Рабочая программа по ИЗО в 5 классе в соответствии с ФГОС

Суглобова Лариса Геннадьевна

программа разработана на основе авторской программы Б. М.Неменского " Изобразительное искусство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_v_fgos14.doc247.5 КБ

Предварительный просмотр:

___________________Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение_______________

гимназия №2 города Чехова Московской области

                                                  УТВЕРЖДАЮ

                                      Директор гимназии __________ М.В.Тарасова

                                                                                             Приказ  № __

                                                                               от «___» ________2014  года

                                                                                     РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                                                               по  искусству (изобразительному искусству)

Ступень обучения (класс)  основное общее образование, 5в класс

Количество часов- 34 часа             Уровень -  базовый

 Составитель:  Суглобова Лариса Геннадьевна, учитель изобразительного искусства

Программа разработана на основе авторской  программы Б. М. Неменского «Изобразительное  искусство». Рабочие программы. Предметная линия          учебников. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].- М.:  «Просвещение», 2011г. – 129с.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 Программа по изобразительному искусству для 5а класса разработана в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);

- с Методическими рекомендациями по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области / А.В. Шмагина, В.Ф. Солдатов, И.А. Фоменко. – АСОУ, 2012.

- с авторской программой: программы Б. М. Неменского «Изобразительное  искусство». Рабочие программы. Предметная линия          учебников. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].- М.:  «Просвещение», 2011г. – 129с.

- с возможностями УМК: Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Авторы: Н. А. Горяева, О. В. Островская .- М.: Просвещение, 2013. –191с.

   В данной рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвитии и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

      Общая характеристика учебного предмета. Учебный предмет "Изобразительное искусство" в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащегося как неотъемлемой части культуры духовной. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие в социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и утверждения своей уникальной индивидуальности. Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

     Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений.

      Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России.

     Цель изобразительного искусства в системе общего образования – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.  Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

    Задачами изучения  предмета «Изобразительное искусство» в основной школе являются:

• формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

• освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

• формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

• развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

• формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

• развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

• овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

• овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

        Место в учебном плане: учебный предмет изобразительное искусство входит в образовательную область «искусство» обязательных предметных областей. Изучение данного курса рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Выбор данной авторской  программы и учебно-методического комплекса обусловлен соответствием требованиям ФГОС по изобразительному искусству.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

• формирование основ художественной культуры обучающихся как

части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира: развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

 • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в

 художественном и нравственном пространстве культуры;

• освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов,

жанров и стилей как материального выражения        духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

• приобретение опыта создания художественного образа в декоративно-прикладном искусстве;

• приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ;

• осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

                                                                                                         

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

п/п

Разделы

                        программы

Количество часов

Разделы

рабочей программы

Количество часов

1

Древние корни народного искусства

8

Древние корни народного искусства

8

2

Связь времен в народном искусстве

8

Связь времен в народном искусстве

8

3

Декор - человек, общество, время

12

Декор - человек, общество, время

12

4

Декоративное искусство в современном мире

7

Декоративное искусство в современном мире

6

ИТОГО

35

ИТОГО

34

 Программа предусматривает изучение предмета в 5 классе в объеме 34 учебных часов (1 учебный час в неделю).

     В первой  теме — «Древние корни народного искусства » — дается целостное представление об истоках образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство - уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идея вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.

Во второй  теме – «Связь времен в народном искусстве» - дается целостное представление о формах народных традиций в современной жизни, общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий, традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях художественных промыслов.

В третьей теме - « Декор - человек, общество, время»- дается целостное представление о роли декоративного искусства в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.

В четвертой теме - « Декоративное искусство в современном мире»- дается целостное представление о разнообразии современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и т.д.), новых чертах современного искусства, выставочном и массовом декоративно-прикладном искусстве. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с современным материалом, формой, цветом, фактурой. Коллективная работа в конкретном материале - от замысла до воплощения.  


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

№ в разделе

Тема урока

Основное содержание (решаемые проблемы)

Виды деятельности учащихся

Домашнее задание

Дата план

Дата факт

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

                                                                                         Древние корни народного искусства-8 часов

1

1

Древние образы в народном искусстве.

Условно-символический характер народного декоративного искусства. Как отразились в древних образах народного искусства представления о земле и ее плодородии.

Объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.

Зарисовать традиционные образы народного прикладного искусства: конь, птица, мать-земля, древо жизни и др.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Выполнение рисунка на тему древних образов в резьбе по дереву, росписи.

стр. 12-19 (1)

01.09

2

2

Убранство русской избы.

Использование орнамента для декоративного оформления элементов архитектуры. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Символическое значение знаков - образов в декоративном убранстве избы. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы.

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Рисунок эскиза декоративного убранства избы.

 стр.20-29 (1).

08.09.

3

3

Внутренний мир русской избы.

Конструктивные и декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома, мудрость устройства традиционной жилой среды.

 Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома, объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Создавать цветовую

композицию внутреннего пространства избы.

Рисунок внутреннего убранства избы.

стр. 30-35 (1).

15.09.

4

4

Конструкция и декор предметов народного быта.  

 Конструкция, декор традиционных предметов крестьянского быта. Неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы.

Как устроены и декорированы предметы народного быта.

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта.

Выстраивать декоративную композицию.

Выполнить эскиз выразительной формы предмета крестьянского быта и украсить его орнаментальной композицией (прялка, посуда). Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага.

стр. 36-43 (1).

22.09.

5

5

Русская народная вышивка.

Крестьянская вышивка- сокровищница древних образов и мотивов. Особенности образного языка народной вышивки.

 

Понимать особенности образного языка народной вышивки.

Создавать варианты орнамента вышивки с опорой на народную традицию.

Рисунок вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

стр. 44-49 (1).

29.09.

6

6

Народный праздничный костюм.

Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Связь традиционного праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. Общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.  Защитно – охранительное значение орнамента в народном костюме.

Анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.

Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.

Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере севернорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.

стр. 50-59 (1).

13.10.

7

7

Народный праздничный костюм. Создание образа костюма.

Характерные особенности народного праздничного костюма. Форма и декор женских головных уборов.

Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов. Работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа.

Выполнить эскиз народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов. Подобрать загадки, пословицы, прибаутки, народные песни к народному празднику.

20.10.

8

8

Народные праздничные обряды

Календарные народные праздники -  способ участия человека в событиях природы, народное творчество в действии. Как отмечались традиционные народные праздники. Святочные обряды. Масленичные обряды.

Иметь представление о роли декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа.

Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них  единство   конструктивной,   декоративной и изобразительной деятельности.

стр. 60-63 (1).

27.10.

                                                                                         Связь времен в народном искусстве-8 часов

9

1

Древние образы в современных народных игрушках.

Живучесть древних образов в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (филимоновской, дымковской, каргопольской).

Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.

 Осваивать характерные для каждого промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Создание игрушки из пластилина.

стр. 66-75 (1).

03.11.

10

2

Искусство Гжели.

История развития, слияние промысла с художественной прмышленностью. Разнообразие  и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи.

Освоить приемы гжельского мазка – « мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

Овладеть навыками работы в конкретном материале (акварель).

Передавать единство формы и декора.

Вырезать из бумаги развертку посуды (чашка, чайник, тарелка), склеить и украсить их росписью с использованием традиционных приемов письма. Материалы: бумага, ножницы, клей, акварель, кисти.

стр. 76-81 (1).

10.11.

11

3

Городец-

кая роспись.

История развития промысла. Изделия Городца — национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны — традиционные элементы городецкой росписи. Птица и конь — традиционные мотивы городецкой росписи. Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях.

Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи.

Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Создавать композицию росписи в традиции Городца.

Применять художественные материалы (гуашь),  язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе.  

Выполнить фрагмент росписи по мотивам Городецкой росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти

стр. 82-85 (1).

24.11.

12

4

Хохлома.

История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка», — главный мотив хохломской   росписи.

Распознавать  виды хохломской росписи

( «травка», роспись «под фон»), язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб и применять его в творческой работе.  

Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

Применять художественные материалы (гуашь) в творческой работе.  

Выполнить фрагмент росписи по мотивам хохломской  росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти.

стр. 86-91(1).

01.12.

13

5

Жостово. Роспись по металлу.

Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.

Жостовская роспись — свободная кистевая, живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности в изображении цветов.

Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Овладеть основными приемами  жостовского письма, многоцветьем цветочной росписи на подносах,  языком декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) и применять его в творческой работе.  Применять художественные материалы (гуашь).

Выполнить фрагмент по мотивам жостовской  росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти.

стр. 92-95(1).

08.12.

14

6

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

История развития промысла. Дерево и береста — основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья — птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса — творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий.

Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Как создаются изделия из дерева и щепы.

Определять характерные особенности мезенской деревянной росписи. Различать изделия из бересты по названию.  

стр. 99-103(1).

15.12.

15

7

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве.

Выстраивать декор в соответствии с формой предмета.

Владеть навыком работы с бумагой.

Изготовить карандашницу в технике, имитирующей просечную бересту.

Подготовка работ к выставке с кратким сообщением по теме работы.

22.12.

16

8

Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Презентация работ.

Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы — гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту», «Промыслы как искусство художественного сувенира».

Презентация выполненного предмета народного промысла.

Участвовать в презентации выставочных работ.

Анализировать общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов, выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции.

29.12.

                                                                                         Декор-человек, общество, время – 12 часов

17

1

Зачем людям украшения.

Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных народов в различные эпохи.

Определять смысл декора как социального знака, определяющего роль хозяина вещи особенности украшений воинов, древних охотников, царей и т. д.

Распознавать в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.

стр.106-107(1).

12.01.

18

2

Зачем людям украшения.

Образный строй вещи.

Как люди украшали себя и окружающие предметы в древности и

в современном мире.  

Овладеть навыками декоративного обобщения в процессе выполнения творческой работы. Создавать форму и украшение ее в предметах повседневного быта. Применять художественные материалы (гуашь).

Выполнить рисунок царского трона.

19.01.

19

3

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

В чем заключается роль декоративного искусства в жизни древнего общества?

 Давать эстетическую оценку произведениям декоративного искусства Древнего Египта.

Понимать,  что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина.

стр. 108-117(1).

26.01.

20

4

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда.

Как одежда определяла место и роль человека в жизни древнего обществе. Особенности одежды разных сословий на примере Древнего Египта.

Характеризовать особенности одежды разных сословий Древнего Египта.

Овладеть навыками выполнения творческой работы.

Применять художественные материалы.

Выполнить рисунок одежды египтянина.

02.02.

21

5

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Символика украшений

Система декоративной символики у египтян. Искусство древних ювелиров. Знаки-обереги и знаки-пожелания. Символическое значение цвета.

Овладеть навыками декоративного обобщения в процессе выполнения творческой работы.

Работать с выбранным материалом, передавать цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения украшения.

Выполнить эскизы орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти

09.02.

22

6

Одежда «говорит» о человеке.

Понятия «одежда» и «костюм». Связь одежды с человеком. Цвет и декор в одежде.

Анализировать  декор в одежде народов разных стран и разных сословий. Соотносить образ одежды с положением ее владельца.

Выполнить костюм человека восточных стран (Япония, Китай). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага.

стр. 118-124(1).

23.02.

23

7

Костюм - знак положения человека в обществе.

Роль формы, цвета, декора костюма в определении роли человека в обществе. Костюм в Древнем Египте, Китае и Европе ХV11 века. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок, их украшения. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве XVII в. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.

Различать декоративно-прикладное искусство Древнего Китая и Западной Европы ХVII века. Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ, соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Применять художественные материалы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

Выполнить рисунок костюма для бала. Работа над проектом «Бал во дворце».

02.03.

24

8

Одежда «говорит» о человеке.

Работа над проектом.

Как выполнить фигурку человека в парадном костюме.

Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ, соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

Продолжение работы над проектом «Бал во дворце».

09.03.

25

9

О  чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

История возникновения и развития геральдического искусства. Значение герба. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Части классического герба.

Определять смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Определять, называть символические элементы герба.

стр.134-139(1).

16.03.

26

10

О  чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Создание герба.

Значение геральдического искусства в жизни современного общества. Герб современного Чехова.

Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения. Применять художественные материалы.

Выполнить проект собственного герба или эмблемы своей семьи.

23.03.

27

11

Цвет в геральдике.

Цветовое решение герба.

Символика цвета и изображения в геральдике.

Работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция. Создавать условное, символическое и цветовое изображение.

Выполнить проект собственного герба или эмблемы своей семьи (продолжение работы).

30.03.

28

12

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Итоговое тестирование. Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека. Декор в искусстве разных стран и эпох.

Понимать роль декоративно-прикладного искусства в повседневной жизни человека.

Видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.

Решать тесты.

13.04.

Декоративное искусство в современном мире-6 часов

29

1

Современное выставочное искусство. Керамика.

Особенности художественной керамики. Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в керамике. Формы и композиции в керамике. Фактура керамики.

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения.

Определять виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка.

Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ.

Подготовить сообщение по ДПИ «Керамика» и «Художественное стекло».

стр.142-147(1).

20.04.

30

2

Современное выставочное искусство. Художественное стекло.

Особенности произведений из художественного стекла. Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в стекле. Гутное стекло. Образный язык стекла. Форма, декор, цвет произведений из художественного стекла.

Анализировать особенности произведений из стекла, связь стеклянной формы с изображением. Преподносить сообщение.

Подготовить сообщение по ДПИ «Металл».

стр.148-151(1).

27.04.

31

3

Современное выставочное искусство. Металл.

Техника и приемы обработки металла. Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в металле. Художественная ковка и литье. Скульптурный декор предметов из металла.

Понимать особенности произведений из металла, техники и приемы его обработки.

Преподносить сообщение по теме.

Подготовить сообщение по ДПИ «Гобелен и батик».

стр.152-155(1)

04.05.

32

4

Современное выставочное искусство. Гобелен и батик.

Техника гобелен и батик. Декоративность и фактура гобеленов. Искусство росписи ткани. Холодный и горячий батик.

Анализировать особенности произведений декоративного искусства гобелен и батик. Различать технику исполнения гобелена и батика.

Преподносить сообщение по теме.

стр.156-167(1).

11.05.

33

5

Ты сам – мастер.

Как рождается замысел художника и воплощается в творческом процессе.

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства.

Различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Создавать эскизы панно, витражей, декоративных украшений.

Овладеть практическими навыками использования выразительных возможностей материала, принципами декоративного обобщения в творческой работе.

Выполнить витраж.

стр.180-183(1).

18.05.

34

6

Ты сам – мастер.

Создание декоративной работы в материале.

Как создать декоративную работу в материале.

Пользоваться языком ДПИ в процессе выполнения творческой работы (продолжении работы над витражом). Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

стр.184-186(1).

25.05.

                                                                                  ГРАФИК ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

№ п/п

Вид работы, ее название

Дата план

Дата факт

Примечание

1

Презентация работ по теме «  Роль народных художественных промыслов в современной жизни».

29.12

2

Тестирование по теме «  Роль декоративного искусства в жизни человека и общества».

13.04

                                                                             

                                        УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебники

1.Горяева Н. А., Островская О. В.,. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией

Б. М. Неменского.- 2-е изд.-М. :  Просвещение, 2013.-191с. : ил.

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Количество

Примечания

1

2

3

4

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

ФГОС ООО

Д

Стандарт по изобразительному искусству, примерная программа, рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства

2

Примерная программа по изобразительному искусству

Д

3

Рабочие программы по изобразительному искусству

Д

4

Учебники по изобразительному искусству

К

5

Учебно-наглядные пособия

Ф

Д

Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов — Д, формата А4 - Ф

2. Печатные пособия

6

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Д

Таблицы, схемы   представлены в демонстрационном  варианте и на электронных носителях.

7

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Д

3. Информационно-коммуникационные средства

8

Электронные библиотеки по искусству

Д

В состав электронной библиотеки входят  видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно - исторических текстов. Электронная библиотека создается на базе школы.

4. Технические средства обучения (ТСО)

9

Компьютер

Д

10

Телевизор

Д

11

Видеомагнитофон

Д

12

Мультимедиа-проектор

Д

13

Экран навесной

Д

5. Экранно-звуковые пособия

14

Презентации на съемных дисках по народным промыслами и декоративно-прикладному искусству.

Д

6. Учебно-практическое оборудование

15

Краски акварельные

Ф

16

Краски гуашевые

Ф

17

Бумага A3, А4

Ф

18

Бумага цветная

Ф

19

Восковые мелки

К

20

Кисти беличьи № 5, 10, 20

К

21

Емкости для воды

К

22

Пластилин

К

23

Клей

Ф

24

Ножницы

К

25

Рамы для оформления работ

К

Для оформления выставок

7. Модели и натурный фонд

26

Муляжи фруктов (комплект)

Д

27

Муляжи овощей (комплект)

Д

28

Гербарии

Д

29

Изделия декоративно-прикладного искусства

Д

30

Гипсовые орнаменты

Д

31

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

Д

32

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары и др.)

Д

9. Специализированная учебная мебель

33

Столы рисовальные

К

34

Стулья

К

35

Стеллажи для книг и оборудования

Д

Количество указанных средств и объектов учитывает средний расчет наполняемости класса (25—30 учащихся). Для отражения количественных показателей используется следующая система символических обозначений:

Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);

К — полный комплект;

Ф — комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т. е. не менее 1 экз. на двух учащихся);

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

По окончании 5 класса основной школы учащиеся должны:

- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства,

- знать особенности уникального крестьянского искусства, значение традиционных образов и мотивов (древо жизни, конь-охлупень и т. п.),

- различать по материалу и технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства,

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, умело передавать единство формы и декора,

- владеть навыками работы в конкретном материале (витраж).

СОГЛАСОВАНО

на заседании кафедры искусства

протокол №1 от 28 августа  2014г.

Руководитель кафедры _______  А. А. Левова

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УМР _______________ А.В. Воробьева

29.08.2014г.