Школьная служба примирения "Мир в ваших руках"
Цель работы школьной службы примирения: содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.
Задачи:
· проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе;
· научить детей общаться друг с другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят;
популяризировать деятельность ШСП среди педагогов и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 897.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое образовательное учреждение Республики Адыгея
«Адыгейская республиканская школа-интернат I, II, III и IV видов»
Рассмотрено: Утверждаю:
Педагогическим советом школы И.о директора школы
Протокол № ___ __________Б.М.Хиштова
От «___» _________ 2014 г. Приказ №
«___» __________ 2014г.
ПРОГРАММА РАБОТЫ
ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ
«Мир в ваших руках!»
на 2014-2017 гг.
Руководитель:
Ф. Н. Кушхова
г. Майкоп 2014г
Паспорт Программы
1. | Полное название программы | ГКОУ РА «Адыгейская республиканская школа-интернат I, II, III и IV видов» Школьная служба примирения »Мир в ваших руках!» |
2. | Статус программы. | Школьная программа ШСП |
3. | Дата принятия и наименование решения о разработке программы | Постановление педсовета школы №____ от «О разработке программы по школьной службе примирения» |
4. | Заказчик Программы | Администрация школы-интерната I — IV видов |
5. | Автор программы: | Ф. Н. Кушхова |
6. | Срок реализации. | 2014 — 2017 гг. |
7. | Цель Программы | Содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия. |
8. | Задачи Программы |
популяризировать деятельность ШСП среди педагогов и родителей. |
9. | Основные направления реализации Программы | Реализация мероприятий, направленных на разрешение конфликтных ситуаций; Использование Восстановительной Технологии в примирительных программах; Пропаганда бесконфликтного общения и развитие толерантных отношений в образовательном пространстве школы; Волонтерская деятельность;
|
10. | Ожидаемые результаты | - 1. Разрешение конфликтов силами образовательного учреждения. 2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации. 3. Профилактика школьной дезадаптации. 4. Школьное самоуправление и волонтерское движение обучающихся. |
Кадровое обеспечение службы примирения | Винивитина Г.А – зам. директора по восп. работе СавинаА,Н.-соц. педагог Кушхова Ф.Н- руководитель (СШП) Разина С.А.-учитель Пафифова З.М. -учитель Шорова З.А- род-ца 10кл. Одинцова А.В.род-ца 3»А»кл. Маслова Т.А.род-ца 10кл. Шоров Р.уч-10кл. Гезуева П- уч. 7кл. Бжецев Ш. – уч. 9кл. | |
12. | Организация контроля за выполнением Программы | В состав координационного совета входят:
|
13. | Адрес школы | 385019, г. Майкоп, ул. 2-Я Крылова, 2. wwwarosk.maykop.ru Е-mail: shgd.mail@rambler.ru |
14. | Телефон (факс) | (8772) 54-96-81, 54-88-36, факс (8772) 54-96-81 |
- Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конвенция о правах ребенка;
- Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;
Школьная служба примирения (ШСП)
«Мир в ваших руках!»
Девиз: «От конфликта к примирению!»
Символ службы: « Пожатие рук!»
Школьная служба примирения это:
1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
3. Профилактика школьной дезадаптации.
4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.
Из средств массовой информации мы часто слышим о случаях проявления жестокости ребят по отношению друг к другу, к учителям. В чем причина таких проявлений? Почему наши дети вдруг стали такими жестокими? Как защититься от насилия внутри самой школы? Найти причину конфликта; разобраться, кто прав, а кто виноват; наказать виновного – вот основные способы разрешения конфликтных ситуаций.
Реагирование на конфликтные и криминальные ситуации, которое практикуется педагогами, школьной администрацией, педсоветами или школьными советами по профилактике правонарушений, зачастую имеет обвинительный и карательный характер. При таком отношении мотивацией к соблюдению социальных норм у детей становится не «стремление к…» позитивным целям, а «убегание от…» наказания, страх.
В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники, а кто-то за них.
В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.
Конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Помогает им нейтральный посредник (медиатор), который не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит и не принуждает. Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем.
Словом, речь идет о внедрении в школьную практику альтернативного способа разрешения конфликтных и криминальных ситуаций - «Школьных служб примирения», в которых работают подготовленные педагоги и учащиеся.
Цель работы школьной службы примирения: содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.
Задачи:
- проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе;
- научить детей общаться друг с другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят;
- популяризировать деятельность ШСП среди педагогов и родителей.
Работа школьной службы примирения выстраивается следующим образом:
1.От учителей, учащихся, очевидцев конфликта поступает информация о конфликте;
2.Руководитель службы анализирует полученную информацию, отбирает случаи, распределяет проведение программ между участниками ШСП, в сложных случаях проводит восстановительные программы;
3.Руководитель совместно с ребятами анализирует итоги проведенной программы, готовит отчетную документацию по случаю.
Миссия ШСП:
1. Создается альтернативный путь разрешения конфликтов
• 2. Конфликт превращается в конструктивный процесс
• 3. Приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения
• 4. Улучшаются взаимоотношения среди детей и взрослых
• 5. Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости.
Основные формы работы
1 .Программа примирения (медиация) между участниками конфликтных ситуаций. Реализуется на встрече сторон. Часто находящиеся в конфликте стороны не могут поговорить самостоятельно, потому что они охвачены эмоциями и недоверием друг к другу. Поэтому нужен нейтральный посредник —медиатор, который будет равно поддерживать обе стороны и контролировать безопасность ситуации и соблюдение правил встречи. Согласно правилам встречи ничего из произошедшего на встрече не разглашается, вследствие чего участники чувствуют себя достаточно безопасно. Участники конфликта приходят на встречу добровольно.
2. Проведение кругов сообщества в школьных коллективах. Круг организуется и проводится медиатором, который формулирует вопросы для обсуждения, рассказывает о правилах и следит за их соблюдением, несет ответственность за атмосферу, создающуюся в круге. В круге существует «говорящий» предмет, право говорить имеет только тот, кто держит его в руках. Круг продолжается до тех пор, пока кому-то из участников есть что сказать по обсуждаемому вопросу.
Результативность.
Подросток, совершивший проступок, может осознать причины своего поведения и его последствия, принести извинения, загладить причиненный вред, вернуть себе уважение и восстановить отношения. Пострадавший избавляется от негатива и желания мести. Родители и учителя помогают ребенку в трудной ситуации, развивают у него чувство ответственности.
Основная технология, применяемая
в школьной службе примирения
Под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиатор (медиаторы) – независимое физическое лицо (лица), привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Восстановительная медиация – встреча конфликтующих «за столом переговоров», в ходе которой медиатор создает условия для взаимопонимания всех участников, и для достижения договора о приемлемых для всех них вариантах разрешения проблем (при необходимости — о заглаживании причиненного вреда). То есть, ответственность за результат встречи лежит на ее участниках.
При возникновении конфликта не многие стремятся обратиться за помощью в ШСП (страх огласки, осуждения, наказания). Мало кто верит, что данная форма работы окажется востребованной. Конфликтные ситуации показывают, насколько тяжело проводить восстановительную медиацию, требуются дополнительные знания в области эффективного межличностного взаимодействия. Требуется дополнительная психологическая подготовка детей, т.к. у них не всегда получается беспристрастно обсуждать ситуацию.
Основные принципы восстановительной медиации:
1. Добровольность участия сторон. Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.
2. Информированность сторон. Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.
3. Нейтральность медиатора. Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.
4. Конфиденциальность процесса медиации. Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.
5. Ответственность сторон и медиатора. Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам, принять то или иное решение по существу конфликта.
6. Заглаживание вреда обидчиком. В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.
7. Самостоятельность служб примирения. Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.
Особенности службы примирения в системе образования
В системе образования программы восстановительной медиации могут осуществляться на базе всех общеобразовательных учреждений, в том числе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, учреждений начального и среднего профессионального образования.
В школьную службу примирения (ШСП) обязательно входят обучающиеся-медиаторы и взрослый куратор.
В службах примирения образовательных учреждений медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:
а) обучающиеся;
б) педагогические работники образовательного учреждения;
в) иные взрослые (родитель, сотрудник общественной или государственной организации или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения.
Возможно совместное ведение медиации взрослым и обучающимся. Куратором службы примирения может быть взрослый: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог (заместитель директора по социальной работе), уполномоченный по правам ребенка и пр., прошедший подготовку в качестве медиатора и готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие службы примирения. Куратор должен иметь доступ к информации о происходящих в образовательном учреждении конфликтах. Задача куратора - организовать работу службы примирения и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах и криминальных ситуациях.
Участниками программ примирения могут быть обучающиеся, педагоги, администрация, родители. При медиации конфликтов между взрослыми обязательно участие взрослого медиатора. Если в результате конфликта стороне нанесён материальный ущерб, то присутствие взрослого на встрече в качестве сведущего обязательно, а куратору рекомендуется пригласить на встречу родителей, либо получить разрешение родителей на участие их детей в данной медиации.
Положение о службе примирения должно быть разработано и утверждено администрацией образовательного учреждения. Также возможно внесение дополнений о деятельности службы примирения в устав образовательного учреждения и другие документы.
Участие обучающихся важно, поскольку:
• они лучше знают ситуацию в школе;
• ровесникам больше доверяют и расскажут то, что никогда не доверят взрослому;
• деятельность в качестве ведущего меняет психологию обучающихся, поскольку им нужно реально проявлять толерантность, видеть разные точки зрения, помогать договариваться;
• это элемент истинного самоуправления, когда часть полномочий взрослых (по разрешению конфликта) передается обучающимся.
Школьная служба примирения как команда взрослых и обучающихся стремится:
• при конфликте перевести общение в русло конструктивной коммуникации;
• реализовать совместную (детей и взрослых) деятельность по улучшению школы как элемента самоуправления, переустраивающей существующий тип управления;
• включать подростков во взрослую деятельность: участие в значимом для образования России инновационном проекте;
• строить процесс воспитания на основе коммуникации и взаимопонимания, обращаться к таким ценностям как справедливость и ответственность;
• дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений, разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом;
• снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.
Служба реализует программы примирения, важным результатом которых является как преодоление враждебности между сторонами, так и участие самих сторон в конструктивном разрешении ситуации. Программой примирения называют встречи участников конфликта, организуемые ведущим (медиатором, нейтральным посредником) за «столом переговоров».
. Ведущий занимает нейтральную позицию, в равной степени поддерживая обе стороны.
Служба примирения работает с конфликтами всех уровней: между учениками; между учениками и учителями; внутри педагогического коллектива; конфликтами с участием родителей.
Создание Службы примирения позволяет разрешать не только обычные, случающиеся ежедневно конфликты, но сложные ситуации, затяжные конфликтные ситуации.
При реализации цели необходимо решение следующих задач: - снижение конфликтности в образовательном учреждении за счет обучения взрослых основам медиации как процедуры разрешения споров и формирования «групп равных» среди обучающихся 7-11 классов, обучая их умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода. Это позволяет взрослым оперативно и эффективно разрешать разнонаправленные конфликты с участием родителей, обучающихся, педагогов, администрации, а обучающимся – оказывать содействие своим сверстникам в сложных ситуациях и выступать посредниками при разрешении конфликтов в среде ровесников;
- профилактика агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди обучающихся;
- профилактика преступности среди несовершеннолетних;
- создание условий для снижения количества межкультурных,
межэтнических, межконфессиональных конфликтов;
- координация усилий семьи и педагогов с целью предотвращения неблагоприятных «сценариев» развития обучающихся, особенно в критические периоды, одним из которых является подростковый;
- повышение и сохранение профессиональной компетентности, профилактика профессиональной деформации педагогов, что достигается благодаря эффективному использованию временных, эмоциональных и человеческих ресурсов в целом.
У обидчика есть выбор: прийти на программу примирения или отказаться от этого, и тогда дело пойдет обычным административным путем. И иногда именно угроза вызова на педсовет, передача документов в КДН, заведенное уголовное дело заставляют нарушителя сделать первый шаг в направлении разрешения конфликта.
Ожидаемым результатом деятельности службы примирения
выступают:
1. Разрешение конфликтов силами образовательного учреждения.
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
3. Профилактика школьной дезадаптации.
4. Школьное самоуправление и волонтерское движение обучающихся.
План
работы школьной службы примирения
ГКОУ РА школы-интерната
на 2014-2017 учебный год
п/п | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные лица |
1 | Организационно – методическая работа: планирование работы на учебный год, определение цели и задач. | октябрь | все |
2 | Сбор заявок, случаев для рассмотрения ШСП | В течение учебного года | Кушхова Ф.Н. |
3 | Проведение программ примирения | в течение учебного года по запросам; | Все |
4 | Участие в семинарах, совещаниях, направленных на повышение квалификации в сфере деятельности ШСП | По плану управления образования | Кушхова Ф.Н. |
5 | Создание буклета о деятельности ШСП | Ноябрь 2014 г. | Кушхова Ф.Н |
6 | Информирование детей родителей о работе ШСП | Февраль, март 2015 г | Кушхова Ф.Н. |
7 | Проведение программ примирения по запросам инспекторов ОУУП и ПДН ОМВД России по г. Майкопу с предоставлением последним отчетов о проведенной восстановительной работе | в течение учебного года по запросам; | Соц. педагог А. Н. Савина |
8 | Проведение программ примирения по запросам руководителей КДН при Администрации МО «Город Майкоп» и муниципальной службы примирения с предоставлением последним отчетов о проведенной восстановительной работе | в течение учебного года по запросам; | Соц. педагог А. Н. Савина |
9 | Сотрудничество с Советом профилактики, возможность проведения ВП с подачи членов Совета профилактики | в течение учебного года | Соц. педагог А. Н. Савина |
10 | Обсуждение проведенных программ примирения | апрель | Все |
11 | Формирование электронной библиотеки «Восстановительные технологии и работа ШСП» | в течение учебного года | . Кушхова Ф.Н |
Руководитель ШСП: Ф.Н Кушхова
Государственное казённое образовательное учреждение Республики Адыгея
«Адыгейская республиканская школа-интернат I, II, III и IV видов»
Рассмотрено: Утверждаю:
Педагогическим советом школы И.о директора школы
Протокол № ___ __________Б.М.Хиштова
От «___» _________ 2014 г. Приказ №
«___» __________ 2014г.
Устав
Школьной Службы Примирения
г. Майкоп 2014г
Общие положения
1. Школьная Служба Примирения – добровольная самоуправляемая общественная организация подростков.
2. Служба создаётся и действует в соответствии с Международной конвенцией «О правах человека и ребёнка», положением о Школьной Службе Примирения.
содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.
Цели и задачи
1. Цель: социализация учащихся через технологии конструктивного общения (формирование правовой культуры).
2. Приоритетные задачи:
- проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе;
- научить детей общаться друг с другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят;
популяризировать деятельность ШСП среди педагогов и родителей
создание условий реализации программ примирения для участников школьных конфликтов;
самовыражение каждого члена службы через участие в работе Службы;
обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися;
ранняя профилактика правонарушений и преступлений.
Девиз, символы, принципы деятельности Службы Примирения
1. Девиз – «От конфликта к примирению!»
2. Символ службы – «Пожатие рук!»
Условия и порядок приёма в Школьную Службу Примирения
Членами службы являются учащиеся 7 - 10 классов
Положение о взрослых членах Службы
1. Взрослые в школьной службе примирения отвечают за защиту прав ребёнка.
2. Взрослые должны организовать деятельность ребят на достижение цели службы.
3. Взрослые являются главными помощниками детей в деятельности службы.
4. Приобщение детей и подростков к общечеловеческим нормам, формирование толерантности.
Школьная Служба Примирения способствует:
Поддержке социально значимых инициатив подростков, разработке и реализации социальных проектов, развитию добровольчества (воло нтерства).
Функции и полномочия Школьной Службы Примирения:
Организаторская.
Представительская.
Информационно-пропагандистская.
Методическая.
В пределах этих функций школьная служба имеет следующие полномочия:
представлять школьную службу примирения перед детскими коллективами школы, педагогическим коллективом, родительской общественностью, в общественных и государственных структурах;
планировать и проводить примирительные встречи;
изучать, анализировать и пропагандировать интересный опыт работы;
принимать решения по вопросам общественной жизнедеятельности школьной службы примирения.
Права и обязанности членов Школьной Службы Примирения:
1. Член Школьной Службы Примирения имеет право:
• членом службы примирения может стать любой учащийся 7-11 классов школы, старшеклассник или взрослый, кому интересна деятельность организации, кто считает деятельность такой службы полезной, признаёт данный Устав, а также принимает участие в деятельности организации;
•участвовать в планировании и корректировании деятельности службы и выполнении принятого плана;
• сохранять и развивать традиции своего коллектива;
• участвовать в работе печатных органов школы;
•приём в Службу примирения осуществляется на добровольных началах;
•все члены имеют равные права и обязанности
на защиту своих прав и интересов.
2. Член Школьной Службы Примирения обязан:
•выполнять все требования Устава и принимать активное участие в деятельности Школьной службы примирения;
•не разглашать сведения, полученные в ходе программ примирения, за исключением информации о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности;
•являться независимым посредником, помогающим сторонам конфликта самостоятельно найти решение.
Заключительные положения
1. Настоящий Устав вступает в силу с момента утверждения
2. Изменения в Устав вносятся руководителем службы по предложению членов службы.