История развития бытового танца в эпоху Возрождения

Содержание

 

 

 

Введение                                                                                                   2-3стр.

                                                                                                       
1.     История развития бытового танца

в эпоху Возрождения  

                                                                                                                    4-6стр.          

2.     Этикет в эпоху Возрождения                                                          7стр. 

                                                                             

3.     Теоретики  эпохи Возрождения                                                 8-11стр.      

 

 

4.     Танцы эпохи Возрождения                                                       12-20стр.

                                                                                                           

 

5.      Женский костюм                                                                            21стр.      

                                                                                                                

 

6.      Мужской костюм                                                                           22стр.                                                                 

 

         

Заключения                                                                                             23стр.                                                                                     

 

Список литературы                                                                               24стр.                                                                         

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ibt_epokha_vozrozhdeniya.docx50.95 КБ

Предварительный просмотр:

1.1 Историко-бытовой танец эпоха Возрождения

     В эпоху Возрождения бытовой танец приобретает большое значение. Без него не обходятся не только балы, вечера, но и пышные уличные празднества, достигавшие порой необычайной яркости и великолепия. "На карнавальных празднествах Лоренцо Великолепного во Флоренции по улицам города разъезжают огромные колесницы, окруженные пестрой толпой масок, и хоры певцов разъясняют аллегорический смысл размещенных на колесницах персонажей - Ариадны и Вакха, Париса и Елены и других.

    Во Флоренции же художники научаются планировать сложные эволюции масс и создавать новые художественных формы массовых движений на военных маневрах и в так называемых "конных балетах", где кавалерия заставляла гарцевать своих коней сложным рисункам и фигурам, заранее начертанным художником - режиссером турнира".

    В дворцовых залах итальянских вельмож устраиваются театральные интермедии с песнями и танцами. Танцы составляют основу этих роскошных зрелищ.

    На домашних и уличных празднествах также исполняются разнообразные танцы, придающие этим увеселениям оригинальность и красоту.

    Пышные празднества прочно утверждаются в Париже в 16 веке. Приезжающие туда итальянские художники, поэты, музыканты, танцмейстеры вместе в французами создают новые виды театральных представлений, где танцу отводится значительное место.

    В Италии, Франции, Англии, Испании возникает много танцевальных форм. Различные слои общества имеют свои танцы, вырабатывают манеру их исполнения, правила поведения во время балов, вечеров, празднеств.

    В 1565 году в Байонне был дан бал, где по ходу балетного спектакля исполнялись народные танцы различных французских провинций. Представление имело шумный успех и в 1573 году во время приезда польских послов было повторено.

     Великий реформатор французского балета 17 столетия Жан - Жорж Новерр в "Письмах о танце" подчеркивает мысль о том, что балетмейстер может перенять у народа множество движений и поз, порожденных чистым и искренним весельем.

     Танцы эпохи Возрождения более сложны, чем незатейливые бранли позднего средневековья. На смену танцам с хороводной и линейно - шеренговой системой приходят парные (дуэтные) танцы, построенные на сложных движениях и фигурах.

      В каждой провинции бытуют свои танцы и своя манера исполнения. Новерр писал, что менуэт пришел к нам из Ангулема, что родина танца бурре - Овернь. В Лионе они найдут первые зачатки гавота, в Провансе - тамбурина.

      Придворные танцы этой эпохи - в основном народные танцы, переработанные и видоизмененные согласно правилам этикета. Только незначительное число танцев возникло непосредственно в дворцовой среде.

      Стиль придворной хореографии, дошедший до нашего времени, складывался постепенно. Это был длительный процесс. Некоторые исследователи считают, что в эпоху Возрождения вообще не было устойчивых и определенных танцевальных форм. Действительно, для 15 века характерно отсутствие танцев с четко установившейся формой.

      Техника танцев 14 - 15 веков чрезвычайно проста. В основном это променадные танцы без регламентированного рисунка движений рук. Композиция большинства из них была построена на поклонах, приближениях, удалениях исполнителей друг от друга. Движения ного составляли мелкие шаги.

       Почти все танцы сопровождались бесконечными поклонами, исполнению которых придавалось большое значение, так как они были частью придворного этикета.

       Французские поклоны делались в левую сторону в отличие от итальянских. Кавалер снимал шляпу левой рукой - это означало, что он приветствует даму от всего сердца. Следует помнить, что танцы Италии и Франции раннего Возрождения мало чем отличались друг от друга. Сдержанность и подчеркнутость осанки объяснялась во многом покроем придворной одежды: у дам были платья из тяжелой материи с очень длинными шлейфами, у мужчин - кафтаны, трико, обтягивавшие ноги, и узкие башмаки с длинными клювовидными носками. Одежда сковывала свободу движений. В этих танцах еще не было строго установленных фигур и движений.

      Несмотря на то, что появляется огромное количество новых танцев, различные слои общества еще долго сохраняют танцы, популярные в эпоху позднего средневековья. Народ по - прежнему любит бранли. При дворе исполняются променадные танцы. Танцы со свечами и факелами прочно входят в бытовые и торжественные обряды и распространяются по всей Европе. Самыми популярными танцами 15 - 16 веков были бассдансы.

      Первое время исполнители не соблюдали определенной последовательности движений. В танцах было много неопределенного. Один танец мог исполняться в темпе другого, в одном танце смешивались па различных танцевальных композиций. Очевидно, многое зависело от умения, изобретательности ведущего.

      В придворном обществе появляется учитель танцев: преподаватель изящных манер. С особым вниманием относились к исполнению реверансов и поклонов. Они были не только приветствием, но и танцевальными фигурами, которые придавали бальной хореографии черты торжественного величия.

      Реверанс - торжественный поклон. Его характер зависел от формы и покроя одежды. Особое внимание уделялось умению кавалера обращаться со своим головным убором.

       Он снимал шляпу перед поклоном и приветствовал даму, делая салют. Класть руку на эфес шпаги, откидывать пелерину, делать самые простые движения и жесты придворные должны были подчеркнуть красиво.

        Изысканный рисунок рук венчал основные позы танца. Он приобрел особое значение в самом популярном танце того времени - менуэте, где изящные движения рук , утонченные поклоны и реверансы придавали всему танцу необычайную галантность.

        Первым итальянским теоретиком танцевального искусства считают Доменико из Пьяченцы. Сам он не писал никаких трактатов, то его ученики пристально всматривались в методику своего прославленного учителя и распространяли ее по всей стране. Сохранился так называемый парижский манускриптум: Domeniko de Piacenza"De arte saltandi e chareas discendi" (1416) , где излагается система обучения танцам по методу Доминико. В 15 веке вышел трактак Гулельомо из Песаор "De practica seu arte tripudu wulghare opusculum, circa".

         В 1455 Антония Корназано издал первую книгу о танце : "Libto dell'arte danzare".

        Почти одновременно появляется "Золотая рукопись бассдансов", принадлежащая Маргарите Австрийской, где зафиксированы движения танца и сопровождающие их мелодии. О том, что они получают всеевропейскую известность, свидетельствует и английский учебник бассдансов, выпущенный Робертом Комиландом в 1521 году. Среди итальянских трудов по танцу заслуживает внимания: Fabritio Caroso "Il Ballarino", Venetia, 1581. Карозо пытается систематизировать не только танцы, но и составляющие их движения. Например, он делит реверансы на важные, малые, средние. Средние реверансы включали прыжок.

Историко-бытовой танец, наряду с классическим и народно-сценическим, является частью мировой хореографической культуры. В эпоху Возрождения этому виду танца суждено было сыграть великую культурно-историческую роль, став связующим звеном между народной пляской и профессиональной сценической хореографией, заложить основу формирования классического танца. В наше время историко–бытовой танец является обязательной учебной дисциплиной в системе высшего и среднего хореографического образования. Знакомство с образцами хореографии разных эпох, не сложными по технике движений, но требующими культуры исполнения, способствует развитию музыкальности, пластичности, изящества, умения носить костюм и обращаться с партнерами, а кроме того, развивает эстетический вкус.

     Историко–бытовой танец как самостоятельный вид искусства является неотъемлемой частью формирования руководителя танцевального коллектива любого жанра.

     В методической разработке содержится разбор и описание элементов и танцев, входящих в программу, а также дана музыкальная раскладка движений.

Последовательность изучения материала.

  1. Постановка корпуса. Положение плеч, головы.

  2. Позиции рук и ног ( в применении к историко–бытовому танцу).

  3. Plie.

  4. Шаги ( бытовой, танцевальный, скользящий, боковой подъемный).

  5. Поклоны и реверансы.

  6. Pas glisse ( скользящий шаг).

  7. Pas chasse ( двойной скользящий шаг).

  8. Формы chasse (I, II, III, IV и double chasse).

  9. Port de bras (упражнения для рук).

 10. Pas balance с продвижением вперед и назад.

 11.  Pas de basque.

 12.  Pas полонеза.

 13.  Pas вальса.

 14.  Pas польки.

 15.  Элементы мазурки.

 16.  Рыцарский танец.

 17.  Крестьянский бранль.

 18.  Полонез.

 19.  Полька.

 20.  Вальс.

 21.  Менуэт.

 22.  Гавот.

 23.  Кадриль.

 24.  Мазурка.

Для обозначения направления движений берется способ, принятый в книге А. Я. Вагановой «Основы классического танца».

    В историко-бытовом танце приняты те же положения корпуса epaulement croise, efface, что и в классическом танце.

Положение корпуса, плеч, головы.

     Вся фигура без напряжения. Спина прямая, без прогибов. Таз и живот подтянуты. Плечи предельно опущены. Грудной отдел несколько подан вверх. Поворот головы четкий. Подбородок приподнят, что создает стиль горделивого, осанистого человека. Взгляд одушевлен. При повороте головы сохраняется горделивая осанка, затылок как бы оттянут назад. Соотношение движений головы, рук и ног составляет основу выработки манеры и стиля.

Позиции рук.

Подготовительное положение, I, II, III позиции рук используются из системы классического танца. Но в историко-бытовом танце они более низкие, так как связаны с покроем одежды. Также применяется учебное положение: руки слегка отведены от корпуса, кисти продолжают линию рук.

Позиции ног.

     Позиции ног в историко-бытовом танце приняты те же, что и в классическом – I, II, III, IV, но менее выворотные. Используется VI позиция, когда стопы расположены рядом, параллельно друг другу.

Plie.

     В историко-бытовом танце применяется легкое приседание, несколько меньше demi plie.

Шаги.

 Бытовой шаг (естественный) встречается в танцах средних веков и раннего Возрождения. Шаг исполняется без требования выворотности, от бедра с передачей тяжести тела, что делает походку собранной. Тело устремлено вперед, не раскачивается, что создает легкость походки. Исполняется на 2/4 и 1/4; 3/4 и 1/4. Темп умеренный.

     Танцевальный шаг исполняется с носка на всю стопу. При движении назад шаг исполняется с подушечки с одновременной передачей центра тяжести, а стопа свободной ноги оттягивается в подъеме. Стопы в полувыворотном положении. Исполняется на 2/4 и 1/4; 3/4 и 1/4. Комбинируются шаги вперед и назад на разные музыкальные размеры, темпы, ритмы. Могут исполняться в парах.

     Скользящий шаг исполняется без отрыва вытянутого носка от пола. Скольжение по полу делает этот шаг более удлиненным. Исполняется через слегка согнутое колено. Центр тяжести тотчас передается на носок скользящей ноги. При исполнении вперед работающая нога не должна быть впереди корпуса (шаг напоминает движение конькобежцев). При исполнении назад скользящая нога как бы отодвигает край платья или плаща. Корпус слитно со скольжением передается назад. Исполняется на 1/4.

     Шаг menu или «легкий» шаг исполняется на низких полупальцах вперед и назад. Этот шаг легкий, изящный. Является основным шагом в танце менуэт. Исполняется на 1/4 и 1/8.

     Pas eleve ( боковой подъемный шаг). Исходное положение – III позиция, правая нога впереди, руки в учебном положении. Затакт – левая нога отводится в сторону на воздух с вытянутой стопой, правая одновременно поднимается на полупальцы. На «раз» - левая нога подводится в III позицию спереди, и обе ноги плавно опускаются с полупальцев. Движение повторяется с правой ноги. Необходимо следить за одновременностью работы обеих ног, а также за тщательпостью III позиции. Движение исполняется мягко, плавно. Встречается как связующее движение в формах chasse, а также в ряде танцев (например, гавот, контрданс). Исполняется на 2/8.

Поклоны и реверансы.

 Поклоны и реверансы играют огромную роль в историко-бытовом танце. Они являются частью этикета. Исполнению их во все времена уделялось огромное значение. По ним судили о мере воспитанности. Знание их позволяет соотнести их с определенной эпохой. Поклон и реверанс имеют несколько значений: приветствие, приглашение к танцу, выражение благодарности, элементы танца.

     Мужской поклон. Исходное положение – I позиция, руки свободно опущены вдоль корпуса. «Раз» - шаг правой ногой с носка в сторону, левая нога остается в стороне с вытянутым носком. «Два» - приставить левую ногу в I позицию к правой ноге. «Три» - наклон головы вперед. «Четыре» - поднять голову. Все движение нужно делать плавно, следить за тем, чтобы руки были в спокойном состоянии. При наклоне головы плечи должны оставаться без движения. Поклон делается только головой, без наклона корпуса. Может исполняться на 1 такт 2/4 и на 4 такта 3/4. Правила исполнения остаются те же.

     Реверанс. Исходное положение – III позиция, правая нога впереди, руки в учебном положении. Затакт – demi plie. «Раз» - шаг правой ногой с носка в сторону, левая нога остается в стороне с вытянутым носком. «Два» - провести левую ногу через I позицию назад на носок в IV позицию. «Три» - приседание по IV позиции, наклон головы и плечевого пояса от бедер вперед. Вытягиваясь из IV позиции, центр тяжести перенести на левую ногу. Колени обеих ног вытянуты. Правая нога касается пола носком. Поднять голову. «Четыре» - приставить правую ногу в III позицию к левой ноге. Реверанс может исполняться с поворотом во 2-ую или 8-ую точки зала, в этом случае наклон головы усложняется поворотом. Может исполняться на 2 такта 3/4.

      Книксен. Исходное положение – III позиция, правая нога впереди, руки в учебном положении. Затакт – demi plie. «Раз» - шаг правой ногой с носка в сторону (degage), левая нога остается в стороне с вытянутым носком. «Два» - поlвести левую ногу к носку правой ноги сзади, согнув колено, выворотно, пятка прижата к икре правой ноги. «Три» - приседание на правой ноге выворотно, наклон головы вперед. Корпус сохраняет подтянутость. «Четыре» - приставить левую ногу в III позицию к правой ноге, колени вытянуть. Может исполняться на 1 такт 2/4 , на 4 такта 3/4 и на 2 такта 3/4. При исполнении книксена манера соблюдается в зависимости от стиля танца, музыкального размера и темпа. Голова наклоняется вперед и поднимается с достоинством. Взгляд открытый. При приседании бедра собраны, что придает фигуре эстетический вид.

Pas glisse.

Пружинистый, скользящий шаг.

     Музыкальный размер – 2/4, шаг занимает одну четверть.

     Исходное положение – III позиция, правая нога впереди, руки в учебном положении.

      Затакт – подняться на полупальцы. Корпус устремлен вперед.

     «Раз» - правая нога скользит вперед вытянутым носком по полу. В конце скольжения пятка опускается на пол, колено слегка сгибается, принимая тяжесть тела. Левая нога отделяет пятку от пола. Тело как бы падает вперед.

     «и» - левая нога подтягивается к правой в III позицию сзади с одновременным подъемом на полупальцы на обеих ногах.

     Движение исполняется устремленной фигурой вперед и вверх. Сгиб в коленях не фиксируется. Исполняется с одной ноги 8, 4 раза подряд. Первоначально голова прямо, затем повернута направо.

     При исполнении движения назад левой ногой как бы отодвинуть край платья, не передавая на нее тяжесть тела. Затем подтянуть правую ногу к левой в III позицию спереди с одновременным подъемом на полупальцы. Голова повернута к левому плечу.

     Движение может исполняться в сторону. Методика исполнения такая же, как при исполнении вперед. Голова поворачивается в направлении движения.

Pas galoppe.

Соблюдаются все правила исполнения pas glisse, но на счет «и» происходит подскок двумя втянутыми ногами в III позицию. Многократное повторение движения вперед, в сторону, назад создают динамику. Этим движением можно передвигаться в любом рисунке, как соло, так и в парах. Следить, чтобы ноги на подскоке были втянуты в III позицию по всей длине. Носки стоп не отделяются от пола. Тогда галоп можно исполнять в подвижном и быстром темпе.

Pas chasse.

В переводе название движения означает «гнать», «догонять».

     Музыкальный размер – 2/4. Движение занимает один такт.

     Исходное положение – III позиция, правая нога впереди, руки в учебном положении. Исполняется два pas glisse вперед, после второго левая нога проводится в III позицию вперед. Движение повторяется другой ногой. Голова поворачивается четко к ноге, стоящей впереди. Поворот головы должен совпадать с проводом ноги через I позицию в III позицию. Такое же правило соблюдается при исполнении движения из стороны в сторону. При исполнении движения назад голова поворачивается к ноге, начинающей движение назад.

Формы chasse.

Pas chasse осваивается с шагами, с поворотами, с движением вперед, назад, по кругу. Существует четыре формы chasse, каждая из них имеет две разновидности – «А» и «В». Разновидность «А» соответствует закрытому повороту – en dedans; разновидность «В» соответствует открытому повороту – en dehors. Формы chasse являются основными элементами кадрили, экосеза, гавота, контрдансов и других танцев. Сочетание их позволяет создавать композиции в линиях, по кругу, в колоннах.

     Первая форма chasse не имеет поворота.

     Первая форма chasse «А». Исходное положение – III позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Вступление 2/4. Руки открываются в учебное положение. На четвертую восьмую – подъем на полупальцы, голова поворачивается направо.

     1 такт: pas chasse вперед с правой ноги, голова сохраняет поворот направо.

     2 такт: два pas eleve (левой, правой), голова повернута прямо.

     3 и 4 такты: 3 шага назад по 1/4 , начиная левой ногой, правую ногу приставить в  III позицию вперед и одновременно подняться на полупальцы с поворотом корпуса в точку 2. При  исполнении шагов голова прямо, при повороте корпуса – к левому плечу.

    Затем повторить четыре такта в точки 2 вперед и 6 назад. Корпус подан вправо – вперед. Голова сохраняет поворот к левому плечу. С окончанием движения корпус и ноги возвращаются в исходное положение.

     Первая форма chasse «В». Исходное положение – III позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Вступление 2/4. Руки открываются в учебное положение. На четвертую восьмую – подъем на полупальцы, голова поворачивается направо.

     1 такт: pas chasse вперед с правой ноги, голова сохраняет поворот направо.

     2 такт: два pas eleve (левой, правой), голова повернута прямо.

     3 такт: pas chasse с левой ноги назад, голова повернута налево.

     4 такт: два pas eleve назад (правой, левой), голова прямо. На последнюю восьмую корпус поворачивается в точку 2 и повторяются описанные четыре такта в точки 2 вперед и 6 назад. Корпус подан вправо – вперед. Голова сохраняет поворот к левому плечу. С окончанием движения корпус и ноги возвращаются в исходное положение.

     Таким образом, первая форма chasse занимает 8 тактов по 2/4.

     При исполнении движения следить за соблюдением положения корпуса, поданного вперед, что придает легкость и изысканность фигуре. Руки как бы лежат на платье. Поворот головы горделивый, с приподнятым подбородком. Ноги скользят легко, соблюдая равные glisse, а боковой воздушный шаг pas eleve должен отвечать его направлению.

     Вторая форма chasse «А». Исходное положение – III позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Вступление 2/4. Руки открываются в учебное положение. На четвертую восьмую – подъем на полупальцы, голова поворачивается направо.

     1 такт: pas chasse вперед с правой ноги, голова сохраняет поворот направо.

     2 такт: одновременно с поворотом на правой ноге на 1800 вправо левая нога подводится к щиколотке правой ноги сзади. Затем с приседанием в IV позиции тяжесть тела передается на левую ногу и приставляется правая нога к левой в  III позицию. Голова прямо.

     3 такт: pas chasse с левой ноги назад, голова повернута налево.

     4 такт: два pas eleve назад (правой, левой), голова прямо.

     Вторая форма chasse «А» занимает 4 такта по 2/4, в нее включен закрытый поворот.

     В результате исполнения движение начинается в точку 1, а заканчивается в точку 5. Затем движение начинается в точку 5, а заканчивается в точку 1.

     Вторая форма chasse «В». Исходное положение – III позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Вступление 2/4. Руки открываются в учебное положение. На четвертую восьмую – подъем на полупальцы, голова поворачивается направо.

     1 такт: pas chasse вперед с правой ноги, голова сохраняет поворот направо.

     2 такт: одновременно с поворотом на правой ноге на 1800 влево левая нога подводится к щиколотке правой ноги сзади. Затем с приседанием в IV позиции тяжесть тела передается на левую ногу и приставляется правая нога к левой в  III позицию. Голова прямо.

     3 такт: pas chasse с левой ноги назад, голова повернута налево.

     4 такт: два pas eleve назад (правой, левой), голова прямо.

     В результате исполнения движение начинается в точку 1, а заканчивается в точку 5. Затем движение начинается в точку 5, а заканчивается в точку 1.

     Вторая форма chasse воспитывает ловкость и позволяет исполнять в паре, при этом сохраняя правила этикета. Корпус подтянут, плечи и руки активно участвуют в повороте. Поворот головы и точность взгляда.

     Третья форма chasse «А». Исходное положение – III позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Вступление 2/4. Руки открываются в учебное положение. На четвертую восьмую – подъем на полупальцы, голова поворачивается направо.

     1 такт: pas chasse вперед с правой ноги, голова сохраняет поворот направо.

     2 такт: chasse вперед с левой ноги, голова налево.

     3 такт: chasse вперед с правой ноги, голова направо.

     4 такт: одновременно с поворотом на правой ноге на 1800 вправо левая нога подводится к щиколотке правой ноги сзади. Затем с приседанием в IV позиции тяжесть тела передается на левую ногу и приставляется правая нога к левой в  III позицию. Голова прямо.

     Третья форма chasse «А» занимает 4 такта по 2/4, в нее включен закрытый поворот.

     В результате исполнения движение начинается в точку 1, а заканчивается в точку 5. Затем повторить в противоположном направлении: начать в точку 5 и закончить в точку 1.

     Следить за согласованностью поворота головы с переменой ног.

          Третья форма chasse «В». Исходное положение – III позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Вступление 2/4. Руки открываются в учебное положение. На четвертую восьмую – подъем на полупальцы, голова поворачивается направо.

     1 такт: pas chasse вперед с правой ноги, голова сохраняет поворот направо.

     2 такт: chasse вперед с левой ноги, голова налево.

     3 такт: chasse вперед с правой ноги, голова направо.

     4 такт: открытый поворот. Одновременно с поворотом на правой ноге на 1800 влево левая нога подводится к щиколотке правой ноги сзади. Затем с приседанием в IV позиции тяжесть тела передается на левую ногу и правая нога приставляется к левой в  III позицию. Голова прямо.

     В результате исполнения движение начинается в точку 1, а заканчивается в точку 5. Затем повторить в противоположном направлении: начать в точку 5 и закончить в точку 1.

     Четвертая форма chasse «А». Исходное положение – III позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Вступление 2/4. Руки открываются в учебное положение. На четвертую восьмую – подъем на полупальцы с поворотом в точку 8, голова поворачивается направо.

     1 такт: pas chasse вперед с правой ноги в точку 8, голова сохраняет поворот направо.

     2 такт: chasse вперед с левой ноги в точку 2, голова налево.

     3 такт: chasse вперед с правой ноги в точку 5, голова направо.

     4 такт: с одновременным поворотом на правой ноге вправо, левую ногу подвести стопой к щиколотке правой ноги сзади. Через приседание в IV позиции тяжесть тела передается на левую ногу и правая нога приставляется к левой в  III позицию. Голова прямо.

     Для повтора движения необходимо исполнить затакт на последнюю восьмую четверть такта. Этот поворот плеч в точку 8 придает четвертой форме chasse пикантность.

     Форма занимает 4 такта по 2/4.

     Четвертая форма chasse «В». Исходное положение – III позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Вступление 2/4. Руки открываются в учебное положение. На четвертую восьмую – подъем на полупальцы с поворотом в точку 2, голова поворачивается налево.

     1 такт: pas chasse вперед с правой ноги в точку 2, голова сохраняет поворот налево.

     2 такт: chasse вперед с левой ноги в точку 8, голова направо.

     3 такт: chasse вперед с правой ноги в точку 5, голова налево.

     4 такт: с одновременным поворотом на правой ноге влево, левую ногу подвести стопой к щиколотке правой ноги сзади. Через приседание в IV позиции тяжесть тела передается на левую ногу и правая нога приставляется к левой в  III позицию. Голова прямо.

     Форма занимает 4 такта по 2/4.

     В этой форме chasse сложная координация. Необходимо равномерно распределить движение по кругу, чтобы заканчивать его обязательно в той точке, откуда оно начиналось. Особо уделить внимание положению корпуса, соответствующее epaulement croisee в форме «А» и epaulement effacee в форме «В».

     Double chasse.

     Double (двойное) chasse – часть фигуры кадрилей. Исходное положение – III позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Вступление 2/4. Руки открываются в учебное положение. На четвертую восьмую – подъем на полупальцы с поворотом в точку 2, голова поворачивается налево.

     1 такт: pas chasse вперед с правой ноги в точку 2 (epaulement effacee), голова сохраняет поворот налево.

     2 такт: два pas eleve (левой, правой), корпус подан вперед, голова налево.

     3 такт: с одновременным поворотом в точку 8 (epaulement croisee), pas chasse вперед с правой ноги, голова направо.

     4 такт: два pas eleve (левой, правой), корпус вперед, голова направо.

     Движение имеет зигзагообразный рисунок. Исполняется с одной ноги.

     Изучив все формы chasse, разновидности шагов, учащимся предлагаются комбинации соло и в парах, в разных рисунках – линии, колонна, круг и др.

Port de bras (упражнения для рук).

 Движения рук, согласованные с движениями корпуса и головы, взглядом, придают особую выразительность танцу. Кисти рук способны передать разное отношение к партнеру, выразить чувство, если воспитанию их уделяется особое внимание. Движения рук – это жест в историко-бытовом танце. При проучивании рort de bras следует особое внимание уделять естественности кисти, живости, законченности позы, положения. В историко-бытовом танце положения рук разнообразны, связаны с этикетом, нравственными нормами, покроем одежды. В основе этих положений остаются позиции рук, соединение которых в различных музыкальных размерах исполняются соло и в парах.

     Port de bras № 1. Музыкальный размер 3/4. Ноги в I или III позиции. Руки в подготовительном положении. Голова прямо.

     1 такт: руки отвести вперед, значительно ниже I позиции.

     2 такт: руки открыть в заниженную II позицию, повернуть ладони вниз. Корпус слегка подан вперед с втянутой спиной, голова повернута направо. Руки как бы лежат на бальном платье. Кисти рук приподняты, что придает фигуре легкость и изящество.

     3 такт: положение фиксируется. Особо следить за живостью взгляда.

     4 такт: руки опустить в подготовительное положение, сопровождая их взглядом и наклоном головы. Затем вернуться в исходное положение.

     Затем исполнить рort de bras так, чтобы на первый такт руки оказывались открытыми в стороны.

     «Раз» - руки приподнять вперед.

     «Два» - руки отвести в стороны.

     «Три» - кисти повернуть ладонями вниз.

     2 и 3 такты – положение сохраняется.

     4 такт – руки опускаются.

     Положение рук в сторону с повернутыми вниз ладонями является исходным положением для многих учебных комбинаций и для танцев разных эпох.

     Port de bras № 2. Музыкальный размер – 4/4. Ноги в I или III позиции. Руки в подготовительном положении.

     Партия кавалера.

     1 такт:

     «Раз» - правую руку опустить в подготовительное положение, корпус и голова наклоняются влево, взгляд устремлен на кисть правой руки.

     «Два» - правую руку поднять в заниженную I позицию, голова и корпус сохраняют принятое положение.

     «Три, четыре» - отвести правую руку в заниженную II позицию, голова поворачивается направо, взгляд устремлен вправо (где потом будет стоять дама). Плечи слегка поворачиваются направо.

     2 такт:

     «Раз, два» - положение фиксируется.

     «Три, четыре» - правую руку опустить в исходное положение, корпус и голова прямо.

     Партия дамы.

     «Раз» - левую руку опустить в подготовительное положение, корпус и голова наклоняются вправо, взгляд устремлен на кисть левой руки.

     «Два» - левую руку поднять в заниженную I позицию, голова и корпус сохраняют принятое положение. Взгляд следит за движением левой кисти руки.

     «Три» - поднять руку чуть выше I позиции и отвести ее в заниженную II позицию. Корпус выпрямляется, голова поворачивается налево.

     «Четыре» -кисть левой руки повернуть ладонью вниз. Взгляд устремлен влево (где потом будет стоять кавалер). Плечи слегка поворачиваются налево.

     2 такт:

     «Раз, два» - положение фиксируется.

     «Три, четыре» - левую руку опустить в исходное положение, корпус и голова прямо.

     Это рort de bras является основным для положения в паре. Дама стоит справа от кавалера, поданные друг другу руки на равном расстоянии от обоих. Кавалер придерживает пальцы дамы так, чтобы его четыре пальца были снизу, большой палец сверху. Дама как бы вкладывает четыре пальца в ладонь кавалера, а большой палец остается снаружи. Руки закруглены в локтях.

     В этом положении исполняются полька, полонез, отдельные элементы вальса, кадрили и др. Кавалеру необходимо «вести даму». Поданная рука волевая, сохраняет собранность и форму. Особо обратить внимание на выразительность фигур в паре: внимание, предупредительность, создание взаимного комфорта, открытость взгляда при соблюдении подтянутого корпуса и осанки.

     Port de bras № 3. Исходное положение: кавалер и дама стоят в паре лицом друг к другу на расстоянии шага. Руки в учебном положении. Кавалер и дама подают друг другу руки приемом, описанным в рort de bras № 2: одновременно поднимают руки в заниженную I позицию и синхронно раскрывают во II позицию. Кисти рук дамы с небольшим опозданием кладутся на ладони кавалера. Кавалер придерживает кисти дамы большим пальцем сверху. Руки округлые в локтях, на уровне талии дамы. Взгляд открытый. В этом положении пары могут двигаться по замкнутому кругу в любом направлении. Следить за тем, чтобы руки сохраняли форму и расстояние между партнерами не сокращалось. Особо следить за подтянутым корпусом и раскрытыми плечами.

     Port de bras № 4. Это положение рук используется в вальсе, польке, когда партнеры при движении используют полуповороты лицом друг к другу. Исходное положение: кавалер и дама стоят в паре лицом друг к другу на расстоянии небольшого шага. У кавалера левая нога впереди, у дамы правая. Кавалер левой рукой держит даму в заниженной II позиции. Во время полуповорота у кавалера с левой ноги влево, у дамы с правой ноги вправо, руки проводятся вперед в направлении движения, опускаясь вниз и поднимаясь вместе с поворотом корпуса. Корпус несколько прогнут назад. Голова повернута к партнеру, взгляд устремлен на него. Во время второго полуповорота у кавалера с правой ноги вправо, у дамы с левой ноги влево, руки, снижаясь, приходят в исходное положение одновременно с поворотом корпуса. Голова у кавалера поворачивается к левому плечу, у дамы – к правому плечу.

     Port de bras № 5 (balance-menuet). Музыкальный размер 3/4. Движение занимает 2 такта. Исходное положение - III позиция, правая нога впереди.

Руки в подготовительном положении.

     1 такт:

     «Раз» - руки поднимаются в I позицию. Голова наклонена к левому плечу. Взгляд – в ладонь правой руки.

     «Два, три» - правая рука поднимается в III позицию, левая отводится во II позицию. Голова повернута направо. Взгляд устремлен на кисть правой руки. Следить, чтобы не поднимались плечи. Положение зафиксировать.

     2 такт:

     «Раз» - правая рука опускается в I позицию, раскрываясь ладонью вниз (alongee), левая рука также раскрывает кисть ладонью вниз. Голова прямо, взгляд устремлен поверх правой руки.

     «Два» - положение фиксируется.

     «Три» - руки опускаются в исходное положение.

     Затем разучить движения рук с движениями ног.

     1 такт:

     «Раз» - шаг вперед правой ногой.

     «Два» - левую ногу подтянуть к правой ноге сзади в III позицию. Одновременно подняться на полупальцы.

     «Три» - полупальцы сохраняются.

     2 такт:

     «Раз» - шаг назад левой ногой, правую вытянуть вперед на носок.

     «Два» - положение фиксируется.

     «Три» - правую ногу приставить к левой в III позицию впереди.

     Движение выполняется слитно, занимая все четверти трехчетвертного размера.

     Усвоив движение соло, партнеры исполняют его лицом друг к другу. Кавалер и дама выполняют одинаковую технологию. Следить за манерой исполнения – галантность, внимание к даме, кантиленность исполнения.

     Port de bras № 6 (для мазурки). Положение рук для мазурки отличается своеобразным характером. Музыкальный размер – 3/4. Исполняется на 2 такта.

     1 такт:

     «Раз» - правую руку опустить в подготовительное положение, левую положить на левое бедро, обхватив его.

     «Два, три» - правую руку поднять в I позицию.

     2 такт:

     отвести руку во II позицию, развернуть ладонь наверх. При неподвижном плече развернуть корпус направо. Голова оттянута назад затылком, взгляд поверх руки.

       Port de bras № 7 (для мазурки). Музыкальный размер – 3/4. Исполняется на 2 такта.

     1 такт:

     «Раз» - обе руки мягким движением со слегка опущенными кистями (ладони повернуть вниз) отводятся во II позицию.

     «Два, три» - руки продолжают движение во II позицию, слегка приподняв кисти ладонями вниз. В конечном положении локти вытянуты, руки раскрыты во II позиции.

     2 такт:

     «Раз» - руки сгибаются в локтях с поднятыми кистями и собираются к  I позиции.

     «Два» - сложить руки крестообразно впереди себя. Пальцы правой руки на сгибе в локте левой руки, пальцы левой руки на сгибе в локте правой руки.

     «Три» - положение фиксируется.

     Корпус подтянут. Позиция ног и положение головы в зависимости от задания и композиции.

Pas balance.

 Музыкальный размер – 3/4.

     Исходное положение - III позиция, правая нога впереди.

     Затакт – правая нога вытягивается в сторону с одновременным подъемом на полупальцы.

     «Раз» - через вытянутые подъем и пальцы правая нога опускается на всю стопу в demi plie, левая подводится на cou-de-pied сзади.

     «Два» - переступить на левую ногу на полупальцы и передать на нее тяжесть корпуса.

     «Три» - правая нога опускается в , левая отделяется от пола, чтобы продолжить движение в левую сторону.

     Pas balance нужно исполнять очень плавно. Голова поворачивается по направлению движения. Можно выполнять, продвигаясь вперед или назад, а также с поворотом вокруг себя. Можно делать на effacee, в этом случае голова поворачивается в сторону, обратную направлению движения.

Pas de basque.

     Музыкальный размер – 3/4.

     Исходное положение - III позиция, правая нога впереди, epaulement croisee.

     Затакт – demi plie на левой ноге, правая нога выносится вперед и делает rond до стороны, руки из подготовительного положения поднимаются в I позицию, голова наклоняется к левому плечу, взгляд направлен в кисти рук. Во время rond руки открываются на II позицию, голова поворачивается налево.

     «Раз» - правая нога опускается в demi plie на II позицию, на нее переносится тяжесть корпуса, левая нога подтягивается в I позицию, руки опускаются в подготовительное положение, голова наклоняется к правому плечу.

     «Два» - шаг левой ногой на croisee вперед на полупальцы, правая нога подтягивается в III позицию позади левой, руки поднимаются в I позицию, взгляд направлен на кисти рук.

     «Три» - demi plie на двух ногах в III позиции, руки открываются на II позицию, голова поворачивается налево.

     На следующий такт движение исполняется с левой ноги. Может исполняться с продвижением назад по такому же принципу.

Pas полонеза.

     Музыкальный размер – 3/4.

     Исходное положение - I позиция.

     «Раз» - шаг веред правой ногой.

     «Два» - шаг вперед левой ногой.

     «Три» - шаг вперед правой ногой, на вторую восьмую demi plie, левая нога проводится через I позицию вперед.

     Движение продолжается с левой ноги.

     Необходимо следить за тем, чтобы шаги были плавными, мягкими. Приседание мягкое, шаг на третью четверть как бы удлиненный. Корпус мягко, изящно передается с одной ноги на другую. Носок почти не отделяется от пола. Нельзя «шаркать» во время passe через I позицию.

Вальс в три рas.

     1 этап: Музыкальный размер – 3/4.

     Исходное положение - III позиция, правая нога впереди.

     Затакт - demi plie. Правая нога отводится вперед и в сторону.

     «Раз» - шаг правой ногой в сторону.

     «Два» - левая нога скользящим движением проходит через I позицию вперед и ставится на полупальцы.

     «Три» - правая нога подтягивается в III позицию позади левой, обе ноги мягко опускаются в demi plie.

     Движение повторяется с левой ноги.

     2 этап: рисунок движения остается тот же. На затакт происходит подъем на полупальцы. По усвоению движения опускание с полупальцев на третью четверть можно снять.

     По той же схеме исполняется вальс в три рas назад.

     Особо следить за движением ноги в затакт. Описание круга ногой поможет в дальнейшем освоить вальс с вращением соло и в паре, где ноги танцующих должны находиться в гармонии.

Вальс с вращением (соло).

     Тур вальса занимает два такта 3/4.

     Исходное положение - III позиция, правая нога впереди, лицом в центр круга.

     Затакт – подняться на полупальцы и вывести правую ногу в сторону на линию танца, одновременно начав поворот корпуса направо.

     1 такт:

     «Раз» - шаг правой ногой.

     «Два» - сделать шаг левой ногой, проведя ее через I позицию вперед на полупальцы по линии танца, продолжая поворот направо.

     «Три» - приставить правую ногу к левой в III позицию сзади на полупальцы. Мягко спуститься с полупальцев. Остаться спиной к центру круга.

     2 такт:

     «Раз» - шаг левой ногой в сторону, по диагонали из центра. Корпус продолжает вращение вправо.

     «Два» - сделать шаг правой ногой, проведя ее через I позицию назад на полупальцы по линии танца, продолжая поворот направо.

     «Три» - приставить левую ногу к правой в III позицию сзади на полупальцы. Мягко спуститься с полупальцев. Вернуться в исходное положение.

     Следить, чтобы плечи и руки поворачивались одновременно с бедрами. Голова повернута по линии танца, взгляд активно фиксирует направление движения.

     Описанное выше движение является партией дамы для вращения вправо. Партия кавалера исполняется в ином порядке: начинается со второй половины тура вальса.

     По этой же схеме исполняется вальс с вращением влево.

Вальс в три рas в паре.

     После изучения рas вальса по отдельности приступают к исполнению вальса в паре по той же схеме. Танцующие встают лицом друг к другу. Правая рука кавалера лежит на талии дамы, левой рукой кавалер держит правую руку дамы за кончики пальцев. Руки находятся на уровне несколько заниженной II позиции, локти округленные, не «провисают». Левая рука дамы лежит на правом плече кавалера, локоть опущен.

     При исполнении вальса в паре в первой половине поворота следить за тем, чтобы правая нога дамы на «раз» вытянутым носком скользила под пятку вытянутой левой ноги кавалера и за один такт исполнители, сделав полтура вальса, поменялись местами. Во втором такте исполнители возвращаются в первоначальное положение, продвинувшись по кругу. Кавалер является ведущим, активно управляет дамой, помогая выполнять повороты, особенно во втором такте. Руки округлые, но волевые и энергичные.

Вальс в два рas.

     Особенность этого вальса в том, что повороты выполняются pas chasse (две четверти) и на третью четверть происходит полуповорот с окончанием в III позицию.

     Тур вальса занимает два такта 3/4.

     Исходное положение - III позиция, правая нога впереди, лицом в центр круга.

     Затакт – подняться на полупальцы.

     1 такт:

     «Раз, два» - pas chasse с правой ноги в направлении по кругу, начиная поворот корпуса направо.

     «Три» - приставить левую ногу к правой в III позицию вперед на полупальцы. Остаться спиной к центру круга.

     2 такт:

     «Раз, два» - pas chasse с левой ноги по движению танца. Корпус продолжает вращение вправо.

     «Три» - приставить правую ногу к левой в III позицию спереди на полупальцы. Закончив поворот, вернуться в исходное положение.

     Кавалеры начинают со второй половины тура. Движение изучается сначала соло, затем в парах. Положение в парах такое же, что и при вальсе в три pas.

     Необходимо следить за тщательностью скольжения. Движение выполнять слитно, плавно, без точек. Большую роль играет корпус. Он наклоняется на бок по линии движения. Активны в повороте бедра и плечи. Голова четко поворачивается по линии танца. Взгляд энергично следит за направлением движения.

Pas польки.

     «Poulka» - по-чешски означает полшага, чем определяется характер танца. Шаги небольшие, исполняются на полупальцах. Музыкальный размер – 2/4, движение занимает один такт.

     Исходное положение - III позиция, правая нога впереди.

     Затакт – подскок на левой ноге. Правую ногу, согнув в колене, поднять вытянутой стопой к щиколотке левой ноги спереди (колено отведено в сторону) и вывести вперед, вытянутую в носке и колене, отделив ее от пола.

     «Раз» - шаг правой ногой вперед на полупальцы.

     «и» - левая нога подводится к правой в III позицию сзади, оставаясь на полупальцах.

     «Два» - шаг правой ногой вперед на полупальцы.

     «и» - затакт для выполнения движения с левой ноги.

     Следить, чтобы основным в польке был шаг а подскок является средством удлиненного шага на «раз». Основной шаг польки исполняется стремительно, легко и особо этому способствует шаг на «раз» в пол, а не на воздух. Корпус подан вперед. Фигура устремлена по линии танца. Шаги стаккатированные. Голова поворачивается к ноге, выводимой вперед.

    По этой же схеме pas польки исполняется назад. Чтобы не получилось топтания на месте, нога должна отводиться от щиколотки в пол с удлиненным шагом. В положении у щиколотки пальцы стопы вытянуты. Корпус подается вперед.

Pas польки боковое.

     Исходное положение - III позиция, правая нога впереди.

     Затакт – подскок на левой ноге. Правую ногу, согнув в колене, поднять вытянутой стопой к щиколотке левой ноги спереди (колено отведено в сторону) и вывести в сторону, вытянутую в носке и колене, отделив ее от пола. Голова повернута к правому плечу, корпус слегка наклонен вправо.

     «Раз» - шаг правой ногой в сторону на полупальцы.

     «и» - левая нога подводится к правой в III позицию сзади, оставаясь на полупальцах.

     «Два» - шаг правой ногой в сторону на полупальцы.

     «и» - затакт для выполнения движения с левой ноги. Движение исполняется влево.

     Следить за удлиненным шагом на «раз». Движение исполняется грациозно с продвижением из стороны в сторону.

Pas польки с вращением (соло).

     Тур польки занимает два такта 2/4.

     Исходное положение - III позиция, правая нога впереди, лицом в центр круга.

     Затакт – подскок на левой ноге. Правую ногу, согнув в колене, поднять вытянутой стопой к щиколотке левой ноги спереди (колено отведено в сторону) и вывести в сторону, вытянутую в носке и колене, отделив ее от пола. Голова повернута к правому плечу, корпус слегка наклонен вправо.

     1 такт:

     «Раз» - шаг правой ногой в сторону на полупальцы.

     «и» - левая нога подводится к правой в III позицию сзади, оставаясь на полупальцах.

     «Два» - шаг правой ногой в сторону на полупальцы.

     «и» - выполняется подскок на полупальцах правой ноги с одновременным поворотом корпуса вправо на 1800, левая нога, слегка сгибаясь в колене, прикасается пяткой к щиколотке правой ноги и тотчас открывается в сторону. Носок и колено вытягиваются, нога отделена от пола. Корпус слегка наклоняется влево. Первая половина поворота заканчивается спиной к центру круга.

     2 такт:

     «Раз» - шаг левой ногой по ходу движения на полупальцах (по линии танца).

     «и» - правая нога подводится к левой в III позицию сзади, оставаясь на полупальцах.

     «Два» - шаг левой ногой в сторону на полупальцах.

     «и» - выполняется подскок на полупальцах левой ноги с одновременным поворотом корпуса вправо на 1800, правая нога, слегка сгибаясь в колене, прикасается пяткой к щиколотке левой ноги и тотчас открывается в сторону. Носок и колено вытягиваются, нога отделена от пола. Корпус слегка наклоняется вправо, голова повернута к правому плечу. Вторая половина поворота заканчивается лицом к центру круга.

     Следить, чтобы поворот корпуса происходил только во время подскока, а не на шагах. Поворот должен исполняться четко, с точным поворотом лицом и спиной к центру круга.

     Описанное выше движение является партией дамы в будущем парном танце. Партия кавалера начинается со второй половины тура, то есть спиной к центру круга.

     Проучив pas польки с вращением вправо, необходимо проучить вращение влево. По-прежнему партия дамы начинается лицом к центру круга, левая нога впереди в III позиции.

Pas польки с вращением в парах.

     Исходное положение для пар то же, что и в вальсе. Технология исполнения польки с вращением в паре та же, что и в соло. Партнеры меняются местами. Кавалер правой рукой активно помогает даме повернуться, особенно во время второго полуповорота. Поэтому руки партнеров должны быть пружинистыми, волевыми. Голова поворачивается по ходу движения.

     Одна из задач – строго сохранять интервалы. Четкость исполнения поворотов, фигур, общение в парах придают польке грациозность, легкость и способствуют воспитанию выразительности.

Элементы мазурки.

Pas gala.

     Это мужское pas, но его необходимо исполнять и дамам.

     Музыкальный размер – 3/4.

     Исходное положение - III позиция, правая нога впереди.

     «Раз» - подскок на левой ноге, правая скользит вперед с вытянутым подъемом.

     «Два» - продолжая глиссирующее движение правой ногой, передать на нее тяжесть корпуса; левая нога подтягивается к щиколотке правой ноги сзади.

     «Три» - подскок на правой ноге, левая через I позицию выбивается в IV позицию вперед. Движение продолжается с левой ноги. Движение летящее, исполняется в быстром темпе. Особую красоту придают короткие, динамичные подскоки, удлиненность позы за счет вытянутого носка, поворотов корпуса и положения переводимых из позы в позу рук и головы. Следить, чтобы движения, попадающие на первую и вторую четверти такта, легатировались.

Pas couru.

     Основной женский ход, но его разучивают и исполняют все.

     Исполняется на низких полупальцах по невыворотной I позиции.

     Затакт – правая нога выносится вперед, слегка приподнимаясь над полом.

     «Раз» - скользящий перескок вперед на правую ногу, левая нога, не задерживаясь сзади, сразу начинает двигаться вперед через I позицию.

     «Два» - небольшой шаг левой ногой вперед.

     «Три» - небольшой шаг правой ногой вперед.

     Движение повторяется с левой ноги. Исполняется плавно, мягко, без скачков. Впечатление такое, будто танцующие летят вперед, не касаясь пола. Особо большое внимание следует уделить манере и положению корпуса и головы. При подтянутой пояснице плечи должны быть сильно опущены вниз, корпус подан немного вперед, голова высоко поднята.

     Pas couru исполняется назад реже и лишь в комбинации с другими движениями.

     Движение можно исполнять с ударом на третью четверть, что придаст характер мужского танцевания.

Pas boiteux.

     «Хромое» pas. Может исполняться вперед, назад, с вращением соло и в парах.

     Исходное положение - III позиция, правая нога впереди.

     «Раз» - подскок на левой ноге, правая нога вытягивается вперед .

     «Два» - скользящий длинный шаг на правую ногу вперед с переносом на нее тяжести тела.

     «Три» - шаг левой ногой вперед.

     Движение повторяется снова с правой ноги вперед.

     Назад исполняется по этой же схеме.

     Pas boiteux с поворотом соло на 1800 технически исполняется так же, но на первую четверть во время подскока происходит поворот на 900, а на второй и третьей четверти при переступаниях продолжается поворот еще на 900. Для поворота на 3600 нужно исполнить два pas boiteux.

     При исполнении поворота в паре кавалер держит даму левой рукой за талию, правая отведена в сторону. Левая рука дамы лежит на правом плече кавалера, правая округлена и придерживает платье. Партнеры стоят в полоборота друг к другу. Взгляд друг на друга. Поворот en dedans.

     Для исполнения поворота en dehors в паре оба танцующих стоят лицом по линии движения. Кавалер левой рукой держит левую руку дамы впереди своего корпуса, правая рука на талии дамы. Правая рука дамы придерживает платье или отведена в сторону немного впереди корпуса. Дама двигается с правой ноги вперед, а кавалер с левой ноги назад, и оба, поворачиваясь влево, исполняют поворот.

Pas coupe.

     Это движение похоже на pas boiteux, только на счет «три» левая нога не делает шаг вперед, а подставляется в III позицию сзади, как бы выбивая правую ногу впереди.

Pas de bourre-balance.

     Исходное положение – I позиция.

     Затакт: правую ногу вытянуть в сторону носком почти в пол, одновременно на левой ноге demi plie. Корпус наклоняется влево, голова повернута направо.

     «Раз» - правая нога подбивает левую на низких полупальцах, ноги фиксируют I позицию, корпус начинает выпрямляться.

     «Два» - левой ногой шаг в сторону, колено не вытянуто, корпус выпрямляется.

     «Три» - правая нога вновь подбивает левую, которая сразу же «отлетает» в сторону носком в пол, одновременно на правой ноге demi plie. Корпус наклоняется вправо, голова повернута влево.

     Для исполнения движения в паре кавалер и дама повернуты лицом друг к другу, правой рукой кавалер держит левую руку дамы в невысокой позиции. Движение исполняется с разных ног. Движение рук – на усмотрение педагога.

Вальсовые повороты.

     Вальсовые повороты в мазурке исполняются во время замедленной музыкальной части. Встать лицом в точку 1.

     1 такт: исполнить 1/4 поворота вальса вправо, сделав шаг правой ногой по правой диагонали и, продолжая поворачиваться, прийти лицом в точку 3.

     2 такт: с левой ноги выполнить вальс назад, сделав шаг по левой диагонали, продолжая поворачиваться вправо на 900, и прийти лицом в точку 5.Исполнить снова два четвертных поворота с приходом на свое место. В результате образуется рисунок карэ. Корпус на первом четвертном повороте наклоняется налево – назад, на втором – направо – вперед. Руки приоткрыты в сторону или скрещены на груди. Для того, чтобы сделать эти повороты в паре, надо поставить мсполнителей лицом друг к другу на расстоянии шага. Оба одновременно делают четвертной поворот и оказываются спиной друг к другу. На втором четвертном повороте учащиеся оказываются лицом друг к другу, но на противоположных сторонах. На последующих двух поворотах возвращаются на свои места. Движение называется dox – sa – dox.