рабочая программа элективного курса "Выбор профиля обучения"

 Екатерина Викторовна Сотникова

                  Для учащихся девятых классов выбор профиля обучения – самый главный вопрос их образовательного развития. Его разрешение поможет им сориентироваться в перспективности выбора дальнейших                          путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной  деятельности.

                  Содержание элективного курса «Выбор профиля обучения» предполагает побудить старшеклассников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а                   также должно помочь им сориентироваться в планах на будущую жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el.k._vybor_profilya_obucheniya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа сельского поселения «Село Маяк» Нанайского района Хабаровского края

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

________/____________

Протокол №___ от

«__»_____________2014 г.

«Утверждаю»

Директор

_________/Савинская Г.Е.

Приказ № ____ от

«__»______________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ЭЛЕКТИВНОГО  КУРСА

ПО

«Выбор профиля обучения»

(для учащихся 9 класса)

Сотникова Екатерина Викторовна, педагог-психолог

2014 г.

Пояснительная записка

Для учащихся девятых классов выбор профиля обучения – самый главный вопрос их образовательного развития. Его разрешение поможет им сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной  деятельности.

Содержание элективного курса «Выбор профиля обучения» предполагает побудить старшеклассников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также должно помочь им сориентироваться в планах на будущую жизнь.

Занятия насыщены разнообразными тестами, упражнениями, профориентационными играми. Они позволяют участникам глубже узнать себя, свои возможности, а это главное условие, без которого не возможно развитие личности.

 Подростковый возраст связан, прежде всего, с трудностями роста – с поиском своего места в жизни, реализацией интеллектуального, личностного, творческого потенциала.    

Этот элективный курс призван помочь школьникам в нелёгкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста, позволяющая подростку себя чувствовать уверенно, непринуждённо, активно принимать участие в работе группы, получая при этом результат своей работы, зависящий только от него самого.

Цель курса: Оказать психологическую  помощь учащимся 9-х классов в личностном и профессиональном самоопределении и выборе с учётом этого профиля обучения на ближайшие 2-3 года.

Задачи курса:

1.Составление целостного представления о мире профессий, соотносимых с профилями обучения; освоение понятий, характеризующих профессиональную деятельность человека по различным профилям.

2. Исследование собственных познавательных интересов, склонностей, способностей, особенностей.

3.Определение путей и способов развития своих познавательных и личностных возможностей в системе профильной образовательной подготовке.

Методы: информирование, применение диагностических методик, групповая дискуссия, ролевое проигрывание, беседа, психотехнические приёмы. Педагог-психолог на занятиях занимает позицию активного участника, в зависимости от вида задания  он выступает то как информатор, то как эксперт, то как равноправный участник или наблюдатель.

Ожидаемый результат: Формулировка старшеклассником индивидуальной задачи по выбору профиля предметного обучения. Этот выбор должен быть произведён с учётом имеющихся психологических ресурсов молодого человека в соответствии с формированным личным профессиональным планом.

Объем: 12 часов аудиторных занятий и 4 часа учебной практики, проектной или исследовательской деятельности.

Перечень знаний и умений учащихся:

  • Знание основных терминов и понятий, предусмотренных курсом;
  • Коммуникативные умения участников группы;
  • Умения и навыки самоконтроля, саморегуляции, самооценки;
  • Умения и навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
  • Умение определить и оценить собственные профессиональные склонности, способности, индивидуальные возможности  и использовать полученные знания при выборе дальнейшего образовательного пути;
  • Умение принимать активное участие в групповой работе.
  • Способность к рефлексии.

Итог курса:

  • Результатом работы является выполнение всех форм работы, используемых в течение всего курса.
  • Подготовка и защита индивидуального плана подготовки к профильному обучению после окончания девятого класса.

Содержание занятий по программе элективного курса

«Выбор профиля обучения»

Тема 1. Профили обучения и их соотношение со сферами профессиональной деятельности (2 часа)

Жизненные цели, планы и проблемы самоопределения старшеклассников. Отражение в системе профильного обучения основных сфер профессиональной деятельности. Классификация профессий. Иллюзии, связанные с профессиями. Вопросы престижности и полезности профессий и профилей обучения. Социологические исследования по проблемам динамики трудовых и образовательных ценностей. Ошибочные стратегии выбора профиля обучения.

Диагностические методики: «Анкета старшеклассника», «Анкета жизненного и профессионального самоопределения учащихся 9-х классов средней школы», « Карта интересов», «Тест интересов и склонностей».

Профориентационные игры: «Угадай профессию».

Тема 2. Профили обучения и их соотношение с индивидуальными возможностями личности (2 часа)

 

Алгоритмы и схемы самоопределения в профилях обучения. Оценка опыта профессиональных проб. Анализ содержания «портфолио». Типы направленности личности. Профессионально значимые качества личности. Характер человека и профиль обучения. Состояние здоровья и проблема профессиональной пригодности.

 

Диагностические методики: «КОС», «Изучение уровня самооценки», «Самооценка волевых качеств личности», «Художник или мыслитель».

Упражнение: «Веер».

Профориентационная игра: «Кадровый вопрос».

Тема 3. Изучение познавательных интересов, профессиональных намерений, интеллектуальных возможностей (2 часа)

Познавательные интересы и склонности. Механизмы формирования и развития познавательных интересов. Выраженность коммуникативных и организаторских способностей. Раннее выявление лидерства и его влияние на выбор интересов и предпочтений.

Диагностические методики: «Типы направленности личности», «Анкета изучения жизненных потребностей», «Матрицы Равенна», «Интеллектуальная лабильность»

Профориентационная игра: «Организация примет на работу».

Тема 4. Изучение ценностных ориентаций,

эмоциональных и волевых ресурсов (2часа)

Эмоциональные переживания как индикаторы образовательных предпочтений и помехи их реализации. Самооценка и притязания. Рациональные способы преодоления самооценочных переживаний в ситуации интеллектуальной конкуренции. Проблемы волевой саморегуляции познавательной деятельности.

Диагностические методики: «Мотивы выбора профессии», «МОДЫ», «Анализ профессии», «Индекс жизненной удовлетворённости».

Упражнение: «Кто я?».

Профориентационная игра: «Три судьбы».

Тема 5. Изучение и оценка альтернативных путей

индивидуального образовательного развития (2 часа)

Стратегии интеллектуального, социального и личностного развития в раннем юношеском возрасте. Особенности местного рынка труда и образовательных услуг. Динамика тенденций рынка рабочей силы. Индивидуальные образовательные маршруты, альтернативные способы их реализации.

Обсуждение информационных буклетов различных учебных заведений. Изучение рынка труда.

Профориентационные игры: «Ассоциация», «Новый город».

Тема 6. Разработка и защита индивидуальных планов

образовательного развития в системе профильного обучения (2 часа)

Временная перспектива жизни старшеклассника. Социальное и личностное самоопределение как стратегическая задача раннего юношеского возраста. Типология проблем разработки индивидуальных образовательных маршрутов. Основы проектирования образовательного развития.

Диагностическая методика: «Проективное сочинение».

Подготовка индивидуального плана подготовки к профильному обучению после окончания девятого класса.

Учебно-тематический план учебного курса

«Выбор профиля обучения»

Название тем

Количество часов

1. Профили обучения и их соотношение со сферами профессиональной деятельности.

2

2. Профили обучения и их соотношение с индивидуальными возможностями личности.

2

3. Изучение познавательных интересов, профессиональных намерений, интеллектуальных возможностей.

2

4. Изучение ценностных ориентаций, эмоциональных и волевых ресурсов.

2

5. Изучение и оценка альтернативных путей индивидуального образовательного развития.

2

6. Разработка и защита индивидуальных планов образовательного развития в системе профильного обучения.

6

Итого:

16

Литература к курсу «Выбор профиля обучения»

  • Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М.: МГУ, 1995.
  • Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск, 1993.
  • Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации под ред. А.Ф. Кудряшова. – Петрозаводск, 1992.
  • Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию. – М.: Просвещение, 1991.
  • Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Воронеж: МОДЭК, 1996.
  • Психологическое обеспечение профессиональной деятельности под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: СПбГУ, 1991.
  • Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. Москва, 2005.
  • Реан А.А. Психология подростка, С.- Петербург 2003 год.
  • Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. Москва, 2006.
  • Черникова, Т.В. Профориентация старшеклассников. Волглград.
  • Энциклопедия для детей. Выбор профессии \ под редакцией           Е. Ананьевой, В. Белоусовой.- М.:Аванта,2003.

Приложение 1

Задание для самостоятельной работы учащихся.

  • Составить текст индивидуального плана подготовки к профильному обучению после окончания девятого класса. В условиях проведения конкурса проектов быть готовым к его публичной защите.
  • Написание резюме.
  • Подготовка сообщений по различным отраслям.
  • Подготовка бренда и рекламы к игре.

Приложение 2

Методическое сопровождение:

Диагностические методики:

  • Анкета старшеклассника
  • Анкета жизненного и профессионального самоопределения учащихся 9-х классов средней школы
  • Карта интересов
  • Тест интересов и склонностей
  • КОС
  • Изучение уровня самооценки
  • Самооценка волевых качеств личности
  • Художник или мыслитель
  • Типы направленности личности
  • Анкета изучения жизненных потребностей
  • Матрицы Равенна
  • Интеллектуальная лабильность
  • Мотивы выбора профессии
  • МОДЫ
  • Анализ профессии
  • Индекс жизненной удовлетворённости
  • Проективное сочинение

Приложение 3

Упражнения используемые в ходе

реализации элективного курса

Упражнения:

  • Веер;
  • Кто я?;

Приложение 4

Примерный перечень профориентационных игр, используемых в ходе проведения элективного курса:

  • Угадай профессию.
  • Кадровый вопрос.
  • Организация примет на работу.
  • Три судьбы.
  • Ассоциации.
  • Новый город.

Календарно-тематическое планирование социально-бытовое ориентирование

9 класс

16 часа  (1 час в неделю)

Урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

1 четверть - 6 часов

1-2

Профили обучения и их соотношение со сферами профессиональной деятельности.

3-4

Профили обучения и их соотношение с индивидуальными возможностями личности.

5-6

Изучение познавательных интересов, профессиональных намерений, интеллектуальных возможностей.

2 четверть – 10 ч

7-8

Изучение ценностных ориентаций, эмоциональных и волевых ресурсов

9-10

Изучение и оценка альтернативных путей индивидуального образовательного развития.

11-16

Разработка и защита индивидуальных планов образовательного развития в системе профильного обучения.