Рекомендации по организации методической работы ГБОУ СПО «Клинцовский индустриальный техникум»
Данные рекомендации содержат цели и задачи методической работы в техникуме и определяют методическую работу преподавателей, описывают структуру методической работы преподавателей в ГБОУ СПО КИТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_organizatsii_metodicheskoy_raboty.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО «Клинцовский индустриальный техникум»
Рекомендации по организации методической работы.
Цели и задачи методической работы в техникуме:
1. Непрерывный рост профессионального мастерства;
2 . Формирование исследовательского подхода к проблемам воспитания и обучения.
Методической работой должен заниматься каждый преподаватель техникума. Методическая работа планируется и проводится с учетом целей и задач учебного заведения.
Руководство методической работой осуществляет зам.директора по учебно-воспитательной работе, методист, председатель ПЦК.
В своей методической работе преподаватели обобщают, систематизируют и развивают накопленный педагогический опыт, учитывая достижения современной науки.
Методические работы преподавателей можно условно разделить на две группы:
методические пособия;
методические разработки.
Методические пособия содержат советы, рекомендации по изучению дисциплины, выполнению курсовых и дипломных проектов, решению вопросов практики, выполнению лабораторных работ. Предназначены они для студентов техникума, для руководителей курсовых и дипломных проектов.
Тематика методических разработок может быть: по методике теоретического обучения: по методике производственного обучения; по методике воспитательной работы;
по методике самостоятельного обучения; по общим вопросам; по развитию учебно-материальной базы.
Методические разработки по методике, например, воспитательной работы могут предусматривать: проведение дней открытых дверей, дня знаний, организацию КВН в учебном заведении: работу молодежного дискуссионного клуба; формирование специалиста в процессе обучения к условиях рыночной экономики; нравственное воспитание; традиции техникума, студенческое самоуправление.
К методическим разработкам относятся доклады на педсовете, сценарии диафильмов и кинофильмов, разработка учебной документации: учебных планов, программ, указаний по лабораторным работам, пакетов прикладных программ для работы на ЭВМ и т.д.
Методическая работа должна быть выполнена на актуальную тему; иметь элементы анализа и сравнения, обобщения педагогического опыта с учетом достижений современной педагогической и психологической науки; обеспечивать связь изучаемого материала с производством, будущей специальностью учащихся; показывать положительные результаты учебно-воспитательной работы по новой методике; быть конкретной и краткой.
Особенности методических разработок по проведению уроков, лабораторных работ: Урок остается одной из основных форм обучения и воспитания студентов. Для преподавателей специальных предметов работа над методической разработкой проводится в несколько этапов. Когда преподаватель последовательно дает ответы на вопросы: для чего нужно изучать новый материал, что нужно изучать, как изучать.
По учебной литературе производственными источниками, стандартам необходимо отобрать современный материал. После этого проводится его систематизация, поиск внутренних закономерное гей и главных звеньев, делается разбивка на разделы. Отобранный материал должен соответствовать уровню подготовки студентов и времени, отводимому на урок.
Следующим этапом является определения организационной формы проведения занятий, последовательности применения наглядных пособий, использование активных методов, технических средств обучения, Закрепление материала и задание на дом может быть дано в виде поиска ответов на решение проблемных задач, связанных с производственной тематикой, анализом конкретных производственных ситуаций.
Особенности проведения лабораторных работ по сравнению с уроком состоит в том, что преподавателю предоставляется возможность индивидуальной работы с каждым студентом. И эту возможность необходимо использовать как можно полнее.
Студент не только должен самостоятельно поставить эксперимент и ознакомиться с лабораторным оборудованием, но и провести небольшое исследование, ответить на вопросы проблемного характера и тем самым закрепить теоретические знания.
Основные требования при проведении лабораторных работ, которые необходимо учитывать приз разработке методических указаний: понимание студентом необходимости ее для своей специальности, связь теоретическим материалом; разумная сложность и конкретная работа, обеспечивающая студентом возможность понять физические процессы и сделать из них выводы.
При составлении вопросов отчета следует предусмотреть, чтобы лабораторная работа имела законченный, исследовательский характер.
Методические указания по преддипломной практике должны обеспечивать непрерывность теоретической и практической подготовки студентов и содержать ссылки на учебную литературу. В них следует предусматривать не только систематизацию заводского материала, но и элементы анализа и исследования.
Методическая работа оформляется в соответствии с ЕСКД. Она должна иметь титульный лист; содержание; введение; основную часть; заключение; список использованных источников: приложения, включающие в себя технологические документы, чертежи, программы. таблицы и другие вспомогательные материалы.
Один экземпляр выполненных методических разработок хранится в методическом кабинете и доступен для ознакомления всем преподавателям колледжа.
Структура методической работы преподавателей ГБОУ СПО КИТ
Методическая работа преподавателей строится по следующей структуре:
1 текущая работа;
2 итоговая работа.
Текущая работа включает в себя конкретное занятие, например:
а) изучение теоретического материала;
б) организацию (приведение):
- лабораторных работ;
- практических занятий;
- практики;
- самостоятельной работы, деловой игры и т.д.;
- курсового (дипломного) проектирования;
- рубежный (итоговый) контроль (задания, тесты, карточки, вопросы и т.д.).
При выполнении конкретного занятия перед преподавателем встает вопрос определения содержания и методики обучения, который включает в себя создание учебных пособий и разработок;
- частных методик;
- наглядных пособий;
- раздаточного материала;
- конспекта и т.д.;
- по обще методическим вопросам;
- по изучению передового педагогического опыта. Рекомендаций:
- по оформлению;
- по составлению, по изучению (усвоению);
- по созданию (разработке);
- по использованию (применению);
- по opганизации (проведению).
Итоговая работа предполагает:
- наличие учебно-методического обеспечения;
предмета и процесса обучения: создание учебных пособий, разработок. Рекомендаций;
проведение методических мероприятий;
методических объединений и систему повышения квалификации: доклады, выступления, сообщения, «открытые» мероприятия.
По результатам работы должен быть представлен итоговый материал:
- полный;
- в виде тезиса;
- в виде конспекта;
- в виде протокола;
- в виде опорного конспекта;
- в виде текста;
- графический;
- в виде моделей;
- в виде таблиц;
- в виде схем и т.д.
Оценка методической работы преподавателя осуществляется качественная и количественная. Качество оценивается по:
а) Содержанию, которое включает:
- цель работы;
- тему (ее обоснование);
- научность изложения материала;
- доступность изложения материала;
- наглядность изложения материала;
- практическую направленность изложения материала;
- полноту изложения материала;
- стройность изложения материала;
- краткое изложения материала;
- четкость изложения материала;
- наличие методических рекомендаций.
б) Оформлению, которое предполагает:
- качество материала иллюстрированного;
- графического;
- описательного;
- наличие плана;
- использование литературы;
- рассмотрение работы (кто, .когда, итого);
- автор, месяц;
- рецензии.
в) Количественная оценка предполагает рассмотрение:
- числа работ:
- по назначению (для себя., коллег, обучающихся);
- по форме исполнения, но трудности разработки.
- объема работ;
- значимости работ.
Индивидуальная методическая работа преподавателей
- Разработка открытого урока;
- опорные конспекты;
- учебное пособие, учебник;
- наглядные пособия и раздаточный материал;
- сборник задач, практических работ по предмету;
- тест, карточки, схемы;
- структурно - логические схемы при изучении предметов;
- учебные планы, программы;
- по изучению отдельных разделов, тем предмета;
- по курсовому и дипломному проектирование;
- по отдельным вопросам методики преподавания;
- по практике;
- по совершенствованию учебно-методической документации;
- по усилению практической направленности обучения;
- по разработке контрольных работ по проверке' профессиональных знаний, умений и навыков;
- по воспитательной работе (проведение конкурсов КВН, кл. часов и т.д.).
Например:
- новое в науке, технике, технологии, экономике;
- методика организации ОПП на предприятиях;
- привитие навыков экономического мышления;
- укрепление связи обучения с производством;
- самостоятельная работа;
- основа качества подготовки специалистов;
- методика организации коллективной мыслительной деятельности.
Методист ГБОУ СПО КИТ ______________________________А.В.Бондаренко