НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Курсовая работа - методика преподавания английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_formy_uroka.docx | 486.29 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..........................3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ
НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В МЛАДШИХ КЛАСАХ ………………………………………………………...5
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ……………………………………………………….5
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА.................................................................................................7
- ФОРМЫ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА…..9
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАССАХ……………...18
2.1 ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА……………………..18
2.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА …………………………….................19
2.3 АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙРАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА 2010-2011 В МОУ СОШ № 8 г. ТУАПСЕ………………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ
Проблема преподавания в школе в настоящее время актуальна. Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность обучения – коммуникативность. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся. Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям следует отнести: урок – спектакль, урок – праздник, урок – экскурсию, урок -игру … Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения. Целью данного исследования является изучение и разработка нетрадиционных уроков английского языка в младших классах. Поставленная цель привела к рассмотрению следующих задач:
- Рассмотреть понятие нетрадиционного урока
- Рассмотреть виды нетрадиционного урока
- Раскрыть психологические особенности младших школьников
- Проанализировать педагогический опыт работы по использованию нетрадиционных уроков.
Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока формируют у учащихся интерес и уважение к предмету, воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний. Развивают интеллектуальные и познавательные способности, ценностные ориентаций, чувства и эмоции ученика.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РОГАНИЗАЦИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАССАХ
1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он
является не только важной организационной, но и прежде всего
педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его
нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.
Еще в 80-е годы М.И. Махмутов указывал на значимость и важность новых подходов в разработке урока. Поэтому, исходя из актуальности проблемы развития форм обучения, хотелось бы подготовить читателя к осмыслению и пониманию нетрадиционных активных форм и методов проведения учебной работы, другими словами, к освоению методики их проведения.
”Как показывает анализ практики, большинство учителей и сегодня продолжают придерживаться структуры традиционного урока при выполнении любой дидактической задачи, будь то формирование новых знаний или выработка навыков. Это объясняется не только теоретической неразработанностью структуры современного урока. Умственный навык построения традиционного урока, выработавшийся у учителей в течение десятилетий, стал своего рода психологическим барьером, преодоление которого возможно только путем осознания того, что опрос, изложение, закрепление не главная цель учителя и что урок можно построить на основе других целей по другой дидактической схеме”. [12 с.29]
Чем же характеризуется нетрадиционный урок? Это урок, который не относится ни к одной из известных классификаций, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью. И, наконец, он основан на том, что ученик есть не только объект, но и субъект учебной деятельности.
Особенности нетрадиционных форм урока на начальном этапе обучения в том, что пути и способы их реализации принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.
Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного на начальном этапе обучения языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
- осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по
определенной теме;
- обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение
учащихся к уроку;
- предусматривается минимальное участие на уроке учителя.
Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся в младших классах являются: урок – спектакль, урок – праздник, урок - игра, урок – экскурсия, урок – интервью.
1.2 Психологические особенности младшего школьника
Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам правильно выстроить нашу учебно-воспитательную работу на уроке английского языка в младших классах. Поэтому каждый учитель должен знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми. Учитывая возрастные особенности младших школьников рассмотрим ведущий вид деятельности, характерный для данного возраста. Значимость ведущей деятельности состоит в том, что она подготавливает переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. В шести летнем возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности: от игровой к учебной деятельности. Игровая потребность не ослабевает, дети продолжают играть до 9-10 лет. Основной характеристикой деятельности являются мотивы. Развитие личности младшего школьника предполагает формирование мотивов учения. Полноценное развитие учебной деятельности происходит за счет действия познавательного и игрового мотивов. Уникальность младшего возраста в том, что именно в это время возможно включение процесса изучения в контекст игровой деятельности с целью создания внутренней мотивации и интереса к овладению языком, когда естественной потребности у детей в общении на изучаемом языке нет. Что предоставляет уникальные возможности реализации принципа коммуникативности в обучении иностранным языкам за счет глобально действующей игровой мотивации.
Рассмотрим психические (когнитивные) процессы детей, поскольку они обеспечивают восприятия и познания мира: мышление, память, внимание, восприятие и воображение. Основная характеристика внимания памяти и восприятия – непроизвольность. Яркая подача и эмоциональная окраска, подвижная игра под музыку, организация внимания за счет разнообразной интересной деятельности с четким переходом от одного вида работы к другому – вот что необходимо для работы на уроке.
Мнемическая деятельность (деятельность запоминания) так же несовершенна. Преобладает непроизвольное запоминание, то есть хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. Непроизвольное усвоение материала возможно в процессе увлекательного взаимодействия друг с другом. Широкое использование игрушек и картинок будет способствовать развитию образной и ассоциативной памяти, а четкая постановка задач общения и организации их решения – словесно логической. Воображение семи летнего ученика достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер.
Среди детей наблюдается значительные индивидуальные различия в психическом развитии. Очень важно найти индивидуальный подход к каждому ученику. Большое значение будет иметь и первая встреча и ласковая приветливая улыбка и голос, и доброе отношение к ученикам.
Младшие школьники общительны и эмоциональны. Внимание учеников привлекает все новое и неожиданное. Но нужно приучать их быть внимательными и по отношению к тому, что не является занимательным. Вместе с тем нужно развивать у учащихся способность управлению памятью, то есть специально обращать их внимание на то, что надо запомнить. Развитие памяти, внимания, мышления у младших школьников тесно связанно с развитием их иноязычных способностей. Известно, что это один из основных факторов, обеспечивающих успешность усвоения иностранного языка школьниками. [15 ст.22-28].
1.3 Формы нетрадиционных уроков
Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа. Такие уроки появились как своего рода “ответ” учителей на ситуацию снижения интереса учащихся к занятиям. Это прогресс учительской мысли. На этих уроках учащиеся развиваются в личностно–ориентированном образовании. Оно помогает ребёнку стать культурной личностью, поддерживая всё то хорошее, что заложено в него от природы. Рассмотрим различные формы нетрадиционных уроков. [25].
Интернет на уроках иностранного языка
Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатлительными услугами. Неудивительно, что и преподаватели иностранного языка по достоинству оценили потенциал глобальной сети Интернет. Но прежде всего необходимо помнить о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности учащихся, обусловленными определенными целями образования. Интернет со всеми своими ресурсами – средство реализации этих целей и задач.
Поэтому прежде всего следует определить, для решения каких
дидактических задач в практике обучения иностранного языка могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которая представляет всемирная сеть. Интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, пользуясь аутентичными текстами, общаться с носителями языка, т.е. он создает естественную языковую среду [16 с.3-10].
Сначала вспомним особенности предмета "иностранный язык". Основная цель – формирование коммуникативной компетенции, которая предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. В наше время именно эта цель является наиболее востребованной учащимися.
Следует иметь в виду еще одну особенность предмета "иностранный язык". Обучать речевой деятельности можно лишь в общении, живом общении.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:
- совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;
- пополнять словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой
современного языка;
- формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.
Включение материалов сети в содержание урока позволяет учащимся
лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных
исследовательских, научных и творческих проектах, развивать
любознательность и мастерство.
Метод проектов
Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике [17 с. 3-10].
Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию.
Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинированный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.
Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.
Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени
самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника [20 с.41-46].
Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести
акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.
Видеоурок
Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.
Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа – носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.
Их использование способствует реализации важнейшего требования
коммуникативной методики – представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых [].
Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное
воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.
Таким образом, психологические особенности воздействия учебных
видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Практика показывает, что видеоуроки являются эффективной формой
обучения.
Урок – экскурсия
В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.
Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и
культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.
Урок – спектакль
Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует
выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.
Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.
Урок-праздник
Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
Урок – интервью
Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.
В зависимости от поставленных задач тема урока может включать
отдельные подтемы. Например: ”Cвободное время”, “Планы на будущее”, “Биография” и т.д.
Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. Однако при работе с такими темами, как "Моя школа" или "Мой город", равноправный диалог теряет смысл, поскольку партнерам незачем обмениваться информацией. Коммуникация приобретает чисто формальный характер.
В такой ситуации логично прибегнуть к элементами ролевого диалога. При этом один из партнеров продолжает оставаться самим собой, то есть российским школьником, тогда как второй должен сыграть роль его зарубежного сверстника.
Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся
самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем
страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить
ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.
Урок-эссе
Современный подход к изучению английского языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского "я".
Словарь кратких литературоведческих терминов трактует понятие "эссе"
как разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.
На уроках английского языка ученики анализируют избранную проблему, отстаивают свою позицию. Учащиеся должны уметь критически оценивать прочитанные произведения, в письменном виде излагать мысли согласно поставленной проблеме, научиться отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение.
Такая форма урока развивает психические функции учащихся, логические и аналитическое мышление и, что немаловажно, умение мыслить на иностранном языке.
Интегрированный урок
В современных условиях обучения иностранному языку в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения иностранного языка. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам.
Исследования показывают, что повышение образовательного уровня
обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Кроме того, науки гуманитарного цикла ставят предмет для разговора, повод для коммуникации.
Литература играет большую роль в эстетическом развитии учащихся.
Тексты художественных произведений являются важнейшим средством приобщения учащихся к культуре страны изучаемого языка.
Богатый материал для организации заинтересованного иноязычного общения дает МХК. Наиболее необходима связь "МХК и иностранный язык" при изучении основных достижений мировой и отечественной культуры. На уроках МХК учащиеся знакомятся с представителями в различных видах искусства. Знания о выдающихся представителях культуры страны изучаемого языка, о конкретных произведениях искусства приобретаются в процессе чтения.
Предметы гуманитарного цикла обращены к личности человека, его
духовным и нравственным ценностям. Использование интеграции формирует художественные вкусы учащихся, умение правильно понимать и ценить произведения искусства.
Основными целями интеграции иностранного языка с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях иноязычного речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.
Урок-мюзикл
Урок-мюзикл способствует развитию социокультурной компетенции и ознакомлению с культурами англоязычных стран.
Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку очевидны. Известно, что в Древней Греции многие тексты разучивались пением, а во многих школах Франции это практикуется сейчас. Тоже можно сказать и об Индии, где в настоящее время в начальной школе азбуку и арифметику выучивают пением.
Урок-мюзикл содействует эстетическому и нравственному воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика. Благодаря пению мюзикла на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается усталость, активизируется языковая деятельность. Во многих случаях он служит и разрядкой, снижающей напряжение и восстанавливает работоспособность учащихся.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАССАХ
- ИСЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
В возрасте 8 - 10 лет ребёнку гораздо важнее, что происходит “здесь” и “сейчас”, то есть он просто отвечает на вопрос: интересно для него занятие или нет. Сделать урок интересным и увлекательным, учитывая возрастные особенности ребёнка, – вот основная наша задача. Наш урок подразумевает совместную деятельность учителя и ученика, на время урока мы становятся партнёрами. Учитывая такую возрастную особенность детей, не требую от него решения трудных логических задач или составления сложных алгоритмов действий. “Золотым ключиком”, который открывает все ворота является проведение нетрадиционных уроков. В основе которых лежит игра, сказка, песня, рисунок, театрализация. Обучение через игру – вот основной тезис педагога, работающего в начальной школе! Игровую методику я использую в любой теме. Например, изучение английского алфавита, транскрипции и грамматические явления. Ребенок – это художник. Что невозможно показать, можно нарисовать и составить рассказ по рисунку. Своего рода метод проект. Для младших школьников я использую работу с рисунком. Ребенок – это еще и артист. На уроке мы и поем, и обыгрываем стихотворения. Включение элементов театральной деятельности очень помогает детям. При использовании коммуникативного подхода к обучению, направленного на практику общения, также можно подключать и невербальные средства общения (мимику, жесты, движения тела и др.). Так, гораздо эффективнее, веселее и забавнее, дети строят предложения, задают и отвечают на вопросы. Мой прием «скажи и покажи» это жестами и мимикой. Дети сами догадываются о значении слов и наоборот, делая движения, вспоминают значение слова. Так как урок носит многоступенчатый характер. Работая в начальных классах, я часто использую смену учебной деятельности, режимов работы, проведение физических минуток, расслабления во время прослушивания песен. Так, практически на каждом уроке во втором классе дети поют песни, делают дыхательные и фонетические упражнения, играют. На уроках, в полной мере использую все необходимые средства, способствующие здоровьесбережению. Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающих технологии на уроках английского языка - задача особой важности для преподавателя английского языка. Выполнить которую педагогу помогут любовь, теплота и улыбка!
2.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА НА МЛАДШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Драматизация и инсценирование как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка
В процессе изучения английского языка драматизация встречается на каждом шагу: любая лексика, любые разговорные формы отрабатываются не только в монологической речи, но и в диалогах. Учащиеся общаются на английском языке на заданную тему, нередко составляют свои собственные диалоги по ключевым словам, и во всех этих упражнениях присутствует элемент драматизации. Однако при этом не происходит действительно драматических ситуаций, в учебных диалогах редко выражаются сильные чувства и эмоции. Беседы друг с другом на английском языке не всегда интересны учащимся, ведь они с успехом могут поговорить и на русском языке.
Поэтому театральные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. Такое серьезное препятствие, как “языковой барьер”, становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются вовлеченными в общий творческий процесс. Считаю, что драматизация является одним из эффективных приемов активизации познавательной деятельности учащихся. Любой диалог я стараюсь разыграть в лицах, если позволяет время и в классе достаточно для этого места. Неуверенные в себе ученики читают свои реплики по учебнику, но некоторым я предлагаю выучить свою роль наизусть в качестве домашнего задания. Самое главное – не забывать о “звуковых эффектах” – телефонных звонках, шуме мотора, лае собак. Дети очень любят воспроизводить различные звуки.
Немаловажным является и то, что совместная работа над спектаклем или подготовка к празднику развивает у участников умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки (сильные ученики помогают слабым), укрепляет ответственность за успех общего дела.
В то же время для учителя работа над сценарием, репетиции помимо дополнительного времени для отработки произношения, введения и закрепления лексических единиц предоставляют уникальную возможность общения с учениками, причем в новом для обеих сторон контексте.
Привычные роли учитель–ученики преобразуются в иную модель отношений – режиссера и актеров, что гораздо интереснее для детей младшего школьного возраста, а для детей среднего школьного возраста служит отличной возможностью показать свои творческие способности.
Драматизация на начальном этапе может иметь характер ролевой игры, в ходе которой творчество учеников проявляется, прежде всего, в воспроизводящей деятельности по образцу. Важным условием ее эффективности являются заинтересованность участников и достаточный уровень их речевой компетентности.
Возможно совместное составление драматизируемых диалогов учителем и учащимися, что позволяет полнее учесть их интересы в организации коммуникативной деятельности.
Специфика драматизации заключается в том, что одновременно с отработкой языковой и речевой стороны материала ведется работа над его сценическим воплощением. Необходимо показать учащимся как правильно двигаться по ходу разыгрываемого диалога, владеть жестом и мимикой, говорить громко с хорошей дикцией так, чтобы было слышно зрителям.
В распределении ролей необходимо учитывать как языковые, так и актерские возможности учащихся: одни разучивают реплики на изучаемом языке, другие – пантомимические роли или исполняют песни и танцы, третьи становятся суфлерами и работают со зрительной опорой на текст. Назначаются дублеры, оформители, режиссеры постановок. Такая организация работы не только стимулирует активность всех участников, но и помогает практиковать языковые навыки в коллективной работе в минигруппе, соответствующей “должности” – суфлера, оформителя, режиссера постановки и т.д.
Дети младшего школьного возраста мгновенно включаются в эту игру, так как игра в этом возрасте – это основная развивающая деятельность, направленная на обучение без напряжения, то есть ребенку не нужно дополнительно объяснять многие правила игры, они знакомы ему с детства, поэтому этот процесс происходит с особой радостью и приносит отличные результаты.
Большой популярностью у учащихся 2 классов пользуется драматизация с использованием кукол, ведь организация кукольного театра не требует сложных костюмов и декораций и может успешно применяться на любом уроке английского языка вплоть до семантизации нового грамматического материала, усвоение которого пройдет намного легче. Грамматические сказки помогают закрепить лексические и грамматические навыки, избежав монотонности при их повторении.
Для лучшей семантизации нового грамматического материала “глагола to be” “To have” “can, must, may” в настоящем времени (от плохого усвоения которого учащиеся впоследствии имеют бесчисленное количество проблем) я придумала интересные сказки про этот глагол, которую легко рассказать при помощи пальчиковых кукол, а эффект усвоения материала практически стопроцентный. Назвала свою работу «Маленькие сказки для маленьких».
На своих уроках я чаще всего использую кукольный театр для семантизации новой лексики при изучении нового раздела учебника, при этом в роли актера в данном случае выступаю я сама, надев пальчиковые куклы. Детский восторг, вызванный появлением пальчиковых кукол, говорящих различными голосами, но на английском языке, трудно описать.
Учащиеся с удовольствием начинают повторять новые слова вслед за театральными героями, а затем наперебой стараются занять место героя. Усвоение нового лексического материала проходит на 50% легче и быстрее по сравнению с традиционной семантизацией новой лексики.
Каждый урок дети ждут продолжения этой сказки, но на последующих уроках в роли актеров выступают сначала сильно мотивированные учащиеся, затем мотивированные учащиеся, и, наконец, очередь доходит и до слабо мотивированных учащихся, потому что при таком способе введения материала незаинтересованным остаться невозможно, процесс игры не оставляет ни одного ребенка равнодушным.
После семантизации лексики с использованием пальчиковых кукол для формирования и дальнейшего развития навыков монологической и диалогической речи я строю мини-диалоги или краткие монологи с целью их показа при помощи тех же кукол, чтобы в дальнейшем сам ребенок мог повторить эту работу в паре, тройке, либо индивидуально, и только потом можно написать небольшой сценарий для совершенствования вышеперечисленных навыков. Сценарий постановок должен быть построен на изученных лексических единицах, грамматике и речевых структурах.
Нужно сказать, что обладая всеми достоинствами ролевой игры, драматизация с использованием кукол имеет свои особенности. В зависимости от желания учащихся, кукла выступает в ролях друга, с которым ведут беседу на равных, ребенка, которого надо всему учить, партнера в каком-либо виде деятельности. В виде игры ребенок моделирует свое поведение как поведение кукол. Он увлечен этой деятельностью, так как чувствует себя авторитетным лицом, все знающим и все умеющим.
Как показывает практика, в ходе репетиций ребята непроизвольно запоминают не только свои слова, но и практически всю пьесу от начала до конца. То есть драматический метод обучения детей английскому языку через постановку активизирует даже самых ленивых и невнимательных учащихся.
В ходе подготовки пьесы драматический метод позволяет продуктивно работать над лексикой, грамматикой, произношением и интонацией. И главное, что цель изучения реплик и монологов вполне ясна, реальна и важна для детей. Эта цель – маленький спектакль, который можно показать даже не знающим английский язык: младшим школьникам, родителям.
Когда у учащихся сложится достаточный опыт драматизации и сформируются более или менее постоянные творческие коллективы, можно будет предложить им самостоятельно выбрать материал и подготовить драматизацию в виде сюрприза для остальных учащихся или родителей. Работа ведется в тайне от всех. Учащиеся чувствуют себя настоящими актерами, волнуются, как перед выходом на сцену.
Драматизация при обучении устной речи в младших классах довольно результативна. Этому способствует непроизвольное усвоение рифмованных речевых оборотов, грамотное лексическое наполнение живых действий, поступков, ситуаций.
Работа над каждой пьесой становится не самоцелью, а естественным процессом речевой передачи содержания любимой сказки. Как показывает опыт, при постановке сказок нет места искусственному “зазубриванию”, драматизация способствует развитию навыков общения на английском языке, расширяет кругозор детей, они становятся эмоционально богаче, раскованнее, увереннее в себе и в своем знании основ английского языка.
2.3 АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙРАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА 2010-2011 В МОУ СОШ № 8 г. ТУАПСЕ
Иноязычное образование в начальной школе способствует формированию у школьников целостной картины мира, формированию личности, расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию. В своей работе стремилась к достижению основных целей обучения английскому языку в начальной школе:
- Развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения младшего школьника; формирование мотивации к овладению английским языком;
- Формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
- Освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке;
- Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором;
- Обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьником к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использование английского языка как средства общения.
- Формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а так же их общеучебных умений.
Обучение говорению
Считаю, что путь «снизу» овладения иноязычным говорением - диалогической и монологической речью является наиболее эффективным для становления самостоятельной речи учащихся во втором классе потому, что детям понятней и легче, когда обучение речи начинается с элементарных диалогических и монологических единств, они учатся реагировать на реплики и стимулировать своего собеседника на высказывания.
Обучение рецептивным видам деятельности
При обучении детей рецептивным видам иноязычной деятельности я сталкиваюсь с тем, что не у многих детей развит фонематический слух, дети не могут выделить последовательность звуков и давать им характеристику; плохо развита оперативная память, дети запоминают по 1-2 слову, что затрудняет понимание услышанного. Слабо развито у детей внимание. Особенно трудно дается детям чтение, так как многие дети едва научившись читать по-русски, читают английские слова привычным для них способом и им непонятно почему написано одно, а читать надо другое. Детям со слабой памятью тяжело запомнить множество буквосочетаний, правил и исключений. Считаю, что причина данных трудностей заключается в том, что УМК М.З. Биболетовой «Enjoy English», по которому я работаю не подразумевает осознанное и привычное для детей чтение от «звука к букве». Чтение без знания звукового строя языка, транскрипции, на основе имитации - это одна их основных трудностей.
Обучение аудированию и чтению При овладении аудированием и чтением на английском языке дети затрудняются в самостоятельном чтении по транскрипции, в дифференциации звуков, затрудняются работать со словарем, так как на изучение звуковой стороны языка отводится очень мало часов. При аудировании дети затрудняются удерживать в памяти лексические единицы, так как у них плохо развиты механизмы речевого слуха, память. Многие трудности обусловлены не только наследственностью детей, но и присутствием лени в самостоятельном закреплении правил чтения и их исключений.
Обучение письму
Не считаю важным формирование орфографической грамотности и письменной иноязычной речи у младших школьников, т. к. из психологии известно, что большинство людей не обладают умением правильно слушать и запоминают лишь 30%. Низкая способность к звукоразличению приводит к функциональной недостаточности левой височной области, которая несет основную нагрузку в понимании речи. В результате у школьников в дальнейшем страдают слухоречевая память и письмо, появляются трудности при переводе звукового образа в графический, в назывании объекта (страдает номинативная функция речи), в развитии произвольного внимания, словесно-логического мышления и волевых качеств личности. Таким образом, целесообразность раннего обучения иностранному языку и необходимость устной основы обучения обусловлена психологией и физиологией маленького ученика.
Выводы:
- Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра. Игра – дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Применение игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие, также является универсальным действием в формировании навыков устной и письменной речи учеников начальных классов.
- Считаю, что формирование межкультурной компетенции необходимо в начальной школе, так как расширение и укрепление экономических и культурных связей между народами выдвигают перед школой на первый план задачу воспитания человека, главным достоянием которого является общечеловеческая культура и общечеловеческие ценности.
- Самой актуальной и требующей решения является проблема «Создания условий для духовно-нравственного развития школьников и здоровьесберегающей среды посредством дифференцированного и личностно-ориентированного подхода к обучению». Педагогические исследования последних лет показывают, что за период обучения детей в школе у многих состояние здоровья ухудшается в 4–5 раз. А здоровье детей – это здоровье нации.
Результаты работы с использованием нетрадиционных уроков обучения английскому языку учеников вторых классов Результаты обучения вторых классов представлены в 3-х таблицах и диаграммах. Таблица и диаграмма 1. Второй «А» класс
Ученики | Виды деятельности | |||
2 «А» класса | Чтение | Письмо | Устная речь | Аудирование |
Арташес | 3 | 3 | 4 | 3 |
Александра | 4 | 4 | 5 | 5 |
Полина | 5 | 5 | 5 | 5 |
Саша | 4 | 4 | 5 | 5 |
Джанет | 3 | 3 | 4 | 4 |
Слава | 4 | 4 | 5 | 5 |
Виолетта | 4 | 4 | 5 | 5 |
Настя | 3 | 3 | 5 | 5 |
Юра | 4 | 4 | 5 | 5 |
Вова | 3 | 3 | 4 | 4 |
Итого - 5 | 1 | 1 | 7 | 7 |
- 4 | 5 | 5 | 3 | 3 |
- 3 | 4 | 4 | 0 | 0 |
Таблица и диаграмма 2. Второй «Б» класс
Ученики | Количество балов за каждое задание | |||
2 «Б» класса | Чтение | Письмо | Устная речь | Аудирование |
Настя | 5 | 5 | 5 | 5 |
Андрей | 3 | 3 | 4 | 4 |
Зара | 3 | 3 | 4 | 4 |
Грант | 4 | 3 | 5 | 5 |
Вероника | 3 | 3 | 4 | 4 |
Наташа | 5 | 4 | 5 | 5 |
Фарид | 5 | 5 | 5 | 5 |
Руслан | 4 | 3 | 5 | 5 |
Ева | 3 | 3 | 3 | 3 |
Алекс | 4 | 4 | 5 | 5 |
Диана | 5 | 5 | 5 | 5 |
Ирина | 4 | 4 | 4 | 5 |
Малена | 4 | 4 | 5 | 5 |
Ваня | 3 | 3 | 3 | 3 |
Итого: 5 | 4 | 3 | 8 | 9 |
4 | 5 | 4 | 4 | 3 |
3 | 5 | 7 | 2 | 2 |
Таблица и диаграмма 3. Второй «В» класс
Ученики | Количество балов за каждое задание | |||
2 «В» класса | Чтение | Письмо | Устная речь | Аудирование |
Вика | 5 | 5 | 5 | 5 |
Саша | 4 | 3 | 4 | 4 |
Даяна | 3 | 3 | 3 | 3 |
Даниль | 3 | 3 | 4 | 4 |
Ксюша | 3 | 3 | 3 | 4 |
Вадим | 3 | 3 | 4 | 4 |
Илона | 4 | 3 | 5 | 4 |
Илья | 3 | 3 | 5 | 4 |
Милена | 4 | 4 | 5 | 5 |
Анжелика | 3 | 3 | 4 | 3 |
Леша | 3 | 3 | 4 | 4 |
Итого: 5 | 1 | 1 | 4 | 2 |
4 | 3 | 1 | 5 | 7 |
3 | 7 | 9 | 2 | 2 |
По результатам обучения учащихся можно сделать вывод, что наиболее трудно детям на начальном этапе обучения дается чтение и письмо, что связанно с индивидуальными и физиологическими особенностями каждого ребенка. А в результате использования нетрадиционных уроков, здоровьесберегающей методик удалось добиться лучшего результата.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения
учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Как известно, целью обучения иностранного языка в школе является
формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Некоторые нетрадиционные формы организации обучения, а именно "урок-путешествие по сказочной Англии" и "урок-праздник английского алфавита", “урок – игра КВН”, “урок – спектакль” “A nice cake” “Wolf and seven kids” были даны в качестве открытых уроков и участием детей в школьном концерте в средней школе №8 г . Туапсе
Так же элементы театрализации, песни, игры, сказки, жесты могут быть использованы на каждом уроке, что развивает воображение и мышление ребенка, а главное в совместной деятельности педагога и ребенка могут рождаться новые идеи. Это придает каждому уроку своеобразность и нестандартность. Что приводит к благоприятному климату на уроках, а значит затрагивает решение еще одной актуальной проблемы в современном обществе – сохранение здоровья наших детей! Следовательно использование технологических приемов здоровье сберегающей направленности:
-учёт физиологических и психологических особенностей детей;
-приемы позитивной психологической поддержки ученика;
-игровые технологии, способствующие отдыху и вызывающие положительные эмоции;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи // ИЯШ - 1993 - №3. С.20–25.
- Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ - 2002 - №3. С.39–41.
- Гальскова Н.Д. Новые технологии обучения в контексте современной компетенции образования в области иностранных языков// Иностранные языки в школе № 7.
- Елухина Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции // ИЯШ - 2002 - №3. С.9-13.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М.: Просвещение, 1991
- Корнилова Л.А. Социокультурная компетенция как одна из составляющих профессионального мастерства учителя иностранного языка. Международный сборник научных трудов / Отв. ред.: В.М. Курицын. – Шуя: Изд-во “Весть”, ШГПУ, 2002. С.40-43.
- Кузьменко О.Ю. Динамика развития социокультурной компетенции учащихся. Международный сборник научных трудов / Отв. ред.: В.М. Курицын. - Шуя: Изд-во “Весть”, ШГПУ, 2002. С.56-60.
- Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.:
Просвещение, 1980.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних ивысших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-на- Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
- Курицын В.М. К вопросу об организационных формах учебно- познавательной деятельности учащихся сельской школы и готовности учителя к их реализации. Сборник научных трудов / Ответственный редактор Добродеева И.Ю. - Шуйский гос. пед. универ., 1999. С.26-32.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1987.
- Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. - М.: Педагогика,1981. С.29
- Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку / ИЯШ - 2000 - №4. С.19
- Мусницкая Е.В. Обучаем, развиваем и воспитываем / ИЯШ - 1989 - №3.
- Никитенко З.Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе//Английский язык – 2009 - №21. С 22-28
- Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ - 2001 - №2. С.14-19.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ - 1991 - №2. С.3-10.
- Рогова Р.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991.
- Рогова Г.В. О повышении действенности урока иностранного языка // ИЯШ - 1986 - №4.
- Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка // ИЯШ - 2002 - №3. С.41-46.
- Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку // ИЯШ - 2002 - №3. С.46-48.
- Цели обучения иностранному языку: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. - Воронеж: НОУ “Интерлингва”, 2002. (Серии “Методика обучения ИЯ”, № 2).
- Ю.К. Бабинский. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.
- Школьный театр. Английский язык//Изд.дом Первое сентября – 2009 -№17. С 31 ; № 18. с 16-18
- http//www.1september
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗОЧНОЙ КУБАНИ ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ
(УМК М.З. Биболетова Английский с удовольствием – 2)
Цели урока:
Развивающий аспект – развитие творческой активности, нравственных качеств – доброжелательности, психических процессов: памяти, внимания, воображения и положительных эмоций; развитие навыков аудирования, способности осуществлять продуктивные речевые действия о продуктах выращенных на Кубани.
Учебный аспект – повторение и закрепление пройденного материала в игровой форме, тренировка лексико-грамматических навыков, развитие навыков связной речи.
Воспитательный аспект – воспитание уважения к природным и культурным ценностям своего родного края – Кубани.
Место урока в цикле: обобщающий урок.
Аспекты языка: лексика по теме «Еда», «Движения», «Прилагательные», «Числительные», модальный глагол «Can, Must», глаголы “Have/Has”, “to be” в устной речи.
Виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование.
Режим работы: фронтальный, групповой, индивидуальный.
Оборудование урока: интерактивная доска, плакат «деревня звуков» «волшебный мешочек» и «магический шар», игрушечная обезьянка, рисунки королей, корзина с фруктами.
Музыкальное оформление: Гимн Кубани, «Похлопай в ладоши».
ХОД УРОКА
ОРГ. МОМЕНТ
Учитель: Good morning children!
Дети: Good morning.
Учитель: Sit down, please. Сегодня я пришла не одна, со мной моя обезьянка Чита. Ребята, представляете, Чита мне пожаловалась на то, что ей плохо жилось в зоопарке, ее кормили не вкусными овощами и фруктами. А у нас на Кубани вкусные фрукты? А овощи полезные? Дети: -Да. Учитель: Давайте пригласим Читу в увлекательное путешествие по сказочной Кубани. В нашем крае живут три совершенно разных короля: ленивый король “to be”, трудолюбивый король пчел “have” и его жена “has”, всемогущие маги “can”. - Would you like to go to the fairy tale Kuban with us, Chita?
ФОНЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Учитель: Ребята, Чита очень любит гримасничать и строить мордочки. Давайте повторять за Читой. [p p p] [t t t] [d d d] [m m m] [w w w] [r r r].
Давайте начнем наше путешествие с деревни, в которой живут все английские звуки, поздороваемся с ними.
Ученики: проговаривают хором название звуков.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
Учитель: Well done! Молодцы! В сказочной деревне Кубани живет девочка Mary, она очень любит есть сладкую и вкусную черешню и если мы повторим за ней считалку она угостит нашу Читу.
Ученики: - One, two, three, four,
Mary at the cottage door,
Five, six, seven, eight,
Eating cherries from a plate. (дети повторяют за учителем)
Активизация материала по теме «движения» , «Can», “have/has”, “to be”
Учитель: Let’s go! Stand up and listen to me. Ребят повторяйте все движения за мной.
Ученики: - Go, go, go: run, run, run; jump, jump, jump; fly, fly, fly; swim, swim, swim; stop; eat, eat, eat; drink, drink, drink, sea, sea, sea, hear, hear, hear.
Дети выполняют и показывают жестами движения за учителем.
Учитель: Короля «to be» знают все, кого ни спроси: немцы, французы, датчане, само собой, англичане. – Это король – чернозем . Сам он ничего не делает, у него есть три слуги “am”, “is”, “are” которые вспахивают землю, сажают кукурузу, горох, огурцы, помидоры, тыкву, редис, свеклу, картофель, яблоки, груши, виноград, сеют пшеницу, ячмень и гречиху, поливают деревья и собирают урожай. А чтобы им было не скучно они поют такую песню: I – am, he – is, she – is, it – is,
We – are, you – are, they – are. (Ученики распевают спряжение глагола «to be» вместе с учителем.)
Учитель: - What is this! Look hare! There is a bag under the tree! Ребята, под этой елочкой какой-то мешочек. Здесь задания для вас. Ученики выполняют задания.
Задание 1. ВЫБЕРИ НУЖНУЮ СЛУЖАНКУ
She ______ slim. Is am are His pig ____ grey. Is am are Ann’ dog ______ black. Is am are Nick _____seven. Is am are | They _____kind. Is am are We ______big. Is am are You ____sad. Is am are |
Слайд № 4, 5, 6 Примерные ответы: It is an ice-cream. They are sweets. …
Учитель: - Well done! Мы заслужили угощенье для Читы. Let’s go on. Stand up! Продолжим наше путешествие, повторяйте за мной.
Ученики: - Go, go, go: run, run, run; jump, jump, jump; fly, fly, fly; swim, swim, swim; stop; eat, eat, eat; drink, drink, drink, sea, sea, sea, hear, hear, hear.
Учитель: Посмотрите какой простор, цветочные поля, каштановые леса.… Здесь живет трудолюбивый король ‘Have and has’. - Это властелин меда. Он обладает редким и уникальным даром, собирать со всех цветов и растений пыльцу и делать мед. Это лучшее лекарство от болезней, в нем содержится много полезных веществ.
Давайте составим вместе предложения.
Задание 2 . Учитель достает корзину, с овощами и фруктами, демонстрирует фрукт и говорит предложение по-русски, а ученик его переводит на английский с опорой на таблицу.
Примерные предложения.
I have an apple. She has a carrot.
You have a pear. He has a tomato.
They have a pototol. It has a nut.
Учитель: Слышите ребята на пчелином поле раздается песня… Давайте споем вместе с королем и королевой песню!
ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА Ученики за учителем поют и делают движения под песню “clap your hands” Учитель: - Молодцы! Let’s go on. Нам осталось посетить только всемогущую коровку из Кореновки - ‘Can’. Она любит хвастаться о том, что все умеет. Действительно она дает молоко, из которого делают сыр, творог, сметану, кефир, сгущенку, масло и сливки. Давайте прочитаем послание от коровки (слайд №7) и ответим на ее вопрос (слайд №8).
Вот задание от коровки – “Can”. Нам надо перевести предложения. У меня есть магический шар, кто его коснется сразу начинает хвастаться. А ну, проверим!
Задание 3. Учитель дает магический шар ребенку, говорит предложение, а ученик переводит его на русский и наоборот. I can drink milk. I cannot eat milk. I can eat cream. I can eat apples… Учитель: Придется моей Чите отведать молока! That’ s all it’s time to go back. Увлекательное путешествие получилось? Ребята Чита мне только что сказала, что ей очень понравились дары Кубани, она не видела такого разнообразия ни в какой другой стране!
Подведение итогов Учитель: Итак, ребята мы с вами вернулись из сказочной Кубани и справились со всеми заданиями сказочных героев. Ребята, перечислите, кого мы посетили сегодня? (слайд №9, 10, 11). Все хорошо работали, молодцы (учитель раздает оценки в виде вырезанных фруктов и овощей, а ребята слушают гимн Кубани.) Сейчас давайте все вместе скажем, что мы гордимся нашей Кубанью. Ученики: Thank you Kuban. We are proud of you! Учитель: Stand up, please! Health is above wealth! Здоровье – это главное богатство! Goodbye – Goodbye!
Ученики: Goodbye – Goodbye!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА В 3 КЛАССЕ «ИГРА КВН»
Цели урока:
- Активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- Развивать монологическую и диалогическую речь;
- Закрепить лексический материал по теме «знакомство», «еда», «мои друг»;
- Закрепить грамматический материал по теме «to be», «to have/has» «present simple» и «правила чтения»
- Развивать языковую догадку, творческие способности учащихся;
- Формировать навыки работы в коллективе;
Развивающий аспект – развитие творческой активности, нравственных качеств – доброжелательности, психических процессов: памяти, внимания, воображения и положительных эмоций; поддержание интереса к изучению английского языка.
Учебный аспект – повторение и закрепление пройденного материала в игровой форме, совершенствование навыков использования изученных речевых образцов в речи учащихся.
Воспитательный аспект – воспитывать межличностные отношения.
Задачи урока:
Учебные: формирование и развитие коммуникативных умений учащихся на основе языковых, социокультурных знаний, навыков: умения воспринимать на слух краткие сообщения, умение вести диалог на заданную тему, умение делать краткие сообщения на заданную тему.
Познавательные: расширение эрудиции учащихся, их лингвистического и общего кругозора.
Развивающие: интеллектуальное и эмоциональное развитие учащихся; развитие языковых и познавательных способностей, готовности к коммуникации, способностей к догадке к сравнению и сопоставлению.
Воспитательные: воспитание культуры общения; воспитание интереса к учению.
Место урока в цикле: обобщающий урок.
Виды речевой деятельности: чтение, письмо, говорение.
Режим работы: фронтальный, групповой, в парах.
Форма урока: урок-игра
Оснащение урока:
- Наглядный материал: аудиозапись к учебнику, задания на доске, тематические карточки «еда», атрибуты для инсценировки диалога, шляпа с пальчиковыми игрушками, «волшебный мешочек» с заданиями.
- Раздаточный материал: ксерокопии с заданиями по уроку.
- Материалы учебных пособий: “Enjoy English 3” Биболетова М.З.
Музыкальное оформление: Английские детские песенки: “What is your name”, “Clap your hands”.
Литература:
1. УМК Биболетова М.З. – М.,2009
2. газеты «Английский язык» № 24, 21 –М.,2009
3. Интернет
Этапы урока.
- Организационный момент.
- Речевая разминка.
- Практическое закрепление знаний по теме «еда», мой друг».
- Конкурс на лучший диалог.
- Конкурс «иллюзионист»
- Конкурс на лучший рассказ о друге.
- Конкурс на лучшее составление вопроса.
- Физминутка.
- Практическое закрепление знаний по теме «Правила чтения», «настоящее простое время», «глаголы быть, иметь».
5.1. Конкурс капитанов.
5.2. Конкурс для всей команды «тест».
- Подведение итогов урока и выставление оценок.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель: - Good morning, boys and girls! Sit down please. Сегодня вас ждет необычный урок, мы будем играть в КВН. К нам на урок пришли гости, это наше жюри, в конце урока они выставят нам оценки. Вас ждут интересные задания, которые надо быстро четко и правильно выполнять. За каждый конкурс, победившая команда получит жетон. Победителем станет та команда, которая заработает больше жетонов. Итак, ребята разделимся на две команды и выберем капитанов. Капитан команды “Monkeys” … “Вees”…
- Речевая разминка.
Учитель: - Для начала давайте поприветствуем, друг друга и немного разомнемся. – stand up, please. Let’s sing a song!
Дети встают и хором поют песню “What is your name” под музыкальное сопровождение.
1. WHAT IS YOUR NAME? What is your name? What is your name? Can you tell me, what is your name? My name is Alex, my name is Alex. You won’t forget it, my dear friend. How old are you? How old are you? Can you tell me, how old are you? I am just seven, I am just seven. And are you older, my dear friend? Where do you live? Where do you live? Can you tell me, Where do you live? I live in London, sometimes in Oxford, Sometimes in Cambridge, my dear friend. |
- Практическое закрепление знаний по теме «еда», мой друг».
- Конкурс на лучший диалог.
Учитель: - thank you, sit down. А сейчас ребята объявляю конкурс на лучший диалог. Каждая команда выбирает двух участников конкурса, которые должны разыграть диалог между «мамой и медвежонком Билли».
Пример:M: Good morning, Billy!
B: Good morning, mum! I am hungry.
M: Would you like some porridge?
B: I am sorry. I don’t like porridge. I would like some tea and a sandwich.
M: Good, take your sandwich.
B: Thank you, mum.
Учитель: - thanks for your dialogs, sit dawn.
- В этом конкурсе жетон получает команда ……
- Конкурс «Иллюзионист»
Учитель: - Ребята, следующий конкурс называется «иллюзионист» поднимите руку кто из вас любит фокусы? В следующем конкурсе вы можете стать настоящим фокусником. Сейчас из каждой команды по очереди выходят представители, достают из «волшебного мешочка» различные слова, написанные на листочке бумаги и превращают простые слова в настоящее предложение. Задание выполняется в письменном виде на доске.
- likes, Marry, cheese.
- play football, We, on Monday.
- nice, is, and, merry, She.
- and, can, dance, He, sing.
- not, Bess, lazy, is.
- carrot, like, Do, you?
- Skates, Martin, on Sunday.
- Like, he, Does, porridge?
Учитель: - А теперь проверим как вы справились с заданием.
- Давайте продолжим наш конкурс. Из каждой команды по очереди выходят представители, достают из «волшебного мешочка» различные буквы, написанные на листочке бумаги, и превращают их в настоящее слово. Задание выполняется в письменном виде на доске.
- o, r, r, C, a, t
- T, m, o, a, o, t
- P, t, t, o, a, o
- K, c, a, e
- S, w, e, t, e
- W, a, t, h
- W, e, h, r, e
- W, n, e, h
Учитель: - А теперь проверим, как вы справились с заданием.
В этом конкурсе жетон получает команда …
- Конкурс на лучший рассказ о друге.
Учитель: - Объявляю следующий конкурс на лучший рассказ о друге. Фокусниками мы с вами уже были, теперь представьте себя ковбоем, у которого много друзей - животных.
- Сейчас из каждой команды по очереди выходит «ковбой», берет свою шляпу, в которой находится игрушка и рассказывает о своем друге. А вы должны внимательно слушать и догадаться, о каком животном идет речь. (Примерный рассказ)
- I have got a friend.
- She lives in the forest.
- She is green.
- She is not strong and brave.
- She has big eyes.
- She can jump and swim well.
- She likes meat. (a frog)
Учитель: - В этом конкурсе жетон получает команда….
3.3 Конкурс на лучшее составление вопроса.
Учитель: - А теперь проверим, кто лучше задает вопросы. Представитель одной команды вытягивает любую карточку, читает слово и задает вопрос игроку противоположной команды. – Do you like apples? – Yes, I do. No, I don’t. - Does she like pears? – Yes, she does. No, she doesn’t
- Thanks. В этом конкурсе жетон получает команда …
- Физминутка.
- Ребята, в любой игре есть разминка. Давайте все вместе сделаем разминку под музыку. (Дети исполняют песню “Clap your hands”).
- Clap, clap, clap, your hands
Clap your hands together.
Stamp, stamp, stamp, your feet
Stamp your feet together.
- Touch, touch, your ears,
Touch your ears together.
Touch, touch, your cheeks,
Touch your cheeks together.
- Shake, shake, shake your hands
Shake your hands together.
Smile, smile at your friends,
Let us smile together
- Практическое закрепление знаний по теме «правила чтения», «настоящее простое время», «глаголы быть, иметь».
- Конкурс капитанов.
Учитель: - Сейчас ко мне выходят капитаны команд. Вам следует соединить слово и правильный звук (правила чтения). Задание записано на доске.
Monkeys : Girl why morning short with dark corn
[w] [∫] [ð] [η] [∂:] [o:] [a:]
Bees: dirty what black the park horse meat
[∂:] [o:] [a:] [w] [ð] [i:] [k]
Учитель: - Давайте проверим. Thanks. В этом конкурсе жетон получает команда …
- Конкурс для всей команды.
Учитель: - Теперь я раздам вам грамматический тест. Вы должны выбрать нужный вариант ответа и обвести его. На выполнение дается 5 минут.
Задание: выбери и обведи нужный вариант ответа:
- My friend ____ brave. A) am b) is c) are
- We _____ strong. A) am b) is c) are
- Is Nick brave? A) Yes, he can b) Yes, he has c) Yes, he is
- Marry _______cheese. A) likes b) like
- They ________dogs. A) likes b) like
- I _________to read books. A) likes b) like
- _______you like to live in the forest? A) does b) do
- _______she like to run in the park? A) does b) do
- Has she got a pet? A) Yes, she can b) Yes, she has c) Yes, she is
- Do you ride a bike? A) Yes, I can b) Yes, he does. c) Yes, I do
Учитель: - За это задание каждый ученик получит оценку.
- Подведение итогов урока и выставление оценок.
Учитель: - Итак, пришло время подвести итоги нашего урока.
- Ребята, давайте послушаем какой вывод из нашего урока вы сделали:
1. Если хочешь в жизни ты.
Воплотить свои мечты,
Вольной птицей хочешь стать.
Языки обязан знать.
2. На языке английском нет
Вопроса «сколько тебе лет?»
Там задают для простоты
Другой вопрос:
«Как стар, есть ты?»
Я стар одиннадцати лет
Примерно так звучит ответ
Какой чудной чужой язык
Глядишь, а ты к нему привык
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРАЗДНИК АНГЛИЙСКОГО АЛФАВИТА ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ (УМК М.З. Биболетова Английский с удовольствием – 2) Цели урока:
Развивающий аспект – развитие творческой активности, нравственных качеств – доброжелательности, психических процессов: памяти, внимания, воображения и положительных эмоций; поддержание интереса к изучению английского языка.
Учебный аспект – повторение и закрепление пройденного материала в игровой форме, совершенствование навыков использования изученных речевых образцов в речи учащихся, английских букв и звуков.
Воспитательный аспект – воспитание толерантности к «иному, не такому как у нас».
Место урока в цикле: обобщающий урок.
Аспекты языка: лексика по теме «Знакомство», «Движения», «Животные» «Семья», «Числительные» в устной речи.
Виды речевой деятельности: чтение, письмо, говорение.
Режим работы: фронтальный, групповой.
Оборудование урока: магнитофон, магнитофонные записи, плакаты:
«The ABC» , «Деревня звуков», атрибуты для инсценировки.
Музыкальное оформление: Английские детские песенки: “The ABC”, “What is your name”, “Clap your hands”.
Ход урока
- Оргмомент
Учитель: Good morning children!
Дети: (стих) Good morning, good morning,
good morning to you.
Good morning, good morning
I am glad to see you.
Учитель: Уважаемые гости! Мы с ребятами много трудились и занимались. И вот теперь мы готовы порадовать вас своими знаниями английского языка. Сейчас у каждого из юных знатоков английского языка будет своя минута славы, а вы будете нашими судьями и в конце урока выставите нам оценки.
- Речевая разминка
Учитель: Итак, перед вами ученики 2 «б» класса. Stand up, please! Давайте расскажем и покажем наши любимые стихотворения гостям! (Дети хором рассказывают и обыгрывают стихи про мальчика Вили, Брата Джона, крепкую семью и про некоторых животных.)
One, One, One Little dog run Two, Two, Two Cats sea you Three, Three, Three Birds on a tree Four, Four, Four Rats on a floor. | Are you sleeping (2) Brother Gohn(2) Morning bells are rinning (2) Ding - dong – dong. |
Why do you cry, Willie? Why do you cry? Why Willie, Why Willie, Why Willie, Why? | Father, mother, sister, brother, Hand in hand with one another |
- Активизация материала по теме «Английские буквы и звуки»
Учитель: А теперь выступают ….(называю имена детей) с частушками.
Ученики:
|
Что ли я совсем балбес!
|
Учитель: Thank you, sit down! |
|
Учитель: Алфавит- the ABC. Знают все, кого ни спроси: Немцы, французы, датчане, само собой, англичане. И мы с вами знаем.
Давайте докажем, нашим гостям как мы знаем английский алфавит!
Задание 1. Перед учениками плакат «АВС». Учитель вызывает к доске одного ученика, надевает на него табличку с надписью «учитель». Ученик громко называет букву, а остальные повторяют за ним 3 раза.
Задание 2. Учитель называет жителя города «АВС». Девочки хором назовут соседа с права, а мальчики – с лева.
Учитель: - Молодцы! Скажите ребята можно доверять английским буквам и читать то, что мы видим? А что же нам необходимо знать, чтобы научиться читать по-английски?
Ученики: Звуки!
(Учитель указывает на плакат «Деревня звуков» и задает вопросы.)
Учитель: Сколько домиков в нашей деревне? Какие звуки в них живут? Как правильно писать звук? Что такое дифтонг? Можно доверять звукам? (Фронтальный опрос.)
Задание 3. Перед учениками 2 плаката: «Город» – буквы, «Деревня» - звуки. Учитель называет букву, а ученик нужный звук.
Ученики по очереди выходят к доске и показывают изученные «буквы – обманщики» и «звуки – помощники».
Ученик: «Буква – обманщица» - С с, а «звук - помощник» [s] – [k]
Задание 4. Учитель раздает карточки алфавита каждому ученику. Ученик должен показать карточку, назвать букву и слово на данную букву.
Ученики:
Letter A A is for Apples. Letter B B is for birds. Letter C C is for Cats. | Letter D D is for Dogs. Letter E E is for elephants. Letter F F is for Frogs. |
Letter X X is in Six. Six Foxes, six boxes. Letter Y Y is for Yellow. | Letter Z Z is for the Zoo. |
Учитель: Let’s sing! Хором поем песню: The «ABC"
A, B ,C,D, E, F, G,
H, I, J, K, L, M, N,
O,P, Q, R, S,T,
U, V, W, X, Y, Z
Now we know the Alphabet.
- Физкультминутка. Игра «Угадай»
Учитель показывает движения, целое предложение, но не называет его в слух. Дети угадывают слова, выполняют движения за учителем . I can (not) go; run; jump; swim; fly; see; hear; eat; drink; sleep; think; write; read; draw; close; open. Can you dance?... (Закрепление грамматических структур). Затем дети выступают в роли учителя.
- Подведение итогов
Учитель: Итак, ребята мы порадовали гостей нашими знаниями букв и звуков. Давайте скажем алфавиту и деревне звуков до свиданья и споем им на прощание наши любимые песенки.
(Дети выходят к доске и исполняют песни: ”What is your name?”, “Clap your hands”)
Учитель: – Здорово! Ребята, давайте попросим жюри выставить нам оценки!
Ученики: Thank you.
Учитель: Stand up, please! – Если хочешь в жизни ты
Воплотить свои мечты,
Вольной птицей хочешь стать
Языки обязан знать
Goodbye – Goodbye!
Язык учить не забывай!
Ученики: Goodbye – Goodbye!