Рабочая программа "Технология профессионального успеха"
Учащиеся выпускного класса основной школы часто испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило, они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов (например, за компанию, по совету взрослых), попадая под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения.
Целью профильной ориентации, как компонента предпрофильной подготовки, является подготовка к совершению ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_dlya_predprofilnoy_podgotovki_devyatiklassnikov.docx | 52.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа сельского поселения «Село Маяк» Нанайского района Хабаровского края
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ________/____________ Протокол №___ от «__»_____________2014 г. | «Утверждаю» Директор _________/Савинская Г.Е. Приказ № ____ от «__»______________2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО ПРЕДМЕТУ
«Технология профессионального успеха»
(для учащихся 10 класса)
Сотникова Екатерина Викторовна, педагог-психолог
2014 г.
Пояснительная записка.
Учащиеся выпускного класса основной школы часто испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило, они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов (например, за компанию, по совету взрослых), попадая под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения.
Целью профильной ориентации, как компонента предпрофильной подготовки, является подготовка к совершению ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности (“Концепция профильного обучения”), то есть преодоление затруднений учащимися при выборе профиля обучения в школе 3 ступени, определении пути дальнейшего образования.
Цель курса “Технология профессионального успеха” состоит в оказании нформационной, научно-методической, психолого-педагогической поддержки учащимся 10 классов в определении пути дальнейшего образования и профессионального роста, личностного самопознания и саморазвития.
Основные задачи курса: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.
Методы: информирование, применение диагностических методик, групповая дискуссия, ролевое проигрывание, беседа, психотехнические приёмы.
Перечень знаний и умений учащихся:
- Знание основных терминов и понятий, предусмотренных курсом;
- Коммуникативные умения участников группы;
- Умения и навыки самоконтроля, саморегуляции, самооценки;
- Умения и навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
- Умение определить и оценить собственные профессиональные склонности, способности, индивидуальные возможности и использовать полученные знания при выборе дальнейшего образования и профессионального роста;
- Умение принимать активное участие в групповой работе.
- Способность к рефлексии.
Преподавание данного курса проводится по выбору учащихся 10 класса с начала учебного года, предваряя заполнение учащимися и их родителями рейтинговых карт профессионального самоопределения, являющихся основой в дальнейшей работе по формированию профильных классов (групп), выбору их направленности, разработке учебного плана.
При изучении элективного курса учащимися используются материалы учебников для 10-11 классов “Технология. Профессиональный успех” под редакцией доктора педагогических наук, профессора С. Н. Чистяковой, Москва “Просвещение” 2003 (далее №1), учителем методические рекомендации к учебнику “Технология профессионального успеха” А. В. Гапоненко, О. В. Кузиной, Москва “Просвещение”, 2004 г.
Учебник “Технология. Профессиональный успех” написан в полном соответствии с разделом “Профессиональное самоопределение и карьера” Обязательного минимума содержания основных образовательных программ Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по технологии.
Изучение технологии, как базового предмета, не предусмотрено БУПом 2004 года при профильном обучении. Раздел “Профессиональное самоопределение и карьера” является актуальным и представляет интерес для учащихся не только в старшей школе, но и в 8-9 классах (по результатам опроса) основной школы, поэтому и разработан элективный курс “Технология профессионального успеха” для 10 класса.
Объем: Курс рассчитан на 34чебных часов (1 час в неделю).
Формы и средства контроля
- тест;
- анкета;
- практические занятия;
- итоговые задания с письменным ответом на вопросы;
- контрольная работа;
- проект.
Учебно-тематический план курса “Технология профессионального успеха”.
1 час в неделю
№ | Наименование темы | Количество часов | |
Тема №1 Рынок труда и океан профессий. Какие профессии Вас привлекают. | |||
1 | Профессия – человек – время. | 1 | |
2 | Какие бывают профессии. Виды профессионального труда. | 1 | |
3 | Отечественная классификация профессий. | 1 | |
4 | Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования | 1 | |
5 | Региональный рынок образовательных услуг. Где и как можно приобрести профессию. | 1 | |
6 | Профессиональные планы и состояние здоровья. | 1 | |
7 | Самопрезентация на рынке труда и образовательных услуг. | 1 | |
Тема №2 Познай себя. Диагностический блок. | |||
1 | Интересы и склонности. | 1 | |
2 | Внимательны ли Вы. | 1 | |
3 | Проверьте Вашу память. | 1 | |
4 | Что помогает нам познать мир. | 1 | |
5 | Каков Ваш характер и темперамент. | 1 | |
6 | Зачем нужно уметь контролировать свое поведение. | 1 | |
7 | Ваши ценности в жизни. | 1 | |
8 | Эмоции и чувства | 1 | |
9 | Общительны ли Вы | 1 | |
Тема №3 Технология решения творческих задач. | |||
1 | Понятие творчества | 1 | |
2 | Развитие творческих способностей | 2 | |
3 | Метод мозговой атаки. Мозговой штурм. | 1 | |
4 | Методики творческих решений | 1 | |
5 | Ассоциации и творческое мышление. | 1 | |
6 | Алгоритм решения изобретательских задач. | 1 | |
7 | Изобретения. Рационализаторские предложения. | 2 | |
Тема №4 Творческое решение практических задач | |||
1 | Профессиональная проба “ человек-природа”. | 1 | |
2 | Профессиональная проба “ человек-техника” | 1 | |
3 | Профессиональная проба “человек-знаковая система”. | 1 | |
4 | Профессиональная проба “человек-художественный образ”. | 1 | |
5 | Профессиональная проба “человек-человек”. | 1 | |
6 | Зачет-тест. | 1 | |
7 | Эвристическая контрольная работа | 1 | |
8 | Выполнение проекта “Мои профессиональные намерения” | 2 | |
9 | Итого | 34 |
Содержание программы и методические рекомендации к ней.
Рынок труда и океан профессий. Какие профессии Вас привлекают.
Содержание первого раздела элективного курса “Технология профессионального успеха” направлено на подготовку учащихся к ситуации социального, жизненного и профессионального выбора.
Профессия – человек – время. Основная цель данной темы - актуализация перед школьником проблемы выбора профильного образования на этапе обучения в старшей школе, на после школьных этапах образовательной деятельности, в ходе дальнейшего выбора профессий, должностей, трудовых постов, мест работы и т. д. В изучение данной темы включены две основных содержательных линии: первая - познакомить учащегося с понятием "профессия" и некоторыми основными терминами, которые также могут встречаться в деловых текстах, информационно-справочных материалах и при неформальном обсуждении данной проблемы; вторая– показать, что мир профессионального труда постоянно меняется и выбирать профессию в начале нового века приходится по правилам непохожим на те, которыми пользовались родители и учителя.
Любая социально востребованная деятельность может стать основой для обретения человеком чувства собственной необходимости для общества. Это служит основой для профессионального успеха, ощущения себя делателем чего-либо полезного для общества, состоявшимся носителем набора уникальных знаний, умений, компетенций, за которые работодатель готов платить заработную плату, а окружающие люди – обеспечивать определенное социальное признание.
Шесть основных характеристик позволяющие отделить профессиональную деятельность от любой другой, можно брать за основу при создании в ходе практической работы эвристических ситуаций, направленных на выработку у учащихся ценностного отношения к пониманию роли профессионального труда в его жизненной перспективе.
Виды профессионального труда. Основой для теоретических сведений о видах профессионального труда служат наиболее распространенные “зарубежная” и “отечественная” классификации. Учащимся предлагается найти собственные основания для разделения мира профессий на группы, исходя из личных представлений. Это сделано, во-первых, для того, чтобы избежать однозначного толкования какого-либо способа типологизации мира профессий как “единственно правильного” и, во-вторых, для того, чтобы способствовать созданию “личного образовательного продукта” – выделению собственных приоритетов для более обоснованного выбора места продолжения образования и трудовой деятельности.
Главной целью работы учащихся является не столько изучение научных основ классификации видов труда, сколько преодоление такого стереотипа, что оплата труда – это решающий фактор выбора трудового занятия и места работы. Именно поэтому предлагается начинать работу со знакомства с широко используемой в зарубежной профориентации классификацией профессий Дж. Холланда по типу образовательной среды. Приведенная в учебнике краткая характеристика и графическое изображение соответствующей этой классификации может позволить школьнику построить версию о своей принадлежности к тому или иному типу.
Продолжить работу с данной темой можно изучением отечественной классификации, созданной Е. А. Климовым, которая более широко использовалась в последние десятилетия в школьной практике и, как правило, хорошо знакома педагогам и психологам.
Заканчивать изучение данной темы следует созданием эвристической ситуации, которая позволит старшекласснику сопоставить объективные ориентиры в мире профессий (востребованность профессии, ее доходность, ее требования к индивидуальным особенностям) со своими собственными предпочтениями.
Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Перед старшеклассником часто остаются без ответа ключевые вопросы, необходимые для ориентации на современном рынке образовательных услуг. Выпускник средней школы планируя поступление на выбранный факультет какого-либо вуза, не всегда предполагает, что таким образом выбирает не только место обучения, но и ту или иную специальность. Несмотря на продолжительное существование “старой” и “новой” системы построения уровней высшего образования, часто и родители, и школьники, не видят между ними существенной разницы. Ряд ловушек подстерегают школьника и его родителей в связи с увеличением числа вузов, не обеспечивающих заявленный ими в рекламе уровень качества образования. Поэтому изучение темы “Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования” служит своего рода профилактикой таких проблем В ходе практических занятий можно использовать справочники для абитуриентов вузов и учреждений среднего специального образования и рекламных материалов, ряда информационных ресурсов Интернета.
Ввиду быстрой изменчивости точных адресов, которыми может воспользоваться педагог при подготовке данного занятия, они не приводятся в учебнике. При этом необходимо отметить, что насыщенность информационного поля сети ресурсами, ориентированными на будущего абитуриента, очень высока и обычное использование соответствующего раздела любой поисковой системы предоставит огромное количество материала с разной степенью структурированности и достоверности, внешней привлекательности, возможностей неформального включения в виртуальный диалог с представителями студенческой и преподавательской общественности. Если же пользователь стремится к сопоставлению этих ресурсов с “официальной” информацией, но он может воспользоваться телекоммуникационными источниками, созданными при участии Министерства образования РФ и официальными сайтами наиболее известных вузов страны.
Региональный рынок образовательных услуг. При изучении данной темы используется образовательная карта региона. Виртуальные экскурсии в образовательные заведения. Где и как можно приобрести профессию”.
Эффективностью можно использовать те справочники о высшей школе на бумажных и электронных носителях, которые придерживаются следующего алгоритма: группа родственных специальностей - конкретная специальность – информация о специальности и требованиях к будущему специалисту – группы вузов, где ее можно получить - информация о конкретном вузе, об особенностях поступления в него и обучения в нем, о путях подготовки в вуз - запасные варианты.
Необходимо иметь информацию о том, что представляет собой то или иное учебное заведение, а также о том, по каким критериям их можно сравнивать между собой, можно свести к следующим сведениям: тип учебного заведения; государственное оно или негосударственное; уровень образования, которое дает вуз; по каким специальностям ведется подготовка; насколько востребованы на рынке труда носители этих специальностей; оказывает ли учреждение помощь в трудоустройстве по его окончании и как складывается профессиональный маршрут его выпускников; каковы отзывы выпускников этого учебного заведения о нем; каковы ограничения для абитуриентов по полу, возрасту, состоянию здоровья, специальным или творческим способностям; каков порядок приема, в какие сроки нужно подавать заявление; какие другие документы нужно предоставить; как сдаются вступительные экзамены и что именно необходимо сдавать; как учебное заведение “котирует” результаты ЕГЭ; есть ли у учреждения лицензия и государственная аккредитация; каково содержание ученой программы профессионального образования; какова продолжительность обучения; как осуществляется оплата за обучение и в каком размере (если обучение бесплатное, то каковы другие расходы, связанные с обучением); можно ли беспрепятственно прекратить обучение в нем; какие формы обучения представлены в учебном заведении (дневная, вечерняя, заочная, дистанционная и т. д. ); насколько качественный состав преподавателей в нем, какова материальная база; какова транспортная доступность этого учебного заведения; существует ли возможность проживания в общежитии и т. д.
Работа по данной теме может завершиться подготовкой материализованного образовательного продукта в виде мини или микропроектной работы, представленной как обзор литературных и справочных источников, веб-страниц и веб-сайтов, теле- и радиопередач, письменного взаиморецензирования, выступлений с компьютерными презентациями и т. д. При этом конкретизированная информация о путях получения профессионального образования в условиях региона может послужить обоснованным вариантом выбора как для самого учащегося, так и “запускающим механизмом” для личной заинтересованности его сверстников в получении обоснованной информации о версиях своего профессионального саморазвития.
Профессиональные планы и состояние здоровья. Проблема негативного или позитивного влияния профессии на здоровье и, наоборот, влияния состояния здоровья человека на возможности выполнения им своих обязанностей, не является для подростка личностно значимой, изучение этой темы может не вызвать сразу существенного интереса подростков. Однако сниженный фон показателей здоровья у выпускников в то же время делает эту тему актуальной
Для создания эвристических ситуаций при изучении данной темы можно пользоваться примерами профессий из повседневной жизни, так и аналогичными примерами из ряда “экзотических” профессий, а также видов деятельности, так или иначе отраженных в художественной литературе, кинофильмах, материалах СМИ. Ряд характеристик профессиональной деятельности, негативно или позитивно влияющих на здоровье, можно найти как в типично привлекательных “офисных”, так и в ряде относительно знакомых учащимся “массовых” профессиях (учителя, продавцы, водители, охранники, сотрудники правоохранительных органов).
Самопрезентация на рынке труда и образовательных услуг. Дать материал о достижениях в профессиональном образовании, которые будут цениться на последующих этапах профессионального развития. Активной деятельности человека по самопродвижению на рынке труда.
В ходе практической работы по теме о профессиональном успехе на студенческой скамье можно провести аналогии между примерами учебных заведений, являющихся “брендами” в своей области (естественно-научными, техническими) и теми региональными учебными заведениями (не обязательно высшими), выпускники которых ценятся на рынке труда. Важно поставить закономерный вопрос – а что именно необходимо предпринимать будущему выпускнику того или иного учебного заведения, независимо от его известности или престижности, чтобы уже после его окончания иметь возможность аргументировать в диалоге с работодателем – почему именно ему целесообразно отдать предпочтение при приеме на работу? Определить где и как искать работу, можно воспользовавшись информацией о том или ином банке вакансий (как “элитном”, так и “массовом”); о том, как проходит в том или ином конкретном учреждении собеседование при приеме на работу; как принято составлять резюме в тех или иных профессиональных сообществах. Для того, чтобы занятие оказалось полезным, интересным и подготовленным, целесообразно либо воспользоваться консультациями представителей служб занятости, кадровых агентств, менеджеров по персоналу, либо тематическими “карьерно-ориентированными” сайтами или материалами СМИ. Поскольку механизмы самопрезентации на рынке труда могут иметь выраженный манипулятивный характер, учитель, по своему усмотрению, может уделить внимание этической стороне соперничества между людьми в ситуации конкуренции на рынке профессионального труда.
Познай себя.
Эти знания помогут учащимся определению своих личностных качеств и утверждению в правильности профессионального выбора.
Ваши интересы и склонности. Положительная профессиональная мотивация определяется профессиональными интересами учащихся к тем или иным сферам деятельности. Способности здесь играют не самую главную роль, так как подавляющее большинство профессий требует от претендентов лишь “относительной” профессиональной пригодности. При наличии достаточно сильной мотивации необходимые профессионально важные качества образуются путем вырабатывания индивидуального стиля деятельности.
Выявить у учащихся профессионального интереса к той или иной области знания, оказать психолого-педагогической помощь в выборе профиля дальнейшего обучения.( Методика ДДО и психологический тест “Творческий потенциал”.) . По итогам этого теста следует обсудить его результаты с учащимися.
Внимательны ли Вы? На данном занятии рассматривается проблема изучения внимания как психического явления и его развития. В данном разделе предлагаются два теста, направленные на изучение внимания (тесты Мюнстерберга и “Найди различия) Проверьте вашу память. Здесь память рассматривается как форма психического отражения реальности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. (При этом следует помнить, что результаты тестов дают лишь актуальный срез измеряемого качества, тогда как большинство характеристик личности и поведения способны динамично изменяться.), “Память и мышление” (изучает общие способности, связанные с сочетанием памяти и мышления, основанные на способности к запоминанию), “Образная память”, “Словесно-логическая память”. Для их правильного выполнения необходимо строго придерживаться инструкции.
По результатам изучения особенностей своей памяти школьникам предлагается проанализировать, какие виды памяти соответствуют сферам (видам) деятельности, при этом каждый учащийся должен сделать письменные выводы по своим собственным результатам.
Что помогает нам познавать мир. Одна из самых давних сфер интереса психологов – это познание тех механизмов, благодаря которым формируется мышление и другие когнитивные процессы.
В работе над материалами данной темы целесообразно предложить учащимся дискуссию на следующие возможные темы: “Я мыслю, следовательно, я существую”, “Что первично – мышление или речь?”, “Думают ли животные?” и т. д.
Ваш характер и темперамент. В данной теме дать материалы, позволяющие оценить характеристики личности, не относящиеся к профессионально важным, но, несомненно, влияющие на успешность в жизни и карьеру. В частности, дать графические и проективные методики для изучения темперамента личности и тест “Каков Ваш характер”, позволяющий определить, насколько легко или тяжело окружающим людям взаимодействовать с Вами (Вашим характером).
Педагог может по итогам изучения данной главы предложить учащимся творческую работу на тему “Я и мой характер” (эссе, рассказ, рисунок, т. п. )
Зачем нужно уметь контролировать свое поведение. Этимологически термины “мотивы” и “эмоции” происходят от одного латинского глагола movere, что означает “двигаться”. В самом деле, если потребности толкают к действию, то эмоции часто лежат в основе поступков.
По результатам методик, учащимся рекомендуется занести в тетрадь результаты собственного анализа своих результатов и сделать выводы о том, правильную ли позицию они заняли в своем самовоспитании.
Ваши ценности в жизни. Материал данного раздела требует особого внимания и корректности. Педагогу следует помнить, что его задача – не транслировать собственные ценностные ориентации на учащихся, а дать им возможность задуматься и сформировать свои индивидуальные взгляды.
Это занятие можно провести в форме дискуссии, в которой необходимо сделать акцент на морально-этической составляющей ценностных ориентаций.
Как Ваши чувства влияют на Вашу жизнь. Следует помнить, что эмоции и их проявление в поведении проявляются одновременно.
Следует обратить внимание учащихся на то, что поведение зависит от культуры и социальной среды, в которой воспитывался человек. Специфика данной темы позволяет провести занятие в форме экскурсии и в результате обсудить полученные впечатления.
Общительны ли Вы. Эта тема должна дать учащимся представление о различных формах и функциях общения. Можно провести игры “Прием на работу”, “Общение без слов”, “Письмо другу” и т. д. Следует настоятельно рекомендовать школьникам фиксировать в своих тетрадях (конспектах) все результаты, полученные ими при исследовании своих индивидуальных качеств. При завершении изучения главы учащиеся, прочитав ее заключение, могут составить свой небольшой психологический портрет и обсудить его при желании с теми людьми, чье мнение для них является значимым.
Технология решения творческих задач.
Основная идея отбора содержания по данной теме состоит в следующем: жизнь (точнее, наши отношения с окружающей действительностью) технологична.
Потому что каждый день в любой деятельности перед человеком возникают всевозможные проблемы и нужно уметь справляться с ними так, чтобы в результате и мир, и человек стали совершеннее.
Для этого необходимо учиться видеть и осознавать каждую проблему как задачу, для решения которой надо найти свои, оптимальные способы, т. е. разработать продуктивную технологию.
Технологический подход к жизненным и производственным задачам требует постоянного развития творческого потенциала, т. е. способность не теряться в любой ситуации, преодолевать возникшие затруднения, а это значит анализировать обстоятельства, ставить правильные цели и находить нестандартные пути их достижения с помощью обоснованного проекта своих действий.
Процесс творчества и приемы развития творческих способностей рассматриваются при изучении элективного курса в основном на примере технического изобретательства, позволяющего по сравнению с другими видами творчества более конкретно (пооперационно) уяснить логику, процедуры и составляющие поисковой деятельности, а также конкретные показатели (характеристики) креативности (способности к творчеству).
Умелое их применение в жизненных и производственных ситуациях — это огромный капитал личности, реальный путь обретения собственного имиджа, благополучия и условие конкурентоспособности на рынке труда.
Эти методы помогут учащимся осознать основные процедуры своей умственной поисковой деятельности, ее саморегуляции и самооценки. Система практических заданий, проводимых в конце каждого занятия, поможет испытать учащимся свои личностные творческие возможности и получить определенный опыт выбора методов решения соответствующей задачи.
Творческое решение практических задач.
Профессиональные пробы. Важной составляющей курса является выполнение школьниками творческих практических заданий – профессиональных проб. Они выполняют задачу уточнения избранного профиля и направления дальнейшего обучения и представляют собой деятельность, позволяющую подростку, выполняя конкретные действия, задания, отвечая на вопросы, проверить себя в правильности сделанного выбора. Пробы являются диагностическими и развивающими. В ходе их выполнения школьник приобретает опыт примеривания на себя деятельности, которую хочет освоить, продолжая образование. Важнейшие педагогические требования к выполнению проб: они должны носить характер завершенных действий, иметь творческий потенциал, быть непродолжительными.
При изучении курса учащиеся выполняют пробы по пяти профессиональным сферам: человек – человек, человек – техника, человек – природа, человек – художественный образ, человек – знаковая система. Суть любой профессиональной пробы – обучение школьников основам деятельности: выбору цели и подтверждению его правильности, планированию, последовательности действий, предвидению, анализу, оценке результатов, рефлексии. .
Каждая профессиональная проба представляет собой самостоятельный логически завершенный структурный модуль учебно-трудовой деятельности. В процессе выполнения пробы, моделирующей элементы конкретного вида профессиональной деятельности, учащиеся:
- осознают себя субъектами трудовой деятельности, ориентированной на профессиональное самоопределение;
- соотносят знания о себе и об избираемой профессиональной сфере;
- получают опыт соответствующей профессиональной деятельности;
- уточняют свои профессиональные намерения.
При организации и проведении проб возникает необходимость к привлечению специалистов различных направлений. Можно использовать специалистов системы дополнительного образования, родителей, учителей школы, ресурсы ближайшего социального окружения. . Предлагается учащимся выполнение профессиональных проб, ориентированных на потребности местного рынка труда. Это дает педагогам и учащимся простор для фантазии, проявления собственной познавательной активности, повышает заинтересованность подростков к проблеме профессионального самоопределения.
Эвристическая контрольная. При проведении эвристической контрольной проводятся практико-ориентированные опросы, разные по содержанию и сложности. Учащимся предлагается ответить на вопросы, заинтересовавшие их. Эти вопросы ориентированы на проверку образовательного потенциала школьников и их творческих способностей. Завершается изучение четвертого раздела курса подготовкой учащимися проектной работы по уточнению профессиональных намерений. В работе обосновываются дальние и ближние цели профессионального продвижения, согласованность их с общественными и личными ценностями.
При подготовке проекта старшеклассникам целесообразно использовать результаты изучения всех четырех разделов курса, а также рекомендовать им обратиться к дополнительной литературе. Основными смысловыми и содержательными линиями, отраженными в проекте, должны быть ответы на следующие вопросы:
- Какие ценности, связанные с продолжением моего образования, для меня актуальны, приоритетны?
- Готов ли я отказаться от желаемого выбора ради какой-то другой цели? Или для меня приоритетно исключительно продолжение образования?
- Имеется ли у меня только один вариант выбора или я уже сейчас могу назвать несколько вариантов продолжения образования?
- Могу ли я сейчас хотя бы примерно определить, какая сфера профессиональной деятельности меня интересует по окончании школы? Если не могу, но возможно ли обозначить эти сферы какими-либо условными, общими характеристиками-названиями?
- Знаю ли я, какие профессии сейчас наиболее востребованы на местном, региональном, общероссийском, мировом рынке труда и какие образовательные усилия нужно приложить, чтобы приобрести эти профессии? Выпускники каких учебных заведений в моем регионе более легко находят себе работу? Как можно начать делать карьеру прямо в стенах учебного заведения? Как я смогу выгодно презентовать себя на рынке труда?
- Знаю ли я, кем работают мои родители, и где они получали профессиональное образование? Окажет ли это влияние и на мой выбор? Собираюсь ли я в чем-либо повторить профессиональный путь своих родителей? В чем именно?
- На что я обращу внимание в первую очередь, делая выбор места продолжения образования?
- Знаю ли я, какие “дни открытых дверей”, выставки, сайты Интернета я собираюсь посетить, чтобы лучше сориентироваться в возможных путях продолжения образования и способах поиска работы? Какими специальными печатными изданиями я собираюсь воспользоваться?
- Знаю ли я свои недостатки, которые могут помешать мне в выборе направления продолжения образования?
- Каковы мои сильные стороны и достоинства, которые позволят мне продолжить обучение?
- Кто из окружающих может помочь мне при реализации намерений и в чем могла бы заключаться такая помощь?
Соответствие курса “Технология профессионального успеха” обязательному минимуму содержания основных образовательных программ.
Обязательный минимум содержания образования | Тематический план курса |
Изучение рынка труда и профессий: конъюнктура труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования | Рынок труда и океан профессий. Какие профессии Вас привлекают. Профессия – человек – время . Виды профессионального труда. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования |
Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Поиск источников информации. О рынке образовательных услуг. Планирование путей получения образования, профессионального и служебного роста. Возможности квалификационного и служебного роста. Характер профессионального образования и профессиональной мобильности | Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг
|
Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями | Профессиональные планы и состояние здоровья |
Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства | Самопрезентация на рынке труда и образовательных услуг |
Выполнение проекта по уточнению профессиональных намерений | Технология решения творческих задач. Творческое решение практических задач. Профессиональные пробы человек-природа, человек-техника, человек-знаковая система, человек-человек, художественный образ. Эвристическая контрольная. Выполнение проекта “Мои профессиональные намерения” |
Список использованной и рекомендуемой литературы.
- Программы общеобразовательных учреждений МО РФ: Твоя профессиональная карьера: 8-9 кл. М. : “Просвещение”, 1999.
- Программы общеобразовательных учреждений МО РФ: Технология: 10-11 кл. М. : “Просвещение”, 1999.
- Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений. / Под. ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. \ М. : “Просвещение”, 2003.
- Технология профессионального успеха: Учебник для 10-11 кл. М. : “Просвещение”, 2003.
- Технология: Учебник для 11 кл. \ Под редакцией В. Д. Симоненко / М. “Вентана – Граф”, 2003.
- Методические рекомендации к учебнику “Технология профессионального успеха”:А. В. Гапоненко, О. В. Кузина, С. О. Кропивянская и др. М. “Просвещение”,2004.
- Общесоюзный классификатор профессий рабочих, должности служащих и тарифные разряды. М. : “Экономика”, 1987.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996.
- Климов Е. А. Психология профессионализма. М. : “Флинта”, 2003.
- Психология и выбор профессии Резапкина Г.В «Генезис» 2005
- Чернов С.В. Азбука трудоустройства 9-11 «Вита –Пресс» 2007
Календарно-тематический план по элективному курсу «Технология профессионального успеха»
10 класс (1 час в неделю)
№ урока | Наименование темы | Количество часов | Дата проведения | ||
Тема №1 Рынок труда и океан профессий. Какие профессии Вас привлекают. | |||||
1 | Профессия – человек – время. | 1 | |||
2 | Какие бывают профессии. Виды профессионального труда. | 1 | |||
3 | Отечественная классификация профессий. | 1 | |||
4 | Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования | 1 | |||
5 | Региональный рынок образовательных услуг. Где и как можно приобрести профессию. | 1 | |||
6 | Профессиональные планы и состояние здоровья. | 1 | |||
7 | Самопрезентация на рынке труда и образовательных услуг. | 1 | |||
Тема №2 Познай себя. Диагностический блок. | |||||
8 | Интересы и склонности. | 1 | |||
9 | Внимательны ли Вы. | 1 | |||
10 | Проверьте Вашу память. | 1 | |||
11 | Что помогает нам познать мир. | 1 | |||
12 | Каков Ваш характер и темперамент. | 1 | |||
13 | Зачем нужно уметь контролировать свое поведение. | 1 | |||
14 | Ваши ценности в жизни. | 1 | |||
15 | Эмоции и чувства | 1 | |||
16 | Общительны ли Вы | 1 | |||
Тема №3 Технология решения творческих задач. | |||||
17 | Понятие творчества | 1 | |||
18-19 | Развитие творческих способностей | 2 | |||
20 | Метод мозговой атаки. Мозговой штурм. | 1 | |||
21 | Методики творческих решений | 1 | |||
22 | Ассоциации и творческое мышление. | 1 | |||
23 | Алгоритм решения изобретательских задач. | 1 | |||
24-25 | Изобретения. Рационализаторские предложения. | 2 | |||
Тема №4 Творческое решение практических задач | |||||
26 | Профессиональная проба “ человек-природа”. | 1 | |||
27 | Профессиональная проба “ человек-техника” | 1 | |||
28 | Профессиональная проба “человек-знаковая система”. | 1 | |||
29 | Профессиональная проба “человек-художественный образ”. | 1 | |||
30 | Профессиональная проба “человек-человек”. | 1 | |||
34 | Зачет-тест. | 1 | |||
32 | Эвристическая контрольная работа | 1 | |||
33-34 | Выполнение проекта “Мои профессиональные намерения” | 2 | |||
Итого | 34 |