Консультация для воспитателей "работа по формированию у детей духовно-нравственного сознания"

Овинникова Ольга Владимировна

В консультации даются формы и методы работы с детьми по формированию духовно-нравственного сознания, нормативная база

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_po_formir.dukh-nravst._soznaniya_u_detey.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                    Одним из направлений системы комплексного оздоровления детей дошкольного возраста является формирование их духовно-нравственного здоровья. Философ И.А.Ильин говорил, что духовность включает «в себя любовь, доброту, свободу, красоту, благородство».

                     Духовно-нравственное здоровье является результатом формирования нравственного сознания, под которым понимается совокупность нравственных знаний и отношений ребенка к соблюдению или нарушению нравственных норм.

                     Работа по формированию у детей начал нравственного сознания предполагает взаимосвязь процессов восприятия и проявления добра и зла в окружающей действительности, индивидуальную и коллективную деятельность по творению «добра».

                     Одним из результатов педагогической работы по формированию духовно-нравственного здоровья детей можно считать выработку у детей «нравственного иммунитета» - устранение факторов, вызывающих чувство нравственного дискомфорта: стыд, совесть, неудобство, неуверенность в своей правоте и т.д.

                      Важное средство формирования духовно-нравственного здоровья – это народная культура, где отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о смелости, мужестве, желании проявлять смекалку, выдержку.

                      С народной культурой ребенок соприкасается с первых месяцев жизни. Русские народные сказки, песни, праздники, игры, творчество – все это пришло к нам их глубины веков, и как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа.

                      Для формирования у детей основ духовно-нравственного сознания воспитатель может поставить следующие задачи:

  1. познакомить детей с предметами русского быта;
  2. широко использовать все виды фольклора;
  3. познакомить детей с народными праздниками, обрядами, традициями;
  4. разучить народные игры Тульского края;
  5. воспитывать любовь и уважение к русской народной культуре.

                     Работа по формированию у детей духовно-нравственного сознания средствами народной культуры может начинаться с 4 лет и с создания предметно-развивающего пространства (это могут быть предметы быта, тряпичные куклы, картотека народных игр, песен, потешек, сказок, альбомы с пословицами и поговорками о здоровье, дружбе, труде, дидактические игры.

                     Создание предметно-пространственной среды способствует творческому самовыражению детей, практической реализации полученных ими знаний. Каждый ребенок может проявить свою компетентность, научить сверстников использовать предметы.

                     Значительное место отводится дидактическим и сюжетно-дидактическим играм. В непосредственно образовательной деятельности можно использовать игры-путешествия на ковре-самолете, литературные викторины, развлечения, фольклорные праздники.

                    Для  решения данных форм работы можно использовать следующие методы и приемы:

  1. словесные – беседы, рассказы, вопросы, разъяснения, объяснения, указания, пословицы, поговорки, русские народные сказки, былины.
  2. наглядные: демонстрация предметов быта старины, современных предметов-аналогов, предметных картинок, иллюстраций, рисунков, макетов, народных игрушек
  3. практические: экспериментирование, игровые действия, практические ситуации, совместная с детьми и взрослыми деятельность, игры на детских народных инструментах, исполнение народных песен, плясок.

                  Реализация выше перечисленных задач может строиться в трех направлениях:

  • формирование нравственных знаний (реализовывается через проведение непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию, этические беседы, совместные с родителями досуги, рассказывание русских народных сказок, заучивание пословиц, поговорок, колядок, народных игр)
  • формирование нравственных чувств и эмоций (реализовывается через создание мини-избы с предметами быта, проведение праздников, совместных с родителями развлечений, литературных викторин, дидактических игр)
  • формирование нравственного поведения (реализовывается через проигрывание различных поступков в повседневной жизни, коллективных народных игр, практической деятельности – опыты с водой, приготовление теста, совместной деятельности с родителями)

 

Работа по формированию духовно-нравственного сознания

у детей средствами народной культуры

Для формирования у детей основ духовно-нравственного сознания воспитатель может поставить следующие задачи:

  1. познакомить детей с предметами русского быта;
  2. широко использовать все виды фольклора;
  3. познакомить детей с народными праздниками, обрядами, традициями;
  4. разучить народные игры Тульского края;
  5. воспитывать любовь и уважение к русской народной культуре.

                    Для  решения данных форм работы можно использовать следующие методы и приемы:

  1. словесные – беседы, рассказы, вопросы, разъяснения, объяснения, указания, пословицы, поговорки, русские народные сказки, былины.
  2. наглядные: демонстрация предметов быта старины, современных предметов-аналогов, предметных картинок, иллюстраций, рисунков, макетов, народных игрушек
  3. практические: экспериментирование, игровые действия, практические ситуации, совместная с детьми и взрослыми деятельность, игры на детских народных инструментах, исполнение народных песен, плясок.

                  Реализация выше перечисленных задач может строиться в трех направлениях:

  • формирование нравственных знаний (реализовывается через проведение непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию, этические беседы, совместные с родителями досуги, рассказывание русских народных сказок, заучивание пословиц, поговорок, колядок, народных игр)
  • формирование нравственных чувств и эмоций (реализовывается через создание мини-избы с предметами быта, проведение праздников, совместных с родителями развлечений, литературных викторин, дидактических игр)
  • формирование нравственного поведения (реализовывается через проигрывание различных поступков в повседневной жизни, коллективных народных игр, практической деятельности – опыты с водой, приготовление теста, совместной деятельности с родителями)

Нормативно-правовые документы по

духовно-нравственному воспитанию

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

- ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997г. №125-ФЗ (ред. От 06.07.2006г. №104-ФЗ)

- Приказ Минобразования РФ от 01.07.1999г. №58 «О создании координационного совета по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской патриархии Русской православной церкви»

- Постановление Правительства РФ от 11.07.2005г. «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 года»

- Постановление правительства РФ от 16.02.2001г. №122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы»

-  Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских объединений", от 28.06.1995 N 98-ФЗ ("Собрание законодательства РФ", 03.07.1995, N 27, ст. 2503).

Нормативно-правовые документы по

духовно-нравственному воспитанию

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

- ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997г. №125-ФЗ (ред. От 06.07.2006г. №104-ФЗ)

- Приказ Минобразования РФ от 01.07.1999г. №58 «О создании координационного совета по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской патриархии Русской православной церкви»

- Постановление Правительства РФ от 11.07.2005г. «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 года»

- Постановление правительства РФ от 16.02.2001г. №122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы»

-  Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских объединений", от 28.06.1995 N 98-ФЗ ("Собрание законодательства РФ", 03.07.1995, N 27, ст. 2503).