Педагогическое эссе педагога-психолога Куроптевой И.В.
«Я не ложусь один, ко мне на грудь,
Как женщина, склоняется тревога.
То радость, то печаль
Спешат ко мне прильнуть,
И страх, как пёс, ложится у порога.
Я не один встаю в начале дня.
Сначала просыпается тревога,
Встаёт печаль и радость до меня,
И страх уже скребётся у порога».
Расул Гамзатов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_k.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое эссе
педагога-психолога Куроптевой И.В.
Искусство жизни быстротечной…
«Я не ложусь один, ко мне на грудь,
Как женщина, склоняется тревога.
То радость, то печаль
Спешат ко мне прильнуть,
И страх, как пёс, ложится у порога.
Я не один встаю в начале дня.
Сначала просыпается тревога,
Встаёт печаль и радость до меня,
И страх уже скребётся у порога».
Расул Гамзатов
Всем известна истина, что психологически здоровый человек – это, прежде всего, творческий, жизнерадостный, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Его жизнь наполнена смыслом, он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей [3]. Но современная жизнь с ее многочисленными трудностями требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил.
На мой взгляд, представитель педагогического труда чаще, чем представители других профессий попадает в стрессовую ситуацию. Его день проходит в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов и насыщен различными событиями, которые предполагают повышенный уровень эмоционального реагирования. Это обстоятельство «отражает личностное противоречие между мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов» педагога, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния [4]. В результате снижается эффективность воспитания и обучения детей, повышается конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, их родителями, коллегами, происходит формирование в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушается психическое здоровье. Если не происходит своевременная коррекция, то повышается риск попадания в ситуацию эмоционального срыва, а следствием становится подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, стресс.
Одной из разновидностей стрессов в наше время стал так называемый синдром хронической усталости, который хорошо знаком многим педагогам. Истинные причины заболевания неизвестны. Согласно гипотезам ученых, это заболевание вызывают особые разновидности вирусов, неблагоприятная экологическая обстановка. Но все же большинство исследователей считают, что в основе заболевания лежит чрезмерная нагрузка на организм [3].
Болезнь начинается как банальный грипп, и ее симптомами на физиологическом уровне являются:
- небольшое повышение температуры;
- увеличение лимфатических узлов в затылке и под мышками;
- боли в мышцах и суставах;
- расстройство сна.
На психологическом уровне отмечается:
- чувство непреходящей усталости и слабости;
- депрессия, потеря вкуса к жизни;
- снижение интеллектуальных возможностей;
- быстрая утомляемость;
- раздражительность.
На социальном уровне:
- потеря интереса и ощущение апатии в работе;
- появление проблем во взаимоотношениях с коллегами;
- свертывание перспективных жизненных планов;
- падение интереса к общественной жизни [3].
В связи со сказанным встает вопрос об охране здоровья педагога, о его профессиональном долголетии. Соответственно целью моей работы в качестве педагога-психолога ДОУ является организация психологической поддержки по сохранению и укреплению их психологического здоровья. Профессиональная психологическая помощь у педагогов при «эмоциональном выгорании» (синдроме хронической усталости) включает проведение тренинговых занятий по выработке необходимых качеств и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов в организме. Не лишним будет применение фито-, музыко- и ароматерапии.
Для снятия излишнего эмоционального напряжения большую роль играет работа с педагогами по повышению уровня эмоциональной культуры, развитию толерантности, развитию умения конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
Стимулирует развитие психологической усталости слабая мотивация к профессиональной деятельности. А одним из важных условий ее эффективности, способствующей благоприятному эмоциональному состоянию, является достаточный уровень развития профессионального самосознания, важнейшая составляющая которого – высокий уровень педагогической культуры. Поэтому важно так же работать над формированием профессионально значимых качеств личности педагога – педагогического такта, самокритичности, справедливости, ответственности, самообладания и самоконтроля [5].
С учетом вышесказанного, можно сделать вывод, что не стоит останавливаться лишь на профилактике психологической усталости и поиске путей ее преодоления, так как вопрос эмоционального выгорания у педагогов должен решаться в комплексе.
На занятиях с элементами тренинговых упражнений семинара-практикума «Сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов» в той или иной степени я стараюсь формировать у педагогов потребность в психологических знаниях и желание использовать их в интересах собственного развития.
В книге «Иметь или быть» Э. Фромм пишет, что мы становимся сильными, разумными, счастливыми и психически здоровыми людьми в той мере, в какой сами достигаем своего оптимального равновесия. Необходимо помнить, что для ощущения удовлетворенностью жизнью нужно устанавливать только те рекорды, которые нам по силам и которые увеличивают количество свободы [3].
Список литературы:
- Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. – СПб.: Речь. 2006.
- Кулганов В.А. «Профилактика утомления у воспитателей ДОУ»// Дошкольная педагогика №3 (12) 2003г.
- Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руоводителя. – М.: Центр «Педагогический поиск»,2001.
- Сборник методических разработок тренинговых, медитационных и релаксационных занятий для организации работы педагогов образовательных учреждений. – Муравленко, 2007.
- Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Психотерапия, 2006.