Рабочая программа по ИЗО в 5 классе в соответствии с ФГОС
программа разработана на основе авторской программы Б. М.Неменского " Изобразительное искусство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_v_fgos14.doc | 247.5 КБ |
Предварительный просмотр:
___________________Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение_______________
гимназия №2 города Чехова Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор гимназии __________ М.В.Тарасова
Приказ № __
от «___» ________2014 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по искусству (изобразительному искусству)
Ступень обучения (класс) основное общее образование, 5в класс
Количество часов- 34 часа Уровень - базовый
Составитель: Суглобова Лариса Геннадьевна, учитель изобразительного искусства
Программа разработана на основе авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].- М.: «Просвещение», 2011г. – 129с.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа по изобразительному искусству для 5а класса разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);
- с Методическими рекомендациями по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области / А.В. Шмагина, В.Ф. Солдатов, И.А. Фоменко. – АСОУ, 2012.
- с авторской программой: программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].- М.: «Просвещение», 2011г. – 129с.
- с возможностями УМК: Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Авторы: Н. А. Горяева, О. В. Островская .- М.: Просвещение, 2013. –191с.
В данной рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвитии и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
Общая характеристика учебного предмета. Учебный предмет "Изобразительное искусство" в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащегося как неотъемлемой части культуры духовной. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие в социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и утверждения своей уникальной индивидуальности. Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений.
Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России.
Цель изобразительного искусства в системе общего образования – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Задачами изучения предмета «Изобразительное искусство» в основной школе являются:
• формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
• освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
• формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
• развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
• формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
• развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
• овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
• овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Место в учебном плане: учебный предмет изобразительное искусство входит в образовательную область «искусство» обязательных предметных областей. Изучение данного курса рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен соответствием требованиям ФГОС по изобразительному искусству.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• формирование основ художественной культуры обучающихся как
части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира: развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
• развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры;
• освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов,
жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
• приобретение опыта создания художественного образа в декоративно-прикладном искусстве;
• приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ;
• осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Разделы рабочей программы | Количество часов |
1 | Древние корни народного искусства | 8 | Древние корни народного искусства | 8 |
2 | Связь времен в народном искусстве | 8 | Связь времен в народном искусстве | 8 |
3 | Декор - человек, общество, время | 12 | Декор - человек, общество, время | 12 |
4 | Декоративное искусство в современном мире | 7 | Декоративное искусство в современном мире | 6 |
ИТОГО | 35 | ИТОГО | 34 |
Программа предусматривает изучение предмета в 5 классе в объеме 34 учебных часов (1 учебный час в неделю).
В первой теме — «Древние корни народного искусства » — дается целостное представление об истоках образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство - уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идея вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
Во второй теме – «Связь времен в народном искусстве» - дается целостное представление о формах народных традиций в современной жизни, общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий, традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях художественных промыслов.
В третьей теме - « Декор - человек, общество, время»- дается целостное представление о роли декоративного искусства в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.
В четвертой теме - « Декоративное искусство в современном мире»- дается целостное представление о разнообразии современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и т.д.), новых чертах современного искусства, выставочном и массовом декоративно-прикладном искусстве. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с современным материалом, формой, цветом, фактурой. Коллективная работа в конкретном материале - от замысла до воплощения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № в разделе | Тема урока | Основное содержание (решаемые проблемы) | Виды деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата план | Дата факт | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Древние корни народного искусства-8 часов | ||||||||
1 | 1 | Древние образы в народном искусстве. | Условно-символический характер народного декоративного искусства. Как отразились в древних образах народного искусства представления о земле и ее плодородии. | Объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. Зарисовать традиционные образы народного прикладного искусства: конь, птица, мать-земля, древо жизни и др. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | Выполнение рисунка на тему древних образов в резьбе по дереву, росписи. стр. 12-19 (1) | 01.09 | ||
2 | 2 | Убранство русской избы. | Использование орнамента для декоративного оформления элементов архитектуры. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Символическое значение знаков - образов в декоративном убранстве избы. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы. | Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов. Создавать эскизы декоративного убранства избы. | Рисунок эскиза декоративного убранства избы. стр.20-29 (1). | 08.09. | ||
3 | 3 | Внутренний мир русской избы. | Конструктивные и декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома, мудрость устройства традиционной жилой среды. | Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома, объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. | Рисунок внутреннего убранства избы. стр. 30-35 (1). | 15.09. | ||
4 | 4 | Конструкция и декор предметов народного быта. | Конструкция, декор традиционных предметов крестьянского быта. Неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы. Как устроены и декорированы предметы народного быта. | Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта. Выстраивать декоративную композицию. | Выполнить эскиз выразительной формы предмета крестьянского быта и украсить его орнаментальной композицией (прялка, посуда). Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага. стр. 36-43 (1). | 22.09. | ||
5 | 5 | Русская народная вышивка. | Крестьянская вышивка- сокровищница древних образов и мотивов. Особенности образного языка народной вышивки.
| Понимать особенности образного языка народной вышивки. Создавать варианты орнамента вышивки с опорой на народную традицию. | Рисунок вышитого полотенца по мотивам народной вышивки. стр. 44-49 (1). | 29.09. | ||
6 | 6 | Народный праздничный костюм. | Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Связь традиционного праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. Общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Защитно – охранительное значение орнамента в народном костюме. | Анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере севернорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия. | стр. 50-59 (1). | 13.10. | ||
7 | 7 | Народный праздничный костюм. Создание образа костюма. | Характерные особенности народного праздничного костюма. Форма и декор женских головных уборов. | Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов. Работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа. | Выполнить эскиз народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов. Подобрать загадки, пословицы, прибаутки, народные песни к народному празднику. | 20.10. | ||
8 | 8 | Народные праздничные обряды | Календарные народные праздники - способ участия человека в событиях природы, народное творчество в действии. Как отмечались традиционные народные праздники. Святочные обряды. Масленичные обряды. | Иметь представление о роли декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. | стр. 60-63 (1). | 27.10. | ||
Связь времен в народном искусстве-8 часов | ||||||||
9 | 1 | Древние образы в современных народных игрушках. | Живучесть древних образов в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (филимоновской, дымковской, каргопольской). | Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для каждого промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. | Создание игрушки из пластилина. стр. 66-75 (1). | 03.11. | ||
10 | 2 | Искусство Гжели. | История развития, слияние промысла с художественной прмышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи. | Освоить приемы гжельского мазка – « мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. Овладеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Передавать единство формы и декора. | Вырезать из бумаги развертку посуды (чашка, чайник, тарелка), склеить и украсить их росписью с использованием традиционных приемов письма. Материалы: бумага, ножницы, клей, акварель, кисти. стр. 76-81 (1). | 10.11. | ||
11 | 3 | Городец- кая роспись. | История развития промысла. Изделия Городца — национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны — традиционные элементы городецкой росписи. Птица и конь — традиционные мотивы городецкой росписи. Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи. | Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Создавать композицию росписи в традиции Городца. Применять художественные материалы (гуашь), язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе. | Выполнить фрагмент росписи по мотивам Городецкой росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти стр. 82-85 (1). | 24.11. | ||
12 | 4 | Хохлома. | История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка», — главный мотив хохломской росписи. | Распознавать виды хохломской росписи ( «травка», роспись «под фон»), язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб и применять его в творческой работе. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. Применять художественные материалы (гуашь) в творческой работе. | Выполнить фрагмент росписи по мотивам хохломской росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти. стр. 86-91(1). | 01.12. | ||
13 | 5 | Жостово. Роспись по металлу. | Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов. Жостовская роспись — свободная кистевая, живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности в изображении цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. | Овладеть основными приемами жостовского письма, многоцветьем цветочной росписи на подносах, языком декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) и применять его в творческой работе. Применять художественные материалы (гуашь). | Выполнить фрагмент по мотивам жостовской росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти. стр. 92-95(1). | 08.12. | ||
14 | 6 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. | История развития промысла. Дерево и береста — основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья — птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса — творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Как создаются изделия из дерева и щепы. | Определять характерные особенности мезенской деревянной росписи. Различать изделия из бересты по названию. | стр. 99-103(1). | 15.12. | ||
15 | 7 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве. | Выстраивать декор в соответствии с формой предмета. Владеть навыком работы с бумагой. Изготовить карандашницу в технике, имитирующей просечную бересту. | Подготовка работ к выставке с кратким сообщением по теме работы. | 22.12. | ||
16 | 8 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Презентация работ. | Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы — гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту», «Промыслы как искусство художественного сувенира». Презентация выполненного предмета народного промысла. | Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов, выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. | 29.12. | |||
Декор-человек, общество, время – 12 часов | ||||||||
17 | 1 | Зачем людям украшения. | Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных народов в различные эпохи. | Определять смысл декора как социального знака, определяющего роль хозяина вещи особенности украшений воинов, древних охотников, царей и т. д. Распознавать в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора. | стр.106-107(1). | 12.01. | ||
18 | 2 | Зачем людям украшения. Образный строй вещи. | Как люди украшали себя и окружающие предметы в древности и в современном мире. | Овладеть навыками декоративного обобщения в процессе выполнения творческой работы. Создавать форму и украшение ее в предметах повседневного быта. Применять художественные материалы (гуашь). | Выполнить рисунок царского трона. | 19.01. | ||
19 | 3 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | В чем заключается роль декоративного искусства в жизни древнего общества? | Давать эстетическую оценку произведениям декоративного искусства Древнего Египта. Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. | стр. 108-117(1). | 26.01. | ||
20 | 4 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда. | Как одежда определяла место и роль человека в жизни древнего обществе. Особенности одежды разных сословий на примере Древнего Египта. | Характеризовать особенности одежды разных сословий Древнего Египта. Овладеть навыками выполнения творческой работы. Применять художественные материалы. | Выполнить рисунок одежды египтянина. | 02.02. | ||
21 | 5 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Символика украшений | Система декоративной символики у египтян. Искусство древних ювелиров. Знаки-обереги и знаки-пожелания. Символическое значение цвета. | Овладеть навыками декоративного обобщения в процессе выполнения творческой работы. Работать с выбранным материалом, передавать цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения украшения. | Выполнить эскизы орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти | 09.02. | ||
22 | 6 | Одежда «говорит» о человеке. | Понятия «одежда» и «костюм». Связь одежды с человеком. Цвет и декор в одежде. | Анализировать декор в одежде народов разных стран и разных сословий. Соотносить образ одежды с положением ее владельца. | Выполнить костюм человека восточных стран (Япония, Китай). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага. стр. 118-124(1). | 23.02. | ||
23 | 7 | Костюм - знак положения человека в обществе. | Роль формы, цвета, декора костюма в определении роли человека в обществе. Костюм в Древнем Египте, Китае и Европе ХV11 века. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок, их украшения. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве XVII в. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан. | Различать декоративно-прикладное искусство Древнего Китая и Западной Европы ХVII века. Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ, соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Применять художественные материалы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. | Выполнить рисунок костюма для бала. Работа над проектом «Бал во дворце». | 02.03. | ||
24 | 8 | Одежда «говорит» о человеке. Работа над проектом. | Как выполнить фигурку человека в парадном костюме. | Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ, соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. | Продолжение работы над проектом «Бал во дворце». | 09.03. | ||
25 | 9 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. | История возникновения и развития геральдического искусства. Значение герба. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Части классического герба. | Определять смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Определять, называть символические элементы герба. | стр.134-139(1). | 16.03. | ||
26 | 10 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Создание герба. | Значение геральдического искусства в жизни современного общества. Герб современного Чехова. | Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения. Применять художественные материалы. | Выполнить проект собственного герба или эмблемы своей семьи. | 23.03. | ||
27 | 11 | Цвет в геральдике. | Цветовое решение герба. Символика цвета и изображения в геральдике. | Работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция. Создавать условное, символическое и цветовое изображение. | Выполнить проект собственного герба или эмблемы своей семьи (продолжение работы). | 30.03. | ||
28 | 12 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | Итоговое тестирование. Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека. Декор в искусстве разных стран и эпох. | Понимать роль декоративно-прикладного искусства в повседневной жизни человека. Видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора. Решать тесты. | 13.04. | |||
Декоративное искусство в современном мире-6 часов | ||||||||
29 | 1 | Современное выставочное искусство. Керамика. | Особенности художественной керамики. Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в керамике. Формы и композиции в керамике. Фактура керамики. | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения. Определять виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ. | Подготовить сообщение по ДПИ «Керамика» и «Художественное стекло». стр.142-147(1). | 20.04. | ||
30 | 2 | Современное выставочное искусство. Художественное стекло. | Особенности произведений из художественного стекла. Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в стекле. Гутное стекло. Образный язык стекла. Форма, декор, цвет произведений из художественного стекла. | Анализировать особенности произведений из стекла, связь стеклянной формы с изображением. Преподносить сообщение. | Подготовить сообщение по ДПИ «Металл». стр.148-151(1). | 27.04. | ||
31 | 3 | Современное выставочное искусство. Металл. | Техника и приемы обработки металла. Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в металле. Художественная ковка и литье. Скульптурный декор предметов из металла. | Понимать особенности произведений из металла, техники и приемы его обработки. Преподносить сообщение по теме. | Подготовить сообщение по ДПИ «Гобелен и батик». стр.152-155(1) | 04.05. | ||
32 | 4 | Современное выставочное искусство. Гобелен и батик. | Техника гобелен и батик. Декоративность и фактура гобеленов. Искусство росписи ткани. Холодный и горячий батик. | Анализировать особенности произведений декоративного искусства гобелен и батик. Различать технику исполнения гобелена и батика. Преподносить сообщение по теме. | стр.156-167(1). | 11.05. | ||
33 | 5 | Ты сам – мастер. | Как рождается замысел художника и воплощается в творческом процессе. | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства. Различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Создавать эскизы панно, витражей, декоративных украшений. Овладеть практическими навыками использования выразительных возможностей материала, принципами декоративного обобщения в творческой работе. Выполнить витраж. | стр.180-183(1). | 18.05. | ||
34 | 6 | Ты сам – мастер. Создание декоративной работы в материале. | Как создать декоративную работу в материале. | Пользоваться языком ДПИ в процессе выполнения творческой работы (продолжении работы над витражом). Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | стр.184-186(1). | 25.05. |
ГРАФИК ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
№ п/п | Вид работы, ее название | Дата план | Дата факт | Примечание |
1 | Презентация работ по теме « Роль народных художественных промыслов в современной жизни». | 29.12 | ||
2 | Тестирование по теме « Роль декоративного искусства в жизни человека и общества». | 13.04 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебники
1.Горяева Н. А., Островская О. В.,. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией
Б. М. Неменского.- 2-е изд.-М. : Просвещение, 2013.-191с. : ил.
№ | Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Количество | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
1 | ФГОС ООО | Д | Стандарт по изобразительному искусству, примерная программа, рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства |
2 | Примерная программа по изобразительному искусству | Д | |
3 | Рабочие программы по изобразительному искусству | Д | |
4 | Учебники по изобразительному искусству | К | |
5 | Учебно-наглядные пособия | Ф Д | Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов — Д, формата А4 - Ф |
2. Печатные пособия | |||
6 | Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека | Д | Таблицы, схемы представлены в демонстрационном варианте и на электронных носителях. |
7 | Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству | Д | |
3. Информационно-коммуникационные средства | |||
8 | Электронные библиотеки по искусству | Д | В состав электронной библиотеки входят видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно - исторических текстов. Электронная библиотека создается на базе школы. |
4. Технические средства обучения (ТСО) | |||
9 | Компьютер | Д | |
10 | Телевизор | Д | |
11 | Видеомагнитофон | Д | |
12 | Мультимедиа-проектор | Д | |
13 | Экран навесной | Д | |
5. Экранно-звуковые пособия | |||
14 | Презентации на съемных дисках по народным промыслами и декоративно-прикладному искусству. | Д | |
6. Учебно-практическое оборудование | |||
15 | Краски акварельные | Ф | |
16 | Краски гуашевые | Ф | |
17 | Бумага A3, А4 | Ф | |
18 | Бумага цветная | Ф | |
19 | Восковые мелки | К | |
20 | Кисти беличьи № 5, 10, 20 | К | |
21 | Емкости для воды | К | |
22 | Пластилин | К | |
23 | Клей | Ф | |
24 | Ножницы | К | |
25 | Рамы для оформления работ | К | Для оформления выставок |
7. Модели и натурный фонд | |||
26 | Муляжи фруктов (комплект) | Д | |
27 | Муляжи овощей (комплект) | Д | |
28 | Гербарии | Д | |
29 | Изделия декоративно-прикладного искусства | Д | |
30 | Гипсовые орнаменты | Д | |
31 | Керамические изделия (вазы, кринки и др.) | Д | |
32 | Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары и др.) | Д | |
9. Специализированная учебная мебель | |||
33 | Столы рисовальные | К | |
34 | Стулья | К | |
35 | Стеллажи для книг и оборудования | Д |
Количество указанных средств и объектов учитывает средний расчет наполняемости класса (25—30 учащихся). Для отражения количественных показателей используется следующая система символических обозначений:
Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К — полный комплект;
Ф — комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т. е. не менее 1 экз. на двух учащихся);
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
По окончании 5 класса основной школы учащиеся должны:
- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства,
- знать особенности уникального крестьянского искусства, значение традиционных образов и мотивов (древо жизни, конь-охлупень и т. п.),
- различать по материалу и технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства,
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, умело передавать единство формы и декора,
- владеть навыками работы в конкретном материале (витраж).
СОГЛАСОВАНО
на заседании кафедры искусства
протокол №1 от 28 августа 2014г.
Руководитель кафедры _______ А. А. Левова
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УМР _______________ А.В. Воробьева
29.08.2014г.