Психологический выбор: нравственные аспекты: интерактивные игры для старшеклассников.
Представленные публикации помогут педагогам в формировании правильно осуществлять нравственный выбор подросткам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
«Учебно-методический центр»
Практикум
Тема: Внутренний и внешний психологический выбор.
Интерактивная игра «Альпинисты».
Категория участников: психологи образовательных учреждений.
Подготовила и провела
руководитель структурного подразделения,
психолог Петухова Н.А.
2011 г.
Американский психолог Лоренц Колберг, изучая процесс формирования нравственности у детей и подростков, выделил в нем несколько уровней или стадий, ориентация на которые может оказаться для нас вполне приемлемой и полезной.
На преднравственном уровне ( с 4 до 10 лет) поступки определяются внешними обстоятельствами и точки зрения других людей не учитываются. Сначала – на первой стадии - суждения выносятся на основании того, последует ли наказание за тот или иной поступок или он удостоится похвалы. ( Взять без спросу конфету нельзя- заругают…)Позже – на второй стадии- дети свой поступок оценивают исходя из пользы, которую благодаря ему можно извлечь. ( Мальчик, взявший конфету без спросу и давший её мне, все равно хороший, ведь она вкусная…)
На конвенциональном уровне ( с 10 до 13 лет; третья и четвертая стадии) поступки воспринимаются в соответствии с нормами, существующими в обществе. Ребенок ориентируется на мнения других людей. На третьей стадии главным критерием выступает чье-то одобрение или неодобрение. Это, как правило, мнения особо авторитетных, референтных людей.( Мама похвалит, если спросить разрешения…) На четвертой стадии ребенок начинает ориентироваться на общепринятые правила. Они уже не связаны с конкретными людьми, а воспринимаются как абстрактные императивы.( Воспитанные мальчики всегда спрашивают разрешения…)
Постконвенциальный уровень ( с 13 лет) представляет собой истинную нравственность, до которой дорастает уже не всякий подросток. На этом уровне человек в своих действиях исходит из своих внутренних критериев, что свидетельствует о его психологической зрелости в плане нравственных предъявлений и установок. На пятой, начальной для этого уровня, стадии суждение о поступке основывается на уважении прав человека и признании демократических норм. ( Мальчик прав, желая получить сладости, но следует спросить, как заведено у взрослых…)
Интересно, что Колберг отмечал, что многие, уже вполне взрослые люди в течение всей жизни так и не переходят даже на четвертую стадию нравственного развития, а шестой - высшей достигают только 10% из тех, кому минуло 16 лет ( Энциклопедия для детей. Человек. Часть 2. С.332-335.М., 2003 ).
К области внешнего психологического выбора можно отнести и так называемый персонифицированный нравственный выбор. Имеется в виду выбор участниками коллектива друг друга по тем или иным игровым мотивам. Многие игры построены именно на этом выборе. Чем он характерен?
Нравственный мотив в таком выборе, как правило, является скрытым, но он, несомненно, имеет место быть. Когда кто-то выбирает из двух кандидатов одного, чтобы тот остался в живых в спасательной шлюпке или на космическом корабле, он делает это по нравственным мотивам. И речь тут уже не идет о простой оценке – здесь идет очень острая и глубокая борьба мотивов, и в эту борьбу вступают самые фундаментальные ценности личности, и какая из них одержит победу, предугадать бывает невозможно и самому их носителю. Но именно этот выбор иногда лучше всего говорит о личности как таковой и степени ее зрелости, а также о степени приближения к поставленным воспитательным ценностям.
Игра позволяет задействовать потенциал внутренней активности и самоопределения, без которых ни одни результаты воспитания не будут признаны сколько-нибудь эффективными. Избегая прямого словесного воздействия, игра позволяет задействовать косвенные способы нравственного воспитания, в том числе и метод параллельного действия. При эффективном его подключении воспитателем становится не один взрослый педагог, а весь детский коллектив, который при этом является и главным субъектом воспитательного процесса.
Какие педагогические задачи могут решить подобные игры, и какие цели достигнуть? Говорю «могут», потому что не факт, что достигнут.
Итак, цели:
- расширение и углубление процессов самопознания;
- выработка способов реагирования и «выживания» при столкновении с различными формами физической и моральной агрессии;
- выявление «скрытых» ресурсов личности и опора на них в условиях выбора;
- ускорение процессов личностного роста в условиях экстремального психологического и физического напряжения;
- прояснение «базовых» ценностей личности, их дифференциация и выстраивание в иерархическую систему;
-создание образа своего «я» и сравнение его с другими;
В подобном игровом синтезе почти все процессы катализируют друг друга, ускоряя достижение всех педагогических целей. Подобные игры нацелены на рывок личностного роста, условия для которых они создают.
Проведение практикума.
Разминка.
« Завещание миллионера» психологическая игра на доверие, его степень, виды.
Игровая преамбула заключается в следующем: каждый должен представить себя на месте умирающего миллионера, которому нужно составить свое завещание. В завещании следует указать, кому вы доверяете следующие «ценности»:
- миллион долларов;
- попечение о несовершеннолетнем сыне;
- набор золотых зубочисток;
- фамильный портрет;
- престарелого, облезлого, но любимого кота;
Каждый должен выбрать из сидящих в кругу друзей, кому он доверяет ту или иную «ценность». Список завещаемых вещей придуман с учетом ряда психологических нагрузок. Пожалуй, только миллион долларов не содержит дополнительного психологического контекста. Сын еще несовершеннолетний, значит, требует особой заботы. Зубочистки, хоть и золотые, но ими все-таки в зубах ковыряют - появляется ироническая окраска. Фамильный портрет вроде не особая ценность по сравнению с миллионом долларов, но это олицетворенная память. Кот- воплощение личной привязанности, но уже старый, долго не протянет. Стоит ли слишком о нем заботиться? Сначала напротив списка пишутся имена тех, кому что завещается, а затем по кругу каждый говорит об этом. Все, кого упоминают в завещании, записывают, сто же им завещают. После этого начинается обсуждение. Каждый говорит, что же ему завещали, как он может объяснить завещанное ему и какие чувства это у него вызывает.
Альпинисты
Игра проводится в два этапа. Первый этап – разминочный.
По веревке или по стене
Для проведения всех участников нужно разбить по парам и расположить в виде карусели. Карусель-это два круга участников игры - внешний и внутренний, из которых один подвижный ( как правило, внутренний), а другой неподвижный. После взаимодействия внутренний круг по сигналу ведущего сдвигается на одного человека, и образуются новые пары взаимодействующих.
После того, как определились пары в карусели, ведущий раздает каждому две карточки – красную и черную ( для этого удобно использовать обычные игральные карты) и проводит подробный инструктаж, на который нужно не пожалеть времени, чтобы участники хорошо представляли себе последствия своих действий.
Итак, каждая пара – это пара альпинистов, восходящих на одну и ту же вершину. Задача каждого – как можно быстрее подняться на вершину и опередить при этом своего партнера. Альпинисты поднимаются с противоположных сторон утеса, но связаны при этом переброшенной через вершину веревкой, однако не могут контролировать действия друг друга. У каждого есть альтернатива – лезть по стене, не используя веревку, или подниматься с помощью веревки. Вся интрига заключается в том, что последствия твоего выбора напрямую связаны с аналогичным решением твоего соперника.
Если ты принял решение подниматься по стене без использования веревки, и твой партнер тоже принял такое же решение, то вы оба будете добираться до вершины долго, и потому оба получаете по (-3) балла. Гораздо «выгоднее» ситуация, если ты принял решение лезть по стене, а твой соперник решил при этом использовать веревку. Поскольку веревка от тебя отвязана, он «сорвется в пропасть», получив при этом (-5) баллов, а ты, достигнув вершины в одиночку, получишь максимальный результат (5) баллов. Но если ты, думая ускорить восхождение, решишь взяться за веревку, а твой соперник полезет по стене, то ты срываешься в пропасть с (-5) баллами, а соперник с (5) баллами достигает вершины.
И, наконец, последний вариант, когда вы оба решаете использовать веревку. Вы оба попадаете на вершину, но результат скромнее, чем если бы это было в одиночку, вы получаете по (3) балла.
Карты символизируют принятое вами решение. Черная – лезть по стене, красная - взять веревку. А сама игра заключается в проявлении этого выбора в каждой паре взаимодействующих «альпинистов».
Ведущий дает время на молчаливое изучение соперника и принятие решения, а затем по его сигналу оба участника одновременно открывают одну из карт – красную или черную. Баллы записываются каждым участником. И по сигналу ведущего внутренний круг карусели сдвигается на одного человека. Образуются новые пары, и все пор, пока внутренний круг не сдвинется до своего первоначального состояния, а карусель не вернется к исходным парам.
Теперь нужно подвести итоги. Каждый подсчитывает свои баллы, и в результате выясняется, кто собрал больше всего, и оказался самым «ушлым» альпинистом.
Где заключался нравственный выбор в игре? Конечно, каждый мог стараться лезть по стене в расчете, что его соперник возьмется за веревку и сорвется в пропасть, но можно ли этот выбор считать нравственно оправданным? Нравственно безупречен тот выбор, когда участник все время брался за веревку, рискуя сорваться вниз и срываясь, но не разрешая себе ставить на кон даже в игровом плане жизнь своего соперника.
Нужно обязательно выяснить, есть ли среди участников те, кто все время показывали только красные карты. Их нужно обязательно поощрить, а всем остальным будет повод задуматься о нравственной стороне, проявленной в этом игровом выборе.
Основной этап игры представляет собой выбор спасения одного альпиниста из пары-связки третьим.
Игровая экспозиция. На краю пропасти повисли два альпиниста. Ты не можешь спасти обоих. Можно спасти только одного, и тебе придется сделать этот выбор. ( При этом висящие могут «оказывать давление», попросту просить спасти именно их и чем-то мотивировать эту просьбу.)
Спасающий альпинист может или бросить веревку тому, кого он спасает, или подать ему руку. При этом оставшийся, «наглядно» и с соответствующими эмоциями, «срывается в пропасть». Это нужно не только для игровой мотивации, но и для того, чтобы выразить неизбежные фрустрирующие чувства.
При организации игры можно пойти двумя путями. Пары висящих альпинистов можно образовать из лучших друзей, а спасающих из более «равноудаленных». Тогда основное напряжение пройдет именно между ними. Как они будут вести себя? Пытаться спасти именно себя или жертвовать собою ради друга, предлагая спасающему осуществить выбор в пользу друга.
Если динамизировать игру, проведя её в несколько кругов, так чтобы каждый мог побывать 2-3 раза и в роли «висящего» в разных парах, и в роли «спасателя», то уместен вариант с использованием простого жребия. Тогда пары определяются случайным выбором имен участников, а спасателем становится третий.
Для контроля за эмоциональным состоянием играющих можно предложить вести нечто вроде «дневника альпиниста», в котором отражать свои чувства по поводу результатов выбора с личным участием, а также предположения во время наблюдений за другими участниками и по поводу собственных шансов выжить.
Литература:
1. А. Дедушка Психологический выбор: нравственные аспекты. Волгоград: Учитель, 2011.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1-ый альпинист | 2-й альпинист | 1-ый альпинист | 2-й альпинист |
Лезть по стене Ч | Лезть по стене Ч | -3 балла | -3 балла |
Лезть по стене Ч | Взять веревку К | 5 баллов | -5 баллов |
Взять веревку К | Лезть по стене Ч | -5 баллов | 5 баллов |
Взять веревку К | Взять веревку К | 3 балла | 3 балла |