Тема и идея
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Идея. Художественный замысел. Тема. Сюжет в хореографической композиции………………………………………………………………………..5
2. Тематика сюжетных танцев…………………………………………………..13
3. Творческий процесс…………………………………………………………...17
4. Драматургические звенья в хореографическом произведении…………….19
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_i_ideya.docx | 49.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Идея. Художественный замысел. Тема. Сюжет в хореографической композиции………………………………………………………………………..5
2. Тематика сюжетных танцев…………………………………………………..13
3. Творческий процесс…………………………………………………………...17
4. Драматургические звенья в хореографическом произведении…………….19
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27
Введение
Искусство балета сегодня обрело всеобщую значимость и как жанр, и как наука. Балет для социума в целом - это благо облечённое в особую форму красоты «говорящего тела» .Своеобразие языка классического танца, передающего не слова, а мысли, понятия - делает драматургию балета не литературной формой, а психологической. Психология балетной драматургии связана с духовной, философской сферами мышления, воздействующими на человека образно, творчески, ассоциативно, художественно, эстетически .
Для усиления воздействия на эмоции и чувства зрителя автор-режиссёр располагает такими подсобными выразительными средствами, как музыка, сценография, свет и др., т.е. целым арсеналом дополнительных факторов и приёмов, усиливающих драматургию. Драматург балета (произведения), в отличие от других авторов сценических искусств, может демонстрацией одной выразительной позы, жеста внушить или вызвать целую гамму мыслей, целое образное понятие, раскрыть смысл явления, события, заменить огромный «монолог» одной «репликой».
Балет - это симфония зримых мыслей, выраженная танцами, пластикой, композициями, режиссурой, монтажом всех компонентов в бесконечно разнообразном сочетании этих сил .
Любое произведение искусства во всех его видах и жанрах должно создать целостный образ изображаемого.
Предметом изображения в драматургическом произведении является социальный конфликт (того или иного масштаба), персонифицированный в героях произведения. Для того, чтобы произведение драматургии оказало художественное воздействие, оно должно создавать целостную картину, целостный образ события.
В драме создается образ конфликтного события, образ социального столкновения. Это образ должен обладать тремя обязательными элементами, обуславливающими его целостность. Прежде всего, надо объяснить, что происходит, где, почему и отчего возникло столкновение, изобразить его начало. Без этого оно не будет понятно.
Надо показать развитие столкновения, его существо. И, наконец, надо показать, к чему это развитие привело. «К чему привело» не равноценно понятию «чем закончилась».
Закончится любое событие в жизни, а тем более под пером автора, может совершенно случайно, а не как результат данного развития, не как результат борьбы противоречий, которые в данном конфликте проявились. Создание целостного образа события является обязательным художественным требованием к произведению драматургии.
Вместе с тем к композиции относятся организация действия произведения, раскрытие материала через сюжет, который является своего рода «одеждой конфликта», то есть средством его конкретизации.
Следовательно, для автора композиция – средство организации, развертывания основного конфликта в сюжете, с этапами развития и путями разрешения противоречия.
Событийный ряд, то есть последовательное развитие жизненного процесса в драме, этапы ее конфликта, тоже имеет свое соотношение к целому, детали к общему. Поток действия является следствием развития конфликта. Понятие композиции, таким образом, связано с построением драматического действия.
Целью контрольной работы является: изучение хореографическое произведение с точки зрения темы и идеи.
Задачи контрольной работы:
- рассмотреть понятия «идея», «художественный замысел», «тема», «сюжет» и выявить их значение в процессе хореографического произведения;
- рассмотреть тематику сюжетных танцев;
- раскрыть понятие «творческий процесс»;
- изучить драматургические звенья в хореографическом произведении.
Понятия «идея», «художественный замысел», «сюжет» и их значения в процессе хореографического произведения был взят из источника:
Богданова Г.Ф. «Основы хореографической драматургии». Тематика сюжетных танцев была рассмотрена в книге: Зарипова Р.С., Валяевой А.Р. «От замысла к сюжету». Творческий процесс был изучен в книге: Захарова Р. В. «Сочинение танца».Драматургические звенья в хореографических произведениях были взяты из источника: Богданова Г.Ф. «Основы хореографической драматургии».
Контрольная работа, структура которой определяется поставленными задачами, включает введение, заключение, список использованной литературы.
1. Идея. Художественный Замысел. Тема. Сюжет в хореографической композиции.
Пока нет темы, не может и начаться работа автора над произведением. Тема - проблема, поставленная жизнью и побуждающая автора к творчеству.
Когда автор приступает к реализации темы, у него уже есть вариант ее решения, и это - зерно идеи. Н.В. Гоголь писал, что тема есть идея еще не высказанная.
Идея - это решение какого-то вопроса, какой-то темы. Весь процесс создания произведения - это процесс раскрытия и решения темы и ее трансформации в идею.
Идея никогда не является открытой и не бывает статичной. Она гибнет, как только перестает развиваться, или становится банальной и вредной.
Плодотворная идея может жить тысячелетия, она не пропадает в конце произведения, а уходит с человеком и появляется всякий раз, когда к произведению обращаются вновь.
Выдержали более трех тысячелетий идеи, заложенные древними авторами Египта, Греции, Китая и др.
Существуют идеи перспективные и не имеющие развития. Есть идеи, которые временно теряют свою актуальность и как бы замирают в историческом небытии, а затем оживают заново. Так, в связи с появлением в России центробежных сил весьма современными становятся идеи "Слова о полку Игореве".
Идеи бывают субъективного характера и объективного. Субъективная идея проверяется объективными закономерностями. Бывают случаи, когда автор, намереваясь обличать одно явление, на самом деле борется с другим, так как первоначальная идея либо незначительна, либо ложна и не выдерживает проверки объективной закономерностью, то есть жизнью.
Иногда появляются произведения с ложной идеей, они появляются чаще всего в несвободных обществах. Ложной идее, как правило, сопутствует ложная форма. Идеи, как и темы, бывают главные и побочные.
В подлинном произведении происходит борьба идей, в ходе которой главная идея либо побеждает, либо погибает, если она была ложна. Идею спектакля, пьесы, сценария принято называть сверхзадачей произведения .
Идея художественная - это своеобразный «ключ» к произведению или к отдельным частям, компонентам, элементам, к образам.
Идея в балетном спектакле отражает закономерность исторического периода, идеологию эпохи. Влияет на социальную жизнь через художественные образы.
Идея хореодраматурга всегда подчинена закону драматургии и его пяти разделам: экспозиции, завязке, развитию, кульминации и развязке. Она пронизывает всё сочинение, все его компоненты, как внешние, так и внутренние - психологические. Включает целый ряд понятий, без которых сочинение практически неосуществимо: тема, сюжет, род, вид, метод, стиль и др.
Идея балетного спектакля - это авторская главная мысль, концепция, основа, ценностно-идеологический аспект, квинтэссенция произведения, некий «чувственный образ», соответствующий эстетическому идеалу автора.
Балетный спектакль есть развёртывающееся в диалектическом и художественном процессе мышление, развивающее идею.
Идея пронизывает все части произведения, является подтекстом в сюжетных коллизиях. Это суть балета, проблема, его смысл, значимость, авторская концепция.
Идея - это принцип миропонимания, в котором выражается философский, социальный, нравственный, политический аспекты, позиции, мышление и отношение к миру.
Идея - это единство мысли, чувство - знания, и интуиции, опережения, предвидения и предвосхищения. Идея передаётся через психологизм поведения образов и столкновение их характеров.
Она раскрывается в процессе развития темы, сюжета. В чистом виде художественная идея несёт отвлечённый характер и ценности художественной не имеет. Ценность идеи тем выше, чем отчётливее борьба противоборствующих сил. Истина идеи - в процессе, в развитии фабулы художественного произведения.
Идея - это главная мысль, взгляд автора на мир сквозь призму интеллекта, выражающий отношение к миру, к явлениям, оценку изображаемого.
Идея позволяет автору делать нравственно-психологические выводы, выносить на общественный суд зрителя свои мысли и чувства и, в то же время, вызывать, провоцировать у зрителя определённые эмоции, чувства, мысли, вызывать сопереживание, сочувствие, через соучастие (непосредственного зрителя).
В произведении идея разлита во всех его частях и элементах и как бы цементирует сочинение своей энергетикой.
Идея имеет способность к саморазвитию, т.к. дифференцируется в мировоззрениях автора, исполнителей, зрителей и отношении их к произведению и к миру.
Художественный замысел.
Замысел хореодраматурга связан с его мировоззрением. А выбор темы или сюжета - это только поиски формы, намерения, план, задумка, идея выразить своё отношение, свои взгляды на жизненные проблемы.
Замысел - это представление, воображение, предвосхищение идеи в образной форме. Некий прообраз произведения, вызываемый воображением «из будущего».
Замысел - это начало творческого процесса. А внешне - это может выражаться в виде набросков, планов, программ, заявок, эскизов, этюдов, проб, размышлений и т.п. Замысел и его воплощение связаны с «подтекстом» произведения, т.е. с идеями, которые являются движителями, проводниками, путеводителями «сквозного действия» в фабуле.
Замысел может родиться спонтанно, случайно, но может вынашиваться годами, как бы испытываясь временем.
Толчком к замыслу могут послужить различные факторы: яркая мысль, образное явление или действие, предмет, вызывающий ассоциации, эмоциональный стресс, встреча с интересной личностью и прочие импульсивные энергетические факторы, повлиявшие на сознание, подсознание, психику.
В ходе работы над воплощением замысла он конкретизируется, уточняется, шлифуется, а порой, может принципиально измениться, что однако не меняет его первоначальной ценности в огромной эвристической деятельности творческого процесса.
Балетмейстер, автор в процессе реализации замысла обретает возможность прояснить для себя основные направления поиска, спрогнозировать тактические и стратегические ходы фабулы, проверить очередные результаты в процессе практики и логически идти по намеченному плану.
В умении режиссёрски выстраивать и проводить сквозь лабиринты всевозможных препятствий свой замысел, в глубокой и всесторонней его разработке выражается культура, мировоззрение, профессионализм автора, его мастерство .
Тема
Хореодраматург для выражения своих идей, замыслов ищет и находит темы, которые могли бы заинтересовать зрителей.
Актуально не то, что современно по теме, по сюжету, а то, что несёт в себе актуальные идеи, идеи сегодняшнего дня.
Выбор темы зависит от мировоззрения, отношения автора к социальным явлениям, от интеллекта, кругозора, культуры, профессионализма, образа мышления, гражданственности, нравственно-эстетических убеждений, философско-правовых взглядов, идейно-политических и других позиций.
Тематика и идейная платформа балетного театра, его репертуара должны находиться в единстве с тенденцией эстетики искусства социума, как в своей стране, так и во всём мире .
Эстетическая ценностность тематики балетных произведений в единстве реально оцениваемых событий, происходящих на сцене и художественного их осмысления, подачи (форма).
Тема может быть выражена понятийно (тема революции, интеллигентности, личности); метафорически (тема «отцов и детей», тема «униженных и оскорблённых», «лишних» людей и т.д.); нарицательно (Гамлет, Дон Кихот, Демон, Дон Жуан, Хлестаков).
В искусстве существуют так называемые «вечные темы», в которых живёт и осуществляется психология поведения человеческих характеров, темпераментов, страстей, присущих всем векам, народам и странам: любовь, добро и зло, жизнь и смерть, деньги, власть, свобода, воля, красота, поиски смысла жизни и мн. др.
«Вечные темы» - это живая память человеческой нравственности, морали, человеческих взаимоотношений, память, которую человечество закрепляет в образах искусства.
«Вечные темы» в искусстве переходят из одной эпохи в другую и несут в себе наиболее обобщённые и устойчивые черты характера человека в процессе исторического развития.
Человека всегда интересовал сам человек, и проявления его характера в тех иди иных обстоятельствах. В классических балетах человек сталкивается, как и в жизни, с такими вечными понятиями как долг, честь, совесть, прах, грех, героизм, патриотизм, ревность, зависть, клевета, предательство, месть, свобода и мн. др.
В балете все эти качества передаются своим языком, своей невербальной системой, своими хореографическими приёмами. «Истинный, единственный, вечный сюжет балета это - танец» (Т. Готье) .
Созерцая, сопереживая с героями спектакля, в душах, умах и сердцах зрителей происходит как бы отбор внутренних нравственных качеств, самооценка, само становление, самоусовершенствование.
«Вечные темы» призваны одухотворять, совершенствовать, очищать и возвышать красотой формы балетного искусства человеческое в человеке.
Темы, сюжеты, перипетии, коллизии в различных постановках балетов могут быть самыми разнообразными, взятыми из различных эпох, стран, жанров (сказки, легенды, мифы, притчи) и перенесёнными в сегодняшний день.
Но «вечность тем» будет волновать человека всегда, всегда воздействовать на его живую душу. Нравственность «вечных тем», их познавательно-воспитательная роль, духовность переходят из поколения в поколение и являются основой классических произведений.
В этом и проявляется связь традиций с новаторством, как одного из основных законов эстетики.
Сюжет. Фабула. Содержание и содержательность.
Сюжет балетного спектакля - это и есть его содержание, т.е. совокупность событий, через которые раскрываются характеры действующих лиц .
Сюжет хореографического сочинения связан с типом художественного мышления, с конкретной культурно-исторической эпохой, творческим методом, гражданской позицией, этическими нормами и эстетическими вкусами хореодраматурга.
Сюжет раскрывается через фабулу произведения, через основные конфликтные ситуации, коллизии, перипетии, связанные в единую образно-художественную систему.
В сюжете через события, через поступки, столкновения характеров, через обстановку происходит проявление образов.
Сюжет - это некий план, архитектоника, краткое содержание, либретто. Сюжет можно кратко пересказать, а фабула почти не поддаётся пересказу, т.к. она по смыслу ближе к сценарию, чем к композиции.
Сюжет - это структурная основа сочинения, костяк, рассказ о событиях и частностях. Элементы сюжета: в завязке, конфликте, развитии, кульминации и развязке. Каждый балетмейстер, работая над одной и той же темой, развивает сюжет по-своему, средствами своей фабулы.
Сюжет - это способ существования и развития фабулы, это движущаяся по своим, внутренним законам коллизия, всё подчинено единой «сквозной линии» - идее.
Сюжет балетного спектакля - это его содержание, совокупность событий, явлений, форм, которые помогают раскрыться характерам действующих лиц. Существует философское высказывание; «... всякий кризис, даже всякий перелом в развитии, неизбежно ведёт к несоответствию старой формы с новым содержанием» .
В понятие содержание входят: тема, сюжет, образы, коллизии, форма и т.д. В понятие содержательность включаются; идейная направленность, социальная значимость, мировоззрение автора, общественная значимость и ценность произведения, его актуальность, художественность, воздействие красотой, эстетика, психологизм, подтекст, философская направленность и т.д. Поэтому эстетика балета сознательно разграничивает два понятия - «содержание» и «содержательность», т.к. первое имеет тенденцию к средствам, техническим приёмам, а второе имеет отношение к идейно-эстетическому осмыслению произведения в целом.
Таким образом, идея произведения - это его «предобраз», «прообраз», «первообраз». Хореодраматург для выражения своих идей, замыслов ищет и находит темы, которые могли бы заинтересовать зрителей. Темы, сюжеты, перипетии, коллизии в различных постановках балетов могут быть самыми разнообразными, взятыми из различных эпох, стран, жанров.
2. Тематика сюжетных танцев
Хореографическое искусство отражает как многие стороны современной действительности, так и прошлое разных народов.
Уже в глубокой древности люди выражали различные эмоциональные состояния пластическими движениями.
С годами усложнения отношений между людьми стремления объяснить явления природы привело к разнообразию тем, сюжетов, решаемых с помощью пластики.
Развивались содержание танцев и техника исполнения. Расширялись и углублялись процессы взаимопроникновения разных культур, что не только размывало их границы, но и отбирало, оттачивало технические приемы национального искусства каждого народа.
Тема труда. «Процесс труда обнаружил значение ритма. Движения, подчиненные ритму, породили пляску – одно из наиболее ранних проявлений культуры».
Древние танцы, отображавшие процессы труда, имели игровой характер. Появления новых видов труда изменяло отношение людей к нему и друг к другу, и все это находило отражения танца. Например, в танце «Ленок» рассказывалось о том, как сеют, собирают, треплют лен.
Приступая к сочинению танца на тему труда, хореограф должен помнить, что пластика, с помощью которой раскрывается его содержание, носит ассоциативный характер, поэтому важно учесть следующие правила:
- в танце трудовой процесс полностью не отражается.
Привлекаются этапные, узловые моменты и элементы трудового процесса, наиболее ярко его характеризующие, дается не иллюстрация, а как бы намек на его, ассоциация с ним;
- необходимо найти ту специфику труда, его элементы, которые предполагают яркое сценическое решение средствами хореографической ластики, позволяют создать сценическое произведения;
- найти элементы, изображающие процесс труда, позволяющие усложнять их движениями хореографической пластики, создавать художественно-образные движения, характерную лексику. Избегая пантомимного пересказа и иллюстративности;
- найти художественно-образное композиционное построение, отражающее основное содержание танца – поэтизация труда.
Проблематично средствами танца показать труд сборщиц часов, но «танец часов» - возможно, как например, в музыкальном детском театре «Задумка» был поставлен любопытный «Танец часиков».
Большую помощь хореографу может оказать верно выбранный музыкальный материал. Ритмический и мелодический рисунок которого должен способствовать раскрытию характера труда, а эмоциональный строй – состоянию и отношения людей в труд.
Тема быта. Быт есть уклад повседневной жизни, непроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей(пища, жилище), так и освоение духовных благ, культуры, общения, отдыха, развлечений.
Быт общественный, городской, сельский, семейный, индивидуальный складывается под влиянием материального производства, общественных отношений, уровня культуры, национальных особенностей.
Нашему знанию о жизни прошлых поколений мы обязаны искусству и образцам, в которых закрепились мировоззрение людей, нормы морали, духовные ступени развития различных обществ, классов и групп.
Большинство танцев на бытовую тему раскрывают вопросы нравственности. В них всегда отражается содержание морали общества. Прежде всего, это внутренний мир человека, проявление его отношений к другим людям:
- верность долгу, чести;
- борьба за свободу, против зла;
- проблемы товарищества, дружбы, любви, семейных отношений.
Танцы на бытовые темы решаются в различных жанрах:
- драматическом, часто с лирическими мотивами(«Молдавская свадьба» - ансамбль танца «Жок»; «Отдавали молоду» - Уральский народный хор; «Люб- трав» - Омский народный хор; «Ямщики» - Волжский народный хор;
- трагическом, часто в героическом плане(«Заре навстречу» - ансамбль танца «Березка»; «Хоруми», «Партизаны» - Государственный Академический Ансамбль Народного Танца им. И. Моисеева;
- комическом, часто эти танцы называют «шуточными» или игровыми («Юрочка» - ансамбль танца Белоруссии; «Когда казаки плачут» - Ансамбль песни и пляски Донских казаков; «Ой, под вишнею» - ансамбль танца Украины им. Павла Вирского;
В сфере творческих интересов хореографов оказываются и острейшие социальные проблемы и тончайшие лирические переживания.
Тема природы. Человек – дитя природы. С древних времен человек наделял все окружающее своими качествами, иначе говоря – одухотворял природу. Ни на минуту он не сомневался, что, скажем, медвежий разум подобен человеческому, и медведь руководствуется теми же стремлениями, что и человек.
Одухотворял он деревья, кустарники, речьи и реки, и, наконец, стихийные силы – ветер и дождь, молнию и гром.
Обожествление, олицетворение природы давало возможность воспроизводить ее на стенах скал, в поэтическом, музыкальном творчестве и пластике.
Произведения искусства, где он, человек, как бы становился оленем, березкой, снежинкой, рассказывали не столько о их жизни, сколько о человеческих отношениях, переживаниях.
Олицетворение – один из примеров изображения в сказке, басне, поэтической речи. Наблюдая окружающую природу, человека прибегал к ее образам при создании танцевальных произведений. В древние времена появились охотничьи пляски, которые, отражая характер деятельности людей, как и многое другое, приобретали магическую окраску.
Поразить чучело зверя – значит поразить его во время охоты. Многие охотничьи пляски дошли до наших дней, особенно у народов севера и Сибири России: пляска моржа у чукчей и немцев, пляска медведя у ханты и манси, в которых имитируется охота на этих животных.
В период скотоводства человек приручил лошадь, научился управлять ею. В сознании народа сложился идеал пастуха, наездника, возникла, оформилась пластика его образа.
С помощью изобразительно-подражательных движений многие народы создали разнообразные танцы наездников, всадников («Танец башкирских наездников», «Гаучо» - танец аргентинских пастухов).
Сегодня невозможно представить новогоднее представление у елки без танцев зайца, лисы, белки, щенка и т.п. Существует много танцев, образной основной которых является животный мир: «Лебедушка», «Петухи», «Гуси-лебеди», «Стрекоза и муравей» и даже «Танец гусеницы».
Поэтические образы растительного мира присутствуют в творчестве практически всех народов. Это уже более сложные приемы переосмысления, олицетворения («Березка», «Золотая рожь», «Вербонька», «Кристаллы»).
Еще более сложные многозначные образы. отражающие явления природы («Метелица», «Весна пришла», «Огневушка - поскакушка»).
При сочинения танца хореограф должен четко ответить на вопросы: ради чего он осуществляет постановку этого танца? Танец, как и другие виды искусства, должен вызывать возвышенные чувства у зрителей, воспитывать этетические вкусы и идеалы. Показывая зрителю определенный круг жизненных явлений, постановщик несет через танец значимое содержание, будь то сюжет на историческую или современную тему.
3. Творческий процесс
Сочинение танца процесс сложный и длительный. Хореограф-автор должен обладать даром, способностью найти и "вырастить" замысел будущей постановки, а также умело использовать принципы музыкально-хореографической драматургии, приемы сочинения композиции и т.п.
Творческий процесс условно делится на два этапа: возникновение замысла и его воплощение. Первый определяется общими способностями (эрудиция, мировоззрение, потребность в художественном творчестве), второй - требует специальных способностей и умений, сознательно используемого мастерства.
Творческий процесс хореографа состоит из 3-х фаз:
1. Собирание и обобщение жизненного материал, определение темы, идеи. Появляется желание раскрыть их в произведении: идет поиск соответствующей музыкальной композиции или уже она диктует характер темы,идеи.
2. Моделирование характеров, образов, предлагаемых обстоятельств, их взаимодействия. Общее переходит в частное. Идея, тема стремятся обрасти событиями, характерами, вырисовывается стиль, жанр, логика взаимоотношений. Хореограф начинает мыслить от образа и рисовать его внутренним зрением, т.е. видеть, а уже затем сочинять.
3. Воплощение внешних черт образа. Происходит перевоплощение в того, кого надо изобразить. Хореограф "входит" в образ, рожденный своей фантазией, но это не исключает контроля.
Сознание как бы раздваивается: одно создает образ, живет им, другое - наблюдает со стороны. Идет создание формы произведения.
Естественно, каждая фаза - собирание-обобщение, моделирование, воплощение - не живет самостоятельно, а на каком-то этапе определяет характер других, часто внося существенные изменения. Здесь налицо взаимодействие общих и специальных способностей, моделирующих содержание и форму на всех этапах творчества.
4. Драматургические звенья в хореографическом произведении
Каждое драматургическое произведение обладает экспозицией, то есть начальной частью. Экспозиция – начальная часть драматургического произведения.
Ее назначение: сообщить зрителю информацию, необходимую для понимания предстоящего действия пьесы. Иногда важно дать зрителю знать, в какой стране и в какое время происходят события. Иногда необходимо сообщить что-то из того, что предшествовало возникновению конфликта. Есть у экспозиции и еще одна задача.
С ее помощью, если можно так выразиться, на ее пространстве, происходит превращение человека, пришедшего в театр, в зрителя, в участника коллективного восприятия пьесы. В экспозиции зритель получает представление о жанре произведения. Экспозиция должна вызвать интерес зрителя к предстоящему на сцене действию.
Наиболее распространенный вид экспозиции – показ того последнего отрезка обыденной жизни, течение которого будет прервано возникновением конфликта.
Драматургия имеет много общего с народной сказкой и скорее всего происходит от нее. Драматургия взяла от народной сказки, в качестве своей главной темы, ее главное чудо, чудо социальное – победу добра над злом.
Много общего также и между построением сказки и структурой драматургического произведения. В частности, экспозиция большинства пьес строится по тому же принципу, что и экспозиция сказки.
«Жили-были…», - и вдруг возникает «золотая рыбка» или «золотое яичко» данного произведения – тот конфликт, который будет в нем изображен. Исходя из этого, данный вид экспозиции – показ последнего отрезка времени жизни, течение которого будет прервано конфликтом.
Другой вид экспозиции – пролог – прямое обращение автора к зрителю, краткий рассказ о персонажах будущего действия и о его характере.
В ряде случаев пролог исчерпывает экспозицию. Нередко, однако, пролог только открывает экспозицию, которая затем продолжается до завязки конфликта показом предшествующего ей потока жизни.
В некоторых пьесах встречается иной вид пролога, так называемый театрализованный пролог. В этих случаях все функции экспозиции выполняет небольшая сцена, разыгрываемая перед началом спектакля.
Иногда пьеса начинается инверсией, то есть показом перед началом действия того, чем закончится конфликт. Таким приемом часто пользуются авторы остросюжетных произведений, в частности, детективов.
Задача инверсии – с самого начала увлечь зрителя, держать его в дополнительном напряжении с помощью заранее выданной информации о том, к какому концу приведет изображаемый конфликт. Иногда экспозиция совмещена с завязкой.
Завязка
В понятие «завязка» входит завязка основного конфликта произведения, развитие которого является предметом изображения в произведении.
В завязке начинается движение конфликта – драматическое действие. Иногда основной конфликт произведения проявляется не сразу, а предваряется системой других конфликтов.
Развитие
Развитие может быть различным, может идти в борьбе двух или нескольких планов. Развитие может быть самостоятельным, вне борьбы, одна мысль, которая претерпевает развитие. Когда есть развитие мысли, есть и драматургия.
Кульминация
Наиболее распространенным методом работы над хореографической драматургией является путь от частностей к целому, от сопоставления отдельных языковых элементов в пластическом мотиве к нарастающему противоборству образов (действующих героев, персонажей) в целом произведении.
Вначале балетмейстер составляет общий список того, что должно происходить на сцене по порядку. Затем в этом протокольном списке драматических ситуаций и вытекающих из них событий определяет действие каждого отдельного героя (персонажа).
Логику развития каждого конкретного образа (героя, персонажа) он строит примерно по такой схеме: действие - мотив, действие - поведение, действие - характер, действие - столкновение, действие - событие.
Этот метод работы ставит в центр созидательных поисков уточнение в каждой молекуле музыкально-танцевального действия (в художествен но-образной детали, в пластическом мотиве) элементов противостояния и доведения их до конкретно-ощутимой, эмоционально-насыщенной борьбы.
Художественно-образная деталь является наиболее эффективным средством отображения хореографической идеи, важнейшим элементом в создании драматургии произведения. Умение создавать яркие, художественно-образные детали, в которых неразрывно сплавлены изобразительные и выразительные стороны, является показателем балетмейстерского мастерства.
Именно детали создают сценический хореографический образ.
В кульминации, во-первых, выражается хореографическая идея, задуманная балетмейстером в том виде, в каком он ее себе представляет, во-вторых, высвечивается мировоззренческая позиция, побудившая балетмейстера к выражению данной идеи.
Для балетмейстера работа над кульминацией, пожалуй, самый ответственный момент. А поскольку кульминация является к тому же и вершиной постоянно растущего противоборства главных действующих героев, исходные позиции которых заявлены в начале произведения, то ответственность балетмейстера возрастает многократно. Ему необходимо проявить все умения и навыки, чтобы распределить узловые (ударные) моменты по всей перспективе драматургической структуры произведения, во всех слоях (в художественно-образных деталях, в пластических мотивах, в действиях героев-персонажей, в отдельных эпизодах-частях). Суметь выбрать обстоятельства, наделить героев (персонажей) отношениями, насытить их действенное противоборство чувством, ритмом, смешать воедино звуковое, цветовое, пластическое решение, все это положить на сквозное течение интриги и заставить работать на кульминацию.
Противоборство между главными действующими героями (персонажами) начинает проявляться с первого драматического события (первого факта столкновения), но наиболее полно оно раскрывается в последнем кульминационном событии.
Кульминация - это высший всплеск противостояния главных действующих героев (персонажей). Это взрыв, вызывающий максимальное изменение равновесия между ними. Это действие, достигшее полного развития, событие, окончательно меняющее соотношение противоборствующих сил в произведении.
Между первым и последним драматическим событием в действиях главных героев (персонажей) развивается не только интрига, но и проявляется все богатство произведения, его атмосфера, характеры, танцевальная лексика, разнообразие предлагаемых обстоятельств, логика развития и т.д.
В этом смысле кульминация служит критерием художественности произведения, критерием, с помощью которого можно проанализировать произведение в обратном порядке. Вот почему кульминация должна быть яркой, убедительной, должна придавать произведению единство и художественную цельность.
Развязка.
Развязка в драматургическом произведении – момент разрешения основного конфликта, снятие конфликтного противоречия, являющегося источником движения произведения.
Развязка конфликта возможна только при условии сохранения единства действия, сохранения основного конфликта, начавшегося в завязке. Отсюда вытекает требование: данная развязка конфликта должна содержаться как одна из возможностей его разрешения уже в завязке.
В развязке, или лучше сказать, - в результате ее создается новое положение по сравнению с тем, которое имело место в завязке, выражающееся в новом отношении между героями. Это новое отношение может быть весьма разнообразным.
Финал
Финал – эмоционально-смысловое завершение действия произведения. Эмоционально - это значит, что речь идет не только о смысловом итоге, не просто о выводе из произведения.
Если в басне мораль выражена впрямую – «мораль сей басни такова», то в драматургическом произведении финал является продолжением действия, последним аккордом.
Финал заключает произведение драматургическим обобщением и не только завершает данное действие, но раскрывает дверь в перспективу, в связь данного факта с более широкими социальными явлениями. Финал является как бы поверкой драматургии произведения в целом. Если нарушены основные элементы его композиции, если действие, которое началось как основное, подменено другим, финал не получится.
Нередко автор заканчивает произведение с помощью эрзацфинала. Не всякое окончание под тем или иным предлогом является финалом, может служить эмоционально-смысловым завершением произведения. Наиболее распространенный вид эрзацфинала – это «расправа» автора с героем.
Таким образом, в основе каждого произведения драматургии лежит принципиальная структура, состоящая из этих трех элементов: начало борьбы, ход борьбы и результат борьбы.
Начало борьбы раскрывается в завязке основного конфликта. Ход борьбы раскрывается через конкретные поступки и столкновения героев – через так называемые перипетии, составляющие общее движение действия от начала конфликта к его разрешению.
Заключение
В хореографическом произведении главное не видимый объект, а душа изображений, суть того или иного явления. Оно в реалистической форме и средствах может передать сверхреальное, фантастическое, сказочное, мифическое. Произведение обладает универсальным языком, языком зрительных образов со своим «словарём», «синтаксисом», условными знаками и своей «грамматикой».
Драматургия балета - это жизнь в сценическом действии, ибо на бумаге нет и не может быть драматургии танцевального текста. Только при сценическом воплощении идея, форма, содержание получают законченный вид. Композиция драматургического произведения – понятие сложное.
Её считают явлением универсальным, имеющим отношение ко всем элементам драмы: к теме, идее, конфликту, сюжету, к каждому образу, каждому акту, к любой сцене, реплике, ремарке.
Композиция – это способ группировки материала, составляющего ткань произведения. Последнее имел в виду А. Пушкин, когда говорил, что самое важное в художественном произведении – это план: соотношение частей к целому, детали к общему. И действительно, порядок распределения частей по их отношению к целому определяет композицию.
Композиция реализует идейное содержание драмы, развертывает ее проблематику. По тому, как строится логика развития действия, как разрешается, не разрешается, снимается противоречие, можно судить об авторской позиции, главной идее произведения.
Отсюда можно заключить, что композиция служит конкретному выражению идеи в действии. Итак, композиция обусловлена содержанием.
В ней находят отражение определенные закономерности драматургии конкретной исторической эпохи, ее социальные предметы. Если расширить эту формулу, то можно сказать, что танец — это музыкально-хореографическая миниатюра, идея которой выражена в четком драматургическом построении, — со своей экспозицией, завязкой, кульминацией и финалом.
Идейность, лаконичность, оригинальность замысла и его воплощения, современность и доходчивость выразительных средств, виртуозность и одухотворенность исполнения — таковы черты, которыми должен обладать танцевальный номер.
Список литературы
- Богданов Г.Ф. Основы хореографической драматургии: учебное пособие. – Изд.2-е, доп. – М.: МГУКИ, 2010.
- Балет: энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия., 1981.
- Ванслов В. В. Статьи о балете. Л., 1980.
- Вахромеев В. В. Элементарная теория музыки. М., 1975.
- Зарипов Р.С., Валяева А.Р. От замысла к сюжету. Новосибирск, 2009.
- Захаров Р. В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. М., 1983.
- Катышева Д. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр.
- Шереметьевская. Н. Танец на эстраде. Москва «Искусство» 1985