Программа по педагогической практике

Содержание

 

Пояснительная записка…………………………………………………………...1

Календарно – тематический план………………………………………………..4

Содержание программы…………………………………………………………..6

Самостоятельная работа учащихся……………………………………………..10

Список литературы………………………………………………………………11

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_pedpgogicheskoy_rabote2.docx39.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          В системе хореографического образования  программа «Историко-бытовой танец» является многофункциональной  и дает возможность обучающимся практически познать историческое развитие танца на основе изучения композиций танцев от средневековья до начала XX века.

         Историко – бытовой танец является особым видом хореографического искусства. Отражая танцевальные стили различных исторических эпох, он сохраняет в современном искусстве картины и образцы танцевальной культуры прошлого.

         Историко – бытовой танец включает в себя наиболее характерные художественные образцы бытовой хореографии, исполнявшиеся в различных слоях общества. Имея в своей первооснове народную (крестьянскую) хореографию, историко - бытовой танец оказал значительное влияние на развитие профессионального балетного искусства.

         Историко – бытовой танец имеет достаточно разнообразную в советской хореографической педагогике систему обучения. Капитальные исследования Х.Х. Кристерсона, Н.П. Ивановского, М.В. Васильевой – Рождественской содержат богатый танцевальный материал, отражающий особенности танцевальной культуры различных времен и народов.

      Данная программа «Историко-бытовой танец» имеет художественно-эстетическую направленность, способствует выявлению и развитию интересов ребенка, его творческих возможностей и личного потенциала.

     Занятия по данной программе приобщают обучающихся к пониманию искусства танца и знакомят их с богатейшей художественной культурой прошлого, способствуют формированию художественного вкуса, культуры общения, способности к самовыражению в танце.

       Актуальность и целесообразность педагогической программы «Историко-бытовой танец» заключается в том, что она реализуется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей.      

Программа является модифицированной и рассчитана на детей 11-12 лет. Новизна программы заключается в том, что она адаптирована к условиям сельской школы искусств. Заниматься по данной программе может любой ребенок, проявляющий живой интерес к искусству танца.

Цель программы:

Освоение детьми бытовой хореографии, художественно стилевых особенностей различных эпох.

Основные задачи программы:

Образовательные:

- формирование базовых хореографических навыков в области историко-бытового танца;

-   обучение приемам актерского мастерства;

- обучение детей приемам самостоятельности и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.

Развивающие:

-   приобщение обучающихся к истории искусства танца;

-   развитие интереса обучающихся к традиционной культуре;

-   развитие исполнительских способностей учащихся.

Воспитательные:

- воспитание трудолюбия, формирование таких качеств личности как терпение, целеустремленность, выносливость, стремление к самосовершенствованию и творческому росту;

-  воспитание художественно-эстетического вкуса, общей культуры личности ребенка, способностей адаптироваться в современном обществе.

В учебно-воспитательном процессе используются приемы и методы: 

-  метод наглядного восприятия, способствует быстрому и глубокому

усвоению программы, повышает интерес к занятиям;

-  метод практического обучения в тренировочной работе осуществляется

освоением основных навыков и умения;

-  поэтапное отслеживание результатов деятельности учащихся;

-  творческие задания для самоконтроля;

-  словесное рисование характера танца;

-  обучение владению культурой движения;

-  мониторинг здоровья учащихся.

      Для реализации программы в работе с учащимися применяются также  активное слушание музыки, где происходит проживание интонаций в  образных представлениях, описывается техника движений, дается  историческая справка, изучается терминология.

      Подведение итогов работы преподавателя по каждой теме происходит в виде открытого просмотра, зачетов по каждому разделу программы.

По итогам реализации данной программы учащиеся:

должны знать:

- об историко - бытовом танце как виде хореографического искусства;

- об истоках историко - бытового танца;

- об исторических эпохах в их хронологической последовательности;

- название основных бытовых танцев, соответствующих той или иной

исторической эпохе;

- название элементов историко - бытового танца и правила их исполнения.

должны уметь:

- танцевать сольно, в паре и ансамбле;

- выполнять заданный рисунок танца;

- передавать манеру танца определённой эпохи, её стиль.

должны владеть:

- чувством позы;

- навыком координации движений рук, ног и головы;

- профессиональным вниманием;

- манерой и пластикой, характерной для того или иного танца;

- музыкальностью исполнения;

- культурой общения в танце и сценическим поведением.

Календарно-тематический план

Дата

Тема занятий

Количество

часов

Теория

Практика

16.01.2014г.

1. Введение. Повторение пройденного материала по теме «Танцевальная культура эпохи Средневековья».

1

1

1.01.2014г.

23.01.2014г.

2. Изучения примера  танцевальной композиции танца Средневековья «Фарандола».

1

4

24.01.2014г.

3. Танцевальная культура эпохи Возрождения.

1

2

30.01.2014г.

31.01.2014г.

6.02.2014г.

28.03.2014г.

4. Изучения танца XVII века «Менуэт».

История возникновения и характеристика танца.

1

4

7.02.2014г.

13.02.2014г.

5. Бытовой танец XVIII века «Гавот».

Краткая характеристика танца. Изучения примера танцевальной композиции (парной).

1

4

14.02.2014г.

6. Танцевальная культура XIX века.

1

20.02.2014г.

27.03.2014г.

7. Реверансы и поклоны XIX века.

1

21.02.2014г.

27.02.2014г.

8. Изучения танцевальной композиции  танца  XIX века «Падеграс».

1

2

28.02.2014г.

6.03.2014г.

7.03.2014г.

21.03.2014г.

9. Изучения танцевальной композиции  танца XIX века «Мазурка».

1

4

13.03.2014г.

14.03.2014г.

20.03.2014г.

10. Изучения примера танцевальной композиции XIX века «Краковяк».

1

4

С 3.04.2014г. по

21 .02.2014г.

11. Подготовка к итоговому открытому уроку.

Танцевальные композиции различных эпох.

8

                                                                                                Итого: 43 часов

Содержания программы

1. Введение. Повторение пройденного материала по теме «Танцевальная культура эпохи Средневековья».

Народный танец.

Бранль - как самый распространенный танец средних веков, его роль в развитии бальной хореографии.

Бранль:

- простой бранль;

- двойной бранль;

- двойной бранль с репризой;

- веселый бранль.

Крестьянский бранль:

- Первая фигура;

- Вторая фигура;

- Третья фигура;

- Четвертая фигура;

- Пятая фигура;

- Шестая фигура.

Композиция танца.

2. Изучения примера  танцевальной композиции танца Средневековья «Фарандола».

- Первая фигура «Улитка»;

- Вторая фигура «Мосты»;

- Третья фигура «Лабиринт».

Композиция танца.

3. Танцевальная культура эпохи Возрождения.

Зарождение культуры Ренессанса в свободных городах Италии.

Распространение театральных представлений, уличных праздников, карнавалов.

Возникновение новых танцевальных форм – променадные танцы.

Поклоны и реверансы.

Павана – как один из распространенных танцев эпохи Возрождения.

Аллеманда – как массовый танец.

Костюм кавалера и дамы.

4. Изучения танца XVII века «Менуэт».

История возникновения и характеристика танца.

- Основной шаг менуэта XVII века (pasmenuet);

- Второй шаг (pasmenuet) (два такта по ¾);

- Разновидность второго шага;

- Balance вправо;

- Pas grave;

- Balance-menuet;

- Перваяфигура;

-Вторая фигура;

- Третья фигура;

- Четвертая фигура;

- Финал.

5. Бытовой танец XVIII века «Гавот».

Краткая характеристика танца. Изучения примера танцевальной композиции(парной).

- Первая фигура;

- Вторая фигура;

- Финал.

6. Танцевальная культура XIX века.

Появление бал-маскарадов. Костюмы кавалера и дамы.

Организация специальных танцевальных классов в Европе.

Россия как один из самых крупных хореографических центров Европе.

Огромный успех таких танцев XIX века как Мазурка, Полька, Французская кадриль.

Изменения в технике бытовых и бальных танцев, упрощение поклонов.

7. Реверансы и поклоны XIX века.

Манера носить платье, держать руки.

Постановка корпуса.

Поклон кавалера.

Приветственный реверанс.

Танцевальный реверанс.

8. Изучения примера танцевальной композиции танца XIX века «Полонез».

- Основной шаг;

- Положения в паре;

- Вступление;

- Фигура первая;

- Фигура вторая;

- Фигура третья;

- Chaine;

- Mouline:

- Фигура четвертая.

Композиция танца.

9. Изучения танцевальной композиции  танца  XIX века «Падеграс».

Исходное положение.

Основные па.

Композиция танца.

10. Изучения танцевальной композиции  танца XIX века «Мазурка».

- Pas couru (легкий бег);

- Pas boiteux (хромой шаг);

- Pas boiteux en tournant или tour sur place;

- Закрытый поворот;

Фигуры мазурки:

- Первая фигура;

- Вторая фигура;

- Третья фигура («Звездочка»);

- Четвертая фигура («Коленопреклонение»);

- Пятая фигура («Восьмерка»);

- Шестая фигура.

11. Изучения примера танцевальной композиции XIX века «Краковяк».

- Основной бег;

- Галоп по кругу;

- Галоп в паре;

- Притоп;

- Прыжок в 6-й позиции.

12. Подготовка к итоговому открытому уроку.

Танцевальные композиции различных эпох:

- «Павана»

- «Падеграс»

- «Полонез»

- «Фарандола»

- «Крестьянский бранль»

- «Менуэт»

- «Гавот»

- «Краковяк»

- «Мазурка».

Данная программа предполагает

самостоятельную работу учащихся.

Тема 3.2. Реверансы и поклоны XVI, XVII века.

По данной теме необходима самостоятельная работа учащихся заниматься  перед зеркалом, смотреть в зеркало исправлять свои ошибки.

Задание:

Проработать правильное исполнения реверансов и поклонов.

Тема 3.4. Менуэт.

Задание:

Знать последовательность танца, заниматься и добиваться методичного исполнения всех движений и фигур.

Раздел 4.

        

Требования к уровню подготовки обучающихся

Итогом третьего года является экзамен, который проводится в форме практического показа.

Список литературы

1. Белозерова В.В. «Традиционная культура Орловского края». Орел, 2005.

2. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». Санкт-Петербург,2000.

3.Васильева-Рожденственская М. В. Историко-бытовой танец. -М.: Искусство, 1963.

4. Васильева Е. Д. - Танец. - М.: Искусство, 1968.

5. Воронина и. А. Историко-бытовой танец. - М.: Искусство, 1980

6. Громова Е.Н. «Детские танцы из классических балетов с нотным приложением». «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ». Санкт-Петербург, 2010.

7. Громов Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера. 2-е изд., испр. – СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКА»; Издательство «Лань», 2011г.

8.Ивановский Н. П. Бальный танец XVI- XIX вв. - Л. - М.: Искусство, 1948.

9.Кристерсон Х. Х. Танец в драматическом спектакле. - М.: Искусство,1960.

10. Устинова        Т.А.        «Избранные        русские        народные        танцы». Москва: «Искусство», 1996.