сказкотерапевтическое занятие
Методическая разработка
сказкотерапевтического занятия с элементами ЛФК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
сказкотерапевтического занятия с элементами ЛФК
Цель: развитие эмоциональной сферы, эмоциональной адекватности, познавательных процессов, мотивации на принятие и поддержку другого.
Задачи:
- Коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы.
- Развитие произвольного внимания и памяти.
- Формирование восприятия внешнего выражения эмоций.
- Развитие общей моторики.
- Профилактика и коррекция плоскостопия, нарушения осанки.
Используемые методы и техники - мультимодальный подход:
- Сказкотерапия.
- Игротерапия.
- Психогимнастика.
- Дидактическая игра.
- музыкотерапия
Категория участников: младшие школьники с проблемами развития
Этап 1. Ритуал входа в сказку. Упражнение с использованием сенсорной тропы.
Цель: создание настроения на совместную работу. Вхождение в сказку.
Оздоровительная цель: развитие тактильного восприятия, координации движений и профилактики плоскостопия.
Содержание.
Дети приглашаются в комнату. На полу расположена сенсорная тропа. Психолог говорит детям: «Эта тропа не простая, она волшебная, а все волшебное требует особого внимания, старания и благодарности, как только вы ее пройдет начнется сказка. Помните: как только мы прикасаемся к волшебному, сами становимся добрыми и внимательными волшебниками, поэтому и самих себя надо искренне любить и благодарить. Первый шаг- это уже половина пути, и сделать его нужно правильно, а потому надо внимательно смотреть на блинчики и коврики на тропинке и ставить на них ножки аккуратно. Поставили правую ногу, почувствовали опору, приставили левую ногу, «укоренились» как цветочек, посаженный в землю, представили как пустили корни глубоко под землю. Все внимание на стопы- корни! Остановились. Вырос цветочек. Идем вперед. Посадим еще один». Так дети продолжаю идти до конца тропы. Начинается сказка.
Материалы и оборудование: сенсорная тропа
Этап 2.Рассказывание сказки «Про кота Рыжика»
Цель: ознакомление детей со сказкой, последовательностью событий; развитие познавательного интереса.
Содержание.
Рассказывается сказка про кота Рыжика (Е.Л. Набойкина)
В саду на дереве висел скворечник. В нем жили скворцы. Совсем недавно у них вылупились птенцы. Папе скворцу и маме приходилось очень много работать. Ведь их детки птенчики хотели кушать. Скворцы приносили своим птенцам в клюве разных жуков, червяков. Как-то раз, когда папы и мамы не было дома, к скворечнику стал подбирать кот Рыжик. Он уже даже засунул лапу в скворечник. Птенцы очень сильно испугались и стали громко кричать. Их крик услышали папа и мама, они прилетели и увидели кота Рыжика, который пытался залезть к ним в домик. Они очень сильно разгневались. Стали налетать на кота Рыжика и клевать его. Кот испугался и убежал. А скворцы обрадовались, что все целы и невредимы и весело закричали.
Хронометраж:2-3 мин.
Этап 3. Этюд «повторялка»
Цель: расширение представлений детей об эмоциях; развитие восприятия эмоциональных состояниях через графические изображения.
Содержание.
Детям предлагается показать следующие моменты сказки: испуг птенцов; гнев скворцов родителей; испуг кота; радость скворцов. Если у детей вызывает затруднение выполнить задание самостоятельно, можно демонстрировать карточки в соответствии с каждым эмоциональным состоянием ( приложение ).
На данном этапе можно выполнить упражнение на фитболе « Скворец»
Исходное положение сидя на мяче, руки перед грудью вытянуты вперед, ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты, а большие пальцы загнуты внутрь.
Скворец в скворечнике живет и песню звонкую поет.
Терапевтический эффект: упражнение формирует навык правильной осанки, а также поскольку упражнение сочетается с пальчиковой гимнастикой происходит стимуляция речевого развития детей.
Хронометраж:8-10 мин.
Этап 4. Дидактическая игра «Спрячь мышку»
Цель: закрепление знаний сенсорных эталонов; совершенствование мелкой моторики, развитие внимания, наблюдательности; создание позитивного эмоционального настроения.
Содержание.
В сказочном контексте ( часть2 приложение ) ребятам предлагается спрятать мышек от кошки. Для этого необходимо правильно закрыть окошко: в соответствии с формой, величиной, цветом.
Материалы оборудование: модель домика, в котором окна большого и малого размера, они имеют форму круга, квадрата, треугольника, трапеции, их силуэты обозначены красным, зеленым, синим, желтым цветом. В окнах нарисованы мышки. Комплекты геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, трапеция красного, зеленого, синего, желтого цвета. Плоскостное изображение кота.
Хронометраж: 5-8 мин.
Этап5. Подвижная игра с фитболом «Кот и мыши»
Цель: развитие общей моторики, ловкости движений, способности быстрого реагирования; формирование и развитие самоконтроля ( строгое соблюдение правил игры); активизация адекватного эмоционального реагирования.
Лечебно-оздоровительный эффект : возникающие вибрационное воздействие при быстром передвижении на мяче улучшает функцию сердечно-сосудистой системы, внешнего дыхания, повышает обмен веществ, повышаются защитные свойства и сопротивляемость организма в целом. Профилактика и лечение нарушения осанки и сколиоза.
Содержание.
Упражнение проводится под веселую музыку. Один из детей выполняет роль кота, остальные становятся мышами. Кот ловит мышей( необходимо только дотронуться до мыши), после этого мышь отправляется в домик кота ( специально отведенное место). При выборе нового кота игра повторяется. На роль кошки выбирается робкий неуверенный в себе ребенок. Нежелательно выбирать активного, имеющего склонность управлять другими ребенка. Если же это невозможно, то предоставить возможность каждому ребенку побывать в роли кота.
Материалы и оборудование: магнитофон, запись веселой музыки, шапочка-маска кота.
Хронометраж: 5-6 мин.
Этап 6. Игра «Волшебные рисунки»
Цель: снятие напряжения, закрепление представлений об эмоциях, развитие воображения и мелкой моторики.
Содержание.
Детям предлагается нарисовать пальчиками, не использую кисть эмоции. Если ребенок испытывает затруднения, оказывается помощь. Музыкальное сопровождение упражнения ( музыка для релаксации или звуки природы для детей).
Материалы и оборудование: листы белой бумаги, гуашевые краски ( шесть основных цветов), стаканчики или баночки с водой.
Хронометраж: 7-10 мин.
Этап 7. Ритуал «выхода» из сказки. Упражнение с использованием сенсорной тропы.
Цель: закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде. Общее поощрение детей.
Материалы и оборудование: сенсорная тропа
Хронометраж: 3-4 мин.