Программа по педагогической практике
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………...1
Календарно – тематический план………………………………………………..4
Содержание программы…………………………………………………………..6
Самостоятельная работа учащихся……………………………………………..10
Список литературы………………………………………………………………11
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_pedpgogicheskoy_rabote2.docx | 39.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В системе хореографического образования программа «Историко-бытовой танец» является многофункциональной и дает возможность обучающимся практически познать историческое развитие танца на основе изучения композиций танцев от средневековья до начала XX века.
Историко – бытовой танец является особым видом хореографического искусства. Отражая танцевальные стили различных исторических эпох, он сохраняет в современном искусстве картины и образцы танцевальной культуры прошлого.
Историко – бытовой танец включает в себя наиболее характерные художественные образцы бытовой хореографии, исполнявшиеся в различных слоях общества. Имея в своей первооснове народную (крестьянскую) хореографию, историко - бытовой танец оказал значительное влияние на развитие профессионального балетного искусства.
Историко – бытовой танец имеет достаточно разнообразную в советской хореографической педагогике систему обучения. Капитальные исследования Х.Х. Кристерсона, Н.П. Ивановского, М.В. Васильевой – Рождественской содержат богатый танцевальный материал, отражающий особенности танцевальной культуры различных времен и народов.
Данная программа «Историко-бытовой танец» имеет художественно-эстетическую направленность, способствует выявлению и развитию интересов ребенка, его творческих возможностей и личного потенциала.
Занятия по данной программе приобщают обучающихся к пониманию искусства танца и знакомят их с богатейшей художественной культурой прошлого, способствуют формированию художественного вкуса, культуры общения, способности к самовыражению в танце.
Актуальность и целесообразность педагогической программы «Историко-бытовой танец» заключается в том, что она реализуется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей.
Программа является модифицированной и рассчитана на детей 11-12 лет. Новизна программы заключается в том, что она адаптирована к условиям сельской школы искусств. Заниматься по данной программе может любой ребенок, проявляющий живой интерес к искусству танца.
Цель программы:
Освоение детьми бытовой хореографии, художественно стилевых особенностей различных эпох.
Основные задачи программы:
Образовательные:
- формирование базовых хореографических навыков в области историко-бытового танца;
- обучение приемам актерского мастерства;
- обучение детей приемам самостоятельности и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
Развивающие:
- приобщение обучающихся к истории искусства танца;
- развитие интереса обучающихся к традиционной культуре;
- развитие исполнительских способностей учащихся.
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, формирование таких качеств личности как терпение, целеустремленность, выносливость, стремление к самосовершенствованию и творческому росту;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, общей культуры личности ребенка, способностей адаптироваться в современном обществе.
В учебно-воспитательном процессе используются приемы и методы:
- метод наглядного восприятия, способствует быстрому и глубокому
усвоению программы, повышает интерес к занятиям;
- метод практического обучения в тренировочной работе осуществляется
освоением основных навыков и умения;
- поэтапное отслеживание результатов деятельности учащихся;
- творческие задания для самоконтроля;
- словесное рисование характера танца;
- обучение владению культурой движения;
- мониторинг здоровья учащихся.
Для реализации программы в работе с учащимися применяются также активное слушание музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях, описывается техника движений, дается историческая справка, изучается терминология.
Подведение итогов работы преподавателя по каждой теме происходит в виде открытого просмотра, зачетов по каждому разделу программы.
По итогам реализации данной программы учащиеся:
должны знать:
- об историко - бытовом танце как виде хореографического искусства;
- об истоках историко - бытового танца;
- об исторических эпохах в их хронологической последовательности;
- название основных бытовых танцев, соответствующих той или иной
исторической эпохе;
- название элементов историко - бытового танца и правила их исполнения.
должны уметь:
- танцевать сольно, в паре и ансамбле;
- выполнять заданный рисунок танца;
- передавать манеру танца определённой эпохи, её стиль.
должны владеть:
- чувством позы;
- навыком координации движений рук, ног и головы;
- профессиональным вниманием;
- манерой и пластикой, характерной для того или иного танца;
- музыкальностью исполнения;
- культурой общения в танце и сценическим поведением.
Календарно-тематический план
Дата | Тема занятий | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
16.01.2014г. | 1. Введение. Повторение пройденного материала по теме «Танцевальная культура эпохи Средневековья». | 1 | 1 |
1.01.2014г. 23.01.2014г. | 2. Изучения примера танцевальной композиции танца Средневековья «Фарандола». | 1 | 4 |
24.01.2014г. | 3. Танцевальная культура эпохи Возрождения. | 1 | 2 |
30.01.2014г. 31.01.2014г. 6.02.2014г. 28.03.2014г. | 4. Изучения танца XVII века «Менуэт». История возникновения и характеристика танца. | 1 | 4 |
7.02.2014г. 13.02.2014г. | 5. Бытовой танец XVIII века «Гавот». Краткая характеристика танца. Изучения примера танцевальной композиции (парной). | 1 | 4 |
14.02.2014г. | 6. Танцевальная культура XIX века. | 1 | |
20.02.2014г. 27.03.2014г. | 7. Реверансы и поклоны XIX века. | 1 | |
21.02.2014г. 27.02.2014г. | 8. Изучения танцевальной композиции танца XIX века «Падеграс». | 1 | 2 |
28.02.2014г. 6.03.2014г. 7.03.2014г. 21.03.2014г. | 9. Изучения танцевальной композиции танца XIX века «Мазурка». | 1 | 4 |
13.03.2014г. 14.03.2014г. 20.03.2014г. | 10. Изучения примера танцевальной композиции XIX века «Краковяк». | 1 | 4 |
С 3.04.2014г. по 21 .02.2014г. | 11. Подготовка к итоговому открытому уроку. Танцевальные композиции различных эпох. | 8 |
Итого: 43 часов
Содержания программы
1. Введение. Повторение пройденного материала по теме «Танцевальная культура эпохи Средневековья».
Народный танец.
Бранль - как самый распространенный танец средних веков, его роль в развитии бальной хореографии.
Бранль:
- простой бранль;
- двойной бранль;
- двойной бранль с репризой;
- веселый бранль.
Крестьянский бранль:
- Первая фигура;
- Вторая фигура;
- Третья фигура;
- Четвертая фигура;
- Пятая фигура;
- Шестая фигура.
Композиция танца.
2. Изучения примера танцевальной композиции танца Средневековья «Фарандола».
- Первая фигура «Улитка»;
- Вторая фигура «Мосты»;
- Третья фигура «Лабиринт».
Композиция танца.
3. Танцевальная культура эпохи Возрождения.
Зарождение культуры Ренессанса в свободных городах Италии.
Распространение театральных представлений, уличных праздников, карнавалов.
Возникновение новых танцевальных форм – променадные танцы.
Поклоны и реверансы.
Павана – как один из распространенных танцев эпохи Возрождения.
Аллеманда – как массовый танец.
Костюм кавалера и дамы.
4. Изучения танца XVII века «Менуэт».
История возникновения и характеристика танца.
- Основной шаг менуэта XVII века (pasmenuet);
- Второй шаг (pasmenuet) (два такта по ¾);
- Разновидность второго шага;
- Balance вправо;
- Pas grave;
- Balance-menuet;
- Перваяфигура;
-Вторая фигура;
- Третья фигура;
- Четвертая фигура;
- Финал.
5. Бытовой танец XVIII века «Гавот».
Краткая характеристика танца. Изучения примера танцевальной композиции(парной).
- Первая фигура;
- Вторая фигура;
- Финал.
6. Танцевальная культура XIX века.
Появление бал-маскарадов. Костюмы кавалера и дамы.
Организация специальных танцевальных классов в Европе.
Россия как один из самых крупных хореографических центров Европе.
Огромный успех таких танцев XIX века как Мазурка, Полька, Французская кадриль.
Изменения в технике бытовых и бальных танцев, упрощение поклонов.
7. Реверансы и поклоны XIX века.
Манера носить платье, держать руки.
Постановка корпуса.
Поклон кавалера.
Приветственный реверанс.
Танцевальный реверанс.
8. Изучения примера танцевальной композиции танца XIX века «Полонез».
- Основной шаг;
- Положения в паре;
- Вступление;
- Фигура первая;
- Фигура вторая;
- Фигура третья;
- Chaine;
- Mouline:
- Фигура четвертая.
Композиция танца.
9. Изучения танцевальной композиции танца XIX века «Падеграс».
Исходное положение.
Основные па.
Композиция танца.
10. Изучения танцевальной композиции танца XIX века «Мазурка».
- Pas couru (легкий бег);
- Pas boiteux (хромой шаг);
- Pas boiteux en tournant или tour sur place;
- Закрытый поворот;
Фигуры мазурки:
- Первая фигура;
- Вторая фигура;
- Третья фигура («Звездочка»);
- Четвертая фигура («Коленопреклонение»);
- Пятая фигура («Восьмерка»);
- Шестая фигура.
11. Изучения примера танцевальной композиции XIX века «Краковяк».
- Основной бег;
- Галоп по кругу;
- Галоп в паре;
- Притоп;
- Прыжок в 6-й позиции.
12. Подготовка к итоговому открытому уроку.
Танцевальные композиции различных эпох:
- «Павана»
- «Падеграс»
- «Полонез»
- «Фарандола»
- «Крестьянский бранль»
- «Менуэт»
- «Гавот»
- «Краковяк»
- «Мазурка».
самостоятельную работу учащихся.
Тема 3.2. Реверансы и поклоны XVI, XVII века.
По данной теме необходима самостоятельная работа учащихся заниматься перед зеркалом, смотреть в зеркало исправлять свои ошибки.
Задание:
Проработать правильное исполнения реверансов и поклонов.
Тема 3.4. Менуэт.
Задание:
Знать последовательность танца, заниматься и добиваться методичного исполнения всех движений и фигур.
Раздел 4.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Итогом третьего года является экзамен, который проводится в форме практического показа.
Список литературы
1. Белозерова В.В. «Традиционная культура Орловского края». Орел, 2005.
2. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». Санкт-Петербург,2000.
3.Васильева-Рожденственская М. В. Историко-бытовой танец. -М.: Искусство, 1963.
4. Васильева Е. Д. - Танец. - М.: Искусство, 1968.
5. Воронина и. А. Историко-бытовой танец. - М.: Искусство, 1980
6. Громова Е.Н. «Детские танцы из классических балетов с нотным приложением». «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ». Санкт-Петербург, 2010.
7. Громов Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера. 2-е изд., испр. – СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКА»; Издательство «Лань», 2011г.
8.Ивановский Н. П. Бальный танец XVI- XIX вв. - Л. - М.: Искусство, 1948.
9.Кристерсон Х. Х. Танец в драматическом спектакле. - М.: Искусство,1960.
10. Устинова Т.А. «Избранные русские народные танцы». Москва: «Искусство», 1996.