Системно-деятельностный подход. Новикова Ж.Н.

В связи с введением новых  ФГОС  в систему образования России системно-деятельностный подход стал обязательным для всех учителей её образовательного пространства, т.к. в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход,       призванный   обеспечить соответствие учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podkhod._novikova_zh.n._docx.docx120.53 КБ

Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход в изучении предметов естественного цикла

Преподаватель ПЦК математических и естественнонаучных дисциплин Ж.Н.Новикова                                    

Скажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

дай мне действовать самому, и я научусь.

Пословица

В связи с введением новых  ФГОС  в систему образования России системно-деятельностный подход стал обязательным для всех учителей её образовательного пространства, т.к. в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход,       призванный   обеспечить соответствие учеб-ной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Основные идеи системно-деятельностного подхода

В системно-деятельностном подходе понятие деятельности занимает одно из ведущих мест, а деятельность сама рассматривается как система. Еще в XIX в. Ф.Френбель описал всеобщую схему деятельности, (взаимоопределяемость цели и средства), отметив социально-историческую обусловленность деятельности и её форм. «Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат»[2]. Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.

Сейчас в качестве цели образования ставится развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности (УСД). Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

В  системно-деятельностном  подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.

Что означает понятие "деятельность"?

  1. деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат. С самого начала в  системно-деятельностном  подходе выделяется результат деятельности (стандарты нацеливают на результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий).
  2. результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация). Важно увидеть, что все действия не разорваны.
  3. в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности обучаемого и присущие этим особенностям формы деятельности.

Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя:

- цель;

- средство;

- сам процесс преобразования;

- его результат.

Системно-деятельностный подход в обучении не противоречит, а сочетаются со многими другими педтехнологиями (подходами в обучении), например, компетентностным, личностно-ориентированным, технологиями деятельностного типа, например:

- технологии, основанные на уровневой дифференциации;

- на создании учебных ситуаций;

- на реализации проектной и исследовательской деятельности;

- на практико-ориентированном подходе в образовании:

  1. одни (авторы Ю. Ветров, Н. Клушина) практико-ориентированное образование связывают с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента, с требованиями своей профессии и рынка  предоставления образовательных услуг, а также значимости своей профессии и личности в социальной сфере.
  2. Другие (авторы П. Образцов, Т. Дмитриенко) считают наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.
  3. Третьи (авторы А. Вербицкий, Е. Плотникова, В. Шершнева и др.) связывают его с изучением профильных и непрофильных дисциплин.

И сейчас появился ещё деятельностно-компетентностный подход (термин Ялалова Фарита Габтеловича, г. Нижнекамск Республика Татарстан).

Он не отрицает ЗУНовскй подход (на технологическом уровне без ЗУНов ничего не получится),  но отмечается, что использование деятельностного подхода в профобразовании изменяет саму парадигму образования – происходит переход от парадигмы знаний, умений, навыков к системно-деятельностной парадигме образования. При которой действует еще одна формула: компетенция — деятельность — компетентность. 

Компетенция должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью, как характеристикой личности. Компетентность – это и есть знание в действии. И компетентностный подход не противостоит деятельностному, а работает с ним. 

Методы компетентностного подхода позволяют достичь определенных результатов, приобрести значимые компетенции в различных видах деятельности,  в том числе и профессиональной.

Овладеть компетенциями возможно только используя различные виды деятельности. Таким образом, мы видим, что компетенции и деятельность взаимосвязаны. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. То есть процесс обучения – это и есть процесс приобретения ЗУН и опыта деятельности овладения профессиональными, социально значимыми компетентностями.

В докладе международной комиссии по образованию для 21 века «Образование: скрытое сокровище», Жак Делор сформулировал глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.

Перед образованием ставятся задачи:

  • научить получать знания (учить учиться)
  • научить работать и зарабатывать (учение для труда) 
  • научить жить (учение для бытия) 
  • научить жить вместе (учение для совместной жизни)

№/№ п/п

Система школьного обучения

Система профессионального образования

1.

Усвоение системы знаний, умений, навыков

Формирование умений учиться компетенции, что необходимо  для дальнейшего овладения новыми компетенциями

2.

«Изолированное» изучение учебных предметов

Включение содержания обучения для решения значимых жизненных задач  (пример, книги по биол. В.С.Кучменко: не отдельные уровни, а как систему, начиная с кл. – как система; организм; экосистема – нельзя уничтожить какое-то растение/животное, т.к. они взаимосвязаны и важны для человека). 

3.

Стихийная учебная деятельность  учащегося

- целенаправленная, планомерная организация деятель-ности студентов;

- является саморегулирующимся механизмом разноуров- невого обучения;

 - позволяет упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся;

- обеспечивает возможность выбора каждым обучаемым индивидуальных видов и способов деятельности для достижения им социально безопасного минимума

4.

Индивидуальная форма усвоения знаний

Учебное сотрудничество для достижения целей обучения

5.

Под опытом деятельности подразумевается опыт учебно-познавательной деятельности

В рамках деятельностно-компетентностного подхода  опыт деятельности является внутренним условием движения личности к цели, он выступает как готовность личности к определенным действиям на основе имеющихся ЗУН. Он включает в себя, кроме учебно-познавательной деятельности, опыт оценочных, профессионально и социально значимых видов деятельности. 

6.

«Знания – умения – навыки» путем формирования у учащихся практических умений и навыков.

При деятельностно-компетентностном подходе ЗУН включают в себя еще и опыт деятельности

Знания — Умения — Навыки — Опыт деятельности

В системе общего образования деятельность осуществляется  путем формирования у учащихся практических умений и навыков на основе приобретения «Знаний – умений – навыков».

В системе общего и профессионального образования деятельность выступает  как готовность обучаемого к определенным действиям на основе имеющихся знаний, умений и навыков и является внутренним двигателем этой личности к цели. И уже включает в себя не только виды учебно-познавательной деятельности, но и  профессиональную деятельность. И при деятельностно-компетентностном подходе кроме  ЗУН нужен еще опыт деятельности:

                  Знаний — Умений — Навыков — Опыт деятельности

И эти виды деятельности в ходе профессиональной подготовки обогащаются, изменяются, дополняются различными видами деятельности.

Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.

Процесс учения понимается как процесс развития личности, обретения духовно-нравствен-ного опыта и социальной компетентности.

Педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсона  разработан деятельностный метод обучения.                                                                                                     

Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов, направленных не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, методы и формы обучения, реализуемые в деятельности. [4].

Она не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей (см. выше).

Вообще-то  отношение к термину «деятельность» неоднозначное. Например, А.Н.Леонтьев  отмечал, сто не все проявления жизненной активности человека могут быть отнесены к деятельности (пример 1-Ф).

Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности[3].

В педагогике выделяют ведущие виды деятельности: игровую, учебную и трудовую деятельность.

В психологии деятельность связывают с психическими процессами (сенсорная, мнемическая, мыслительная и другие виды деятельности).

Особенностью системно-деятельностного подхода является положение о том, что психологические функции и способности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.

 Особенность системно-деятельностного подхода

При этом содержание образования проектирует определенный тип мышления ребенка – эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения.

Содержание же учебного предмета выступает как система научных понятий, конституирующих определенную предметную область.

В основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий (СУД). 

В.В.Давыдов указывал, что первичная форма существования теоретического знания – это способ действия.

         Биология имеет огромное разнообразие подходов к природным данным ученика - это и проведение наблюдений, опытов, написание сказок, рисование и лепка, решение логических задач, моделирование и другие.

          Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии возможна и с помощью применения компьютерных технологий, развивая интегрированные способы учебной деятельности, способности личности обучаемого.

           Например:  

1.Терминологические диктанты:

               вставить пропущенные в тексте термины, дать определения перечисленным

               терминам, подобрать к терминам определения и т.д.

2.Задания на классификацию: 

               составить классификацию объектов, признаков, процессов, свойств по значимому

               основанию, определить значимое основание или принцип предложенной классификации,

               дополнить классификацию примерами и т.д.

3. Задания на интерпретацию текста в графическое изображение: 

               схему, таблицу или слайд, презентацию.

4. Задания на сравнения и сопоставление: 

               сравнивая отдельные объекты или группы организмов, найти сходства и отличия;

               выделить признаки для сравнения или сопоставления.

5. Составление характеристик отдельных групп растений или животных, процессов, свойств,

               органов по аналогии с раннее изученными или по заданному плану; составление

               презентаций явлений или объектов по плану.

6. Составление конспекта, плана ответа по материалам сайта, статьи и т.д.

7. Задания, связанные с мыслительными операциями анализа: 

               выделение признаков отдельных групп, образующих таксономическую единицу.

8. Выделение причинно-следственных связей: 

               определение связи между строением и выполняемыми функциями у органоидов

               клеток, тканей, органов, выделение причины и следствии явления или процесса.

9.Задания на оценочную деятельность: 

               найти допущенные ошибки при ответе, в тексте, рисунке, оценить ответ, презентацию,

               сайт и другие задания по заданным параметрам.

         

Используя возможности пришкольного участка можно организовать исследовательскую деятельность обучающихся, которая широко способствует активизации познавательной деятельности.

ВЫВОДЫ:

Новые Стандарты образования дают возможность молодому человеку  к  социализации, обеспечивающей вхождение его в общество.

        Разнообразные формы деятельности на уроках биологии позволяют формировать опыт творческой деятельности, необходимой будущему специалисту.

        Освоение и реализация новых подходов, технологий и методик - это гарантия движения, динамики, роста, гибкости педагога и помогает адаптироваться к современным условиям жизни.

Литература

  1. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. Дома «Первое сентября».- 2011.-№ 9.-С.14-15.
  2. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]
  3. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/419748/]
  4. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]
  5. Купавцев,А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66. 15. Леонтьев,А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева
  6. Лейбович А.Н. Госстандарт в системе начального профессионального образования // Профтехобразование в России: Итоги ХХ века и прогнозы: В 2 т. – Т.1. – М., 1998.
  7. Ялалов Фарит Габтелович,  Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию действительный член Петровской академии наук и искусств, доктор педагогических наук, профессор, ректор Нижнекамского муниципального института, г. Нижнекамск Республика Татарстан