сказкотерапевтическое занятие

Методическая разработка

сказкотерапевтического занятия с элементами ЛФК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

сказкотерапевтического занятия с элементами ЛФК

«Спрячь мышку»

Цель: развитие эмоциональной сферы, эмоциональной  адекватности, познавательных процессов,  мотивации на  принятие и поддержку  другого.

Задачи:

  • Коррекция  и развитие  сенсорно-перцептивной  сферы.
  • Развитие  произвольного  внимания  и памяти.
  • Формирование  восприятия  внешнего  выражения  эмоций.
  • Развитие  общей  моторики.
  • Профилактика  и коррекция  плоскостопия, нарушения  осанки.

Используемые  методы  и техники -  мультимодальный  подход:

  • Сказкотерапия.
  • Игротерапия.
  • Психогимнастика.
  • Дидактическая  игра.
  • музыкотерапия

Категория  участников: младшие   школьники  с проблемами развития

Этап 1. Ритуал   входа  в сказку. Упражнение с использованием  сенсорной  тропы.

Цель: создание настроения на совместную работу. Вхождение в сказку.

Оздоровительная цель:  развитие тактильного восприятия,  координации движений  и профилактики  плоскостопия.

Содержание.

  Дети приглашаются  в комнату. На полу  расположена  сенсорная тропа. Психолог говорит  детям: «Эта  тропа не простая,  она  волшебная, а все  волшебное  требует особого  внимания, старания и благодарности, как только вы  ее пройдет начнется  сказка.  Помните: как только  мы  прикасаемся к волшебному, сами становимся  добрыми и внимательными волшебниками, поэтому  и самих себя надо искренне   любить  и благодарить. Первый  шаг- это уже  половина  пути, и сделать его нужно правильно, а потому  надо  внимательно  смотреть на  блинчики  и коврики  на  тропинке и ставить на них ножки аккуратно. Поставили  правую ногу, почувствовали опору, приставили левую ногу, «укоренились» как  цветочек, посаженный в землю, представили  как  пустили  корни  глубоко  под  землю.  Все  внимание на  стопы- корни! Остановились. Вырос  цветочек. Идем  вперед. Посадим  еще  один».  Так  дети продолжаю идти до конца  тропы. Начинается сказка.

Материалы и оборудование: сенсорная  тропа

Этап 2.Рассказывание  сказки «Про  кота  Рыжика»

Цель: ознакомление детей  со  сказкой,  последовательностью  событий;  развитие  познавательного  интереса.

Содержание.

Рассказывается  сказка про кота  Рыжика (Е.Л. Набойкина)

В саду на дереве  висел  скворечник. В нем  жили  скворцы. Совсем недавно  у них  вылупились  птенцы. Папе  скворцу  и маме приходилось  очень много работать. Ведь  их  детки  птенчики  хотели  кушать. Скворцы  приносили  своим птенцам  в  клюве разных жуков, червяков. Как-то  раз,  когда  папы  и мамы  не  было дома, к скворечнику стал подбирать кот  Рыжик. Он уже  даже  засунул  лапу  в скворечник.  Птенцы  очень  сильно  испугались  и стали  громко  кричать. Их  крик услышали  папа и мама, они  прилетели и увидели кота  Рыжика, который  пытался  залезть к ним в домик. Они  очень сильно разгневались. Стали налетать на кота  Рыжика  и клевать его. Кот  испугался  и убежал. А скворцы  обрадовались, что  все  целы  и невредимы и весело закричали.

Хронометраж:2-3 мин.

Этап 3. Этюд «повторялка»

Цель: расширение  представлений  детей  об эмоциях; развитие  восприятия  эмоциональных  состояниях  через графические изображения.

Содержание.

Детям  предлагается показать  следующие моменты сказки: испуг  птенцов; гнев скворцов  родителей; испуг  кота; радость  скворцов. Если  у детей вызывает затруднение  выполнить задание  самостоятельно, можно  демонстрировать карточки в соответствии с каждым  эмоциональным состоянием ( приложение  ).

На  данном  этапе можно  выполнить  упражнение на  фитболе  « Скворец»

Исходное  положение  сидя на  мяче, руки перед  грудью вытянуты вперед, ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы  прижаты, а большие пальцы загнуты  внутрь.

           Скворец в скворечнике живет и песню звонкую поет.

Терапевтический  эффект:  упражнение  формирует навык правильной  осанки, а также поскольку упражнение сочетается с пальчиковой  гимнастикой происходит стимуляция речевого развития детей.

Хронометраж:8-10 мин.

Этап 4. Дидактическая  игра «Спрячь  мышку»

Цель: закрепление  знаний  сенсорных эталонов; совершенствование   мелкой  моторики, развитие  внимания, наблюдательности;  создание  позитивного  эмоционального настроения.

Содержание.

В сказочном  контексте ( часть2 приложение  )  ребятам  предлагается  спрятать  мышек от кошки.  Для  этого  необходимо  правильно  закрыть  окошко:  в соответствии с формой, величиной, цветом.

Материалы  оборудование:  модель домика, в котором  окна  большого  и малого размера, они  имеют  форму круга, квадрата, треугольника, трапеции, их  силуэты  обозначены  красным, зеленым, синим,    желтым цветом.  В  окнах  нарисованы  мышки.  Комплекты  геометрических  фигур:  круг, квадрат, треугольник, трапеция красного, зеленого, синего, желтого  цвета.  Плоскостное  изображение  кота.

Хронометраж: 5-8 мин.

Этап5.  Подвижная  игра  с   фитболом «Кот и мыши»

Цель:  развитие  общей  моторики, ловкости  движений, способности  быстрого  реагирования;  формирование и развитие  самоконтроля ( строгое  соблюдение  правил  игры);  активизация  адекватного  эмоционального  реагирования.

Лечебно-оздоровительный  эффект : возникающие   вибрационное воздействие при  быстром  передвижении на  мяче улучшает функцию  сердечно-сосудистой  системы, внешнего  дыхания, повышает  обмен  веществ, повышаются  защитные  свойства и сопротивляемость организма в целом. Профилактика и лечение нарушения осанки  и сколиоза.

Содержание.

Упражнение  проводится  под  веселую  музыку. Один из детей  выполняет  роль кота, остальные  становятся  мышами. Кот  ловит мышей( необходимо только дотронуться до  мыши), после  этого мышь  отправляется  в домик   кота ( специально отведенное место). При выборе нового  кота  игра повторяется. На роль кошки выбирается  робкий  неуверенный в себе  ребенок. Нежелательно  выбирать  активного, имеющего  склонность  управлять другими ребенка. Если же это невозможно, то предоставить возможность каждому  ребенку  побывать в роли кота.

Материалы и оборудование: магнитофон, запись веселой  музыки, шапочка-маска кота.

Хронометраж: 5-6 мин.

Этап 6. Игра «Волшебные  рисунки»

Цель: снятие напряжения, закрепление представлений об эмоциях, развитие воображения  и мелкой  моторики.

Содержание.

Детям  предлагается нарисовать  пальчиками, не использую кисть  эмоции. Если  ребенок  испытывает  затруднения, оказывается  помощь. Музыкальное сопровождение  упражнения ( музыка для  релаксации или  звуки  природы  для  детей).

Материалы и оборудование: листы  белой  бумаги, гуашевые краски ( шесть основных   цветов), стаканчики  или баночки с водой.

Хронометраж: 7-10 мин.

Этап 7. Ритуал  «выхода»  из  сказки.  Упражнение с использованием  сенсорной  тропы.

Цель: закрепление нового опыта, подготовка детей  к взаимодействию  в привычной для них социальной  среде. Общее поощрение детей.

Материалы и оборудование:  сенсорная тропа

Хронометраж: 3-4 мин.