Рекомендации по организации методической работы ГБОУ СПО «Клинцовский индустриальный техникум»

Бондаренко Алла Владимировна

Данные рекомендации содержат цели и задачи методической работы в техникуме и определяют методическую работу преподавателей, описывают структуру методической работы преподавателей в ГБОУ СПО КИТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_organizatsii_metodicheskoy_raboty.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

                 ГБОУ СПО «Клинцовский индустриальный техникум»

        Рекомендации по организации методической работы.

Цели и задачи методической работы в техникуме:

1.  Непрерывный рост профессионального мастерства;

2 . Формирование исследовательского подхода к проблемам воспитания и обучения.

Методической работой должен заниматься каждый преподаватель техникума. Методическая работа планируется и проводится с учетом целей и задач учебного заведения.

Руководство методической работой осуществляет зам.директора по учебно-воспитательной  работе, методист, председатель ПЦК.

В своей методической работе преподаватели обобщают, систематизируют и развивают накопленный педагогический опыт, учитывая достижения современной науки.

Методические работы преподавателей можно условно разделить на две группы:

методические пособия;

методические разработки.

Методические пособия содержат советы, рекомендации по изучению дисциплины, выполнению курсовых и дипломных проектов, решению вопросов практики, выполнению лабораторных работ. Предназначены они для студентов техникума, для руководителей курсовых и дипломных проектов.

Тематика методических разработок может быть: по методике теоретического обучения: по методике производственного обучения; по методике воспитательной работы;

по методике самостоятельного обучения; по общим вопросам; по развитию учебно-материальной базы.

Методические разработки по методике, например, воспитательной работы могут предусматривать: проведение дней открытых дверей, дня знаний, организацию КВН в учебном заведении: работу молодежного дискуссионного клуба; формирование специалиста в процессе обучения к условиях рыночной экономики; нравственное воспитание; традиции  техникума, студенческое самоуправление.

К методическим разработкам относятся доклады на педсовете, сценарии диафильмов и кинофильмов, разработка учебной документации: учебных планов, программ, указаний по лабораторным работам, пакетов прикладных программ для работы на ЭВМ и т.д.

Методическая работа должна быть выполнена на актуальную тему; иметь элементы анализа и сравнения, обобщения педагогического опыта с учетом достижений современной педагогической и психологической науки; обеспечивать связь изучаемого материала с производством, будущей специальностью учащихся; показывать положительные результаты учебно-воспитательной работы по новой методике; быть конкретной и краткой.

Особенности методических разработок по проведению уроков, лабораторных работ: Урок остается одной из основных форм обучения и воспитания студентов. Для преподавателей специальных  предметов  работа над методической разработкой проводится в несколько этапов. Когда  преподаватель последовательно дает ответы на вопросы: для чего нужно изучать новый материал, что нужно изучать, как изучать.

По учебной литературе производственными источниками, стандартам необходимо отобрать современный материал. После этого проводится его систематизация, поиск внутренних закономерное гей и главных звеньев, делается разбивка на разделы. Отобранный материал должен соответствовать уровню подготовки студентов и времени, отводимому на урок.

Следующим этапом является определения организационной формы проведения занятий, последовательности применения наглядных пособий, использование активных методов, технических средств обучения, Закрепление материала и задание на дом может быть дано в виде поиска ответов на решение проблемных задач, связанных с производственной тематикой, анализом конкретных производственных ситуаций.

Особенности  проведения лабораторных работ по сравнению с уроком состоит в том, что преподавателю предоставляется возможность индивидуальной работы с каждым студентом. И эту возможность необходимо использовать как можно полнее.

Студент не только должен самостоятельно поставить эксперимент и ознакомиться с лабораторным оборудованием, но и провести небольшое исследование, ответить на вопросы проблемного характера и тем самым закрепить теоретические знания.

Основные требования при проведении лабораторных работ, которые необходимо учитывать приз разработке методических указаний: понимание студентом необходимости ее для своей специальности, связь теоретическим материалом; разумная сложность и конкретная работа, обеспечивающая студентом возможность понять физические процессы и сделать из них выводы.

При составлении вопросов отчета следует предусмотреть, чтобы лабораторная работа имела законченный, исследовательский характер.

Методические указания по преддипломной практике должны обеспечивать непрерывность теоретической и практической подготовки студентов и содержать ссылки на учебную литературу. В них следует предусматривать не только систематизацию заводского материала, но и элементы анализа и исследования.

Методическая работа оформляется в соответствии с ЕСКД. Она должна иметь титульный лист; содержание; введение; основную часть; заключение; список использованных источников: приложения, включающие в себя технологические документы, чертежи, программы. таблицы и другие вспомогательные материалы.

Один экземпляр выполненных методических разработок хранится в методическом кабинете и доступен для ознакомления всем преподавателям колледжа.

Структура методической работы преподавателей ГБОУ СПО КИТ

Методическая работа преподавателей строится по следующей структуре:

1 текущая работа;

2 итоговая работа.

Текущая работа включает в себя конкретное занятие, например:

а) изучение теоретического материала;

б) организацию (приведение):

- лабораторных работ;

- практических занятий;

- практики;

- самостоятельной работы, деловой игры и т.д.;

- курсового (дипломного) проектирования;

- рубежный (итоговый) контроль (задания, тесты, карточки, вопросы и т.д.).

При выполнении конкретного занятия перед преподавателем встает вопрос определения содержания и методики обучения, который включает в себя создание учебных пособий и разработок;

- частных методик;

- наглядных пособий;

- раздаточного материала;

- конспекта и т.д.;    

- по обще методическим вопросам;

- по изучению передового педагогического опыта.    Рекомендаций:

- по оформлению;

- по составлению, по изучению (усвоению);

- по созданию (разработке);

- по использованию (применению);

- по opганизации (проведению).

Итоговая работа предполагает:

- наличие учебно-методического обеспечения;

предмета и процесса обучения: создание учебных пособий, разработок. Рекомендаций;

проведение методических мероприятий;

методических объединений и систему повышения квалификации: доклады, выступления, сообщения, «открытые» мероприятия.

По результатам работы должен быть представлен итоговый материал:

- полный;

- в виде тезиса;

- в виде конспекта;

- в виде протокола;

- в виде опорного конспекта;

- в виде текста;

- графический;

- в виде моделей;

- в виде таблиц;

- в виде схем и т.д.

Оценка методической работы преподавателя осуществляется качественная и количественная. Качество оценивается по:

а) Содержанию, которое включает:

- цель работы;

- тему (ее обоснование);

- научность изложения материала;

- доступность изложения материала;

- наглядность изложения материала;

- практическую направленность изложения материала;

- полноту изложения материала;

- стройность изложения материала;

- краткое  изложения материала;

- четкость изложения материала;

- наличие методических рекомендаций.

  б) Оформлению, которое предполагает:

- качество материала иллюстрированного;

- графического;

- описательного;

- наличие плана;

- использование литературы;

- рассмотрение работы (кто, .когда, итого);

- автор, месяц;

- рецензии.

в) Количественная оценка предполагает рассмотрение:

- числа работ:

- по назначению (для себя., коллег, обучающихся);

- по форме исполнения, но трудности разработки.

- объема работ;

- значимости работ.

Индивидуальная методическая работа преподавателей

- Разработка открытого урока;

- опорные конспекты;

- учебное пособие, учебник;

- наглядные пособия и раздаточный материал;

- сборник задач, практических работ по предмету;

- тест,  карточки, схемы;

- структурно - логические схемы при изучении предметов;

- учебные планы, программы;

- по изучению отдельных разделов, тем предмета;

- по курсовому и дипломному проектирование;

- по отдельным вопросам методики преподавания;

- по практике;

- по совершенствованию учебно-методической документации;

- по усилению практической направленности обучения;

- по разработке контрольных работ по проверке' профессиональных знаний, умений и навыков;

- по воспитательной работе (проведение конкурсов КВН, кл. часов и т.д.).

Например:

- новое в науке, технике, технологии, экономике;

- методика организации ОПП на предприятиях;

- привитие навыков экономического мышления;

- укрепление связи обучения с производством;

- самостоятельная работа;

- основа качества подготовки специалистов;

- методика организации коллективной мыслительной деятельности.

 Методист  ГБОУ СПО КИТ ______________________________А.В.Бондаренко