Консультация для воспитателей "работа по формированию у детей духовно-нравственного сознания"
В консультации даются формы и методы работы с детьми по формированию духовно-нравственного сознания, нормативная база
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_formir.dukh-nravst._soznaniya_u_detey.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Одним из направлений системы комплексного оздоровления детей дошкольного возраста является формирование их духовно-нравственного здоровья. Философ И.А.Ильин говорил, что духовность включает «в себя любовь, доброту, свободу, красоту, благородство».
Духовно-нравственное здоровье является результатом формирования нравственного сознания, под которым понимается совокупность нравственных знаний и отношений ребенка к соблюдению или нарушению нравственных норм.
Работа по формированию у детей начал нравственного сознания предполагает взаимосвязь процессов восприятия и проявления добра и зла в окружающей действительности, индивидуальную и коллективную деятельность по творению «добра».
Одним из результатов педагогической работы по формированию духовно-нравственного здоровья детей можно считать выработку у детей «нравственного иммунитета» - устранение факторов, вызывающих чувство нравственного дискомфорта: стыд, совесть, неудобство, неуверенность в своей правоте и т.д.
Важное средство формирования духовно-нравственного здоровья – это народная культура, где отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о смелости, мужестве, желании проявлять смекалку, выдержку.
С народной культурой ребенок соприкасается с первых месяцев жизни. Русские народные сказки, песни, праздники, игры, творчество – все это пришло к нам их глубины веков, и как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа.
Для формирования у детей основ духовно-нравственного сознания воспитатель может поставить следующие задачи:
- познакомить детей с предметами русского быта;
- широко использовать все виды фольклора;
- познакомить детей с народными праздниками, обрядами, традициями;
- разучить народные игры Тульского края;
- воспитывать любовь и уважение к русской народной культуре.
Работа по формированию у детей духовно-нравственного сознания средствами народной культуры может начинаться с 4 лет и с создания предметно-развивающего пространства (это могут быть предметы быта, тряпичные куклы, картотека народных игр, песен, потешек, сказок, альбомы с пословицами и поговорками о здоровье, дружбе, труде, дидактические игры.
Создание предметно-пространственной среды способствует творческому самовыражению детей, практической реализации полученных ими знаний. Каждый ребенок может проявить свою компетентность, научить сверстников использовать предметы.
Значительное место отводится дидактическим и сюжетно-дидактическим играм. В непосредственно образовательной деятельности можно использовать игры-путешествия на ковре-самолете, литературные викторины, развлечения, фольклорные праздники.
Для решения данных форм работы можно использовать следующие методы и приемы:
- словесные – беседы, рассказы, вопросы, разъяснения, объяснения, указания, пословицы, поговорки, русские народные сказки, былины.
- наглядные: демонстрация предметов быта старины, современных предметов-аналогов, предметных картинок, иллюстраций, рисунков, макетов, народных игрушек
- практические: экспериментирование, игровые действия, практические ситуации, совместная с детьми и взрослыми деятельность, игры на детских народных инструментах, исполнение народных песен, плясок.
Реализация выше перечисленных задач может строиться в трех направлениях:
- формирование нравственных знаний (реализовывается через проведение непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию, этические беседы, совместные с родителями досуги, рассказывание русских народных сказок, заучивание пословиц, поговорок, колядок, народных игр)
- формирование нравственных чувств и эмоций (реализовывается через создание мини-избы с предметами быта, проведение праздников, совместных с родителями развлечений, литературных викторин, дидактических игр)
- формирование нравственного поведения (реализовывается через проигрывание различных поступков в повседневной жизни, коллективных народных игр, практической деятельности – опыты с водой, приготовление теста, совместной деятельности с родителями)
Работа по формированию духовно-нравственного сознания
у детей средствами народной культуры
Для формирования у детей основ духовно-нравственного сознания воспитатель может поставить следующие задачи:
- познакомить детей с предметами русского быта;
- широко использовать все виды фольклора;
- познакомить детей с народными праздниками, обрядами, традициями;
- разучить народные игры Тульского края;
- воспитывать любовь и уважение к русской народной культуре.
Для решения данных форм работы можно использовать следующие методы и приемы:
- словесные – беседы, рассказы, вопросы, разъяснения, объяснения, указания, пословицы, поговорки, русские народные сказки, былины.
- наглядные: демонстрация предметов быта старины, современных предметов-аналогов, предметных картинок, иллюстраций, рисунков, макетов, народных игрушек
- практические: экспериментирование, игровые действия, практические ситуации, совместная с детьми и взрослыми деятельность, игры на детских народных инструментах, исполнение народных песен, плясок.
Реализация выше перечисленных задач может строиться в трех направлениях:
- формирование нравственных знаний (реализовывается через проведение непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию, этические беседы, совместные с родителями досуги, рассказывание русских народных сказок, заучивание пословиц, поговорок, колядок, народных игр)
- формирование нравственных чувств и эмоций (реализовывается через создание мини-избы с предметами быта, проведение праздников, совместных с родителями развлечений, литературных викторин, дидактических игр)
- формирование нравственного поведения (реализовывается через проигрывание различных поступков в повседневной жизни, коллективных народных игр, практической деятельности – опыты с водой, приготовление теста, совместной деятельности с родителями)
Нормативно-правовые документы по
духовно-нравственному воспитанию
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
- ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997г. №125-ФЗ (ред. От 06.07.2006г. №104-ФЗ)
- Приказ Минобразования РФ от 01.07.1999г. №58 «О создании координационного совета по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской патриархии Русской православной церкви»
- Постановление Правительства РФ от 11.07.2005г. «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 года»
- Постановление правительства РФ от 16.02.2001г. №122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы»
- Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских объединений", от 28.06.1995 N 98-ФЗ ("Собрание законодательства РФ", 03.07.1995, N 27, ст. 2503).
Нормативно-правовые документы по
духовно-нравственному воспитанию
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
- ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997г. №125-ФЗ (ред. От 06.07.2006г. №104-ФЗ)
- Приказ Минобразования РФ от 01.07.1999г. №58 «О создании координационного совета по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской патриархии Русской православной церкви»
- Постановление Правительства РФ от 11.07.2005г. «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 года»
- Постановление правительства РФ от 16.02.2001г. №122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы»
- Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских объединений", от 28.06.1995 N 98-ФЗ ("Собрание законодательства РФ", 03.07.1995, N 27, ст. 2503).