Воспитательная работа.
- Детская агрессивность.
- О наказаниях.
- Самооценка ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Детская агрессивность.
Становление агрессивного поведения.
На становление агрессивного поведения ребенка влияют многие факторы. Например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы. К ним можно отнести:
- семейные взаимоотношения;
- взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- влияние средств массовой информации.
Семья может демонстрировать модели агрессии и обеспечить ее подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлением агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками. И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических, предлагаемых масс-медиа.
Влияние семейных взаимоотношений на агрессивность ребенка.
Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими, обучается поведению и формам отношений, которые сохраняются у него в юности в зрелые годы. Агрессивные дети вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются детьми, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразлично или снисходительно, где вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.
Карен Хорни в своей социокультурной теории личности утверждала, что социальные отношения между ребенком и родителями являются решающим фактором развития личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной враждебности, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге. По её мнению, враждебные побуждения различного рода образуют главный источник, из которого проистекает невротическая тревожность. И так, по мнению К. Хорни, корни враждебности нужно искать в детстве. Главным злом неизменно является отсутствие подлинной теплоты и привязанности между родителем и ребенком.
Вопросу о том, как происходит социализация агрессии, посвящены многие исследования. Социализация агрессии – это процесс научения контролировать свои агрессивные стремления или выражать их в формах, приемлемых в данном обществе. В одной из ранних работ, оказавших сильное влияние на последующие, была работа Р. С. Сирса, Е. Е. Маккоби и К. Левина (1957 г.): в ней говорилось, что в социализации агрессии присутствуют два важных фактора:
- Снисходительность (степень готовности родителя прощать проступки);
- Строгость наказания.
Сирс и соавторы получили интересные результаты, отраженные в таблице:
Группа | Стиль поведения родителей | Число агрессивных детей | |
мальчики | девочки | ||
А | Низкий уровень снисходительности, низкий уровень склонности к наказанию | 3,7 | 13,3 |
В | Низкий уровень снисходительности, высокий уровень склонности к наказанию | 20,4 | 19,1 |
С | Высокий уровень снисходительности, низкий уровень склонности к наказанию | 25,3 | 20,6 |
D | Высокий уровень снисходительности, высокий уровень склонности к наказанию | 41,7 | 38,1 |
Из таблицы видно, что наиболее снисходительные родители (группа С) и наиболее требовательные (группа В) имели детей, чей уровень агрессивности мало различался. Родителями наименее агрессивных детей те из них (группа А) кто осуждал агрессию и доводил это до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка. Такое отношение выражает заботливый стиль воспитания. Родители наиболее агрессивных детей (группа D) вели себя так, будто любое поведение детей приемлемо, однако когда ребенок совершал проступок, он бывал строго наказан. Суровое наказание вызывает в ребенке враждебность и дальнейшую агрессивность. Кроме того, склонный к применению наказаний родитель подает ребенку пример агрессивного поведения: ребенок привыкает к тому, что агрессия это нормальный путь преодоления ситуации. Строгость родителя может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителя, но вне дома ребенок ведет себя более агрессивно, чем дети, которые воспитываются иначе.
Пренебрежительное попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцируют ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут добиваться своего.
Предварительный просмотр:
О наказаниях.
Использование физических наказаний как средство воспитания детей скрывает в себе ряд специфических опасностей. Во-первых, родители, наказывающие детей, фактически могут оказаться для тех примером агрессивности (Бандура, Бусс). В таких случаях наказание может провоцировать агрессивность в дальнейшем.
Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление. Как показывает модель Паттерсона, подобное аверсивное обращение может привести ребенка в компанию людей, «одобряющих чрезвычайно рискованное поведение, которое действительно должно быть наказано» (Бандура, 1986 г.).
В-третьих, если наказание слишком возбуждает или расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия.
И, наконец, дети, изменившие свое поведение в результате сильного внешнего воздействия (наказания), скорее всего не усвоят нормы, которые им пытаются привить в качестве внутренних ценностей. То есть они повинуются только до тех пор, пока за их поведением наблюдают. По сути дела, наказание заставляет скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его.
Наказание может вызвать устойчивые изменения в поведении, если применяется в соответствии с определенными принципами. Временной разрыв между неприемлемым действием и наказание должен быть минимальным, так как наказание непосредственно после проступка является более действенным, чем отсроченное. Кроме того, немедленное наказание приносит неприятности до того, как нарушитель сможет осознать удовольствие от совершенного проступка. Родители, которые грозятся наказать, но не осуществляют свои угрозы на практике, по сути дела учат ребенка игнорировать их самих. Наказание кажется наиболее эффективным, если его будут применять последовательно; нельзя один раз наказать за проступок, а в другой раз проигнорировать подобное поведение.
И, наконец, предлагая альтернативу поведению, за которое ребенок был наказан, вы закладываете фундамент для будущих поощрений. Любое наказание требует разъяснения и рассмотрения возможных альтернатив поведения.
Как общаться с агрессивными детьми.
Для того, что бы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики Раншбург Й. и Поппер П. советуют родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.
С агрессивными детьми коррекционную работу целесообразно проводить в четырех направлениях:
- Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
- Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в разных ситуациях;
- Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
- Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и так далее.
Многие авторы считают, что одним из лучших способов выражения гнева является прямое высказывание своих чувств другому человеку, который стал источником гнева. Так, Р. Кэмпбелл советует выражать гнев прямо, словесно, в вежливой форме.
Необходимо учить детей позитивным способам выражения гнева:
- Умению направить гнев на объект. При этом выражается основная жалоба без уклонения в сторону.
- Вежливость в обращении.
- Стремление найти конструктивное решение.
Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения. В процессе коррекционной работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой и уметь владеть своими отрицательными эмоциями.
Иногда дети проявляют агрессию потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Можно обсуждать с детьми часто встречающиеся конфликтные ситуации. Такие беседы помогут ребенку расширить поведенческий репертуар – набор способов реагирования на определенные события.
Познакомившись с основными теориями агрессии и исследованиями в этой области, мы выделили особенно для нашего исследования теорию асоциальной агрессии А. Бандуры и Р. Уолтерса. Напомним, суть ее заключается в том, что агрессия вызвана разрушением зависимости ребенка от родителей. По мнению авторов теории, недостаток или отсутствие заботы и привязанности со стороны значимых для ребенка взрослых приводит к постоянно возникающему у ребенка чувству враждебности и агрессивности.
Из опыта работы в школе известно, что при переходе из начальной в среднюю школу и дети и учителя неизбежно сталкиваются с трудностями во взаимоотношениях как со сверстниками, так и со взрослыми. Можно ли понимать переход из начальной школы в среднюю как фрустирующую ситуацию со всеми вытекающими отсюда сложностями. Мне, как учителю, очень интересно проследить, как изменяется успеваемость детей, их самооценка в данной ситуации смены одного ведущего учителя на коллектив педагогов-предметников, и влияют ли, а если влияют, то в какой степени эти изменения на уровень агрессии школьников.
Мы предположили, что трудности, возникающие в этот период школьной жизни, связаны с тем, что один учитель-наставник, стоящий вне критики, сменяется 12-15 новыми учителями, и после комфортных условий начальной школы дети испытывают в пятом классе состояние «брошенности» и «оставленности». То есть, в определенный момент ослабевают или утрачиваются связи ребенка с очень значимым для него взрослым - первым учителем. Это, в свою очередь отражается на личности ученика.
Поэтому в данном случае очень важными являются психологическая помощь детям и подбор классного руководителя, по возможности – с определенными личностными качествами. Задача может быть успешно решена школьной психологической службой. Для этого необходимо провести комплексное психодиагностическое исследование в конце периода начального обучения.
Предварительный просмотр:
Самооценка ребенка и обучение в школе.
Вступление ребенка в школу значительно расширяет круг возможностей для развития его самооценки. В дошкольном возрасте у ребенка закладывается основа «Я-концепции». Тем не менее, в школьные годы образ «Я» учащегося сохраняет в немалой степени гибкость и подвижность. В школе ребенок становится объектом многочисленных и разнообразных оценок, избежать которые он не в состоянии, хотя они зачастую носят негативный характер. Влияние школы на эмоциональную сферу ребенка изучено на сегодняшний день недостаточно. Некоторые исследователи указывают, что в возрасте 9 лет самооценка детей резко падает, что свидетельствует о наличии в школьной жизни стрессогенных факторов, и что школьная организация не ориентирована на создание у учащихся благоприятной эмоциональной атмосферы.
Зависимость самооценки школьника
от содержания воздействия на него взрослого.
Многочисленные исследования «Я-концепции» и уровня достижений учащихся указывают, что между этими двумя факторами существует значимая корреляция. С одной стороны, успехи в учебе могут воздействовать на самооценку, а с другой – улучшение «Я-концепции» благодаря ободряющим реакциям учителя может привести и к повышению успеваемости.
Так, например, проведенные эксперименты под руководством Буровой А.В. показали, что некоторые особенности личности школьника находятся в прямой зависимости от характера влияния на него взрослого. В данной работе была поставлена задача экспериментально выяснить влияние воздействия взрослого на самооценку школьника и на уровень продуктивности его интеллектуальной деятельности. Испытуемые 6-ого класса были разделены на три равные группы по уровню самооценки интеллектуальных возможностей: с адекватной самооценкой, с неадекватно завышенной и неадекватно заниженной самооценкой. Испытуемым предлагалось 10 задач на сообразительность, которые были распределены по уровню сложности (1 уровень – 1 балл, 10 уровень – 10 баллов). Испытуемый проходил через две экспериментальные ситуации. В первом случае взрослый демонстрировал ребенку сопереживание, расположенность, готовность идентифицироваться с ребенком. Во втором случае взрослый показывал явно выраженное неодобрение, отчужденность. Анализ данных обнаружил, что идентификация у большей части испытуемых (80%) увеличивает уровень продуктивности выполнения заданий независимо от реальной самооценки. У испытуемых появилась вера в свои возможности, они выбирали более сложные задания, увеличилась познавательная активность, проявляющаяся в ускоренном темпе выполнения задания. В ситуации отчуждения почти все испытуемые (более 90%) уменьшали свои притязания: выбирали более легкие задания и продуктивность была низкой. Итак, идентификация взрослого с учеником способствует повышению самооценки и уровню продуктивности интеллектуальной деятельности, отчуждение же отрицательно сказывается на том и другом.
Данное исследование Буровой А.В. позволяет сделать следующие выводы:
- Идентификация и отчуждение взрослого в общении с ребенком детерминирует самооценку интеллектуальных возможностей школьника: позволяет изменить в нужную сторону ее характер, особенно у учащихся с неадекватной самооценкой;
- Вызывая изменение самооценки интеллектуальных возможностей, содержание воздействия взрослого, в то же время, детерминирует уровень продуктивности интеллектуальной деятельности учащегося.
Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам и недостаткам – важнейший показатель самооценки личности.
Наиболее естественно, как уже отмечалось, реагируют на ошибки в их работах дети с правильной самооценкой. Они обычно с интересом даже самостоятельно ищут ошибку. Дети с пониженной самооценкой нередко сразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя тем, что всё равно ничего не увидят.
Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он оценивает достижения других. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.
Очень интересно исследование самооценки слабоуспевающих учеников, проведенное под руководством Липкиной А.И. Первоначально слабоуспевающие ученики упорно не соглашаются с закрепляющейся за ними позицией отстающих, особенно в первом и во втором классе. Претерпев частые неудачи на протяжении двух лет обучения, второклассники начинают сомневаться в своих возможностях; однако никто не прогнозировал себе отрицательного результата. В четвертом классе все слабоуспевающие ученики, в отличие от второклассников, прогнозировали себе отрицательный результат. Таким образом, к четвертому классу проявляется значительное число отстающих детей с пониженной самооценкой в своих, и так относительно слабых, успехах. Материалы, полученные в наблюдениях за этими детьми, свидетельствуют о том, что снижение их самооценки определяется не столько их истинными возможностями, сколько влиянием оценочных суждений учителя и соучеников. Позиция двоечника, которая закрепилась за ребенком и с которой он к четвертому классу примирился, распространяется на все ситуации, в которых он оказывается, а главное – мешает ему объективно определить свои действительные возможности.
Следовательно, оценки учителя оказывают влияние на формирование личности ученика, в частности – его самооценки. Очень часто, повышая самооценку, хорошо и отлично успевающие, они понижают уверенность в себе слабоуспевающих. Система оценок, таким образом – сложное, мощное и тонкое оружия воздействия учителя на учащихся.
Отстающие первоклассники и второклассники еще никак не хотят согласиться с отрицательными результатами, они еще пытаются отстоять себя как «кредитоспособных». Неуспевающие же ученики четвертого класса даже в тех случаях, когда другие прогнозируют им успех, сами в него уже не верят.
На сегодняшний день существует множество убедительных данных, свидетельствующих о том, что самовосприятие учащихся является одним из важнейших факторов, определяющих эффективность обучения. Результаты исследования под руководством Александровой Э.М. и Пиотковской Ю. также показывают, что ухудшение школьной успеваемости связанной с пониженной самооценкой. Низкая школьная успеваемость ведет к вторичным невротическим наслоениям, которые в свою очередь, усугубляют трудность адаптации ребенка в школе. Точно также (вторично) школьная успеваемость может снижаться в связи с психогенными нарушениями развитиями.