Проектная деятельность школьников
Технология проектной и исследовательской деятельности на уроках химии и биологии и во внеурочное время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_i_issledovatelskaya_deyatelnost_shkolnikov.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная и исследовательская деятельность школьников.
Любому обществу нужны одаренные люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть способности ребенка и подготовить почву для реализации этих способностей
В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся основной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.
В новом ФГОС основного общего образования большое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.
Работа по развитию исследовательских навыков может проходить на разных этапах урока и во внеурочной деятельности. Наибольший интерес у детей вызывает возможность установления межпредметных связей в процессе исследования.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
· сначала школьни ки учатся планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом.
· затем составляют план как инструкцию уже не для себя, а для других,
· потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и,
· наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблем.
При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно добыть для достижения поставленной цели.
Учителю, организующему проектную деятельность детей, надо знать, что проектная деятельность требует интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.
Именно учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей, организует доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ результатов выполненного проекта.
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.
Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем.
Организуя учебно-исследовательскую деятельность школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалами.
Проектный метод | Исследовательский метод |
Этапы : 1. Выбор темы проекта. 2. Постановка целей и задач. 3. Планирование проектной деятельности. 4. Реализация проекта. 5. Оценка и самооценка проекта. 6. Презентация | 1. Процесс поиска неизвестного, новых знаний; 2. поиск истины Этапы: 1. Выбор темы исследования. 2. Постановка целей и задач. 3. Выдвижение гипотезы. 4. Организация исследования: 1. исследования гипотезы путем наблюдения, эксперимента, теоретического анализа; 2. разрешение вопроса и проверка. 5. Фиксирование результатов исследований в форме записи, рисунка, коллекции. 6. Презентация |
Планирование проектной деятельности
1. определение источников информации;
2. определение способов сбора и анализа информации;
3. итоговый продукт (формы представления результата);
4. выработку критериев оценки результатов работы;
5. распределение обязанностей среди членов команды.
Организация исследования:
1. подумать самостоятельно о том, что об этом известно, какие суждения можно высказать по этому поводу, какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования;
2. посмотреть книги по теме и записать важную информацию;
3. спросить у взрослых и записать интересную информацию;
4. посмотреть телематериалы и записать то, что ты узнал из фильмов;
5. используя Интернет, записать сведения, полученные с помощью компьютера;
6. понаблюдать и записать необычные факты и парадоксы, полученные с помощью наблюдений;
7. провести эксперимент и записать план и результаты.
В проектной и исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные, познавательные умения и навыки.
Исследовательская работа – это путь формирования особого стиля жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие школьников, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.
Литература:
1. В.Ф.Феоктистова «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты»; издательство «Учитель»; 2009.
2. Н.И. Дереклеева «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся»; издательство «5 за знания»; 2007.
3. Н.В. Засоркина, М.Ю. Шатилова, Н.Б. Полянина «Метод проектов в начальной школе. Система реализации»; издательство «Учитель»; 2009.
4. Г.И. Осипова «Опыт организации исследовательской деятельности школьников»; издательство «Учитель»; 2007.
5. С.Г. Щербакова, Л.А.Выткалова, Н.В. Кобченко «Организация проектной деятельности в школе»; издательство «Учитель», 2008.
6. К.Н. Поливанова «Проектная деятельность школьников»; М: «Просвещение»; 2011.