Системно-деятельностный подход. Новикова Ж.Н.
В связи с введением новых ФГОС в систему образования России системно-деятельностный подход стал обязательным для всех учителей её образовательного пространства, т.к. в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, призванный обеспечить соответствие учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podkhod._novikova_zh.n._docx.docx | 120.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход в изучении предметов естественного цикла
Преподаватель ПЦК математических и естественнонаучных дисциплин Ж.Н.Новикова
Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому, и я научусь.
Пословица
В связи с введением новых ФГОС в систему образования России системно-деятельностный подход стал обязательным для всех учителей её образовательного пространства, т.к. в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, призванный обеспечить соответствие учеб-ной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Основные идеи системно-деятельностного подхода
В системно-деятельностном подходе понятие деятельности занимает одно из ведущих мест, а деятельность сама рассматривается как система. Еще в XIX в. Ф.Френбель описал всеобщую схему деятельности, (взаимоопределяемость цели и средства), отметив социально-историческую обусловленность деятельности и её форм. «Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат»[2]. Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.
Сейчас в качестве цели образования ставится развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности (УСД). Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Что означает понятие "деятельность"?
- деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат. С самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности (стандарты нацеливают на результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий).
- результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация). Важно увидеть, что все действия не разорваны.
- в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности обучаемого и присущие этим особенностям формы деятельности.
Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя:
- цель;
- средство;
- сам процесс преобразования;
- его результат.
Системно-деятельностный подход в обучении не противоречит, а сочетаются со многими другими педтехнологиями (подходами в обучении), например, компетентностным, личностно-ориентированным, технологиями деятельностного типа, например:
- технологии, основанные на уровневой дифференциации;
- на создании учебных ситуаций;
- на реализации проектной и исследовательской деятельности;
- на практико-ориентированном подходе в образовании:
- одни (авторы Ю. Ветров, Н. Клушина) практико-ориентированное образование связывают с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента, с требованиями своей профессии и рынка предоставления образовательных услуг, а также значимости своей профессии и личности в социальной сфере.
- Другие (авторы П. Образцов, Т. Дмитриенко) считают наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.
- Третьи (авторы А. Вербицкий, Е. Плотникова, В. Шершнева и др.) связывают его с изучением профильных и непрофильных дисциплин.
И сейчас появился ещё деятельностно-компетентностный подход (термин Ялалова Фарита Габтеловича, г. Нижнекамск Республика Татарстан).
Он не отрицает ЗУНовскй подход (на технологическом уровне без ЗУНов ничего не получится), но отмечается, что использование деятельностного подхода в профобразовании изменяет саму парадигму образования – происходит переход от парадигмы знаний, умений, навыков к системно-деятельностной парадигме образования. При которой действует еще одна формула: компетенция — деятельность — компетентность.
Компетенция должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью, как характеристикой личности. Компетентность – это и есть знание в действии. И компетентностный подход не противостоит деятельностному, а работает с ним.
Методы компетентностного подхода позволяют достичь определенных результатов, приобрести значимые компетенции в различных видах деятельности, в том числе и профессиональной.
Овладеть компетенциями возможно только используя различные виды деятельности. Таким образом, мы видим, что компетенции и деятельность взаимосвязаны. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. То есть процесс обучения – это и есть процесс приобретения ЗУН и опыта деятельности овладения профессиональными, социально значимыми компетентностями.
В докладе международной комиссии по образованию для 21 века «Образование: скрытое сокровище», Жак Делор сформулировал глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.
Перед образованием ставятся задачи:
- научить получать знания (учить учиться)
- научить работать и зарабатывать (учение для труда)
- научить жить (учение для бытия)
- научить жить вместе (учение для совместной жизни)
№/№ п/п | Система школьного обучения | Система профессионального образования |
1. | Усвоение системы знаний, умений, навыков | Формирование умений учиться компетенции, что необходимо для дальнейшего овладения новыми компетенциями |
2. | «Изолированное» изучение учебных предметов | Включение содержания обучения для решения значимых жизненных задач (пример, книги по биол. В.С.Кучменко: не отдельные уровни, а как систему, начиная с кл. – как система; организм; экосистема – нельзя уничтожить какое-то растение/животное, т.к. они взаимосвязаны и важны для человека). |
3. | Стихийная учебная деятельность учащегося | - целенаправленная, планомерная организация деятель-ности студентов; - является саморегулирующимся механизмом разноуров- невого обучения; - позволяет упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся; - обеспечивает возможность выбора каждым обучаемым индивидуальных видов и способов деятельности для достижения им социально безопасного минимума |
4. | Индивидуальная форма усвоения знаний | Учебное сотрудничество для достижения целей обучения |
5. | Под опытом деятельности подразумевается опыт учебно-познавательной деятельности | В рамках деятельностно-компетентностного подхода опыт деятельности является внутренним условием движения личности к цели, он выступает как готовность личности к определенным действиям на основе имеющихся ЗУН. Он включает в себя, кроме учебно-познавательной деятельности, опыт оценочных, профессионально и социально значимых видов деятельности. |
6. | «Знания – умения – навыки» путем формирования у учащихся практических умений и навыков. | При деятельностно-компетентностном подходе ЗУН включают в себя еще и опыт деятельности Знания — Умения — Навыки — Опыт деятельности |
В системе общего образования деятельность осуществляется путем формирования у учащихся практических умений и навыков на основе приобретения «Знаний – умений – навыков».
В системе общего и профессионального образования деятельность выступает как готовность обучаемого к определенным действиям на основе имеющихся знаний, умений и навыков и является внутренним двигателем этой личности к цели. И уже включает в себя не только виды учебно-познавательной деятельности, но и профессиональную деятельность. И при деятельностно-компетентностном подходе кроме ЗУН нужен еще опыт деятельности:
Знаний — Умений — Навыков — Опыт деятельности
И эти виды деятельности в ходе профессиональной подготовки обогащаются, изменяются, дополняются различными видами деятельности.
Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.
Процесс учения понимается как процесс развития личности, обретения духовно-нравствен-ного опыта и социальной компетентности.
Педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсона разработан деятельностный метод обучения.
Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов, направленных не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, методы и формы обучения, реализуемые в деятельности. [4].
Она не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей (см. выше).
Вообще-то отношение к термину «деятельность» неоднозначное. Например, А.Н.Леонтьев отмечал, сто не все проявления жизненной активности человека могут быть отнесены к деятельности (пример 1-Ф).
Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности[3].
В педагогике выделяют ведущие виды деятельности: игровую, учебную и трудовую деятельность.
В психологии деятельность связывают с психическими процессами (сенсорная, мнемическая, мыслительная и другие виды деятельности).
Особенностью системно-деятельностного подхода является положение о том, что психологические функции и способности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
Особенность системно-деятельностного подхода
При этом содержание образования проектирует определенный тип мышления ребенка – эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения.
Содержание же учебного предмета выступает как система научных понятий, конституирующих определенную предметную область.
В основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий (СУД).
В.В.Давыдов указывал, что первичная форма существования теоретического знания – это способ действия.
Биология имеет огромное разнообразие подходов к природным данным ученика - это и проведение наблюдений, опытов, написание сказок, рисование и лепка, решение логических задач, моделирование и другие.
Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии возможна и с помощью применения компьютерных технологий, развивая интегрированные способы учебной деятельности, способности личности обучаемого.
Например:
1.Терминологические диктанты:
вставить пропущенные в тексте термины, дать определения перечисленным
терминам, подобрать к терминам определения и т.д.
2.Задания на классификацию:
составить классификацию объектов, признаков, процессов, свойств по значимому
основанию, определить значимое основание или принцип предложенной классификации,
дополнить классификацию примерами и т.д.
3. Задания на интерпретацию текста в графическое изображение:
схему, таблицу или слайд, презентацию.
4. Задания на сравнения и сопоставление:
сравнивая отдельные объекты или группы организмов, найти сходства и отличия;
выделить признаки для сравнения или сопоставления.
5. Составление характеристик отдельных групп растений или животных, процессов, свойств,
органов по аналогии с раннее изученными или по заданному плану; составление
презентаций явлений или объектов по плану.
6. Составление конспекта, плана ответа по материалам сайта, статьи и т.д.
7. Задания, связанные с мыслительными операциями анализа:
выделение признаков отдельных групп, образующих таксономическую единицу.
8. Выделение причинно-следственных связей:
определение связи между строением и выполняемыми функциями у органоидов
клеток, тканей, органов, выделение причины и следствии явления или процесса.
9.Задания на оценочную деятельность:
найти допущенные ошибки при ответе, в тексте, рисунке, оценить ответ, презентацию,
сайт и другие задания по заданным параметрам.
Используя возможности пришкольного участка можно организовать исследовательскую деятельность обучающихся, которая широко способствует активизации познавательной деятельности.
ВЫВОДЫ:
Новые Стандарты образования дают возможность молодому человеку к социализации, обеспечивающей вхождение его в общество.
Разнообразные формы деятельности на уроках биологии позволяют формировать опыт творческой деятельности, необходимой будущему специалисту.
Освоение и реализация новых подходов, технологий и методик - это гарантия движения, динамики, роста, гибкости педагога и помогает адаптироваться к современным условиям жизни.
Литература
- Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. Дома «Первое сентября».- 2011.-№ 9.-С.14-15.
- Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]
- Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/419748/]
- Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]
- Купавцев,А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66. 15. Леонтьев,А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева
- Лейбович А.Н. Госстандарт в системе начального профессионального образования // Профтехобразование в России: Итоги ХХ века и прогнозы: В 2 т. – Т.1. – М., 1998.
- Ялалов Фарит Габтелович, Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию действительный член Петровской академии наук и искусств, доктор педагогических наук, профессор, ректор Нижнекамского муниципального института, г. Нижнекамск Республика Татарстан