Методическая разработка классного часа профессиональной направленности

Методическая разработка предназначена для проведения классного часа профессиональной направленности по специальности 108109 «Механизация сельского хозяйства»  в форме игры-путешествия при поддержке программы Power Point.

В работе представлены материалы познавательного и занимательного характера, раскрывающие суть производственно-технологической деятельности техника по механизации сельского хозяйства и рекомендуемые к использованию в профориентационной работе с целью повышения интереса к учебной и профессиональной деятельности студентов-механиков.

Работа содержит введение, подробное описание методики проведения классного часа, заключение, список используемой литературы, слайды в программе Power Point. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл классный час о профессии46.05 КБ

Предварительный просмотр:

Минусинский сельскохозяйственный колледж

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОФЕССИЮ – ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ

Игра - путешествие

Методическая разработка

классного часа

                 

Методическая разработка предназначена для проведения классного часа профессиональной направленности по специальности 108109 «Механизация сельского хозяйства»  в форме игры-путешествия при поддержке программы Power Point.

В работе представлены материалы познавательного и занимательного характера, раскрывающие суть производственно-технологической деятельности техника по механизации сельского хозяйства и рекомендуемые к использованию в профориентационной работе с целью повышения интереса к учебной и профессиональной деятельности студентов-механиков.

Методическая разработка составлена на основе учебно-методической литературы.

Работа содержит введение, подробное описание методики проведения классного часа, заключение, список используемой литературы, слайды в программе Power Point.

Содержание

Введение …..…………………………………………..………………...…4

  1. Подготовка классного часа …………….……………………………..…..5
  2. План проведения классного часа        ……………………………….…...6
  3. Сценарий……………………………………………………………….….. 7

Заключение……………………………………………………………….. 14

Список литературы…………………………………………………...…  .15

 Введение

        В данной методической разработке показана одна из возможных форм организации профориентационной работы в виде игры-путешествия.

Классный час ориентирован на студентов специальности 110809 «Механизация сельского хозяйства». В ходе проведения классного час доступно и увлекательно раскрывается история возникновения и суть профессии техника-механика, рассказывается о требованиях современного общества к специалистам, дается понятие о роли техника–механика в жизни современного общества, что способствует формированию чувства гордости к выбранной профессии. В соответствии с ФГОС СПО по специальности 110809 Механизация сельского хозяйства рассматриваются область и объекты профессиональной деятельности выпускников, виды деятельности, общие и профессиональные компетенции техника-механика. Таким образом, формируется  профессиональная направленность обучения.

Конкурсы, используемые в ходе игры, позволяют проверить как знание теории, так и умение раскрывать внешние связи в явлениях, аргументировать свои рассуждения, умение самостоятельно применять знания в стандартных и в измененных, нестандартных условиях.

Используемый материал помогает студентам по-новому взглянуть на выбранную профессию и общими усилиями найти необходимые точки соприкосновения изучаемых дисциплин для формирования целостного представления о профессии механика.

Подготовка к мероприятию требует от студентов самостоятельной деятельности в поиске дополнительной литературы, что способствует развитию познавательного интереса и технического кругозора.

1. Подготовка классного часа

  • Организация самостоятельной работы студентов с дополнительной литературой профессиональной направленности.
  • Подготовка сообщений студентами.
  • Выпуск стенгазет профессиональной направленности.
  • Оформление кабинета.
  • Создание презентации.

2. План проведения классного часа

Тема: Путешествие в профессию – путешествие во времени

Форма проведения: игра-путешествие

Цели:

  • повышение интереса к учебной и профессиональной деятельности;
  • повышение уровня ориентации в профессиональной деятельности;
  • расширение технического кругозора;
  • развитие умения обосновывать свою точку зрения;
  • развитие познавательного интереса;
  • воспитание гордости к выбранной профессии.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Материальное обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, плакаты.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово преподавателя.                                        2 – 3 мин.

II. Проведение игры-путешествия:

  1. Посещение прошлого.                                                                   5 мин.

Доклад  «История возникновения сельскохозяйственной техники».

  1. Посещение настоящего.                                                                25  мин.
  • Доклад о Всероссийской олимпиаде.
  • Игра «Препятствия настоящего»:
  • конкурс «Шпаргалка»;
  • конкурс «Загадочные слова»;
  • конкурс «Верите ли Вы…?»;
  • конкурс «Темная лаборатория»;
  • конкурс «Сельскохозяйственная техника".

  1. Посещение будущего.                                                                10  мин.
  • Специальные дисциплины.
  • Деятельность техника.
  • Виды будущей работы.

III. Подведение итогов игры.                                                          2-3 мин.

3.Сценарий

  1. Вступительное слово преподавателя.

Профессий в мире тысячи, но есть среди них несколько десятков таких, которые люди особенно ценят и уважают, и которую вы для себя выбрали – профессия механика – специалиста,  который занимается обслуживанием и ремонтом техники.

Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем мероприятии, которое позволит по-новому взглянуть на окружающие вас механизмы, расширить кругозор и показать профессиональные знания (слайд 1.

Мы отправимся в необычное путешествие – путешествие в профессию.  И так как профессия механика появилась очень давно и будет существовать очень долго, мы совершим наше путешествие во времени. Конечно же, в пути нам не обойтись без помощи технического устройства – машины времени. А чтобы не заблудится в лабиринтах пространства, нам понадобится карта (слайд 2).

Мы проследуем по пути замечательных открытий прошлого, посетим  настоящее и заглянем в будущее.

В пути нас будут ждать испытания, но, думаю, вы поможете найти нам выход из любых ситуаций. И ваши старания будут вознаграждены.

Итак, в путь  в далекое прошлое (слайд 3).

II. Проведение игры-путешествия:

  1. Посещение прошлого.                                                                   

Доклад  студента «История возникновения сельскохозяйственной техники».

Человечество проделало огромный путь от плуга до современной техники и у каждой машины своя история. Назовите самое древнее орудие земледелия?

Первыми орудиями труда, помогающими возделывать землю, были мотыга и соха. Соха потому так и называлась, что ее делали из крепкого сухого дерева с сучком. У сохи не было отвала, она только рыхлила почву. В 17 веке неизвестный мастер усовершенствовал соху, приделал к ней отвал, так появилось гениальное изобретение человечества – плуг. Разновидностей плуга великое множество (слайды 4,5,6).

        Новая эра в обработке земли началась с появлением трактора. Пахари издавна мечтали о мощной тягловой силе. Название трактора происходит от латинского слова «тащу». Как выглядела эта машина? Она была неуклюжей и тяжелой. На раме длиной 5 метров находился паровой котел с двумя паровыми машинами. Трактор был похож на пароход. Сегодня тракторное семейство очень многочисленно. Для любой работы можно подобрать необходимую машину, которая будет пахать и сеять, жать и косить, опылять и опрыскивать, убирать камни и копать канавы и многое другое (слайды 7,8).

        Но самый напряженный труд – это не вспашка, а уборка. На Руси самую тяжкую и ответственную работу – жатву – называли страдой, от слова «страдать». Рожь жали серпами (слайд 9). Долгое время изобретатели пытались скопировать приемы жатвы или косьбы при ручной уборке. Так появились - косилка, жатка, конные грабли, механическая сноповязка, но они облегчали лишь одну из операций (слайд 10).Удивительная машина, извлекающая зерно из колоса прямо в поле на ходу появилась лишь в 1908 году. Так началась эра комбайнов. Комбайн механизировал все процессы, от жатвы, до обмолота (слайд 11).

        Новую эпоху в сельскохозяйственном машиностроении открыл Василий Горячкин – первоклассный инженер и механик. Он создал науку, которую назвал земледельческой механикой, сформулировал теорию работы сельскохозяйственных машин и открыл основной принцип создания механизмов для работы в поле: не должно быть снопов, только зерно и солома. Горячкину предложили переехать в Америку, но он считал, что нужен своей стране, хотя в России никто не воспринимал его открытий всерьез. В настоящее время имя Горячкина носит Научно-исследовательский институт сельскохозяйственного машиностроения  и Московский институт инженеров сельскохозяйственного производства (слайд 12).

        Вот такой огромный путь проделало человечество, чтобы достичь современного уровня механизации производства. За каждой машиной – движение изобретательской мысли, интеллектуальное напряжение и творческие озарения многих поколений людей, опыт и знания воплотились в технических изобретениях, которые облегчили крестьянский труд.

Мы с вами посетили удивительное прошлое, которое позволило понять значимость вашей профессии в жизни всего человечества. Ведь без развития техники не возможен прогресс, а значит невозможно удовлетворить все возрастающие потребности.

Движемся дальше, и теперь машина времени перенесет нас в настоящее (слайд 13).

  1. Посещение настоящего.        

Современный механик должен знать и уметь намного больше своих предшественников. Стремительно развивающееся машиностроение диктует  новые требования к специалистам. Механик сегодня должен не только уметь эксплуатировать и обслуживать технику, но и  принимать обоснованные управленческие решения, организуя работу коллектива (слайд 14).

Конечно, вам в освоении этой профессии приходится тяжело, ведь за короткое время необходимо усвоить огромный опыт, накопленный поколениями. В нашем колледже вы сможете получить качественные знания и овладеть практическими умениями, необходимыми компетентному специалисту. Ведь студенты нашего колледжа могут гордиться своими победами на Всероссийском уровне.

Доклад студента о Всероссийской олимпиаде.

В 2010 году наш студент Игорь Генке участвовал во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся по специальности «Механизация сельского хозяйства» (слайд 15).

Олимпиада проходила в 3 этапа.

На первом этапе необходимо было выполнить теоретическое задание, включавшее 100 вопросов по спец. дисциплинам.

На втором этапе проверялись практические умения по фигурному вождению трактора. Вот некоторые из упражнений -  остановка и подъем, упражнение восьмерка, упражнение змейка (слайд 16).

Безупречное выполнение этих заданий, позволило Игорю набрать максимальное количество баллов на этом этапе.

На третьем этапе студентам предлагалось подготовить машинно-тракторный агрегат к работе и произвести вспашку. Давайте посмотрим на успешное выполнение этих заданий нашим студентом, где он продемонстрировал отличную теоретическую и практическую подготовку (слайд 17).

Профессиональные знания и умения, полученные в нашем колледже, позволили Игорю Генке занять первое место во Всероссийской олимпиаде. И все мы гордимся его достижением (слайд 18).

Мы думаем, вы сможете повторить успех Игоря Генке, и, освоив учебную программу, станете грамотными специалистами.

Сегодня в овладении профессией вы успешно прошли уже четверть пути, и имеете достаточно знаний, чтобы помочь нам преодолеть препятствия, которые мы встретили, посетив кабинеты и лаборатории нашего колледжа.

Игра «Препятствия настоящего»

Первое  препятствие настигло нас в кабинете № 8.  Мы нашли там заляпанную шпаргалку по дисциплине «Трактора и автомобили». Помогите нам восстановить текст. За правильные ответы вы будете получать жетоны. В итоге мы подсчитаем количество собранных жетонов, и определим знатоков профессии механика (слайды 19-27).

  • Самоходная машина, которая используется в качестве энергетического средства для передвижения и приведения в действие сельскохозяйственных и других  машин называется….
  • Тепловой двигатель – это двигатель, в котором тепловая энергия сгорающего топлива преобразуется в …
  • Шатун - это деталь соединяющая поршень с …
  • С помощью форсунок топливо поступает в …….. в мелко распылённом состоянии и под большим давлением.
  • Камера сгорания – это  пространство между головкой цилиндра и …
  • Смазочная система необходима для непрерывной подачи масла к трущимся деталям и …
  • Ходовая часть служит для передвижения и создания ……. трактора.
  • Вращательное движение колес (или гусениц) при их сцеплении с поверхностью почвы преобразуется …..  трактора.
  • Поршневые кольца подразделяются на компрессионные и …
  • В систему охлаждения входят: ребра цилиндров и их головок, ….  дефлекторы и приборы контроля работы системы.

Вторая загадка подстерегала нас в учебных мастерских. Мы услышали там странные слова: кулак, подушка, башмак. Чем же занимаются в учебных мастерских? Помогите нам найти значения этих слов (слайд 28).

Назовите, цифру, соответствующую техническому объекту, называемому привычными для нас словами: башмак, гнездо, губы, колено, косынка, кулак, палец, подушка, хомут, червяк, шарики, собачка.

Третье препятствие нас постигло на уроке, где студенты, рассказывали что-то невероятное. Мы до сих пор не знаем верить в это или нет. Помогите нам понять где же, правда, а где ложь? Вы можете отвечать на вопросы словами «Верю» или «Не верю» (слайды 29-39).

  • Верите ли вы, что нашему колледжу 70 лет? Нет.
  • Верите ли вы, что в нашем колледже обучают по 7 специальностям? Да.
  • Верите ли вы, что Германии любой желающий может за небольшую сумму арендовать сельскохозяйственных животных и птиц? Да.
  • Верите ли вы, что день работника сельского хозяйства приходится на 9 декабря? Нет.
  • Верите ли вы, что средняя урожайность пшеницы в 2011 году по Минусинскому району составила 51 центнер с гектара? Нет.
  • Верите ли вы, что это   Ламборджини? Да.
  • Верите ли вы, что в одном гектаре 10 000 м2? Да.
  • Верите ли вы, что в Красноярском крае выращивают рис? Нет.
  • Верите ли вы, что в Минусинском районе активно занимаются овцеводством? Нет.
  • Верите ли вы, что герефорд – это порода свиней мясного типа? Нет.
  • Верите ли вы, что Леонид Шорохов это министр сельского хозяйства Красноярского края? Да.

На четвертое препятствие мы наткнулись в лаборатории, где неожиданно погас свет. Какие-то странные предметы окружили нас. Помогите нам узнать эти предметы, задавая вопросы, на которые мы сможет отвечать только «Да» или «Нет» (слайды 40,41). Ответ: штангенциркуль.

С пятым препятствием мы столкнулись на практике, увидев разнообразную сельскохозяйственную технику. Но не смогли отличить один агрегат от другого. Помогите нам правильно назвать сельхозмашины (слайды 42-47). Ответы: трактор МТЗ-82, комбайн «Енисей», сеялка «Омичка», трактор «Кировец», борона дисковая, плуг.

Спасибо, вы отлично помогли преодолеть нам все препятствия настоящего, мы желаем вам также успешно осваивать профессию механика, и приглашаем вас заглянуть  в будущее (слайд 48).

  1. Посещение будущего

Ваше ближайшее будущее, конечно же, связано с получением специальности техник-механик.

Как вы думаете, какова область профессиональной деятельности выпускника специальности «Механизация сельского хозяйства»?

Область профессиональной деятельности выпускников: организация и выполнение работ по обеспечению функционирования машин, механизмов, установок, приспособлений и другого инженерно-технологического оборудования сельскохозяйственного назначения.

Что является объектами профессиональной деятельности техника-механика?

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

  • машины, механизмы, установки, приспособления и другое инженерно-технологическое оборудование сельскохозяйственного назначения;
  • автомобили категорий "B" и "C";
  • стационарные и передвижные средства технического обслуживания и ремонта;
  • технологические процессы подготовки, эксплуатации, технического обслуживания и диагностирования неисправностей машин, механизмов, установок, приспособлений и другого инженерно-технологического оборудования сельскохозяйственного назначения;
  • процессы организации и управления структурным подразделением сельскохозяйственного производства;
  • первичные трудовые коллективы.

Какие виды деятельности должен осуществлять техник-механик?

Виды деятельности техника-механика:

  1. Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц.
  2. Эксплуатация сельскохозяйственной техники.
  3. Техническое обслуживание и диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов; ремонт отдельных деталей и узлов.
  4. Управление работами по обеспечению функционирования машинно-тракторного парка сельскохозяйственной организации.
  5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

Давайте рассмотрим, какими общими компетенциями должен обладать техник-механик.

Общие компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

А теперь разберем, какими профессиональными компетенциями в соответствии с видами деятельности должен обладать техник-механик.

Профессиональные компетенции

Подготовка сельскохозяйственных машин и механизмов к работе, комплектование сборочных единиц.

ПК 1.1. Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования.

ПК 1.2. Подготавливать почвообрабатывающие машины.

ПК 1.3. Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами.

ПК 1.4. Подготавливать уборочные машины.

ПК 1.5. Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик.

ПК 1.6. Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей.

Эксплуатация сельскохозяйственной техники.

ПК 2.1. Определять рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели.

ПК 2.2. Комплектовать машинно-тракторный агрегат.

ПК 2.3. Проводить работы на машинно-тракторном агрегате.

ПК 2.4. Выполнять механизированные сельскохозяйственные работы.

Техническое обслуживание и диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов; ремонт отдельных деталей и узлов.

ПК 3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов.

ПК 3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов.

ПК 3.3. Осуществлять технологический процесс ремонта отдельных деталей и узлов машин и механизмов.

ПК 3.4. Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники.

Управление работами машинно-тракторного парка сельскохозяйственной организации.

ПК 4.1. Участвовать в планировании основных показателей машинно-тракторного парка сельскохозяйственной организации.

ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

Закончив обучение в колледже, вам предстоит следующее серьезное испытание -  поиск работы. Конечно, прежде чем искать работу, необходимо определиться, а чем же вы хотите заниматься. Ведь имея квалификацию техника-механика, вы можете позволить себе выбирать разные виды деятельности.

А как вы думаете, кем может работать техник-механик?

Вы можете выбрать один из видов деятельности (слайд 53).:

  • техник по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники;
  • тракторист-машинист, водитель «В», «С»;
  • консультант, продавец, менеджер по продаже автотракторной техники, запасных частей и расходных материалов;
  • механик гаража, помощник главного механика.

Мы желаем в будущем найти достойное применения знаниям, полученным в нашем колледже.

Наше путешествие подошло к концу, но неизвестное будущее по-прежнему расстилается перед вами и в ваших руках сделать его светлым (слайд 54).

III. Подведение итогов игры.                                                         

  • Подведение итогов игры;
  • награждение победителей;
  • рефлексивная деятельность.

Заключение

Проведение классного часа, на данную тему актуально на первом и втором курсах специальности «Механизация сельского хозяйства». Именно в это время студентам необходима мотивация к обучению, следует сформировать интерес к будущей профессии и раскрыть ее значимость для общества.

В процессе проведения классного часа студенты в увлекательной форме знакомятся с историей возникновения сельскохозяйственной техники, с русскими учеными-механиками, узнают о достижениях студентов отделения «Механизация сельского хозяйства», проверяют свою профессиональную компетентность, вникают в сущность деятельности техника-механика, осознают взаимосвязь изучаемых дисциплин  с профессиональной деятельностью.

Данную разработку можно рекомендовать для проведения профориентационной работы классным руководителям первых  и  вторых курсов.

Список литературы

  1. Воротников И.А. Занимательное черчение. М.: Просвещение, 1990.
  2. Родичев В.А. Тракторы. М.: Академия, 2010.