рабочая программа элективного курса "Выбор профиля обучения"
Для учащихся девятых классов выбор профиля обучения – самый главный вопрос их образовательного развития. Его разрешение поможет им сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.
Содержание элективного курса «Выбор профиля обучения» предполагает побудить старшеклассников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также должно помочь им сориентироваться в планах на будущую жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el.k._vybor_profilya_obucheniya.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа сельского поселения «Село Маяк» Нанайского района Хабаровского края
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ________/____________ Протокол №___ от «__»_____________2014 г. | «Утверждаю» Директор _________/Савинская Г.Е. Приказ № ____ от «__»______________2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО
«Выбор профиля обучения»
(для учащихся 9 класса)
Сотникова Екатерина Викторовна, педагог-психолог
2014 г.
Пояснительная записка
Для учащихся девятых классов выбор профиля обучения – самый главный вопрос их образовательного развития. Его разрешение поможет им сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.
Содержание элективного курса «Выбор профиля обучения» предполагает побудить старшеклассников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также должно помочь им сориентироваться в планах на будущую жизнь.
Занятия насыщены разнообразными тестами, упражнениями, профориентационными играми. Они позволяют участникам глубже узнать себя, свои возможности, а это главное условие, без которого не возможно развитие личности.
Подростковый возраст связан, прежде всего, с трудностями роста – с поиском своего места в жизни, реализацией интеллектуального, личностного, творческого потенциала.
Этот элективный курс призван помочь школьникам в нелёгкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста, позволяющая подростку себя чувствовать уверенно, непринуждённо, активно принимать участие в работе группы, получая при этом результат своей работы, зависящий только от него самого.
Цель курса: Оказать психологическую помощь учащимся 9-х классов в личностном и профессиональном самоопределении и выборе с учётом этого профиля обучения на ближайшие 2-3 года.
Задачи курса:
1.Составление целостного представления о мире профессий, соотносимых с профилями обучения; освоение понятий, характеризующих профессиональную деятельность человека по различным профилям.
2. Исследование собственных познавательных интересов, склонностей, способностей, особенностей.
3.Определение путей и способов развития своих познавательных и личностных возможностей в системе профильной образовательной подготовке.
Методы: информирование, применение диагностических методик, групповая дискуссия, ролевое проигрывание, беседа, психотехнические приёмы. Педагог-психолог на занятиях занимает позицию активного участника, в зависимости от вида задания он выступает то как информатор, то как эксперт, то как равноправный участник или наблюдатель.
Ожидаемый результат: Формулировка старшеклассником индивидуальной задачи по выбору профиля предметного обучения. Этот выбор должен быть произведён с учётом имеющихся психологических ресурсов молодого человека в соответствии с формированным личным профессиональным планом.
Объем: 12 часов аудиторных занятий и 4 часа учебной практики, проектной или исследовательской деятельности.
Перечень знаний и умений учащихся:
- Знание основных терминов и понятий, предусмотренных курсом;
- Коммуникативные умения участников группы;
- Умения и навыки самоконтроля, саморегуляции, самооценки;
- Умения и навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
- Умение определить и оценить собственные профессиональные склонности, способности, индивидуальные возможности и использовать полученные знания при выборе дальнейшего образовательного пути;
- Умение принимать активное участие в групповой работе.
- Способность к рефлексии.
Итог курса:
- Результатом работы является выполнение всех форм работы, используемых в течение всего курса.
- Подготовка и защита индивидуального плана подготовки к профильному обучению после окончания девятого класса.
Содержание занятий по программе элективного курса
«Выбор профиля обучения»
Тема 1. Профили обучения и их соотношение со сферами профессиональной деятельности (2 часа)
Жизненные цели, планы и проблемы самоопределения старшеклассников. Отражение в системе профильного обучения основных сфер профессиональной деятельности. Классификация профессий. Иллюзии, связанные с профессиями. Вопросы престижности и полезности профессий и профилей обучения. Социологические исследования по проблемам динамики трудовых и образовательных ценностей. Ошибочные стратегии выбора профиля обучения.
Диагностические методики: «Анкета старшеклассника», «Анкета жизненного и профессионального самоопределения учащихся 9-х классов средней школы», « Карта интересов», «Тест интересов и склонностей».
Профориентационные игры: «Угадай профессию».
Тема 2. Профили обучения и их соотношение с индивидуальными возможностями личности (2 часа)
Алгоритмы и схемы самоопределения в профилях обучения. Оценка опыта профессиональных проб. Анализ содержания «портфолио». Типы направленности личности. Профессионально значимые качества личности. Характер человека и профиль обучения. Состояние здоровья и проблема профессиональной пригодности.
Диагностические методики: «КОС», «Изучение уровня самооценки», «Самооценка волевых качеств личности», «Художник или мыслитель».
Упражнение: «Веер».
Профориентационная игра: «Кадровый вопрос».
Тема 3. Изучение познавательных интересов, профессиональных намерений, интеллектуальных возможностей (2 часа)
Познавательные интересы и склонности. Механизмы формирования и развития познавательных интересов. Выраженность коммуникативных и организаторских способностей. Раннее выявление лидерства и его влияние на выбор интересов и предпочтений.
Диагностические методики: «Типы направленности личности», «Анкета изучения жизненных потребностей», «Матрицы Равенна», «Интеллектуальная лабильность»
Профориентационная игра: «Организация примет на работу».
Тема 4. Изучение ценностных ориентаций,
эмоциональных и волевых ресурсов (2часа)
Эмоциональные переживания как индикаторы образовательных предпочтений и помехи их реализации. Самооценка и притязания. Рациональные способы преодоления самооценочных переживаний в ситуации интеллектуальной конкуренции. Проблемы волевой саморегуляции познавательной деятельности.
Диагностические методики: «Мотивы выбора профессии», «МОДЫ», «Анализ профессии», «Индекс жизненной удовлетворённости».
Упражнение: «Кто я?».
Профориентационная игра: «Три судьбы».
Тема 5. Изучение и оценка альтернативных путей
индивидуального образовательного развития (2 часа)
Стратегии интеллектуального, социального и личностного развития в раннем юношеском возрасте. Особенности местного рынка труда и образовательных услуг. Динамика тенденций рынка рабочей силы. Индивидуальные образовательные маршруты, альтернативные способы их реализации.
Обсуждение информационных буклетов различных учебных заведений. Изучение рынка труда.
Профориентационные игры: «Ассоциация», «Новый город».
Тема 6. Разработка и защита индивидуальных планов
образовательного развития в системе профильного обучения (2 часа)
Временная перспектива жизни старшеклассника. Социальное и личностное самоопределение как стратегическая задача раннего юношеского возраста. Типология проблем разработки индивидуальных образовательных маршрутов. Основы проектирования образовательного развития.
Диагностическая методика: «Проективное сочинение».
Подготовка индивидуального плана подготовки к профильному обучению после окончания девятого класса.
Учебно-тематический план учебного курса
«Выбор профиля обучения»
Название тем | Количество часов |
1. Профили обучения и их соотношение со сферами профессиональной деятельности. | 2 |
2. Профили обучения и их соотношение с индивидуальными возможностями личности. | 2 |
3. Изучение познавательных интересов, профессиональных намерений, интеллектуальных возможностей. | 2 |
4. Изучение ценностных ориентаций, эмоциональных и волевых ресурсов. | 2 |
5. Изучение и оценка альтернативных путей индивидуального образовательного развития. | 2 |
6. Разработка и защита индивидуальных планов образовательного развития в системе профильного обучения. | 6 |
Итого: | 16 |
Литература к курсу «Выбор профиля обучения»
- Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М.: МГУ, 1995.
- Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск, 1993.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации под ред. А.Ф. Кудряшова. – Петрозаводск, 1992.
- Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию. – М.: Просвещение, 1991.
- Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Воронеж: МОДЭК, 1996.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: СПбГУ, 1991.
- Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. Москва, 2005.
- Реан А.А. Психология подростка, С.- Петербург 2003 год.
- Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. Москва, 2006.
- Черникова, Т.В. Профориентация старшеклассников. Волглград.
- Энциклопедия для детей. Выбор профессии \ под редакцией Е. Ананьевой, В. Белоусовой.- М.:Аванта,2003.
Приложение 1
Задание для самостоятельной работы учащихся.
- Составить текст индивидуального плана подготовки к профильному обучению после окончания девятого класса. В условиях проведения конкурса проектов быть готовым к его публичной защите.
- Написание резюме.
- Подготовка сообщений по различным отраслям.
- Подготовка бренда и рекламы к игре.
Приложение 2
Методическое сопровождение:
Диагностические методики:
- Анкета старшеклассника
- Анкета жизненного и профессионального самоопределения учащихся 9-х классов средней школы
- Карта интересов
- Тест интересов и склонностей
- КОС
- Изучение уровня самооценки
- Самооценка волевых качеств личности
- Художник или мыслитель
- Типы направленности личности
- Анкета изучения жизненных потребностей
- Матрицы Равенна
- Интеллектуальная лабильность
- Мотивы выбора профессии
- МОДЫ
- Анализ профессии
- Индекс жизненной удовлетворённости
- Проективное сочинение
Приложение 3
Упражнения используемые в ходе
реализации элективного курса
Упражнения:
- Веер;
- Кто я?;
Приложение 4
Примерный перечень профориентационных игр, используемых в ходе проведения элективного курса:
- Угадай профессию.
- Кадровый вопрос.
- Организация примет на работу.
- Три судьбы.
- Ассоциации.
- Новый город.
Календарно-тематическое планирование социально-бытовое ориентирование
9 класс
16 часа (1 час в неделю)
№ Урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов |
1 четверть - 6 часов | |||
1-2 | Профили обучения и их соотношение со сферами профессиональной деятельности. | ||
3-4 | Профили обучения и их соотношение с индивидуальными возможностями личности. | ||
5-6 | Изучение познавательных интересов, профессиональных намерений, интеллектуальных возможностей. | ||
2 четверть – 10 ч | |||
7-8 | Изучение ценностных ориентаций, эмоциональных и волевых ресурсов | ||
9-10 | Изучение и оценка альтернативных путей индивидуального образовательного развития. | ||
11-16 | Разработка и защита индивидуальных планов образовательного развития в системе профильного обучения. |