Авторская образовательная программа "Спортивная планета" "Волейбол в школе"
Авторская образовательная программа "Спортивная планета" "Волейбол в школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская образовательная программа "Спортивная планета" "Волейбол в школе" | 47.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель ГМО ________/ Мачтакова Н.И. Протокол №____4____ от «__02_»___12________2013 г. | «Согласовано» Методист управления образования ________/ Булатов Ильдар Фаритович «__13_»____01_______2014 г. |
Авторская образовательная программа «Спортивная планета»
«ВОЛЕЙБОЛ в школе»
Петров Ринат Викторович
ФИО учителя
учителя физической культуры первой квалификационной категории
наименование предмета категория
МБОШИ «Лицей-интернат № 24» НМР РТ
Авторская образовательная программа «Спортивная планета». Направление волейбол
Автор программы: Петров Ринат Викторович
Предмет преподавания: Физическая культура
Должность: Учитель
Название учреждения образования: МБОШИ «Лицей-интернат» НМР РТ
Пояснительная записка
Авторская образовательная программа «Спортивная планета» по направлению волейбол создана на основе курса обучения игре в волейбол с технологиями модернизации и сотрудничества, которая поможет эффективно изучить, освоить и усовершенствовать школьную программу. Данная программа рассчитана на три года обучения в секции «волейбол» с учащимися Лицея-интерната, где обучаются и проживают с 7 по 11 класс – юноши.
Волейбол – один из наиболее любимых видов спорта во всём мире, который способствует воспитанию у учащихся чувства коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремлённости, внимания и быстроты мышления, умению управлять своими эмоциями и совершенствовать основные физические качества. Игра «Волейбол» - это игра для молодежи - умных, интеллигентных и воспитанных, что очень актуально для нашего лицея.
Данная программа составлена в соответствии с Положением о детско-юношеских школах, на основе Закона Российской Федерации и Республики Татарстан «Об образовании». При разработке программы использовалась комплексная программа физического воспитания учащихся общеобразовательных специализированных школ, утвержденная Министерством просвещения в 2003г.; научно-методический журнал «Физическая культура в школе» 2012г., научно-исследовательский журнал по педагогике 2013г.
Цель программы: создать предпосылки для успешного обучения подростков широкому спектру тренировочных навыков и умений на уроках и внеурочное время, способствующих дальнейшему их развитию и совершенствованию в избранном виде спорта для участия в универсиадах и спартакиадах. Выявление одаренной молодежи.
Задачи программы:
- Создать цепь непрерывного дополнительного физкультурно-спортивного образования для учащихся, желающих заниматься волейболом.
- Развить специальные физические качества и способности, необходимые при обучении учащихся технике и тактике игры в волейбол.
- Способствовать формированию устойчивого интереса к занятиям в волейбол.
Основные спортивно-оздоровительные этапы:
- укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности;
- привлечение максимально-возможного числа юношей и девушек к систематическим занятиям спортом;
- формирование стремления у школьников к здоровому образу жизни и стойкого интереса к регулярным занятиям спортом;
- освоение основ техники и тактики избранного вида спорта – волейбол;
- воспитание физических, интеллектуальных и нравственных качеств;
- профилактика вредных привычек и правонарушений.
Основные этапы спортивной деятельности:
- совершенствование учебной дисциплины;
- стремление совмещать практические действия и анализ;
- умение быстро понимать и принимать информацию;
- взаимосвязь автоматизации функций учителя и учеников;
- изменение количества заданий, выполняемых на занятиях в процессе
самоподготовки;
- изменение психофизиологических особенностей проведения занятий;
- высокий итоговый результат.
Направления спортивной деятельности:
- Функциональное направление. Определяет целевую направленность
и задачи тренировочной деятельности.
2 Мировоззренческое направление. Определяет форму и уровень
отражения существенной реальности.
- Организационное направление. Определяет уровень и формы
организации деятельности.
Реализация программы предполагает активную деятельность с самого начала. Это создание комфорта, уюта и чистоты спортивного зала с площадкой установленных размеров, наличие специального спортивного оборудования и качественного яркого и разноцветного инвентаря, соответствующего общему стандарту, применение спортивных стендов «Быстрее, выше, сильнее», «Спорт и здоровье» - всё это стимулирует у учащихся интерес к волейболу. Рекомендуемый инвентарь: волейбольная сетка, шведская стенка с турниками, маты, скакалки, баскетбольные, волейбольные и набивные мячи.
Структура программы.
Объём программы «Инновационное обучение правилам и технике игры волейбол» составляет 144 часа в год, по 4 часов в неделю (2 часа – секция и 2 часа – уроки). Материал программы представлен по разделам. Теоретическая подготовка, общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, техника, интегральная подготовка, контрольные испытания. Теоретический материал преподносится учащимся в форме бесед (групповых или индивидуальных), видеофильмов, презентаций. Программа направлена на улучшение общей и специальной физической подготовки учащихся, обучение технике и тактике игры, оздоровление во время учебного процесса, использование инновационных способов обучения, улучшающих действующую систему образовательного процесса.
Актуальность программы. Программа направлена на повышение спортивно-оздоровительного процесса организма и достижение наиболее высоких результатов. Программа помогает молодежи выбрать здоровый образ жизни, участвовать в турнирах «Спорт против наркотиков», «Спортивная панорама» и т.д.
Рекомендуется к использованию учителями физической культуры общеобразовательных школ и лицеев-интернатов с целью пропаганды здорового образа жизни среди молодежи, популяризации волейбола, а также для подготовки команд к участию в соревнованиях по волейболу.
Образовательный процесс
Годовой план – график распределения учебных часов
Содержание учебного материала | Всего часов | 09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |
ТЕОРИЯ | 4 | 1 | - | 1 | - | 1 | - | 1 | - | - |
ОФП | 30 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 |
СФП | 38 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Техника | 36 | 1 | 4 | 4 | 3 | 5 | 5 | 5 | 7 | 2 |
интегральная подготовка. | 28 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 |
Контрольные испытания. | 8 | 4 | - | - | - | - | - | - | - | 4 |
ИТОГО: | 144 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 |
Учебно-тематический план
Раздел учебной программы | Тема | Количество часов | |
Теория | 1 2 3 4 | Техника безопасности. История волейбола. Правила и техника игры. Оказание первой медицинской помощи. Приемы техники. Понятия о двигательных качествах. Темп и длительность физических упражнений. Способы самостоятельного измерения ЧСС. Здоровый образ жизни и его элементы. Значение физических упражнений для работоспособности организма. Физическая культура и спорт как средство эстетического воспитания. Самоконтроль и первая доврачебная помощь. Физиология гигиены физических упражнений. | 1 час 1 1 1 |
4 часа | |||
Практика ОФП | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Развитие двигательных качеств. Развитие координации. Развитие ловкости. Развитие гибкости. Развитие скоростных качеств. Развитие силы. Развитие скоростно-силовых качеств. Развитие выносливости. Развитие специальной силовой выносливости. Развитие меткости. Развитие прыгучести. | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 |
30 часов | |||
Практика СФП | 1 2 3 4 | Специальные силовые и скоростно-силовые упражнения. Специальные упражнения на выносливость. Специальные упражнения для развития быстроты и скорости передвижения. Специальные упражнения для развития гибкости. Специальные упражнения для ловкости. Специальные подвижные игры, эстафеты. Психологическая подготовка. | 9 10 10 9 |
38 часов | |||
Техника | 1 2 3 4 5 6 | Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. Освоение техники приёма и передачи мяча. Освоение техники верхней прямой подачи. Освоение прямого нападающего удара. Атакующий удар. Техника владения мячом. Блокирование. | 6 6 6 6 6 6 |
36 часов | |||
Интегральная подготовка | 1 2 3 4 5 | Овладение игрой. Мини-волейбол. Игра по упрощенным правилам. Игра в нападении. Учебно-тренировочная игра. | 5 6 5 6 6 |
28 часов | |||
Контрольные испытания | 1 2 3 4 5 | Скоростные упражнения. Силовые упражнения. Скоростно-силовые упражнения. Упражнения на выносливость. Упражнения на меткость и координацию. | 1 1 2 2 2 |
8 часов | |||
Всего за год 144 часа |
Содержание программы
Теория
В теоретической части программы даётся информация о технике безопасности на волейболе, раскрывается тематика исторических моментов возникновения волейбола. Изучаются правила и техника, даются понятия о двигательных качествах, темпе и длительности физических упражнений, а также о значении физических упражнений для работоспособности организма. Рассматриваются способы самостоятельного измерения ЧСС, самоконтроль и первая доврачебная помощь. Изучается физиология, гигиена физических упражнений и ведётся активная популяция здорового образа жизни.
Практика. Общая физическая подготовка (ОФП)
- Развитие двигательных качеств. Общие развивающие упражнения (ОРУ). Игры с элементами развивающих упражнений. Разнообразные упражнения – стоя, сидя, лёжа, в висе на турнике. Разновидности ходьбы – на носках, пятках, с высоким подниманием колена. Разновидности бега – по кругу, с изменением направления. Разновидности прыжков - на двух ногах, на одной ноге. Подвижные игры и эстафеты.
- Развитие координации. ОРУ на координацию. Специальные упражнения и игры на развитие внимания и координацию движений. Упражнения в равновесии. Эстафета с элементами равновесия.
- Развитие ловкости. ОРУ на ловкость. Упражнения в движении с изменением направления в медленном и быстром темпе.
- Развитие гибкости. ОРУ на гибкость с большой амплитудой. Наклоны, повороты. Гимнастические упражнения – кувырки, стойки, висы, упоры.
- Развитие скоростных качеств. ОРУ на скорость. Бег на короткие дистанции с максимальной скоростью. Стартовый разгон, бег из разных исходных положений, бег по повороту, челночный бег, 30м, 60м, специальные беговые упражнения. Игры с бегом на скорость.
- Развитие силы. ОРУ на силу. Силовые упражнения. Отжимания, подтягивания.
- Развитие скоростно-силовых качеств. ОРУ. Метания, специальные развивающие упражнения.
- Развитие выносливости. ОРУ на выносливость. 6-минутный бег, кросс 1 и 2км.
- Развитие специальной силовой выносливости. ОРУ – специальные упражнения. Серия повторных упражнений. Сочетание силы и выносливости. Статистические упражнения – удержание груза.
- Развитие меткости. ОРУ на меткость в цель, броски по мишеням.
- Развитие прыгучести. ОРУ. Прыжки с места, в движении, на одной и двух ногах, приставными шагами, из разных исходных положений, с доставанием предметов. Специальные прыжковые упражнения. Прыжки в длину и в высоту. Прыжки через скакалку. Прыжки через препятствия.
Практика. Специальная физическая подготовка
- Специальные силовые и скоростно-силовые упражнения. Упражнения с набивными мячами из разных исходных положений, в сочетании с прыжками. Упражнения в парах. Игры на скорость.
- Специальные упражнения на выносливость. Эстафета по полосе препятствий. Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов, многократные прыжки вверх с выпрыгиванием.
- Специальные упражнения для развития быстроты и скорости передвижения. Линейная эстафета с бегом, бег за флажками, бег командами.
- Специальные упражнения для развития гибкости. Парные и групповые упражнения в сопротивлении. Упражнения на гимнастической стенке – смешанные висы и упоры, размахивания, соскоки с прогибом.
- Специальные упражнения для ловкости. Комбинированные упражнения по зрительному сигналу, броски мяча в движении и с изменением направления. Разнообразные упражнения с мячом, выполняемые стоя, в шаге и в беге. Упражнения на быстроту и точность реакции.
- Специальные подвижные игры и эстафеты. Пасовка волейболистов, ловкая подача, два мяча через сетку, эстафета волейболистов.
- Психологическая подготовка. Проверка собранности, самообладания, эмоциональной уверенности, целеустремлённости и настойчивости.
Техника
- Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. Стойки игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом, спиной вперёд; ходьба и бег; выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть). Комбинация из освоенных элементов техники.
- Освоение техники приёма и передачи мяча. Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперёд; передача мяча над собой через сетку, во встречных колоннах; отбивание мяча кулаком через сетку; приём мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения вперёд.
- Освоение техники верхней прямой подачи. Верхняя прямая подача через сетку - несколько серий.
- Освоение прямого нападающего удара. Атакующий удар. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром, при встречных передачах.
- Техника владения мячом. Комбинации из освоенных элементов (приёма, передачи, удара).
- Блокирование
Интегральная подготовка
1 Овладение игрой. Игры и игровые занятия. Применение в игре комбинации из освоенных элементов. Тактика свободного нападения. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3).
2 Мини-волейбол. Игра по правилам мини-волейбола на меньшей площадке.
3 Игра по упрощенным правилам волейбола. 5-6 партий.
4 Игра в нападении. Позиционное нападение без изменения позиций игроков, с изменением позиций, игра в нападении в зоне 3, игра в защите.
5 Учебно-тренировочная игра. Игры с соперниками, товарищеские встречи.
Контрольные испытания
Оценка физической подготовки учащихся в начале года и в конце. Сравнение результативности по таблице.
№ | Физические способности | Контрольные упражнения (тест) | Уровень | ||
Юноши | |||||
Низ. | Ср. | Выс. | |||
1 | Скорость | Бег 30м. (сек.) | 5.5 | 5.2 | 4.8 |
2 | Сила | Подтягивание (кол. раз) | 5 | 7 | 10 |
Отжимание (кол. раз) | 10 | 14 | 20 | ||
Пресс (кол. раз) | 30 | 35 | 45 | ||
3 | Скоростно-силовое качество | Прыжок в длину с места (см) | 175 | 190 | 215 |
4 | Выносливость | 6-минутный бег (м) | 1100 | 1300 | 1500 |
5 | Меткость координация | Верхний приём мяча (над головой - вверх) | 5 | 9 | 15 |
Верхний приём мяча (в стену) – набивание | 5 | 10 | 20 | ||
Верхняя передача мяча в парах через сетку | 8 | 12 | 17 | ||
Нижний приём мяча ( над головой- вверх) | 4 | 8 | 14 | ||
Нижний приём мяча (в стену) – набивание | 4 | 8 | 14 | ||
Нижний приём мяча в парах через сетку | 6 | 12 | 18 | ||
Нападающий удар (10 раз) кол. попаданий | 2 | 4 | 6 | ||
Верхняя прямая подача (10 раз) кол. попаданий | 3 | 5 | 7 |
Структура занятий модернизированной деятельности с технологией сотрудничества
Этапы | Предназначение | Основные характеристики учебных занятий | Последовательность выполнения заданий |
П О Н И М А Н И Е | Ведение | Учитель обеспечивает изучение материала | Выполнение заданий с повторением. |
Осознание | Учитель рассматривает только ключевые задания. Совместно с учениками раскрывает основное содержание понятий, которое предстоит изучить | Выполнение задания по образцу самим учителем и повторное пошаговое его выполнение учениками совместно с учителем. | |
Осмысление | Учитель осуществляет конкретизацию содержания ключевых вопросов занятия, организует работу учащихся с понятиями | Самостоятельное выполнение школьниками задания по образцу. | |
Обобщение | Учитель систематизирует знания и умения учащихся. При необходимости проводит повторное занятие | Выполнение заданий без образца под руководством учителя. | |
У С В О Е Н И Е | Текущие повторения | Учитель организует самостоятельную работу учащихся, обучает их способам игры с помощью различных источников | Самостоятельное выполнение заданий без образца. |
Тематическое повторение | Учащиеся под руководством учителя тренируются в решении учебных задач и навыков | Демонстрация учителем выполнения задания с измененными условиями и повторное пошаговое его выполнение учениками совместно с учителем. | |
Итоговое повторение | Ученики сдают индивидуально ориентируемый контроль нормативов согласно их выбору | Самостоятельное выполнение заданий с измененными условиями. | |
П Р И М Е Н Е Н И Е | Самоконтроль | Учитель организует индивидуальные и групповые формы занятий | Индивидуальное выполнение заданий с самоконтролем. |
Контроль | Проводится контрольное выполнение нормативов по физической подготовке | Самостоятельное выполнение упражнений. | |
Совершенствование навыков и умений | Учитель организует индивидуальную работу в учебно-тренировочной игре как команды, так и каждого ученика | Выполнение заданий по индивидуальной системе. |
Способ изучения нового материала
№ | Этапы урока. | Время мин. | Примечание. |
1 | Психологический настрой на деятельность. | 1-3 | Даются целевые установки на урок. |
2 | Беседа по ранее изученному материалу. | 5-7 | Проводится восстановление знаний и умений учащихся, необходимых для достижений целей данного урока. |
3 | Объяснение и показ нового материала. | 7-10 | Используя разнообразные приёмы, учитель обеспечивает последовательное понимание нового материала. |
4 | Повторение изложенного материала. | 3-5 | Учитель в сжатом (обобщённом) варианте вновь излагает материал. |
5 | Работа в группах по освоению изложенного материала. | 7-10 | Учитель организует групповую деятельность учащихся по усвоению изложенного материала. |
6 | Индивидуальная работа учащихся по применению новых знаний. | 7-10 | Ученики выполняют определённые задания. |
7 | Закрепление изученного материала. | 5-7 | Проводится дополнительная работа по уточнению и коррекции полученных знаний учащихся. |
Инновационный способ усвоения и совершенствования изученного материала
№ | Этапы урока | Время мин. | Примечание |
1 | Психологический настрой на деятельность | 1-3 | Даются целевые установки учащимся на урок |
2 | Повторение изученного материала | 5-7 | Используются игровые приемы |
3 | Демонстрация учителем решения заданий с измененными условиями | 7-10 | Учитель показывает образец выполнения задания с измененными условиями |
4 | Работа в парах | 7-10 | Проводится совместное выполнение заданий с измененными условиями |
5 | Индивидуальная работа | 8-10 | Ученики сообразно своему индивидуальному темпу выполняют задания. Проводится консультация учителя |
6 | Групповая работа | 7-10 | Проводится взаимопроверка выполненных заданий, или ученики выполняют совместное творческое задание, или проводится опрос. |
7 | Подведение итогов урока | 2-5 | Учитель обращает внимание на типичные ошибки учащихся |
Методические рекомендации
Основной формой физического развития является учебно-тематическое планирование, которое осуществляется на спортивно-оздоровительных занятиях. Содержание занятий определяется в соответствии с данной программой учебно-тренировочных занятий с учащимися.
Этапы обучения.
Первый этап – понимание (ознакомление). Задача этого этапа: формирование представления о двигательных действиях. Учитель знакомит учащихся с особенностями действий и их значением с помощью рассказа и показа. Детали движений осваиваются гораздо быстрее, если занимающие могут наблюдать технически правильное его выполнение. Между повторениями в заданиях желательно делать паузы, во время которых сами занимающиеся анализируют выполнение движений.
Второй этап – усвоение (разучивание). На этом этапе в основном применяется целостный способ выполнения движений, на фоне которого выделяются отдельные его элементы. Для освоения важнейших деталей уточняется структура двигательного действия путем многократного повторения, применением схем, видеосюжетов, сообщения дополнительных сведений, исправления ошибок. Следует своевременно давать занимающимся направляющую и координирующую информацию по ходу выполнения упражнения. Подобная информация может исходить как от учителя физической культуры, так и от самих занимающихся.
Третий этап – применение (закрепление и совершенствование); им заканчивается освоение движений. Движения многократно повторяются в различных условиях (сложных, непривычных и т.д.).
Следовательно, на занятиях решаются следующие задачи: обучение занимающихся двигательным качествам и действиям, предусмотренным программой, укрепление здоровья, физическое развитие, воспитание моральных и волевых качеств, привычка самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Занятия имеют определенную структуру: вводная (подготовительная) часть, основная и заключительная.
Вводная часть (подготовительная 10-15 минут) начинается с построения занимающихся и определения задач тренировки. Затем учащиеся готовятся к выполнению физических упражнений, предусмотренных учебно-методическим планом, в это время осуществляется психологическая и физиологическая их подготовка.
Психологическая подготовка заключается в акцентировании внимания занимающихся на решении поставленных задач с помощью занятий на внимание.
Физиологическая подготовка направлена на достижение готовности организма к непосредственному выполнению задач занятия с помощью общих развивающих и подготовительных упражнений. Содержание упражнений зависит от материала, запланированного на занятии, от условий занятия и состояния занимающихся. Нагрузка в это время не должна вызывать утомления.
В основной части (45-60 минут) решаются учебные задачи, связанные с воспитанием морально-волевых качеств личности, укреплением здоровья, развитием двигательных (физических) качеств. Сложные двигательные действия осваиваются в начале части занятия, затем совершенствуется и закрепляется ранее пройденный материал. Упражнения, требующие проявления координации, ловкости, скоростных и скоростно-силовых качеств, выполняются в начале основной части занятия, связанные с силой и выносливостью.
В заключительной части (15-20 минут) необходимо создать условие для постепенного перехода от возбужденного состояния, вызванного интенсивными занятиями физическими упражнениями к последующей работе на других занятиях. Этому способствует спокойная ходьба, малоподвижные игры, упражнения на внимание.
Используемая литература
1 Б.И. Загородский, И.П. Залетаев «Физическая культура в школе», Высшая школа 2003г.
2 Ю.Д. Железняк «Юный волейболист», учебное пособие для тренеров М. «Физкультура и спорт» 2008г.
3 Научно-методический журнал «Физкультура в школе» М. №3 2012г. «Подводящие упражнения в волейболе».
4 Научно-методический журнал «Физкультура в школе» М. №4 2012г. «Школа мяча». 5 Научно-методический журнал «Физкультура в школе» М. №6 2013г «На уроках по волейболу». 6 Научно-методический журнал «Физкультура в школе» М. №5 2013г. «Круговая тренировка по волейболу».
7 Научно-исследовательский журнал по педагогике. М. 2013г.
Рецензия
на авторскую образовательную программу «Спортивная планета» по направления волейбол для учащихся
МБОШИ «Лицея-интерната № 24» НМР РТ
учителя физической культуры первой квалификационной категории
Петрова Рината Викторовича.
В создавшейся ситуации, когда в школьной программе не хватает уроков физической культуры для оздоровления подрастающего поколения, необходимо ввести в учебный процесс для школ-интернатов дополнительные занятия в рамках секционного обучения во внеурочное время, применяя те виды спорта, которые являются популярными в нашей стране.
Таким образом, тематика авторской модернизированной образовательной программы «Спортивная планета» по направлению волейбол дает возможность учащимся повышать уровень здоровья, физического развития, совершенствовать спортивное мастерство, воспитывать волю и характер, развивать познавательные интересы, формировать умение ориентироваться в окружающей деятельности, даёт возможность готовить себя к будущей профессии.
Достоинством программы является то, что она направлена на вовлечение учащихся в активные занятия физической культурой, увеличением объёма знаний и умений посредством различных упражнений предложенных данной разработанной программой, которая способствует воспитанию у учащихся чувства коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремлённости, внимания и быстроты мышления, что способствует развитию умственных и интеллигентных способностей.
Рецензированная программа содержит цель и задачи, основные спортивно-оздоровительные этапы, основные этапы и направления инновационной деятельности, структуру и актуальность программы.
Представленная программа характеризует автора как зрелого специалиста, исследующего широкий круг теоретических и практических задач. Результаты доказывают продуманную последовательность, фундаментальность программы с инновационной технологией.
Считаю, что авторская программа учителя физической культуры «Спортивная планета» соответствует требованиям для школ-интернатов и общеобразовательных учреждений.
Методист управления образования: И.Ф. Булатов