Учебно-методическое пособие по теме "Изобразительное искусство - детям дошкольного возраста"

Изотова Марина Константиновна

Данный материал разработан на основе книги С.Г. Масловой и Н.Д. Соколовой "Здравству, музей! Мы входим в мир прекрасного". На основе учебно-методического пособия можно создать парциальную программу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey.docx47.55 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел ознакомления с искусством в комплексной программе представлен в незначительном объёме. Наше ДОУ считает необходимым в условиях  жизни в Санкт-Петербурге, нашем городе – городе музеев, обогатить и наполнить новым содержанием раздел «ознакомление с искусством» художественно-эстетической области развития дошкольников. У нас есть возможность привлечь музей к воспитательно-образовательному процессу, так как музей является уникальным средством воздействия  на детей. В своём пространстве он совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические, разнообразный опыт и знания. Мы используем парциальную программу «Здравствуй, музей! Мы входим в мир прекрасного» авторы: С.Г. Маслова и Н.Д. Соколова.

  1. Цели и задачи реализации Программы.

Приобщение к изобразительному искусству во всём многообразии его содержательных и формальных характеристик через развитие визуального мышления.

Задачи:

  • Развитие визуальной грамотности: формирование навыков смотрения, детального рассматривания, выделение главного в изображении, обобщение увиденного.
  • Знакомство с некоторыми элементами изобразительного искусства, с видами и жанрами, формированием понятия «история»  через произведения искусства, побуждение к изучению отечественной истории.

  1. Принципы и подходы к формированию Программы.

Мы строим работу по данной программе следующим образом: занятия по ознакомлению с программным материалом в рамках ДОУ проходят в режиме «виртуальной экскурсии» (использование технических средств обучения) и закрепляются при участии родителей, во время посещения музея в выходные дни. Детей надо подготовить к восприятию изобразительного искусства. Входить в мир искусства необходимо поэтапно. Для успешной реализации программы необходимо соблюдать следующие принципы:

  • Соответствие программных задач для данного возраста с учётом индивидуальных особенностей детей
  • Правильность личного подхода воспитателя к предлагаемым произведениям
  • Доступность и дифференцированность в подаче материала
  • Соотношение тем каждого блока с комплексно-тематическим планирование
  • Активизация восприятия ребёнка  при изучении материала
  • Умение детей ориентироваться в ранее изученном материале
  • Работать над воспитанием зрительной культуры
  • Эмоциональная форма подачи материала
  1. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики:
  • гармонизация образовательного процесса;
  • личностный подход к каждому воспитаннику;
  • свободное размещение детей у экрана проектора;
  • оптимизация учебно-воспитательного процесса;
  • обеспечение практического приобщения через семейные экскурсии в музей;
  • формирование позитивного отношения к окружающему миру
  1. Планируемые результаты освоения Программы.
  • Формируется устойчивый интерес и желание к общению с произведениями искусства;
  • Формируется навык межличностного общения по поводу искусства;
  • Дети учатся видеть красоту изобразительного искусства;
  • Знают виды искусства: жанры живописи, виды скульптуры, архитектурные элементы.
  • Формируются представления о народном искусстве (Городец, Гжель, Хохлома, Палех…);
  • Дети проявляют устойчивый интерес и желание к общению с произведениями искусства
  • Замечают красоту окружающего мира, видят её в произведениях искусства
  • Хорошо знают и называют виды искусства: Жанры живописи – портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер, историческая картина; виды скульптуры – монументальная, садово-парковая, станковая, декоративная
  • Знают понятие свет и тень, видят его в жизни и в произведениях искусства
  • Видят и знают холодные и теплые цвета
  • Знают что такое ритм, форма, знают основные и составные цвета
  • Владеют понятием графика, фактура

2.1.   Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей

  • работа с детьми логопедической группы
  • работа с детьми различных групп здоровья (дети с ОВЗ)

2.2.  Вариативные формы; способы, методы  и средства реализации Программы «Здравствуй, музей! Мы входим в мир прекрасного», с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

  • Использование информационно-коммуникационных технологий, ЭОР, метода проектов, здоровьесберегающих технологии, игры-путешествия, личностно-ориентированных, проблемного обучения, технологии исследовательской деятельности, технологии интегрированного занятия.
  • Использование традиционных форм обучения и воспитания: беседа, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, настольно-печатные игры, дидактические игры
  • Использование наглядных материалов: плакатов, альбомов, создание газет, фотовыставок.
  • Построение и проведение занятий с учетом особенностей здоровья детей
  • Использование интерактивной доски и мультимедиа в обучении и совершенствовании знаний детей в области безопасности
  • Использование времени прогулки для наблюдений за природой.

2.3   Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

  • Использование рекреационного пространства здания ГБДОУ, групповых участков.

2.4  Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

  • Организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней.
  • Ознакомление родителей с работой детского сада по программе «Здравствуй, музей! Мы входим в мир прекрасного».
  • Организация различных мероприятий с участием родителей.
  • Ознакомление родителей с результатами изучения данной программы.

2.5  Наиболее существенные характеристики содержания Программы (специфика национальных, социокультурных и других условий)

  • Исходя из того, что дети и их родители – жители культурной столицы, города музеев  – приобщение к миру музея
  • Многонациональность СПб – использование на занятиях и в совместной деятельности игр разных стран и национальностей.

3.1  Материально – техническое обеспечение Программы.

  1. Иллюстративный материал: произведения живописи, скульптуры, изделия народных промыслов, памятников архитектуры.
  2. Слайды
  3. Художественная литература: иллюстрированные книги В.Г. Сутеева, Е.И. Чарушина, В.В. Лебедева
  4. Дидактические игры: «Оживи сказку», «Красивый букет», «Цветные фоны», «Составь букет», «Нарядные платочки», «Волшебные узоры», «Выбери игрушку», «Прогулка в парке», «Птичий двор».
  5. Использование лицензионных электронных образовательных ресурсов и презентаций по теме программы, созданных воспитателями и специалистами.
  6. Материалы для работы с родителями: Папка – передвижка (пейзаж, портрет, натюрморт, народное искусство, скульптура)

3.2  Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

  • Учебно-методическое пособие: «Здравствуй, музей! Мы входим в мир прекрасного»

С.Г. Маслова, Н.Д. Соколова, СПб, 2000 г.

  1. Распорядок и режим дня
  • Ситуативные беседы в режимные моменты
  • Непосредственно образовательная деятельность
  • Интеграция в образовательных областях
  • Индивидуальные занятия и игры
  • Экскурсии с родителями
  1. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
  • Возможность проведения праздников, выставок
  1. Особенности организации предметно-развивающей среды
  • Возможность использования рекреаций ГБДОУ
  • Возможность оборудованного места для организация выставок рисунков и фотографий на различную тематику
  • Образцы народной игрушки

Перспективный план работы «Здравствуй, музей! Мы входим в мир прекрасного».

в младшей группе

Месяц

п/п

Название занятия

Цель

Формы работы, материалы

Сентябрь

Знакомство с народной игрушкой

Дать понятие о народной игрушке

1

Игра и игрушка.

На примере разных игрушек дать понятие игрушки.

Дымковские и простые игрушки

Октябрь

2

Знакомство с дымковской и филимоновской игрушкой

Дать представление о своеобразии дымковской и филимоновской игрушки.

Игрушки из глины

3

Народная игрушка из дерева

Показать детям особенности и разнообразие деревянных игрушек, материал, вырезанная форма.

Деревянные игрушки

Игра-упражнение: узнай и назови материал, узнай и назови игрушку.

Ноябрь

4

Такие разные игрушки

Показать неповторимость и уникальность народных игрушек.

Д/игры: волшебные узоры, выбери игрушку, прогулка в парке.

Первая встреча с книжной иллюстрацией.

5

Картинка в книжке

Учить обращать внимание на иллюстрации в книгах, рассматривать их.

Иллюстрации Васнецова к книгам, д/упражнения: назови цвет, игрушки и картинки.

Декабрь

6

Первая встреча с музеем.

Дать понятие о музее как о здании, где хранятся красивые вещи

Виртуальная экскурсия, рекомендации родителям об экскурсии

Знакомство с архитектурой

7

Город, в котором мы живём

Дать представление об архитектуре в пределах зрительного восприятия

Слайды или презентация известных зданий города

Февраль

8

Гуляем по Петербургу

Дополнить постройку воспитателя новыми деталями

Наборы конструктора

9

Красивые здания города

Выразить свои впечатления в рисунке

Рисование на тему: «Сказочный дворец»

Март

Встреча с музеем

10

Музей и картина

Дать понятие о том, что храниться в музее

Слайды или презентация «Музей»

11

Мы - художники

Дать понятие о художнике, разнообразии тематики картин

Иллюстрации картин: пейзажи, натюрморты, портреты…

Апрель

12

Радуга-дуга

Дать представление о разнообразии цвета

Практическое рисование радуги

13

Картина и скульптура

Дать элементарное понятие о картине и скульптуре

Мини-образцы, презентация

Перспективный план работы «Здравствуй, музей! Мы входим в мир прекрасного».

в средней группе

Месяц

п/п

Название занятия

Цель

Формы работы, материалы

Встреча с природой в жизни и в искусстве

Формировать интерес к природе, учить рассматривать пейзаж

Сентябрь

1

Лето красное прошло

Вспомнить краски лета.

Иллюстрации картин Шишкина

2

Весёлые краски

Развивать способность эмоционального восприятия пейзажа

Иллюстрации известных пейзажей, Д/и «Подбери цвет»

Октябрь

3

Пейзаж

Знакомить с жанром пейзажа на примере произведений Шишкина

Иллюстрации картин Шишкина

4

Прогулка по Летнему саду

Почувствовать красоту осени в живой природе

Виртуальная экскурсия, рекомендации родителям об экскурсии,

Ноябрь

5

Осенние пейзажи

Дать представление о пейзаже, как о картине, отображающей жизнь реальной природы

Д/и «Какие краски любит осень», коллаж «Золотая осень», аппликация

Декабрь

6

Зима

Закреплять представление о пейзаже в другое время года

Иллюстрации картин

Знакомство с портретом

Дать понятие портрет, развивать наблюдательность

Ноябрь

7

Разные птицы

Разглядеть эмоции птиц

Слайды с изображениями птиц

8

Эмоции человека

Учить определять эмоциональное состояние человека на портрете

Характерные изображения людей

Декабрь

9

Портрет

Дать понятие портрета, как жанра живописи

Иллюстрации разных портретов

10

Мимика, жесты, поза на портретах.

Закреплять понятие о портрете, как жанре живописи

Д/игра «Мой портрет», «Угадай настроение»

Первая встреча с иконой

Январь

11

Что такое икона?

Дать первые представления об иконе

Слайды с изображениями икон

12

Церковная архитектура

Дать представление о строении храмов: купол, крест.

Слайды с храмами Петербурга

Скульптура

Дать представление о виде изобразительного искусства - скульптуре

Экскурсия в Летний сад с родителями

Февраль

13

Скульптура - объемное изображение

Знакомство с материалами, которые используются в скульптуре: дерево, глина, стекло, камень...

Разные скульптуры

14

Скульптура и материалы

Знакомство со скульптурой малых форм

Резина, глина, пластмасса, фарфор… (небольшие по размеру игрушки)

Март

15

Выразительные возможности скульптуры

Учить видеть характерные особенности скульптуры(материал, форму, объем)

Игра «Зоопарк», Лепка «Медвежата»

В гостях у книги

Продолжать знакомство с книжной графикой

16

Книжная иллюстрация

Рассматривать иллюстрации, выделять особенности цвета, линий

Книги Сутеева,

Апрель

17

Книжная иллюстрация

Рассматривать иллюстрации, выделять особенности цвета, линий

Книги Лебедева

18

Книжная иллюстрация

Рассматривать иллюстрации, выделять особенности цвета, линий

Книги Чарушина, рисование иллюстраций «Воробьишко»

19

В мире окружающих зданий

Формировать способности к восприятию архитектуры

Фото Петербурга, конструирование «Улица города»

Май

Народное искусство

Продолжать знакомство с народной игрушкой

20

Весёлая матрёшка

Познакомить с семёновской матрёшкой

Набор матрёшек, рисование «Весёлые матрёшки»

21

Дымковская и филимоновская  игрушка

Закрепить представление детей о народной игрушке

Образцы игрушек

Перспективный план работы «Здравствуй, музей! Мы входим в мир прекрасного».

в старшей группе

Месяц

п/п

Название занятия

Цель

Формы работы, материалы

Сентябрь

Язык изобразительного искусства

1

Цвет в природе

Дать представление о значении цвета

Иллюстративный материал, рисунок на ткани Д/игра «Лоскутки»

2

Основные цвета

Познакомить с основными цветами: жёлтый, красный, синий; учить смешивать цвета

Практическое занятие с красками

3

Линия и форма в природе

Учить видеть красоту линий в природе

Рассматривание яблока, орнамент в хохломе

Октябрь

4

Линия и форма в природе и изобразительном искусстве

Учить рисовать различные линии: плавно изогнутая, волнистая, спиральная

Рассматривание бабочки

5

Фактура в природе

Учить различать фактуру: мягкие, пушистые, жёсткие, блестящие, шелковистые…

Игра с закрытыми глазами: «Видящие руки»

6

Фактура в изобразительном искусстве

Дать представления о фактуре в произведениях искусства

Рассматривание иллюстраций известных художников (фактура животных, одежды, дерева)

Ноябрь

7

Свет и тень в природе

Дать детям представление, что такое свет и тень

Матрёшки, хохломская посуда, мягкие игрушки, керамические вазы

8

Свет и тень в изобразительном искусстве

Учить видеть свет и тень, дать понимание объема, который дают свет и тень

Иллюстрации натюрмортов, пейзажей

9

Ритм в природе и окружающем мире

Дать первоначальное понятие ритма

Матрёшки, кубики (по кругу, в ряд),часы

10

Ритм в искусстве

Знакомить с понятием ритм в изобразительном искусстве

Картины с изображением леса, города, ритм в узоре

Октябрь

Жанры живописи

11

Пейзаж «Золотая осень»

Знакомить с жизнью природы через изобразительное искусство

Иллюстрации художников-пейзажистов (Левитан)

Сентябрь

12

Пейзаж «Чёрное море»

Знакомить с жизнью природы через изобразительное искусство

Иллюстрации художников-пейзажистов (Айвазовский)

Январь

13

Пейзаж «Зима»

Знакомить с жизнью природы через изобразительное искусство

Иллюстрации художников-пейзажистов

Апрель

14

Пейзаж «Весна»

Знакомить с жизнью природы через изобразительное искусство

Иллюстрации художников-пейзажистов

Март

15

Портрет

Развивать способности понимать эмоции на портрете

Иллюстрации портретов (Левицкий, Федотов, Репин)

16

Парные и групповые (семейные) портреты

Предложить детям объяснить, что такое автопортрет

Практическая работа «Автопортрет»

Декабрь

Интерьер

17

Знакомство с интерьером

Дать представление о роли среды в жизни человека

Изображения: крестьянской избы, дворянской гостиной, современного интерьера

Натюрморт

18

Знакомство с жанром натюрморт

Развитие восприятия цвета и фактуры

Создание собственной композиции «Фрукты»

19

Композиция натюрморта

Учить видеть композицию, чувствовать ритм

Иллюстрации натюрмортов

Январь

Исторический жанр

20

Сказка в живописи

Знакомство со сказочными сюжетами в живописи

Иллюстрации картин Васнецова и Билибина

21

Историческая картина

Познакомить с понятием историческая картина

Иллюстрации картин Репина «Запорожцы пишут письмо..»

Графика

Февраль

22

Книжная иллюстрация

Вспомнить знакомых художников-иллюстраторов

Иллюстрации из книг Сутеева, Чарушина, Лебедева

23

Художники-графики

Познакомить с понятием графика, обратить внимание на роль линий

Иллюстрации графических изображений

24

Рисунок

Учить видеть штрих, линию, тень

Практическая работа «Бегущая линия»

Март

Древнерусское искусство

25

Икона

Дать представление об иконе, как древнем искусстве

Слайды, презентация

26

Храм

Показать красоту и изящество архитектуры храмов

Слайды, презентация

Апрель

Скульптура

27

Выразительные средства скульптуры

Вспомнить понятия: форма, материал, фактура

Скульптуры малых форм

28

Скульптуры Летнего сада

Увидеть гармонию природы и искусства

Экскурсия в Летний сад с родителями

Май

Что такое музей

29

Музей

Формирование понятия о музее, как хранилище красоты

Иллюстрации известных музеев

30

Эрмитаж

Знакомить с музеем, дать представление о его богатствах

Виртуальная экскурсия

Архитектура

31

Архитектурные ансамбли (Стрелка В.О., площадь Искусств, Дворцовая площадь)

Расширять представления об архитектурных богатствах нашего города

Презентация

32

Архитектурные ансамбли (Стрелка В.О., площадь Искусств, Дворцовая площадь)

Расширять представления об архитектурных богатствах нашего города

Презентация, занятие-игра «Узнай и назови».

Апрель-Март

Народное искусство

Продолжать знакомство с народным искусством

Образцы промыслов: Городец, Гжель, Хохлома, Палех…

Перспективный план работы «Здравствуй, музей! Мы входим в мир прекрасного».

в подготовительной группе

Месяц

п/п

Название занятия

Цель

Формы работы, материалы

Язык изобразительного искусства

Сентябрь

1

Цвет в природе

Познакомить детей с цветовым кругом

Иллюстрации натюрмортов и пейзажей

2

Цвет в изобразительном искусстве

Подвести детей к пониманию значения цвета в изобразительном искусстве

Д/и «Лоскутки», иллюстрации картин Васнецова и Билибина

3

Линия и форма в природе

Продолжать формировать видение линии в окружающем

Иллюстрации пейзажей

Октябрь

4

Линия и форма в  изобразительном искусстве

Подвести к пониманию линии и формы в искусстве

Рассматривание натюрмортов и пейзажей, презентация

5

Фактура в природе и народном искусстве

Формировать у детей понятие фактура

Рассматривание слайдов с предметами разных фактур

6

Фактура в изобразительном искусстве

Подвести детей к пониманию и видению фактуры в произведениях искусства

Рассматривание иллюстраций натюрмортов, поиск фактур на них

7

Свет и тень в природе

Сформировать понятие света и тени, учить видеть как меняется окружающий мир от освещения

Рассматривание предметов в группе, с точки зрения света и тени

Ноябрь

8

Свет и тень в изобразительном искусстве

Расширить представление о свете и тени, дать понятие светотень

Иллюстрации натюрмортов, пейзажей

9

Ритм в природе и изобразительном искусстве

Помочь почувствовать ритм в окружающем и в искусстве

Матрёшки, кубики (по кругу, в ряд), часы. Изображение аллеи, улицы

Жанры живописи

Сентябрь

10

Пейзаж. Лето.

Знакомство с именами живописцев, изображавших пейзажи разных времена года

Иллюстрации художников-пейзажистов (Попов, Головин, Куинджи)

Ноябрь

11

Пейзаж. Осень.

Помочь увидеть красоту осенней природы, сравнить картины ранней и поздней осени

Иллюстрации художников-пейзажистов (Левитан, Жуковский, Васильев)

Январь

12

Пейзаж. Зима.

Знакомить с жизнью природы через изобразительное искусство

Иллюстрации художников-пейзажистов ( Серов, Коровин, Куинджи)

Апрель

13

Пейзаж «Весна»

Знакомить с жизнью природы через изобразительное искусство

Иллюстрации художников-пейзажистов (Грабарь, Саврасов, Васильев)

Декабрь

14

Морские пейзажи

Знакомство с разнообразием красок моря, его красоте

Иллюстрации художников-пейзажистов (Айвазовский, Ге)

15

Портрет

Развивать наблюдательность по отношению к людям, к миру человеческих чувств

Иллюстрации портретов (Левицкий, Федотов, Репин)

16

Парные и групповые (семейные) портреты

Сформировать понятие о портрете, как о жанре живописи

Иллюстрации художников (Левицкий, Кипренский)

17

Натюрморт

Подвести детей к пониманию натюрморта, его глубину

Иллюстрации художников (Кончаловский, Грабарь, Сорока)

Интерьер

Январь

18

Знакомство с интерьером

Показать разнообразие интерьера, по времени создания и предназначения

Изображения: иллюстраций разных интерьеров

Художник-живописец

19

Художник-живописец

Дать представление о творческом процессе создания картины

Иллюстрации картин Шишкина и Брюллова

20

Как работает художник

Сформировать представление о работе художника

Иллюстрации мастерских художников

Февраль

21

Художник и материалы

Показать изобразительные возможности акварели, гуаши, пастели…

Практическая работа с материалами

Жанровая (бытовая) картина

22

Жанровая картина

Познакомить с жанровой картиной, учить прочитывать изображение

Иллюстрации художников: Попова, Перова, Брюллова, Архипова…

23

Бытовая картина

Через картину учить познавать жизнь в прошедшем времени

Иллюстрации художников: Перов, Репин, Федотов…

24

Историческая картина

Продолжать знакомство с историческим жанром, показать разнообразие тем

Иллюстрации картин Васнецова и Рериха

Графика

Март

25

Книжная графика

Учить различать манеру письма известных художников-иллюстраторов

Иллюстрации из книг Сутеева, Чарушина, Лебедева, Васнецова, Билибина, Бенуа

26

Художники-иллюстраторы

Продолжать знакомить детей с книжной иллюстрацией

Иллюстрации графических изображений

27

Рисунок

Продолжать знакомить с рисунком, видеть его выразительные особенности

Рассматривание рисунков Шишкина, Васильева, Федотова

Древнерусская живопись

Апрель

28

Библейские сюжеты в живописи

Вспомнить что такое икона, на чём она пишется

Слайды, презентация

Скульптура

27

Скульптурные материалы и их свойства

Вспомнить понятия: форма, материал, фактура

Скульптуры малых форм из глины, металла, стекла…

28

Скульптура

Дать представление о содержании скульптуры

Презентация.

Архитектура

Май

31

Архитектурные ансамбли (Стрелка В.О., площадь Искусств, Дворцовая площадь)

Продолжать знакомить детей с архитектурной историей Санкт-Петербурга

Презентация

32

Архитектурные ансамбли (Площадь Восстания, Смольный собор)

Расширять представления об архитектурных богатствах нашего города

Презентация, занятие-игра «Узнай и назови».

Архитектурные ансамбли по выбору

Воспитывать грамотное восприятие архитектурных памятников

Виртуальная экскурсия по городу

Народное искусство

Март

Продолжать знакомство с народным искусством

Образцы промыслов: Городец, Гжель, Хохлома, Палех…

Изделия умельцев народного промысла