КОМПЬЮТЕР – ДРУГ ИЛИ ВРАГ РЕБЕНКА?

Котрина Вера Александровна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompyuter_drug_ili_vrag_rebenka.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЬЮТЕР – ДРУГ ИЛИ ВРАГ РЕБЕНКА?

Котрина Вера Александровна

Преподаватель высшей квалификационной категории

ГБПОУ «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»

Многие беды имеют своими корнями как раз то,

что человека с детства не учат управлять своими желаниями,

не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. 
Сухомлинский В. А.

Современный ребенок очень сильно отличается от своих сверстников, которые росли даже десять лет назад.  Не секрет, что дети удивляют нас своей способностью осваивать новое. Малыши по своей природе более восприимчивы к новшествам - они просто не знают, что такого еще не было. И многие трех - четырехлетние малыши прекрасно справляются с планшетами, ноутбуками и мобильными телефонами.

Компьютер занимает важное место в жизни современных детей, и даже становится фактором их развития. Хорошо это или плохо?

Отметим позитивные моменты, компьютер способствует:

  1. Развитию психических процессов: мышления, памяти, произвольного внимания, воображения.
  2. Расширению кругозора.
  3. Развитию креативности.
  4. Развитию мелкой моторики.
  5. Увеличению скорости реакции.
  6. Снятию эмоционального напряжения.
  7. Получению удовольствия от игры.
  8. Социальной адаптации детей-инвалидов.

Следует заметить, что сейчас разработано множество грамотных. красочных обучающих мультфильмов и программ для дошкольников, которые способствуют всестороннему развитию ребенка. Грамотное методическое использование данных разработок оказывается хорошим подспорьем для родителей и педагогов, делает материал более доступным и понятным для малыша.

Однако не все так благополучно как кажется. Чрезмерное увлечение компьютером угрожает физическому, психическому и социальному здоровью ребенка. Длительное пребывание за монитором вызывает нарушение осанки, снижение остроты зрения,  усталость,  головные боли, боли в кистях рук и судороги, как следствие напряжения мышц кисти вследствие интенсивного управления мышкой  или джойстиком. Но самым опасным для психического, нравственного и социального развития ребенка является зависимость от компьютерных игр.  Нужно отметить, что компьютерный мир, в который погружается юный пользователь, динамичен, красочен и занимателен. Дети, с присущей им эмоциональностью и доверчивостью, погружаются в виртуальный мир как в реальный. Со временем, настоящая жизнь с живым общением утрачивает свою значимость, перестает интересовать ребенка. Не секрет, что многие компьютерные игры включают в себя сюжеты вынуждающие виртуального героя к применению насилия. Такая игра формирует искаженное мироощущение, в котором значение общественно значимых табу искусственно занижено. В результате мы получаем огромное количество детей с повышенной агрессивностью.

Помимо детской агрессивности и жестокости наблюдается недоразвитие эмоциональной сферы ребенка.  Подчас,  у детей не формируются такие нравственные качества как гуманность, сострадание, эмпатия, забота о близких, так как, будучи погружены в виртуальный мир, они не замечают живых людей вокруг себя.

Кроме родителей и педагогов бьют тревогу детские психиатры. Появился специальный термин:  «компьютерный психоз» -  это когда ребенок живет только в виртуальном мире и испытывает большие проблемы  в общении с другими людьми.

Для того, чтобы компьютер стал средством познания и личностного роста, необходимо:

  1. Ограничивать продолжительность сеанса игры (не более 15 минут для дошкольников и младших школьников).
  2. Контролировать жанры игры и ее содержание.
  3. Следить за правильностью посадки ребенка (поза прямая или с наклоном вперед с небольшим наклоном головы, опора для ног обязательна) и  размещения компьютера (отсутствие бликов на экране).
  4. Больше общаться с ребенком, чтобы компьютер не заменял ему близких людей.

При грамотном подходе к использованию ребенком компьютер может стать настоящим другом и помощником. Задача взрослых  обеспечить эффективное взаимодействие детей с современными техническими средствами.