переносное значение выражения ставит юное существо в позицию «перехода», в «транзитную» позицию и заключает его в рамки некоей возрастной категории. Возрастные категории всегда обозначают не только и не столько возраст и уровень биологического развития, сколько общественное положение, социальный статус лица. В наше время подростковый (отроческий) период — это возраст от 11 до 15—16 лет.
Занимая переходную стадию между детством и юностью, отрочество представляет исключительно сложный этап психического развития. Говоря о нем, важно учитывать различия между младшими и старшими подростками, ...понимая, что нет какого-то «среднеподросткового» возраста, практически приходится ориентироваться на типичное, характерное для всего этого периода. С одной стороны, по уровню и особенностям психического развития отрочество — это типичная эпоха детства, с другой — перед нами растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни, в усложненной деятельности которого реально намечается направленность на новые формы общественных отношений.
Современные подростки сегодня оказались одновременно и на своем возрастном рубеже, и на сложившемся так называемом "перекрестке эпох", что не может не вносить определенных изменений в традиционное понимание особенностей современного подростка.
Сегодня уже изменились нормы и ценности, не только социально-экономические, но и психологические, претерпели изменения общие модели поведения, которые должен освоить молодой человек.
Нельзя сказать, что современный подросток стал лучше или хуже, он стал другим в результате других социальных условий развития.
Возможность осознать, оценить свои личные качества, удовлетворить свойственное ему стремление к самоусовершенствованию подросток получает в системе взаимодействия с «миром людей». И сам этот мир воспринимается им именно через посредство взрослых людей. Подросток ждет от них понимания, доверия. Показательны в этом плане данные опроса большой группы восьмиклассников. На вопрос, уважают ли они взрослых, подростки ответили: «Да, но только тех, кто считается с нами». Если же взрослые не считаются с тем, что подросток уже не маленький ребенок, то с его стороны возникают обиды и разнообразные формы протеста — грубость, упрямство, непослушание, замкнутость негативизм.
В возрасте 13- 15 лет подростковый опыт уже недостаточен для взаимодействия с окружающим миром, а взрослый опыт еще осознанно не освоен. В связи с этим выделяются основные особенности подростков: повышенная, по сравнению с другими возрастами, значимость тесных эмоциональных контактов и интенсивная социализация, сменяющая характерное для подростков противопоставление себя взрослому обществу. Подросток активно ищет друзей, единомышленников, посвящает много времени доверительному и эмоциональному общению, в котором склонен к крайностям и быстрой смене симпатий.
Сложность взаимоотношений подростка и взрослого заключается в том, что, с одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестует против опеки и недоверия, а с другой - сталкиваясь с новыми жизненными трудностями, испытывает тревогу и опасения, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаваться в этом.
Общение подростков является своеобразной формой воспроизведения взаимоотношений, существующих в обществе взрослых людей, ориентации в нормах этих отношений и их освоения. Ведущий для подростковой стадии тип деятельности предполагает, что в данной деятельности взаимоотношения самих детей и взрослых должны быть весьма разнообразными и развернутыми (и следовательно, поддающимися регуляции и контролю) и иметь за собой вполне осязаемую значимую объективную цель.
Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. Подросток должен устанавливать отношения не с одним, а со многими учителями, учитывать особенности их личности и требований (порой противоречивых). Все это определяет совсем иную их позицию по отношению к учителям и воспитателям, как бы эмансипирует подростков от непосредственного влияния взрослых, делая их значительно более самостоятельными.
На психическое развитие подростка, его поведение существенное влияние оказывает мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются прежде всего на это мнение. Учитель для подростка не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Учителя должны иметь авторитет не только роли, но и личности. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личности учителя. Устанавливая взаимодействия со многими учителями, они постоянно их оценивают. На основе этих оценочных суждений подросток и строит свое отношение к учителям.
В жизни подростка много времени отводится учебе, подросток — всегда учащийся. Процесс обучения в подростковом возрасте в первую очередь должен быть направлен на создание для ребенка ситуации успеха. Подростка с его высокой степенью активности, стремление выглядеть и вести себя как взрослый, привлекает проблемно - ориентированный характер учебной деятельности. Однако он стремится занять определенное место в обществе, что требует его участия в многоплановой общественно полезной деятельности. Не учитывая этого, мы не поймем, почему у школьника со вступлением в подростковый возраст часто резко меняется отношение к учебе, обостряются отношения с окружающими. Занимая большое место в жизни подростков, учеба не может полностью удовлетворить их личные притязания, растущее самосознание, жажду активной общественно значимой деятельности. Наряду с нею в мире интересов подростка очень важное место занимают спорт, техническое и художественное творчество и многое другое.
И в прошлом, и сейчас существуют такие формы организации подростковой активности, инициатива создания которых принадлежала взрослым. Это движения бойскаутов, пионерская и комсомольская организации. Были попытки культурной организации подростковой активности в форме коммунарского движения. Сейчас этот опыт малоприменим, так как коммунарская идеология утратила привлекательность.
Сегодня культурные формы подростковой активности представлены немногочисленными подростковыми клубами, театральными студиями, спортивными секциями, отдельными опытами волонтерского движения, интернет - сообществами («виртуальными клубами»), подростковыми рок - группами и т.п. Часто подростки объединяются в неформальные группы. Они образуются стихийно на основе общих интересов, увлечений, видов досуговой деятельности, подражания выбранному типу поведения («фанаты», «хиппи», «панки», «рокеры», «эмо», «металлисты» и т. д.). Эти объединения довольно устойчивы и жизнеспособны, для их членов существуют свои неписаные, но обязательные для исполнения правила.
Различного рода хобби, увлечения выступают для подростка как средство самовыражения, коммуникации и идентификации, средство достижения престижного статуса в своей среде. Иногда увлечения выступают своеобразным типом психологической защиты.
Понимание проблем подростка и способность к диалогу особенно важны на этом этапе, потому что подростковый возраст является сензитивным (особо чувствительным) для формирования нравственных убеждений, ценностных категорий и отношения к миру в целом.
Подросток стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает совершенно новую социальную ситуацию развития. Перед ним возникает необходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути как задача первостепенной жизненной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. В 80-е гг. подростки при выборе будущей профессии ориентировались на престижность профессии (т.е. на ее социальную ценность), на качества личности, присущие представителям этой профессии, и, наконец, на принципы, нормы отношений, характерные для данного профессионального круга.
В 90-е гг. одним из наиболее важных факторов для подростков становится материальный — возможность в будущем много зарабатывать. То, насколько престижной окажется предпочитаемая профессия или вуз, будет зависеть от уровня притязаний выпускника школы. Психологами, педагогами, родителями замечена следующая тенденция, проявляющаяся на протяжении старших классов: «чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом».
Чувство взрослости как специфическое новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, ее структурным центром, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям и миру; определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний.
Стремление быть взрослым очень ярко проявляется и во взаимоотношениях со старшими. Подросток стремится расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности, что часто приводит к возникновению конфликтов, если наблюдается полное расхождение в стремлении взрослого и подростка. Потребность быть и считаться взрослым тесно связана с потребностью в самоутверждении, что побуждает его во всех поступках ориентироваться на мнение товарищей. Стремление занять достойное место в коллективе сверстников — один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности.
Самоутверждение в подростковом возрасте становится предельно важным, поскольку происходит перелом в отношении к себе, возникает способность и потребность понять самого себя как личность, открыть собственную неповторимость и уникальность. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многочисленные нарушения норм и правил поведения так называемыми трудными подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство — это самая большая трагедия для подростка. Вот почему он бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии товарищей. Такое замечание рассматривается им как унижение своей личности (аналогичные явления наблюдаются и в реакциях подростков на замечания товарищей и родителей). На этой основе нередко возникают конфликты между подростками и учителем, и они становятся «трудными».
Подростку важно почувствовать значимость собственной деятельности для других людей, проявить самостоятельность в решении проблем и увидеть реальные результаты затраченных усилий. Чрезмерная забота, ограждение от проблем вызывает у него естественное сопротивление. Следовательно, необходимо организовывать взаимодействие таким образом, чтобы подчеркнуть особую роль подростка в решении проблем.
Социальная активность подростка, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и товарищами и на самого себя, выдвигает на первый план возможность разнообразных, но обязательно значимых для подростка дел. Сюда может входить трудовая, познавательная деятельность, и включенность в общественно-полезную деятельность. Выполнение подростками различных проектов, имеющих высокий коэффициент полезности, способствует формированию чувства ответственности, уверенности в своих возможностях. Активное привлечение учащихся к решению школьных проблем, к вопросам связанным с дизайном школьной среды, а также привлечение к выполнению работ по социальной поддержке людей пожилого возраста ( поздравление ветеранов района с днем Победы) и др. – это те направления, которые могут обеспечить созидательность процесса самоутверждения.
Подросток не просто стремится, чтобы его считали взрослым, он хочет, чтобы признали его оригинальность, право на индивидуальность. Отсюда стремление любыми путями обратить на себя внимание (часто демонстративное и показное увлечение тем, что осуждают взрослые). Стремление к самостоятельности, однако, не исключает потребности в общении со взрослыми. Такая потребность у него даже выше, чем в другие возрастные периоды.
Эмоции в подростковом возрасте обладают большой силой. Подросток отличается большой страстностью и вспыльчивостью на фоне неумения сдерживать себя, слабости самоконтроля, резкости в поведении. При встрече с трудностями у подростка возникает сильное ощущение противодействия, и он чаще бросает дело, реже – становится настойчивее. Высока противоречивость чувств подростка. Он может быть внимательным и грубым, может с жаром защищать друга, зная, что тот был не прав, быть романтически восторженным по отношению к кому-то из взрослых и тут же позволять себе грубые выходки.
Возникновение потребности в активной познавательной деятельности. Переход в учении от одного к нескольким учителям дает возможность подростку сравнивать их между собой и вырабатывать новые критерии в оценке их деятельности. Если у младших школьников отношение к учебному предмету зависит от отношения к учителю и получения отметок, то подростков привлекает содержание предмета, умение педагога его излагать и способность создавать ситуацию успеха.
В отличие от младших школьников подростки приступают к решению интеллектуальных задач, не опираясь на усвоенный ранее образец, а выдвигая гипотезу о возможных путях ее решения. Вот почему об эффективности учебы подростков можно говорить лишь в том случае, если учителя умеют ставить перед ними проблемы, выдвигать альтернативные пути поиска. Эта способность особенно высоко ценится старшими подростками. Таким образом, проблемный подход в обучении - объективная психолого-педагогическая реальность подросткового детства.
Таким образом, теоретический анализ показал, что современные подростки требуют, чтобы взаимодействие учителей с ними было достаточно разнообразным и по содержанию (учебному, трудовому, спортивному, и т. д.), и по форме (коллективное, групповое, индивидуальное). Сообразным возрасту подростков является групповое, практическое взаимодействие, направленное на очень конкретный результат и требующее соответствующих усилий и выраженной активности.
Список литературы
- Алиев М. Н., Гаджиев Ш. А. Педагогические условия предупреждения и преодоления подростковой дезадаптации // Педагогика. 2009. №7. С. 67-72
- Антонова Н. В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии. 1997. №6. С.23-30
- Архипова М. В., Орлова А. В. Педагогическое взаимодействие: ситуационный анализ.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.-80с.
- Дольто Ф. На стороне подростка. СПб.,1997.
- Праздникова Г. З. Педагогические идеи Д. С. Лихачева и формирование ценностных ориентаций подростков // Воспитание школьников. 2010. №3. С.28-34
- Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.
- Савина Н. Н. Социально-психологический портрет современных подростков // Воспитание школьников. 2010. №8. С.28-33
- Шик С. В. Проблема становления самопонимания у подростков // Воспитание школьников. 2010. №8. с.18-24