Рабочая программа по ИЗО в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Б. М. Неменского "Изобразительнов искусство".2011г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по ИЗО 6 класс в соответствии с ФГОС | 67.38 КБ |
Предварительный просмотр:
___________________Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение___________________
гимназия №2 города Чехова Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор гимназии _______М.В.Тарасова
Приказ № __
от «___» ______2014 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по искусству (изобразительному искусству)
Ступень обучения (класс) основное общее образование, 6а класс
Количество часов- 34 часа Уровень - базовый
Составитель:Суглобова Лариса Геннадьевна, учитель изобразительного искусства
Программа разработана на основе авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].- М.: «Просвещение», 2011г. – 129с.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа по изобразительному искусству для 6 класса разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);
- с Методическими рекомендациями по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области / А.В. Шмагина, В.Ф. Солдатов, И.А. Фоменко. – АСОУ, 2012.
- с авторской программой: программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].- М.: «Просвещение», 2011г. – 129с.
- с возможностями УМК: Изобразительное искусство 6 класс.Неменская Л. А. « Просвещение», 2011 г.
В данной рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвитии и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
Общая характеристика учебного предмета.Учебный предмет "Изобразительное искусство" в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащегося как неотъемлемой части культуры духовной. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие в социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и утверждения своей уникальной индивидуальности.Тема 6 класса "Изобразительное искусство в жизни человека" посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, обучающийся сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразовать жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний и умений.
Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России.
Цель изобразительного искусства в системе общего образования – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Задачамиизучения предмета «Изобразительное искусство» в основной школе являются:
• формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
• освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
• формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
• развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
• формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
• развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
• овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
• овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Место в учебном плане: учебный предмет изобразительное искусство входит в образовательную область «искусство» обязательных предметных областей. Изучение данного курса рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен соответствием требованиям ФГОС по изобразительному искусству.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметныерезультаты характеризуют уровень сформированных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• формирование основ художественной культуры обучающихся как
части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира: развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
• развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры;
• освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов,
жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
• приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ;
• осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Разделы рабочей программы | Количество часов |
1 | Виды изобразительного искусства и основы образного языка. | 8 | Виды изобразительного искусства и основы образного языка. | 8 |
2 | Мир наших вещей. Натюрморт. | 8 | Мир наших вещей. Натюрморт. | 8 |
3 | Вглядываясь в человека. Портрет. | 12 | Вглядываясь в человека. Портрет. | 12 |
4 | Человек и пространство. Пейзаж. | 7 | Человек и пространство. Пейзаж. | 6 |
ИТОГО | 35 | ИТОГО | 34 |
Программа предусматривает изучение предмета в 6классе в объеме 34 часа (1 учебный час в неделю).
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч.)
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, является изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведения искусства через сопереживания его образному содержанию.
Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч.)
История развития жанра "натюрморт" в контексте развития художественной культуры.
Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.
Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.
Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, объем, форма, свет).
Вглядываясь в человека. Портрет (12 ч.)
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.
Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).
Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.
Человек и пространство. Пейзаж (6 ч.)
Жанры в изобразительном искусстве.
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.
Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.
Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей.
Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№№ п/п п/п | № в разделе | Тема урока | Основное содержание (решаемые проблемы) | Виды деятельности | Домашнее задание | Дата план | Дата факт | Примечание |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка - 8 часов | ||||||||
1 | 1 | Изобразительное искусство в семье пространственных искусств | Виды пространственных и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа. | Различать предложенные репродукции картин по видам искусства и материалу выполнения. Различать понятия «вид» и «жанр» в искусстве. | Сбор информации по теме «Изобразительное искусство». Принести веточки и листья деревьев. стр. 3-23 (1). | 01.09. | ||
2 | 2 | Рисунок - основа изобразительного творчества | Виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа, выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер). | Использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры. | Зарисовка с натуры растений и веточек (колоски, колючки, зонтичные и т.д.) стр.24-29 (1). | 08.09. | ||
3 | 3 | Линия и ее выразительные возможности. | Выразительные свойства линии, виды и характер линии, условность и образность линейного изображения, ритм линий, ритмическая организация листа, роль ритма в создании образа. | Использовать линию в собственной творческой работе. | Выполнить по представлению линейные рисунки трав,используя различные линии (колоски, колючки, зонтичные и т.д.). стр.30-33 (1). | 15.09. | ||
4 | 4 | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен | Основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве, роль пятна в изображении и его выразительные возможности. | Использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности. | Изобразить ветер, тучи, дождь и туман. стр.34-37(1). | 22.09. | ||
5 | 5 | Цвет. Основы цветоведения. | Основные характеристики и свойства цвета. | Выполнять цветовые растяжки по заданному цвету, владеть навыками механического смешения цветов. | Выполнить упражнение на смешивание цветов. Подобрать осенние листья одного цветового тона, но разной светлоты. стр. 38-41(1). | 29.09. | ||
6 | 6 | Цвет в произведениях живописи. | « Колорит» и его роль в создании художественногообраза. | Овладеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи. | Рисунок осеннего букета. стр.43-45-47(1) Принести пластилин и рисунки, фото животных. | 13.10. | ||
7 | 7 | Объемные изображения в скульптуре | «Анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. | Определять понятие «анималистический жанр». Использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе. | Фигурка любого животного из пластилина. стр.47-51(1) | 20.10. | ||
8 | 8 | Основы языка изображения. | Виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. | Воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства. | стр.52-53(1) Составить кроссворд (5-6 слов), используя приобретенные знания. | 27.10. | ||
Мир наших вещей - 8 часов | ||||||||
9 | 1 | Реальность и фантазия в творчестве художника. | Изображение как познание окружающего мира и выражение отношения к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. | Определять значение изобразительного искусства в жизни человека и общества, взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в произведениях искусства. | стр.56-57(1) | 03.11. | ||
10 | 2 | Изображение предметного мира - натюрморт. | Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. | Определять понятие «натюрморт». Иметь представление о выдающихся художниках и их произведениях в жанре натюрморта. Активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция). | Дорисовать натюрморт. Принести клей, ножницы, бумагу. стр.58-61(1) | 10.11. | ||
11 | 3 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | Линейные, плоскостные и объемные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм. | Иметь представление о многообразии и выразительности форм. Разделять сложную форму предмета на простые геометрические фигуры. Конструировать из бумаги простую геометрическую форму (конус, цилиндр, куб, призма). | Изготовить из бумаги простые геометрические тела. Подобрать изображения природных форм и форм, созданных человеком. стр.62-63(1) | 24.11. | ||
12 | 4 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. | Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости. | Применять правила: 1)объемного изображения геометрических тел с натуры,2) композиции на плоскости. Применять полученные знания в практической работе с натуры. | Зарисовка конструкции геометрических тел с учетом линейной перспективы. стр.64-67(1) | 01.12. | ||
13 | 5 | Освещение. Свет и тень. | Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине. | Применять основы изобразительной грамоты: светотень. Использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры. | Рисунок геометрического тела с боковым освещением. Принести картон, клей, ножницы. стр.68-75(1) | 08.12. | ||
14 | 6 | Натюрморт в графике. | Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт ка выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Творчество А. Дюрера, В. Фаворского. | Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Называть выдающихся художников-графиков. Составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики. | Рисунок натюрморта в карандаше или в технике печатной графики (оттиск с аппликации на картоне). стр.76-78(1) | 15.12 | ||
15 | 7 | Цвет в натюрморте. | Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен. И. Машков «Синие сливы», А. Матисс «Красные рыбки», К. Петров-Водкин «Утренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. | Определять выразительные возможности цвета. Передавать с помощью цвета настроение в натюрморте; работать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра. | Натюрморт в цвете (краски, гуашь). Подготовить доклады по теме «Выдающиеся художники натюрмортного жанра». Стр.78-85(1) | 22.12. | ||
16 | 8 | Выразительные возможности натюрморта. | Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. | Определять жанр натюрморт, называть выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, И. Машков, П. Сезанн). Анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра. Представлять доклад перед аудиторией. | Стр.86-87(1) | 29.12 | ||
Вглядываясь в человека. Портрет - 12 часов | ||||||||
17 | 1 | Образ человека – главная тема искусства. | Портрет как образ определенного реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники-портретисты: Рембранд, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин. | Распознавать жанры изобразительного искусства, портреты, выполненные выдающимися художниками-портретистами русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). Активно воспринимать произведения портретного жанра. | стр.90-101(1) | 12.01. | ||
18 | 2 | Конструкция головы человека и ее основные пропорции | Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Симметрия лица. Величина и форма глаз, носа; расположение и форма рта. | Определять пропорции в изображении головы, лица человека. Применять полученные знания в практической работе. | Оформить в технике коллажа рамку для портрета, которая отражала бы ваши личные интересы и увлечения. Принести зеркало. стр.102-105(1) | 19.01 | ||
19 | 3 | Изображение головы человека в пространстве. | Повторение закономерностей в конструкции головы человека. | Выполнить элементы в конструкции головы с учетом пропорций (глаза, рот, нос, уши). | стр.106-107(1) | 26.01 | ||
20 | 4 | Изображение головы человека в пространстве (продолжение работы). | Повторение закономерностей в конструкции головы человека. | Выполнить автопортрет. Определять пропорции в конструкции головы человека. | Принести пластилин. | 02.02 | ||
21 | 5 | Портрет в скульптуре | Человек- основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурные портреты В. И. Мухиной и С. Т. Котенкова. | Определять материалы и выразительные возможности скульптуры. Передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека. | стр.108-111(1) | 09.02 | ||
22 | 6 | Графический портретный рисунок. | Образ человека в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Выразительность графических материалов. Графические портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова. | Определять пропорции головы и лица человека. Называть выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры ( набросок друга или одноклассника). | стр.112-115(1) | 23.02 | ||
23 | 7 | Сатирические образы человека. | Понятия «шарж» и сатирический образ человека. Особенности сатирических образов. | Анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами. Выполнить рисунок дружеского шаржа. | стр.116-119(1) | 02.02 | ||
24 | 8 | Образные возможности освещения в портрете. | Роль освещения в произведениях портретного жанра. Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения. | Применять в практической работе (аппликация головы с различным освещением)знания по основам изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. | стр.120-121(1) | 09.03 | ||
25 | 9 | Роль цвета в портрете. | Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фактура. | Анализировать выразительные возможности цвета, освещения в произведениях портретного жанра, цветовой строй произведения живописи. | Принести фото члена семьи. стр.122-125(1) | 16.03. | ||
26 | 10 | Роль цвета в портрете. Работа над портретом. | Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фактура. | Видеть цвет, понимать его эмоциональное воздействие, рассказывать о своих впечатлениях от портретов великих мастеров. Овладевать опытом создания портрета в цвете различными материалами. | Подготовить реферат-презентацию о художнике-портретисте. | 23.03. | ||
27 | 11 | Великие портретисты прошлого. | Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героев портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. | Знать художников-портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра | Портрет члена семьи или автопортрет в цвете (продолжение) стр.126-129(1) | 30.03. | ||
28 | 12 | Портрет в изобразительном искусстве ХХ века. | Презентация рефератов на тему «Художники-портретисты и их произведения». | Закрепить особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве ХХ века, имена выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль , Санти, М. Врубель. Активно воспринимать и анализировать портретный жанр. | стр.130-135(1) | 13.04. | ||
Человек и пространство. Пейзаж - 6 часов | ||||||||
29 | 1 | Жанры в изобразительном искусстве. | Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры. | Различать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Активно воспринимать произведения изобразительного искусства. | Выписать названия нескольких произведений, относящихся к разным жанрам, но одного художника – И. Е. Репина или В. Васнецова. стр.138-141(1) | 20.04. | ||
30 | 2 | Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы. | Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХХ века и его образный смысл. Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности. Зрительный ряд: И. Шишкин «Рожь», И. Левитан «Владимирка», «Осенний день». | Определять особенности и способы изображения пространства в различные эпохи. Композиция, цвет, светотень, перспектива в работах художников. Наблюдать пространственные сокращения (в нашем восприятии) уходящих вдаль предметов. Понимать, что такое « точка зрения», «линия горизонта», «картинная плоскость», «точка схода», «высота линии горизонта». Применять правила линейной и воздушной перспективы, изменения тона и цвета предметов по мере удаления. | Рисунок уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы. стр.146-147(1). | 27.04. | ||
31 | 3 | Пейзаж – большой мир. Организация пространства. | Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. Зрительный ряд: П. Брейгель «Времена года», Н. Рерих «Гималаи», И. Левитан « Над вечным покоем». | Применять основы изобразительной грамоты в изображении большого природного пространства, передавать в пейзаже личностное восприятие. Осваивать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека. | Рисунок в карандаше большого пейзажа по теме «Весна на моей улице», «Лето на моей улице». (на выбор). стр.148-155(1) | 04.05. | ||
32 | 4 | Пейзаж – настроение. Природа и художник. | Пейзаж – настроение как отклик на переживания художника. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже – настроении. Беседа по пейзажам К. Моне, П. Сезанна, И. Грабаря. | Анализировать роль колорита в пейзаже – настроении. Работать гуашью, используя основные средства художественной выразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и представлению. | Продолжение работы над пейзажем в цвете. | 11.05. | ||
33 | 5 | Пейзаж в русской живописи. Городской пейзаж. | Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ века. | Анализировать особенности понимания красоты природы в творчестве русских художников. Осваивать навыки создания пейзажных зарисовок и наблюдательной перспективы при изображении пейзажа. Работать гуашью, используя основные средства художественной выразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и представлению. | Продолжение работы над пейзажем. Составить кроссворды на тему «виды искусства». стр. 156-171(1). | 18.05. | ||
34 | 6 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | Обобщение материала учебного года. | Определять основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года. Анализировать содержание,образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров. | Решение кроссвордов и тестов. стр.172-173(1). | 25.05. |
ГРАФИК ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
№ п/п | Вид работы, ее название | Дата план | Дата факт | Примечание |
1 | Тестирование по теме «Основы языка изображения» | 27.10 | ||
2 | Тестирование по теме «Жанры изобразительного искусства» | 25.05 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ИМАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебники
1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. - « Просвещение», 2013. – 175 с. : ил.
2. Неменский Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
3. Павлова О. В. Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.
№ | Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Количество | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
1 | ФГОС ООО | Д | Стандарт по изобразительному искусству, примерная программа, рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства |
2 | Примерная программа по изобразительному искусству | Д | |
3 | Рабочие программы по изобразительному искусству | Д | |
4 | Учебники по изобразительному искусству | К | |
5 | Учебно-наглядные пособия | Ф Д | Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов — Д, формата А4 |
2. Печатные пособия | |||
6 | Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека | Д | Таблицы, схемы представлены в демонстрационном варианте и на электронных носителях. |
7 | Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству | Д | |
3. Информационно-коммуникационные средства | |||
8 | Электронные библиотеки по искусству | Д | В состав электронной библиотеки входят видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно - исторических текстов. Электронная библиотека создается на базе школы. |
4. Технические средства обучения (ТСО) | |||
9 | Компьютер | Д | |
10 | Телевизор | Д | |
11 | Видеомагнитофон | Д | |
12 | Мультимедиа-проектор | Д | |
13 | Экран навесной | Д | |
5. Экранно-звуковые пособия | |||
14 | Презентации на съемных дисках по народным промыслами и декоративно-прикладному искусству. | Д | |
6. Учебно-практическое оборудование | |||
15 | Краски акварельные | Ф | |
16 | Краски гуашевые | Ф | |
17 | Бумага A3, А4 | Ф | |
18 | Бумага цветная | Ф | |
19 | Восковые мелки | К | |
20 | Кисти беличьи № 5, 10, 20 | К | |
21 | Емкости для воды | К | |
22 | Пластилин | К | |
23 | Клей | Ф | |
24 | Ножницы | К | |
25 | Рамы для оформления работ | К | Для оформления выставок |
7. Модели и натурный фонд | |||
26 | Муляжи фруктов (комплект) | Д | |
27 | Муляжи овощей (комплект) | Д | |
28 | Гербарии | Д | |
29 | Изделия декоративно-прикладного искусства | Д | |
30 | Гипсовые орнаменты | Д | |
31 | Керамические изделия (вазы, кринки и др.) | Д | |
32 | Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары и др.) | Д | |
9. Специализированная учебная мебель | |||
33 | Стулья | К | |
34 | Стеллажи для книг и оборудования | Д | |
35 | Мебель для хранения таблиц и плакатов | Д | Кассетницы, плакатницы |
Количество указанных средств и объектов учитывает средний расчет наполняемости класса (25—30 учащихся). Для отражения количественных показателей используется следующаясистема символических обозначений:
Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К — полный комплект;
Ф— комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т. е. не менее 1 экз. на двух учащихся);
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
По окончании 6 класса основной школы обучающиеся должны:
должны знать:
- о месте и значении изобразительного искусства в жизни человека и общества;
- основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива);
должны уметь:
- пользоваться красками, графическими материалами, обладать навыками лепки;
- видеть конструктивную форму предмета, уметь пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
- конструктивно видеть формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать свое восприятие.
СОГЛАСОВАНО
на заседании кафедры искусства
протокол №1 от 28 августа 2014г.
Руководитель кафедры _______ А. А. Левова
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УМР _______________ А.В. Воробьева
29.08.2014г.