Программа по постановочной работе
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………...1
Календарно – тематический план………………………………………………..4
Содержание программы…………………………………………………………..6
Методические рекомендации …………………………………………………..10
Список литературы………………………………………………………………11
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_postanovochnoy_rabote1.docx | 37.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах.
Хореографические отделения действующие в школах искусств показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству.
Детская школа искусств обеспечивает более полное развитие индивидуальные способности детей, и поэтому обучение должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков.
Они любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений.
Особое место в учебном процессе занимает постановочная работа, которая входит в часть урока. Она включает в себя танцевальные номера и этюды. Этюдная работа, с одной стороны, направлена на развитие совершенствование техники танца и актёрского мастерства, с другой – помогает закреплению полученных знаний, умений и навыков.
Тематика постановочной работы весьма обширна и разнообразна, что открывает большие творческие перспективы как для педагога- балетмейстера, так и для участников хореографического коллектива.
Целью постановочной балетмейстерской практики является: создание трёх хореографических номеров, их постановка на группе учащихся, отработка и показ на итоговом уроке.
Задачи:
Обучающие:
1. Формирование умения правильного показа и объяснения исполнения танцевальных движений;
2. Навык выворотного исполнения движений в народно-сценическом и классическом танце;
3. Знания терминов классического танца.
Развивающие:
1. Развитие чувства ансамблевого исполнения, работа в паре, в коллективе;
2. Совершенствование танцевального мастерства и техники исполнения.
Воспитательные:
1. Воспитание чувства ответственности, дружеского отношения и взаимовыручки;
2. Воспитание чувства взаимопомощи в коллективе;
3. Оказание помощи детям младшего возраста во время репетиций и выступлений.
Пройдя все этапы образовательного процесса по данной программе, учащиеся:
должны знать:
- правила грамотного выполнения элементов и движений классического танца, народно-сценического танца, эстрадного танца, историко- бытового танца;
- термины основных движений классического, русского народно сценического и эстрадного танца, историко- бытового танца;
- основы музыкальной грамоты;
должны уметь:
- передавать танцевальный образ в танце;
- координировать свои движения в соответствии с музыкальным темпом;
- сочинять небольшие танцевальные комбинации;
- самостоятельно выполнять танцевальные комбинации.
иметь навыки:
- преодоления технических трудностей при исполнении сложных комбинаций;
- оценивать выразительность исполнения друг друга;
- различать характер исполнения( плавно – отрывисто, изящно – грубо, легко – тяжело, уверено – робко, бодро – выло, торжественно – не торжественно).
Типы занятий: теоретические , практические , комбинированные.
На групповых занятиях:
1. Изучается методика (последовательность изучения и овладения правильным исполнением движения);
2. Совместно просматривается видеоматериал и ведется обсуждение;
выполняются задания на импровизацию;
3. Прослушивается и анализируется музыкальное произведение;
4. Осуществляется тренинг, постановка и отработка номеров.
Календарно-тематический план
Месяц | Недели | Тема занятий | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
Январь | 1 неделя | Обсуждения идей и сюжетов будущих постановок с участниками коллектива. | 3 | 8 |
Январь | 2 неделя | Поиск музыкального сопровождения для танцевальных композиций. | 3 | 0,5 |
Январь | 3 неделя | Составление танцевальных комбинаций. | 4 | 5 |
Февраль | 1 неделя | Разучивание основных элементов и танцевальных комбинаций к хореографической постановки «Арагонская хота». | 1 | 5 |
Февраль | 2 неделя | Разучивание основных элементов и танцевальных комбинаций к хореографической постановки «Шалуны». | 1 | 5 |
Февраль | 3 неделя | Разучивание основных элементов и танцевальных комбинаций хореографической постановки «Арабский танец». | 1 | 7 |
Март | 1 неделя | Постановка номера «Арагонская хота». | 1 | 5 |
Март | 2 неделя | Постановка номера «Шалуны». | 1 | 5 |
Март | 3 неделя | Постановка номера «Арабский танец». | 1 | 5 |
Апрель | 1 – 3 неделя | Отработка и подготовка номеров к итоговому показу. | 0,5 | 1 |
Итого: 63 часа
Содержание программы
Хореографическая композиция «Арагонская хота»
(испанский танец)
Название хореографического произведения: «Арагонская хота».
Вид хореографии: испанский танец
Исполнители:
участники старшей группы образовательного хореографического коллектива «Северные узоры». Возраст детей 14-16 лет.
Музыкальное оформление: М.И. Глинка.
Продолжительность танца: 4 мин.00сек.
Краткая характеристика номера:
хореографическая композиция «Арагонская хота» поставлена с учетом возрастных особенностей детей. Испанский танец это яркий, страстный, грациозный технический сложный по исполнению танец. Цель создания номера – познакомить детей с испанской культурой, научить детей танцевальным движениям. Характерным для испанского танца.
Хореографическая композиция «Шалуны»
(эстрадный танец)
Название хореографического произведения: «Шалуны».
Вид хореографии: эстрадный танец.
Исполнители:
участники младшей группы образовательного хореографического коллектива «Северные искорки». Возраст детей 7-8 лет.
Музыкальное оформление: Из репертуара Witch Doktor.
Продолжительность танца: 2 мин.45 сек.
Краткая характеристика номера:
хореографическая композиция «Шалуны» была поставлена на основе сюжетной линии. В танце особое внимание уделяется актерскому мастерству. Дети должны были показать во время исполнения номера, что они действительно шалят в детском саду, а воспитатель на них сердится. Номер по мере работы над ним усложнялся как в эмоциональном плане, так и в постоянном перестроении и изменении рисунка танца.
Хореографическая композиция «Арабский танец»
(классический танец)
Название хореографического произведения: «Арабский танец».
Вид хореографии: классический танец.
Исполнители:
участница старшей группы образовательного хореографического коллектива «Северные узоры» Бапанина Амина(соло). Возраст 11 лет.
Музыкальное оформление: П.И. Чайковский.
Продолжительность танца: 2 мин.58 сек.
Краткая характеристика номера:
классический арабский танец был поставлен на основе лексики классического танца, с учетом возрастных особенностей исполнительницы. Вдохновил нас на создание данной композиции балет «Щелкунчик». Цель танцевальной композиции - развитие танцевально-исполнительских способностей воспитанницы на основе приобретенного ей комплекса знаний, умений, навыков по дисциплине «Классический танец». Сложность номера – состояла в правильном исполнении элементов классического танца, сохранить правильное положение рук арабского танца в определенной позе, которые постоянно меняются.
Методические рекомендации.
Особенности работы над постановочной деятельностью.
1. Выбор музыки для хореографических композиций. Особое внимание следует уделять музыке танцевального произведения. Значение музыки в работе с детьми велико.
Первое требование предъявляемое к «детской музыке», доступность и простота. Если музыка танцевального произведения сложна для исполнителей, то дети быстро охладевают к постановке. И наоборот, простая, доступная музыка будит их фантазию, увлекает, помогает преодолевать трудности.
Танцевальность, образность, ясная мелодия, четкий ритмический рисунок, яркие гармонии – необходимое качество музыки для детей.
2. Работа над танцевальной речью. Под танцевальной речью подразумевается совокупность неких начал, являющихся языком танцевального искусства, способных нести в себе определенную художественно-образную информацию.
Основными такими началами являются: традиционное танцевальное движение, рисунок танца, характер. Они, соединяясь в различных сочетаниях, взаимно дополняя друг друга, создают танцевальную речь, «текст» танца.
3. Рисунок танца организует движения исполнителей, и в тоже время оказывает на зрителя определенное психологическое воздействие. Рисунок массового танца несет в себе определенную образную информацию, указывает на характер отношений, проживаемых танцующими актерами. Рисунок сольного танца также несет в себе информационную значимость. Именно перемещения танцовщика, передвижения выражают тончайшие оттенки настроений персонажа. Данная особенность рисунка сольного танца также была учтена в создании танцевальных партий.
4. Характер персонажа. Характер переводится с греческого языка как главная черта, признак, особенность. Здесь необходимо учитывать тот факт, что от 60% до 80% информации, исходящей от человека, проявляется не в словах, а в его наружности, манере поведения, в его жестах, мимике, пластике, в выражении лица и тела.
Список литературы
1. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность - М.: Академия, - 2000г. - 624с.
2. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование - Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев - Дубна, 1997г. - 206с.
3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994. - 576 с.
4. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 1997.
5. Пинт А. О. Высокое призвание. М, 1973.
6. Прибылое Г.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. М., 1984.
7. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.
8. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.
9. Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 20047. - 224с.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Учпедгиз, 1946г. - 704с.
11. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991. - 160 с.
12. Рутберг И. Пантомима. Движение и образ. М., 1981.
13. Спарджер С. Телосложение и балет. Лондон, 1958.
14. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов - М.: Академия, 2004г. - 336с.
15. Станиславский КС Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1958. Т. 5.
16. Станиславский КС. Этика. М., 1981.
17. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В Зт. М, 1981.Т. 3.
18. Тарасов Н.И. Классический танец. М., 1975.
19. Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. - СПб.: Издательство «Лань». - 2005. - 496 с.: ил.
20. Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. - М.: Наука. 2000. - 230 с.
21. Ухтомский А. Общая психология: Учебник. - М.: Просвещение. 1970. - С. 117.
22. Халфина С. Воспоминания мастеров московского балета. - М.: Искусство. - 1990. С. 39.
23. Хореографическое искусство. Справочник. - М.: Искусство. - 2005.
24. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. - 2000. №2. С. 34-37.
25. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. - М.: Релиз. - 2004. - 340 с.