"Формирование образа жизни, достойной Человека "
Доклад на семинаре по предмету "Педагогика" "Концепция Н.Е. Щурковой "Формирование образа жизни, достойной Человека""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.89 КБ |
![]() | 837.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование образа жизни, достойной Человека – воспитательная концепция, разработанная доктором педагогических наук, профессором кафедры педагогики Московского института открытого образования Надеждой Егоровной Щурковой, результат не только теоретических изысканий, но и богатейшей педагогической практики автора.
Под воспитанием Н.Е. понимает - целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. И целью такого воспитания является - личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.
Ядром идеи является триединство разумного, духовного и творческого.
Так Личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека, рассматривается как триединое Homo Sapiens, Homo moralis и Homo Creatus. А жизнь достойная Человека как жизнь-стремление к Истине, Добру и Красоте.
Концепция базируется на трех принципах:
- принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать предметную повседневную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;
- принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;
- принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.
Для практической реализации концепции воспитания и в помощь педагогам Н.Е. разработала программу воспитания школьника. Где отразились: содержание воспитательного процесса и его основные составляющие; задачи-доминанты педагога в работе с учащимися в соответствии с их возрастом; основные функции педагога; критерии оценки результативности воспитательного процесса и основные показатели этих критериев.
Структура воспитательного процесса – восходящая спираль, витки которой соответствуют ступеням школьной жизни: начальное звено, младшее среднее звено, среднее звено и старшее звено школы.
Индивидуальное восхождение ребенка к культуре на каждом из витков обеспечивается взаимосвязанными процессами, (укладывающимися в схему «знаю – умею – люблю»):
1) освоения как накопления знаний о человеке и окружающем его мире;
2) усвоений как овладения ребенком набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе;
3) присвоения как интериоризации ценностей человеческой культуры.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Московского института открытого образования. Выпускница филологического факультета МГПИ им. Ленина. Профессиональный рост - от учителя сельской школы до профессора МГПИ им. Ленина. Последние 3 десятилетия – период становления, углубления и развития концепции Надежд а Егоровна Щуркова
Воспитание - это целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. Цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. Понимание воспитания и его целей в концепции
Л ичность , способная строить свою жизнь, достойную Человека. Homo creatus Homo sapiens Homo moralis триединство - разумного , духовного и творческого в Личности
Жизнь , достойная Человека. Красота Истина Добро триединство - разумного , духовного и творческого в жизни Человека
Базовые принципы концепции 1. принцип ориентации на социально-ценностные отношения; 2. принцип субъектности ; 3. принцип принятия ребенка как данности.
Воспитательный процесс Д иалогическое воспитание Философическое воспитание Этическое воспитание
Задачи-доминанты педагога в работе с учащимися в соответствии с их возрастом в рамках концепции: - формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества; - формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни; - формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле; - формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни; - формирование образа жизни, достойной Человека; - формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
Взаимосвязанные процессы, обеспечивающие индивидуальное восхождение ребенка к культуре Освоения как накопления знаний о человеке и окружающем его мире Присвоения как интериоризации ценностей человеческой культуры Усвоений как овладения ребенком набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе Знаю Умею Люблю
Формирование отношения к природе как к дому человечества 1 класс Нормы культурной жизни - истина, добро, красота 2 - 4 класс Формирование представление о человеке как субъекте жизни 5 - 6 класс Ценностное отношение к социальному устройству жизни 7 – 8 класс Образ жизни достойной человека 9 - 1 0 класс Формирование жизненной позиции 1 1 класс Этапы формирования образа жизни, достойной Человека
1) обустройство жизни ребенка в школе; 2) организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом; 3) организация духовной деятельности по осмыслению жизни. Основные функции педагога
Главный критерий оценки результативности воспитательного процесса - воспитанность учащихся, ее изменения из года в год Показатели результативности: - внешний облик ребенка; - физическое и психическое развитие детей ; - поведение детей; - качественность разнообразной деятельности; - способности и самочувствие детей; - ценностные предпочтения детей; - отношение ребенка к своему Я.
Отражение концепции в публикациях
«Человек улучшает себя на протяжении всей жизни . Жить – это постоянно совершенствовать себя .»
Спасибо за внимание. Успехов в работе и творчестве
Источники информации: http://murzim.ru/nauka/pedagogika/obwaja-pedagogika/26741-formirovanie-obraza-zhizni-dostoynoy-cheloveka.html http://gendocs.ru/v29215/ вопросы_и_ответы http:// kekmir.ru/members/person_14154.html http ://rudocs.exdat.com/docs/index-454229.html