Рабочая программа элективного курса "Основы делового общения"

 Екатерина Викторовна Сотникова

Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Владение основами культуры общения позволяет человеку быстрее адаптироваться в новых условиях, в новом коллективе, а владение основами делового общения особенно актуально в предпринимательской деятельности, в деловом партнерстве. Умение бесконфликтно и эффективно общаться с партнерами, действовать в соответствии с принятыми нормами делового общения, грамотно работать с письменной документацией немаловажно для профессионального роста специалиста. Одной из форм обучения основам делового общения служит профильный курс «Основы делового общения».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа сельского поселения «Село Маяк» Нанайского района Хабаровского края

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

________/____________

Протокол №___ от

«__»_____________2014 г.

«Утверждаю»

Директор

_________/Савинская Г.Е.

Приказ № ____ от

«__»______________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ЭЛЕКТИВНОГО  КУРСА

ПО

«Основы делового общения»

(для учащихся 11 класса)

Сотникова Екатерина Викторовна, педагог-психолог

2014 г.

Пояснительная записка

Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Владение основами культуры общения позволяет человеку быстрее адаптироваться в новых условиях, в новом коллективе, а владение основами делового общения особенно актуально в предпринимательской деятельности, в деловом партнерстве. Умение бесконфликтно и эффективно общаться с партнерами, действовать в соответствии с принятыми нормами делового общения, грамотно работать с письменной документацией немаловажно для профессионального роста специалиста. Одной из форм обучения основам делового общения служит профильный курс «Основы делового общения».

Цель курса: дать знания об основах делового общения и сформировать профессионально-ориентированные умения в рамках деловой коммуникации.

Задачи курса:

  • раскрытие специфики деловой коммуникации;
  • формирование профессинально-ориентированных умений в рамках деловой коммуникации и навыков конструктивного, корректного, эффективного общения с партнёрами по совместной деятельности;
  • приобретение учащимися способности решать практические задачи и навыков овладения техникой делового общения;
  • знакомство с требованиями к оформлению письменной документации;
  • формированию личностных качеств, способствующих успешному деловому общению.

Формы организации образовательного процесса:

Курс  строится на принципах теоретического осмысления и логической систематизации полученных знаний.

Значительная часть времени отводится на проведение практических занятий: деловых игр, тестирования, ролевого обыгрывания ситуаций, выполнение практических заданий по составлению деловых текстов.

Методическая направленность занятий на диалогическую технологию позволяет обеспечить коммуникативную и культурологическую подготовку старшеклассников к эффективному, бесконфликтному, грамотному деловому общению в микро- и макросреде организации, усвоению правил письменных форм делового общения и деловой переписки.

Объем: Курс рассчитан на 68 учебных часов.

Перечень знаний  и умений у учащихся

  • иметь представление об эмоциях и чувствах как составной части общения людей и неотъемлемой части делового общения;
  • формировать стремление развивать навыки публичной речи;
  • знать «язык» невербального общения, выраженного через зрительный контакт;
  • иметь общее понятие коммуникации, осуществляемой в письменном виде;
  • уметь составлять план письменного сообщения и излагать информацию методом «обычной пирамиды» и «опрокинутой пирамиды»;
  • знать правила составления отчётов, деловых писем, докладов, конспектов как разновидностей письменной коммуникации;
  • знать общепринятые нормы и правила ведения телефонных разговоров;
  • уметь вести встречи и переговоры;
  • знать основные причины конфликтов и возможные варианты выхода из конфликтной ситуации.

Формы и средства контроля

  • тест;
  • практические занятия;
  • итоговые задания с письменным ответом на вопросы.

Содержание программы учебного курса «Основы делового общения»

Введение.

Значение общения. Образовательные задачи, решаемые в процессе делового общения. (1 час)

Тема 1 . Основные психологические характеристики культуры общения (4 часа)

Эмоции. Чувства. Коммуникация как одна из сторон человеческого общения. Значение и смысл.

Тема 2. Культура речи (4 часа)

Требования к хорошей речи: правильность, ясность, простота. Звучный, гибкий, красивый голос. Речевое дыхание. Дикция.

Тема 3. Невербальное общение (8 часов)

Понятие и значение невербального общения. Жесты, мимика, интонация — важнейшая часть делового общения. Движения тела — замена слов физическими движениями. Положения тела. Зрительный контакт. Как человек смотрит. В какую сторону или на какого собеседника. Выражение лица как знак невербального общения. Мимика. Манеры поведения человека как составная часть невербального общения. Значение улыбки. Взгляд.

Тема 4. Письменные документы (24 часа)

Письменная коммуникация как составная часть имиджа. Письменное изложение мыслей как проявление интеллекта и умения общаться с людьми. Два основных метода передачи информации. Отчет как средство коммуникации. Основное назначение отчета — передавать информацию. Разнообразие докладов. Доклад как изложение и обоснование результатов работы. Этапы подготовки докладов и разделы. Конспект — короткое изложение какой-либо информации. Составление, редактирование конспектов. Анкета как источник информации. Структура и форма анкеты. Составление анкеты. Деловая переписка как составная часть делового общения. Виды официальной переписки. Общие правила оформления официальной корреспонденции. Требования к составлению официальной корреспонденции и некоторые общепринятые правила. Знакомство с нотой, памятной запиской, меморандумом. Письма деловые и дружеские. Структура делового письма: организация-отправитель, ссылки, дата, адрес. Вступительное обращение. Тема письма. Основной текст письма. Заключительная формула вежливости. Подпись. Указание на приложение. Указание на рассылку копий.

Тема 5. Разговор по телефону (6 часов)

Разговор по телефону как составная часть делового общения. Отличие прямого визуального общения и общения по телефону. Основные правила общения по телефону. Приветствие. Скорость передачи информации. Тактичность. Окончание разговора. Этикет телефонного разговора, когда звоните вы. Приветствие. Учет интересов того, кому вы звоните. Длительные переговоры, или «телефонный день».

Тема 6. Деловые беседы и переговоры (12 часов)

Деловые встречи и переговоры. Планирование и подготовка встречи. Деловой протокол. Непрерывность деловых отношений и «письма о намерениях». Визитные карточки как элемент деловых отношений. Виды визиток — официальные, семейные, личные. Размер, шрифт и содержание визитной карточки. Проведение переговоров. Предварительная договоренность о встрече и содержании беседы. О чем говорить в начале деловой беседы или во время паузы. Инициатива беседы. Представление или обмен визитными карточками. Окончание беседы.

Тема 7. Конфликты в деловом общении (6 часов)

Конфликт как отсутствие согласия. Типы конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Основные причины конфликтов — ограниченность ресурсов, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях, ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, плохие коммуникации. Пять основных межличностных стилей разрешения конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.

Учебно-тематический план учебного курса «Основы делового общения»

Раздел и тема

Количество часов

всего

теоретических 

практических

Введение

1. Основные психологические характеристики культуры общения 

1

4

1

2

2

2. Культура речи

3. Невербальное общение

4. Письменные документы

5. Разговор  по телефону

6. Деловые беседы и переговоры

7. Конфликты в деловом общении

Итоговые занятия

Обобщение и систематизация пройденного

Итого: 

4

8

24

6

12

6

3

3            

68

2

4

12

3

6

3

             2

2

35

2

4

12

3

6

3

1

1

33

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Сизикова, С.Ф. Основы делового общения. 10-11 кл.: методическое пособие/ С.Ф.Сизикова, - М.: Дрофа, 2006

2. Голуб, И.Б., Розенталь, Д.Э. Секреты хорошей речи/ И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь, - М.: Междунар. отношения, 1993

3. Кохтев, Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся 8-11 кл./ Н.Н.Кохтев, - М.: Просвещение, 2006

4. Сизикова, С.Ф. Основы делового общения. 10-11 кл.: методическое пособие/ С.Ф.Сизикова, - М.: Дрофа, 2006

 Приложение №1

Темы рефератов

  1. Особенности делового общения.
  2. Имидж делового человека.
  3. Деловая беседа.
  4. Правила телефонного разговора.
  5. Проведение делового совещания.
  6. Специфика взаимодействий начальника и подчиненного.
  7. Конфликты в служебных отношениях.
  8. Правила поведения в конфликте.
  9. Психология личности руководителя.
  10. Психология профессиональной деятельности.
  11. Психология безопасности труда.
  12. Психология предпринимательской деятельности.
  13. Психология и экстремальные состояния.
  14.  Механизмы психологической защиты.

Календарно-тематическое планирование Элективного курса «Основы делового общения»

для 11 класс

68 часа  (2 часа в неделю)

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

1

Введение        

1

Основные психологические характеристики культуры общения 4 ч

2

Эмоции

1

3

Чувства

1

4

Коммуникация как одна из сторон человеческого общения.

1

5

Значение и смысл

1

Культура речи 4ч

6

Культура речи и языка в деловом общении.

1

7

Требования к хорошей речи: правильность, ясность, простота.

1

8

Речевое дыхание.  

1

9

Голос и дикция.

1

Невербальное общение 8ч

10

Понятие и значение невербального общения.

1

11

Жесты, мимика, интонация.

1

12

Движения тела.

1

13

Положения тела.

1

14

Зрительный контакт.

1

15

Мимика.

1

16

Манера поведения.

1

17

Значение улыбки. Взгляд

1

Письменные документы 24 ч

18

Письменная коммуникация.

1

19

Письменное изложение мыслей

1

20

Отчёт как средство коммуникации.

1

21

Доклад как изложение и обоснование результатов

1

22

Этапы подготовки докладов и разделы.

1

23

Конспект— короткое изложение какой-либо информации

1

24

Составление, редактирование конспектов.

1

25

Анкета как источник информации

1

26

Структура и форма анкеты. Составление анкеты.

1

27

Автобиография и резюме.

1

28

Деловая (официальная) переписка.

1

29

Виды официальной переписки.

1

30

Общие правила оформления официальной корреспонденции.

1

31

Требования к составлению официальной корреспонденции и некоторые общепринятые правила

1

32

Виды официальной переписки

1

33

Запрос.

1

34

Оферта.

1

35

Рекламация.

1

36

Нота, меморандум.

1

37

Памятная записка.

1

38

Письмо. Структура делового письма.

1

39

Письма деловые и дружеские.

1

40

Составление делового письма.

1

41

Итоговое занятие к главе «Письменные документы».

1

Разговор  по телефону 6ч

42

Разговор по телефону.

1

43

Основные правила общения по телефону.

1

44

Скорость передачи информации.

1

45

Этикет телефонного разговора.

1

46

По телефону звонят вам.

1

47

По телефону звоните вы.

1

Деловые беседы и переговоры  12 ч

48

Деловые встречи  и переговоры.

1

49

Методы ведения переговоров.

1

50

Деловой протокол.

1

51

Непрерывность деловых отношений и «письма о намерениях».

1

52

Визитные карточки.

1

53

Виды визиток — официальные, семейные, личные.

1

54

Вручение визитной карточки

1

55

Проведение переговоров.

1

56

Предварительная договоренность о встрече и содержании беседы.

1

57

Инициатива беседы.

1

58

Окончание беседы.

1

59

Деловая игра «Принципиальные переговоры»

1

Конфликты в деловом общении 6ч

60

Конфликт как отсутствие согласия.

1

61

Типы конфликтов.

1

62

Причины конфликтов.

1

63

Причины конфликтов.

1

64

Разрешение конфликтов.

1

65

Разрешение конфликтов.

1

Итоговые занятия  3 ч

66

Повторение изученного по курсу «Основы делового общения»

1

67

Обобщение и систематизация пройденного

1

68

Круглый стол «Поделимся опытом»

1