Влияние родительской любви на эмоциональное развитие и формирование личности ребёнка
Типичная трудность современных родителей - недостаток времени, в том числе на проявление любви к ребенку. каждый из членов семьи занимается своими делами, забывая, что ребенок нуждается в постоянной любви, внимании и заботе. Родители стараются как можно раньше переложить воспитание собственного ребенка на детский сад, а затем и школу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Влияние родительской любви на эмоциональное развитие и формирование личности ребёнка
Потребность в родительской любви одна из самых сильных человеческих потребностей. Родителям необходимо всю жизнь учиться любить своих детей, учиться проявлять свою любовь наиболее полезным для ребёнка образом.
Любить ребёнка – это, значит, уметь строить с ним контакт, видеть изменения в его развитии, доверять ребёнку, учиться принимать его таким, каков он есть. Только при полной уверенности ребёнка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира, воспитание гармонично развитой личности. Безусловная любовь позволяет родителям найти баланс между излишней строгостью и излишней мягкостью, подобрать ключик к ребёнку, что в свою очередь является залогом эмоционального благополучия ребёнка.
Однако недостаточно просто испытывать тёплые чувства к детям, как и недостаточно только говорить об этом. Передавать любовь в их сердца – вот что важно, а для этого любить их такими какие, они есть. Отлучённые от безусловной любви, наши дети оказываются обездоленными: не наполняется позитивными эмоциями ёмкость их души – нет «горючего», и поэтому они не имеют энергии для успешного плавания по жизненному морю.
Существует пять основных способов, посредством которых родители могут практически передавать свою любовь.
Общение «глаза в глаза»
Установить общение в любви посредством взгляда совсем не трудно, однако немногие родители прибегают к нему, так как не придают должного значения этому способу передачи детям своей любви. Нужно помнить, что общение глазами - это один из основных источников полноценного эмоционального питания ребенка. Когда же родители пользуются им исключительно в негативном контексте, ребенок начинает видеть своих маму и папу тоже в негативном свете. Маленький ребенок обычно послушен из-за страха, но по мере взросления страх часто выливается в гнев, протест, а иногда - депрессию. Визуальный контакт должен быть постоянным средством выражения любви. Дети учатся жить, наблюдая за своими родителями. Если у них с родителями постоянный и добрый визуальный контакт, они привыкают к позитивному и здоровому общению. Но если они постоянно читают в глазах родителей раздражение и приговор, они вообще теряют способность к нормальному общению с людьми, которые просто не встретят с их стороны доброжелательного и открытого взгляда. Это не может не создавать проблем в жизни такого ребенка, ибо по мере взросления он сталкивается с массой неблагоприятных ситуаций, и если не исправит своё поведение, то будет страдать от одиночества и чувствовать себя изгоем среди сверстников.
«Язык» любви – это физический контакт
Очень не многие родители пользуются этой прекрасной и совсем не требующий усилий возможностью пополнить эмоциональный запас детской души. Если физический контакт сочетается с визуальным, тем лучше для ребенка, так он скорее почувствует себя любимым. Говоря о физическом контакте, имеется в виду не только объятия и поцелуи, но также прикосновения к плечу, к руке, похлопывание по спине. Все эти жесты говорят ребенку о том, что вы любите его, и в таком случае запас его положительных чувств не иссякнет. Поcтyпая таким образом, мы выражаем свою безусловную любовь к ребенку. Исследования показали, что прикосновения к детям способствуют их физическому и умственному развитию. Физический контакт с маленьким ребенком обычно приносит хорошие плоды и позже в подростковом возрасте. Родители, кoтopыe раньше щедро делились любовью с малышом, с удовлетворением замечают, что и подросший ребенок тоже доставляет им много радости.
Третий способ - безраздельное внимание
Оно подразумевает полное внимание к личности ребенка - такое внимание, которое скажет им о том, что их действительно любят. Смысл в том, чтобы ребенок чувствовал свою ценность в ваших глазах, как личности, которая достойна вашего безраздельного внимания и искреннего расположения.
Способ «языка» любви – «язык помощи»
Бескорыстная помощь родителей своим детям - подлинное выражение любви. Любящая помощь - это искреннее желание отдать свои силы другому. Любящее служение - это дар, а не обязанность, оно происходит свободно, а не по принуждению. Когда родители помогают детям, испытывая при этом горечь и сожаление, физические потребности детей могут быть удовлетворены, но их эмоциональное развитие пострадает. При этом родители не должны делать для детей то, что они могут сделать сами. Родители, которые не понимают этой разницы, могут искалечить детей и не дать им достигнуть зрелости во имя любви.
"Язык любви" – подарки
Подарок - это видимое выражение эмоциональной любви. Греческое слово, соответствующее нашему слову подарок, это charis, то есть благодать или незаслуженный дар. По самой сомой своей природе подарок - это не есть нечто, заслуженное ребенком; он дается потому, что родитель хочет, делится своей безусловной любовью с ребенком. Некоторые родители не понимают этого. Они думают, что делают подарки детям, а на самом деле платят им за оказанныe услуги. Когда такое происходит, "язык любви" под названием подарки здесь не причём.
Родитель должен постоянно напоминать себе, что: 1. Это просто дети. 2. Поэтому они и ведут себя как обычные дети. 3. Очень часто в детском поведении мало приятного. 4. Если я буду правильно выполнять свою роль родителя и любить их независимо от их плохого поведения в данный момент, они смогут стать более зрелыми и отказаться от детских выходок. 5. Если же я буду любить их только тогда, когда я доволен ими (так называемая обусловленная любовь), и только тогда буду проявлять свою любовь, дети не будут чувствовать моей постоянной глубокой любви, и это, в свою очередь, вызовет их неуверенность, снизит их самооценку и действительно помешает им развивать в лучшую сторону свой самоконтроль, добиваться более зрелого поведения. Следовательно, и я как родитель несу ответственность за поведение детей и их развитие. 6. Если я люблю своих детей безусловно, они будут о себе хорошего мнения и будут с собой в ладу. Тогда они смогут контролировать свою тревожность и соответственно свое поведение по мере взросления. 7. Если же я люблю их только тогда, когда они выполняют мои требования или достигают того, чего я от них жду, они будут чувствовать себя некомпетентными; у них появится ощущение, что стараться бесполезно, как бы они ни старались, всегда этого недостаточно. Такие дети станут жертвами неуверенности, тревожности и низкой самооценки, и это будет постоянным препятствием их эмоциональному и поведенческому росту. 8. Ради себя и ради своих детей я должен все время стараться, чтобы моя любовь к ним была, насколько только это возможно, безоговорочной. Будущее моих детей зависит от крепости этого фундамента.
Принципиально важно знать, что ребенок с самого рождения исключительно эмоционально чувствителен, а его эмоциональное состояние определяется тем, как он видит свой мир – своих родителей, свой дом, самого себя. Если его мир враждебный, отталкивающий, нелюбящий, то тревожность влияет на его речь, поведение, способность общаться и учиться.
Своим поведением ребенок постоянно спрашивает родителей: «Вы меня любите?» И ответ для него жизненно важен. Он должен диктоваться не только чувством безусловной любви, но и поведением родителей, проявляющих в своих поступках безоговорочную любовь.
Родители должны понять, что дети отражают любовь: если они получают ее, они ее возвращают.