"Педагогика сотрудничества и развития" семинар для педагогических работников
Материал является презентацией семинара для педагогов. Ключевой вопрос образования: как повысить мотивацию обучения, способствовать обретению личностных смыслов? Мы искали ответы на эти вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogika_sotrudnichestva_i_razvitiya.rar | 560.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогика сотрудничества и развития
(материалы семинара)
Цель семинара- активизация ресурсов педагогов с точки зрения повышения мотивации обучения учащихся, формирование нового ( другого) подхода к позиции учителя в системе «учитель- ученик», использование навыка рефлексии.
Форма работы- деловая метафорическая игра, с элементами тренинга; использование презентации.
Вступительная часть.
Тема нашего семинара «Педагогика сотрудничества и развития». Определение и начало воплощения замысла педагогики сотрудничества возникло в 80-х годах прошлого века. (сл.2) Идеи концепции: - совместная развивающая деятельность взрослых и детей,
совместный анализ хода и результатов деятельности.
- система отношений, где главное место «учитель-ученик»
- ученик как субъект своей деятельности, два субъекта
действуют вместе (сл.3,4)
Есть особое звено в этой концепции – мотивация обучения, на нем хотелось бы акцентировать наше внимание. Основная задача школы рассматривалась как формирование умения и потребности учиться. (сл.5) Но реалии жизни нашего общества и педагогической практики показывают, что за последние 20 лет произошли глубокие изменения в самом обществе, сама задача школы переформулируется.
Глубокие перемены произошли не столько в учителе, сколько в ученике. Прежде ученик, не желавший учиться или не способный учиться, оставался на второй год, выбывал из школы; прежде были сильные экономические стимулы - лучше выучишься, будешь больше зарабатывать; прежде у многих родителей не было возможности долго учить детей, давать им высшее образование, и многие, в первую очередь малоспособные ученики, уходили из школы. Был контингент учеников, достигавший примерно тридцати процентов, который сам собой постепенно отсеивался. Теперь эти ученики все в наших классах - мы чуть ли не первое поколение педагогов, на долю которого выпало учить детей без отбора и отсева.
Происходит смена смысловых ориентиров(сл. 6)- ориентация на развитие личности, которая становится адаптивной, самостоятельной в меняющихся условиях.
Какие же изменения произошли в обществе и самом мире детства? (сл.7-11)
В связи с этими изменениями и новыми стандартами, важно найти ответ на вопрос- Как повысить желание учиться у наших детей? (сл.12). На сегодняшний день очень сложно бывает заинтересовать учеников процессом обучения. Ребята не хотят учиться, чем старше класс, чем мотивация к обучению снижается. Задача учителя- заинтересовать изучаемым предметом, привить интерес к учебе, показать, что учиться в школе необходимо, и именно в образовании заложен успех в будущем. Хорошо, если ребята сами это понимают, если в их семье транслируется важность и ценность обучения. А как нам быть, если ученик не проявляет интереса к учебе, считает обучение обузой и на уроках ему не интересно?
Вопрос, который не содержит готовых ответов, и поиск которых становится задачей нашего семинара. Вопрос, который встает на каждом уроке, в работе с каждым классом и даже учащимся. Приемы и навыки такого учения мы в наследство не получили, мы должны вырабатывать их сами. То, что веками повторяли выдающиеся педагоги-гуманисты, что прежде было мечтой, то для нас стало простой житейской необходимостью: детям важно обрести новые стимулы учения - те стимулы, которые лежат в самом учении.
Чтобы легче нам было работать используем форму деловой метафорической игры. (разбиться на две команды). Для нашей ситуации прекрасно подойдет «Сказка про Буратино», точнее тот эпизод из нее, где Мальвина пытается научить Буратино считать и из этого ничего не выходит.
Отношения Мальвины и Буратино напоминают отношения учителя и ученика ( точнее даже тщетные попытки учителя заинтересовать ученика, прибегая к разным педагогическим методам).(сл.13)
В нашем примере все участники игры делятся на 2 команды. Первая команда- это Мальвины ( символизирующая учителей с желанием повысить интерес к учебе у их подопечных). Вторая команда- это Буратино ( символизирующая учеников с их низкой мотивацией к обучению).
Задания командам. Команда Мальвин- «Что должна предпринять Мальвина, чтобы Буратино действительно захотел учиться и стал прилежно выполнять ее задания?»
Команда Буратино- «При каких условиях вы, Буратино, захотите учиться и станете прилежно выполнять задания Мальвины?».(сл.14)
Процедура работы команд следующая: команды должны в течение 10 минут придумать как можно больше способов, позволяющих справиться с задачей. Это похоже на мозговой штурм. Принимаются все идеи участников, даже самые странные и самые комичные. Затем в течение 10 минут участники каждой команды должны подготовиться к презентации своих идей- для этого отобразить все на ватмане. Приветствуются зрелищные рисунки. Затем наступает презентация- представители каждой команды по очереди докладывают обо всех решениях проблемы сказочного персонажа, которые они придумывали (по 3-5 мин). Ведущий следит, говорит о начале и окончании этапов в работе команд.
Презентация команд. Здесь сначала приглашаем ту команду, которая олицетворяла субъекта с проблемой. - это команда Мальвин, потому что именно они олицетворяют учителей, которым надо решить проблему повышения интереса к учебе у учеников. Это важно.
Участники прикрепляют ватман к доске и сообщают варианты своих решений. Затем выступает вторая команда- ведь именно у них хранятся ключи от проблемы. При каких условиях Буратино захочет учиться? Совпадает ли видение Мальвин с видением Буратино? Это кульминация деловой игры. Важно, чтобы ватманы обеих команд висели рядом, а не один поверх другого.
Обсуждение и подведение результатов. Что совпало? Что нет? Что нового добавили Буратино к видению Мальвин? Что неверно в действиях Мальвин? Что противоречит взглядам Буратино- учеников?
По мере сравнения постепенно переходить от сказочной ситуации игры к реальной проблеме в жизни. Что же получилось в ходе нашего обсуждения? Какой учитель нужен современному ребенку? (сл. 15-16)
Возможные варианты ответов- сл.17. Далее по позициям слайда «Учитель глазами ученика»: -позиция «не стандартно мыслит» (добавить информацию по исследованиям сл.18). – позиция «не чужды эмоции, с чувством юмора» -сл.19
-позиция «искренность реакции» -сл.21
- позиция «создание успеха» -сл.22-23. Если внешних побуждений к учению почти нет, если способов к принуждению совсем нет, если нельзя рассчитывать на всеобщий интерес к предмету и если мы реалисты, не хотим прятаться от действительности, то перед нами лишь один путь: мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития. Иначе детей не выучишь.
- позиция «без пьедестала» -сл.24-25 Партнерская позиция для учителя означает отсутствие вообще какого-либо пьедестала. Это человек, который знает, что нет никакого, даже самого гуманного, основания для утверждения своей правоты за счет другого. Если представители не партнерской позиции могут сказать: «Я прав, потому что я обличен властью», или «Я прав, потому что я умнее», или «Я прав, потому что я лучше», то ничего подобного не придет в голову учителю-партнеру, так как для него «Я прав» обязательно подразумевает «Ты (мой ученик) — не прав».
Учителя-партнеры «ощущают себя лидерами-вдохновителями, а не авторитарными руководителями. Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим ученикам негативные оценки так же, как и позитивные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраиваться так же, как веселиться и радоваться... Их поведение не расходится со словами» (Сатир В., 1992).
- позиция «способность к рефлексии» -сл.26 Принципиальность подхода к обучению и воспитанию состоит в том, что мы советуем сделать нечто с самим собой (обычно воспитывать учеников означает - что-то делать с ними). Первое, чему предстоит научиться — осознанию своей позиции в каждый конкретный момент профессиональной жизни. Когда вы выбираете тот или иной способ поведения в классе, когда говорите и слушаете - вы реализуете определенную жизненную и профессиональную позицию. Навык осознания (или рефлексии) своей позиции предполагает, что вы можете осознать, что и почему вы в данный момент делаете.
В заключении –сл.27
Все мы всего лишь люди. Никто не становится педагогом автоматически - в тот момент, когда получил диплом пединститута. Умение помогать детям только тогда, когда они в этом нуждаются, приходит после многих ошибок и разочарований. Убеждение, что люди постоянно меняются, что дети переходят от одной стадии развития к другой, да и вы сами никогда не останавливаетесь в своем развитии и постоянно переходите от одного состояния к другому, — тоже приходит с опытом. Учителя, реализующие партнерскую позицию, принимают изменения как неотъемлемую часть бытия и стараются творчески использовать их в своей жизни.
Вы можете возразить, что в нынешних условиях школьной действительности такой учитель не выживет и это описание нереально. Но вы также согласитесь, что такие учителя существуют и счастливы вопреки всем государственным системам на свете. Выбирая позицию, вы решаете вопрос первостепенной жизненной важности, вопрос выживания, вопрос самоуважения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. УСПЕХОВ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ В ВАШЕЙ РАБОТЕ.
Приложение 1.
ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ
Учитель-Начальник. Его «пьедестал» — власть. От учеников он требует, прежде всего, послушания. Он похож на тирана, который постоянно подчеркивает свою силу, все на свете знает и считает себя образцом добродетели. Он всех обвиняет и держит в страхе. Это «опытный» учитель, который хорошо знает скрытые пороки и тайные страхи своих учеников. Он умело использует эти знания для поддержания своего авторитета. Он чувствует себя облеченным властью и поэтому особенно принципиален. Он считает, что учитель должен давать ответы на любые вопросы и по любому поводу иметь свою, единственно правильную, точку зрения. Смена принятых в обществе стереотипов, любые неопределенные ситуации мучительны для учителей-начальников.
Результаты такого стиля учительского поведения: конфликты, обиды, «бунт» учеников, отсутствие искренности во взаимоотношениях.
Учитель-Компьютер. Его «пьедестал» — компетентность. Он требует от учеников знаний, информации, фактов. Это вещатель с каменным лицом, произносящий прописные истины, похожий на робота. Он считает, что не только в обучении, но и в воспитании главное — компетентность. Если ею кто-то и обладает, то это он сам. Его речь богата безличными предложениями («Все знают, что...», «Хорошо известно, что...», «Говорят...», «Есть мнение...»), а местоимений первого лица практически не содержит. Это закрытый, холодный учитель.
Результаты такого стиля учительского поведения: снижение у учеников уверенности в себе, отсутствие у них положительных эмоций на уроках (особенно у тех из них, кто встречает затруднения в овладении предметом) и, в конце концов, снижение мотивации к занятиям, даже отвращение к ним, несмотря на то, что такой учитель все делает «ради своего предмета».
Учитель-Мученик. Его «пьедестал» — бесконфликтность. От учеников он ожидает послушания. Он хочет только служить другим. Он идет на большие жертвы ради пустяков и всегда выступает с позиции миротворца. Больше всего он боится конфликтов. Он испытывает постоянное чувство вины и взваливает на себя чужую работу. По сути, он все время избегает душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Его позиция пагубна для детей: одних учеников она провоцирует на манипуляцию учителем, у других формирует страх возникновения проблем (проблемы ребенка так расстраивают учителя, что когда у ребенка что-то случается, он чувствует себя не вправе сказать об этом и испытывает чувство вины).
Учитель-Приятель. Его «пьедестал» — популярность. От учеников он требует хорошего к себе отношения. Это снисходительный товарищ, всегда и все готовый простить (независимо от возможных последствий). Такой учитель ведет себя беззаботно и по сути равнодушно по отношению к ученикам и их проблемам. Результат подобного стиля учительского поведения — отсутствие у ребенка чувства ответственности.
Все это — разновидности позиции «на пьедестале». Возможно, что в поведении конкретного учителя они смешаны и в одних ситуациях он ведет себя как начальник, а в других — как компьютер или мученик. Вспомните, встречали ли вы своей жизни людей, демонстрирующих ту или иную позицию. Кем были эти люди? Что, по вашему мнению, они чувствовали? Что вы сами чувствуете, забираясь иногда «на пьедестал»?
УЧИТЕЛЬ БЕЗ ПЬЕДЕСТАЛА
Теперь обратимся к иной позиции — партнерской.
Партнерская позиция для учителя означает отсутствие вообще какого-либо пьедестала. Это человек, который знает, что нет никакого, даже самого гуманного, основания для утверждения своей правоты за счет другого. Если представители не партнерской позиции могут сказать: «Я прав, потому что я обличен властью», или «Я прав, потому что я умнее», или «Я прав, потому что я лучше», то ничего подобного не придет в голову учителю-партнеру, так как для него «Я прав» обязательно подразумевает «Ты (мой ученик) — не прав».
Учителя-партнеры «ощущают себя лидерами-вдохновителями, а не авторитарными руководителями. Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим ученикам негативные оценки так же, как и позитивные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраиваться так же, как веселиться и радоваться... Их поведение не расходится со словами» (Сатир В., 1992, с. 13).
Все мы всего лишь люди. Никто не становится педагогом автоматически - в тот момент, когда получил диплом пединститута. Умение помогать детям только тогда, когда они в этом нуждаются, приходит после многих ошибок и разочарований. Убеждение, что люди постоянно меняются, что дети переходят от одной стадии развития к другой, да и вы сами никогда не останавливаетесь в своем развитии и постоянно переходите от одного состояния к другому, — тоже приходит с опытом. Учителя, реализующие партнерскую позицию, принимают изменения как неотъемлемую часть бытия и стараются творчески использовать их в своей жизни.
Вы можете возразить, что в нынешних условиях школьной действительности такой учитель не выживет и это описание нереально. Но вы также согласитесь, что такие учителя существуют и счастливы вопреки всем государственным системам на свете. Выбирая позицию, вы решаете вопрос первостепенной жизненной важности, вопрос выживания, вопрос самоуважения.