Учебно-методическое пособие по теме "Изобразительное искусство - детям дошкольного возраста"
На основе данного материала можно разработать парциальную программу. Тематика - музейная педагогика. В основе программа С.Г. Масловой и Н.Д. Соколовой "Здравствуй, музей! Мы входим в мир прекрасного"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
музейная педагогика | 47.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел ознакомления с искусством в комплексной программе представлен в незначительном объёме. Наше ДОУ считает необходимым в условиях жизни в Санкт-Петербурге, нашем городе – городе музеев, обогатить и наполнить новым содержанием раздел «ознакомление с искусством» художественно-эстетической области развития дошкольников. У нас есть возможность привлечь музей к воспитательно-образовательному процессу, так как музей является уникальным средством воздействия на детей. В своём пространстве он совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические, разнообразный опыт и знания. Мы используем парциальную программу «Здравствуй, музей! Мы входим в мир прекрасного» авторы: С.Г. Маслова и Н.Д. Соколова.
- Цели и задачи реализации Программы.
Приобщение к изобразительному искусству во всём многообразии его содержательных и формальных характеристик через развитие визуального мышления.
Задачи:
- Развитие визуальной грамотности: формирование навыков смотрения, детального рассматривания, выделение главного в изображении, обобщение увиденного.
- Знакомство с некоторыми элементами изобразительного искусства, с видами и жанрами, формированием понятия «история» через произведения искусства, побуждение к изучению отечественной истории.
- Принципы и подходы к формированию Программы.
Мы строим работу по данной программе следующим образом: занятия по ознакомлению с программным материалом в рамках ДОУ проходят в режиме «виртуальной экскурсии» (использование технических средств обучения) и закрепляются при участии родителей, во время посещения музея в выходные дни. Детей надо подготовить к восприятию изобразительного искусства. Входить в мир искусства необходимо поэтапно. Для успешной реализации программы необходимо соблюдать следующие принципы:
- Соответствие программных задач для данного возраста с учётом индивидуальных особенностей детей
- Правильность личного подхода воспитателя к предлагаемым произведениям
- Доступность и дифференцированность в подаче материала
- Соотношение тем каждого блока с комплексно-тематическим планирование
- Активизация восприятия ребёнка при изучении материала
- Умение детей ориентироваться в ранее изученном материале
- Работать над воспитанием зрительной культуры
- Эмоциональная форма подачи материала
- Значимые для разработки и реализации Программы характеристики:
- гармонизация образовательного процесса;
- личностный подход к каждому воспитаннику;
- свободное размещение детей у экрана проектора;
- оптимизация учебно-воспитательного процесса;
- обеспечение практического приобщения через семейные экскурсии в музей;
- формирование позитивного отношения к окружающему миру
- Планируемые результаты освоения Программы.
- Формируется устойчивый интерес и желание к общению с произведениями искусства;
- Формируется навык межличностного общения по поводу искусства;
- Дети учатся видеть красоту изобразительного искусства;
- Знают виды искусства: жанры живописи, виды скульптуры, архитектурные элементы.
- Формируются представления о народном искусстве (Городец, Гжель, Хохлома, Палех…);
- Дети проявляют устойчивый интерес и желание к общению с произведениями искусства
- Замечают красоту окружающего мира, видят её в произведениях искусства
- Хорошо знают и называют виды искусства: Жанры живописи – портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер, историческая картина; виды скульптуры – монументальная, садово-парковая, станковая, декоративная
- Знают понятие свет и тень, видят его в жизни и в произведениях искусства
- Видят и знают холодные и теплые цвета
- Знают что такое ритм, форма, знают основные и составные цвета
- Владеют понятием графика, фактура
2.1. Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей
- работа с детьми логопедической группы
- работа с детьми различных групп здоровья (дети с ОВЗ)
2.2. Вариативные формы; способы, методы и средства реализации Программы «Здравствуй, музей! Мы входим в мир прекрасного», с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
- Использование информационно-коммуникационных технологий, ЭОР, метода проектов, здоровьесберегающих технологии, игры-путешествия, личностно-ориентированных, проблемного обучения, технологии исследовательской деятельности, технологии интегрированного занятия.
- Использование традиционных форм обучения и воспитания: беседа, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, настольно-печатные игры, дидактические игры
- Использование наглядных материалов: плакатов, альбомов, создание газет, фотовыставок.
- Построение и проведение занятий с учетом особенностей здоровья детей
- Использование интерактивной доски и мультимедиа в обучении и совершенствовании знаний детей в области безопасности
- Использование времени прогулки для наблюдений за природой.
2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
- Использование рекреационного пространства здания ГБДОУ, групповых участков.
2.4 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
- Организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней.
- Ознакомление родителей с работой детского сада по программе «Здравствуй, музей! Мы входим в мир прекрасного».
- Организация различных мероприятий с участием родителей.
- Ознакомление родителей с результатами изучения данной программы.
2.5 Наиболее существенные характеристики содержания Программы (специфика национальных, социокультурных и других условий)
- Исходя из того, что дети и их родители – жители культурной столицы, города музеев – приобщение к миру музея
- Многонациональность СПб – использование на занятиях и в совместной деятельности игр разных стран и национальностей.
3.1 Материально – техническое обеспечение Программы.
- Иллюстративный материал: произведения живописи, скульптуры, изделия народных промыслов, памятников архитектуры.
- Слайды
- Художественная литература: иллюстрированные книги В.Г. Сутеева, Е.И. Чарушина, В.В. Лебедева
- Дидактические игры: «Оживи сказку», «Красивый букет», «Цветные фоны», «Составь букет», «Нарядные платочки», «Волшебные узоры», «Выбери игрушку», «Прогулка в парке», «Птичий двор».
- Использование лицензионных электронных образовательных ресурсов и презентаций по теме программы, созданных воспитателями и специалистами.
- Материалы для работы с родителями: Папка – передвижка (пейзаж, портрет, натюрморт, народное искусство, скульптура)
3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
- Учебно-методическое пособие: «Здравствуй, музей! Мы входим в мир прекрасного»
С.Г. Маслова, Н.Д. Соколова, СПб, 2000 г.
- Распорядок и режим дня
- Ситуативные беседы в режимные моменты
- Непосредственно образовательная деятельность
- Интеграция в образовательных областях
- Индивидуальные занятия и игры
- Экскурсии с родителями
- Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
- Возможность проведения праздников, выставок
- Особенности организации предметно-развивающей среды
- Возможность использования рекреаций ГБДОУ
- Возможность оборудованного места для организация выставок рисунков и фотографий на различную тематику
- Образцы народной игрушки
Перспективный план работы «Здравствуй, музей! Мы входим в мир прекрасного».
в младшей группе
Месяц | № п/п | Название занятия | Цель | Формы работы, материалы |
Сентябрь | Знакомство с народной игрушкой | Дать понятие о народной игрушке | ||
1 | Игра и игрушка. | На примере разных игрушек дать понятие игрушки. | Дымковские и простые игрушки | |
Октябрь | 2 | Знакомство с дымковской и филимоновской игрушкой | Дать представление о своеобразии дымковской и филимоновской игрушки. | Игрушки из глины |
3 | Народная игрушка из дерева | Показать детям особенности и разнообразие деревянных игрушек, материал, вырезанная форма. | Деревянные игрушки Игра-упражнение: узнай и назови материал, узнай и назови игрушку. | |
Ноябрь | 4 | Такие разные игрушки | Показать неповторимость и уникальность народных игрушек. | Д/игры: волшебные узоры, выбери игрушку, прогулка в парке. |
Первая встреча с книжной иллюстрацией. | ||||
5 | Картинка в книжке | Учить обращать внимание на иллюстрации в книгах, рассматривать их. | Иллюстрации Васнецова к книгам, д/упражнения: назови цвет, игрушки и картинки. | |
Декабрь | 6 | Первая встреча с музеем. | Дать понятие о музее как о здании, где хранятся красивые вещи | Виртуальная экскурсия, рекомендации родителям об экскурсии |
Знакомство с архитектурой | ||||
7 | Город, в котором мы живём | Дать представление об архитектуре в пределах зрительного восприятия | Слайды или презентация известных зданий города | |
Февраль | 8 | Гуляем по Петербургу | Дополнить постройку воспитателя новыми деталями | Наборы конструктора |
9 | Красивые здания города | Выразить свои впечатления в рисунке | Рисование на тему: «Сказочный дворец» | |
Март | Встреча с музеем | |||
10 | Музей и картина | Дать понятие о том, что храниться в музее | Слайды или презентация «Музей» | |
11 | Мы - художники | Дать понятие о художнике, разнообразии тематики картин | Иллюстрации картин: пейзажи, натюрморты, портреты… | |
Апрель | 12 | Радуга-дуга | Дать представление о разнообразии цвета | Практическое рисование радуги |
13 | Картина и скульптура | Дать элементарное понятие о картине и скульптуре | Мини-образцы, презентация |
Перспективный план работы «Здравствуй, музей! Мы входим в мир прекрасного».
в средней группе
Месяц | № п/п | Название занятия | Цель | Формы работы, материалы |
Встреча с природой в жизни и в искусстве | Формировать интерес к природе, учить рассматривать пейзаж | |||
Сентябрь | 1 | Лето красное прошло | Вспомнить краски лета. | Иллюстрации картин Шишкина |
2 | Весёлые краски | Развивать способность эмоционального восприятия пейзажа | Иллюстрации известных пейзажей, Д/и «Подбери цвет» | |
Октябрь | 3 | Пейзаж | Знакомить с жанром пейзажа на примере произведений Шишкина | Иллюстрации картин Шишкина |
4 | Прогулка по Летнему саду | Почувствовать красоту осени в живой природе | Виртуальная экскурсия, рекомендации родителям об экскурсии, | |
Ноябрь | 5 | Осенние пейзажи | Дать представление о пейзаже, как о картине, отображающей жизнь реальной природы | Д/и «Какие краски любит осень», коллаж «Золотая осень», аппликация |
Декабрь | 6 | Зима | Закреплять представление о пейзаже в другое время года | Иллюстрации картин |
Знакомство с портретом | Дать понятие портрет, развивать наблюдательность | |||
Ноябрь | 7 | Разные птицы | Разглядеть эмоции птиц | Слайды с изображениями птиц |
8 | Эмоции человека | Учить определять эмоциональное состояние человека на портрете | Характерные изображения людей | |
Декабрь | 9 | Портрет | Дать понятие портрета, как жанра живописи | Иллюстрации разных портретов |
10 | Мимика, жесты, поза на портретах. | Закреплять понятие о портрете, как жанре живописи | Д/игра «Мой портрет», «Угадай настроение» | |
Первая встреча с иконой | ||||
Январь | 11 | Что такое икона? | Дать первые представления об иконе | Слайды с изображениями икон |
12 | Церковная архитектура | Дать представление о строении храмов: купол, крест. | Слайды с храмами Петербурга | |
Скульптура | Дать представление о виде изобразительного искусства - скульптуре | Экскурсия в Летний сад с родителями | ||
Февраль | 13 | Скульптура - объемное изображение | Знакомство с материалами, которые используются в скульптуре: дерево, глина, стекло, камень... | Разные скульптуры |
14 | Скульптура и материалы | Знакомство со скульптурой малых форм | Резина, глина, пластмасса, фарфор… (небольшие по размеру игрушки) | |
Март | 15 | Выразительные возможности скульптуры | Учить видеть характерные особенности скульптуры(материал, форму, объем) | Игра «Зоопарк», Лепка «Медвежата» |
В гостях у книги | Продолжать знакомство с книжной графикой | |||
16 | Книжная иллюстрация | Рассматривать иллюстрации, выделять особенности цвета, линий | Книги Сутеева, | |
Апрель | 17 | Книжная иллюстрация | Рассматривать иллюстрации, выделять особенности цвета, линий | Книги Лебедева |
18 | Книжная иллюстрация | Рассматривать иллюстрации, выделять особенности цвета, линий | Книги Чарушина, рисование иллюстраций «Воробьишко» | |
19 | В мире окружающих зданий | Формировать способности к восприятию архитектуры | Фото Петербурга, конструирование «Улица города» | |
Май | Народное искусство | Продолжать знакомство с народной игрушкой | ||
20 | Весёлая матрёшка | Познакомить с семёновской матрёшкой | Набор матрёшек, рисование «Весёлые матрёшки» | |
21 | Дымковская и филимоновская игрушка | Закрепить представление детей о народной игрушке | Образцы игрушек |
Перспективный план работы «Здравствуй, музей! Мы входим в мир прекрасного».
в старшей группе
Месяц | № п/п | Название занятия | Цель | Формы работы, материалы |
Сентябрь | Язык изобразительного искусства | |||
1 | Цвет в природе | Дать представление о значении цвета | Иллюстративный материал, рисунок на ткани Д/игра «Лоскутки» | |
2 | Основные цвета | Познакомить с основными цветами: жёлтый, красный, синий; учить смешивать цвета | Практическое занятие с красками | |
3 | Линия и форма в природе | Учить видеть красоту линий в природе | Рассматривание яблока, орнамент в хохломе | |
Октябрь | 4 | Линия и форма в природе и изобразительном искусстве | Учить рисовать различные линии: плавно изогнутая, волнистая, спиральная | Рассматривание бабочки |
5 | Фактура в природе | Учить различать фактуру: мягкие, пушистые, жёсткие, блестящие, шелковистые… | Игра с закрытыми глазами: «Видящие руки» | |
6 | Фактура в изобразительном искусстве | Дать представления о фактуре в произведениях искусства | Рассматривание иллюстраций известных художников (фактура животных, одежды, дерева) | |
Ноябрь | 7 | Свет и тень в природе | Дать детям представление, что такое свет и тень | Матрёшки, хохломская посуда, мягкие игрушки, керамические вазы |
8 | Свет и тень в изобразительном искусстве | Учить видеть свет и тень, дать понимание объема, который дают свет и тень | Иллюстрации натюрмортов, пейзажей | |
9 | Ритм в природе и окружающем мире | Дать первоначальное понятие ритма | Матрёшки, кубики (по кругу, в ряд),часы | |
10 | Ритм в искусстве | Знакомить с понятием ритм в изобразительном искусстве | Картины с изображением леса, города, ритм в узоре | |
Октябрь | Жанры живописи | |||
11 | Пейзаж «Золотая осень» | Знакомить с жизнью природы через изобразительное искусство | Иллюстрации художников-пейзажистов (Левитан) | |
Сентябрь | 12 | Пейзаж «Чёрное море» | Знакомить с жизнью природы через изобразительное искусство | Иллюстрации художников-пейзажистов (Айвазовский) |
Январь | 13 | Пейзаж «Зима» | Знакомить с жизнью природы через изобразительное искусство | Иллюстрации художников-пейзажистов |
Апрель | 14 | Пейзаж «Весна» | Знакомить с жизнью природы через изобразительное искусство | Иллюстрации художников-пейзажистов |
Март | 15 | Портрет | Развивать способности понимать эмоции на портрете | Иллюстрации портретов (Левицкий, Федотов, Репин) |
16 | Парные и групповые (семейные) портреты | Предложить детям объяснить, что такое автопортрет | Практическая работа «Автопортрет» | |
Декабрь | Интерьер | |||
17 | Знакомство с интерьером | Дать представление о роли среды в жизни человека | Изображения: крестьянской избы, дворянской гостиной, современного интерьера | |
Натюрморт | ||||
18 | Знакомство с жанром натюрморт | Развитие восприятия цвета и фактуры | Создание собственной композиции «Фрукты» | |
19 | Композиция натюрморта | Учить видеть композицию, чувствовать ритм | Иллюстрации натюрмортов | |
Январь | Исторический жанр | |||
20 | Сказка в живописи | Знакомство со сказочными сюжетами в живописи | Иллюстрации картин Васнецова и Билибина | |
21 | Историческая картина | Познакомить с понятием историческая картина | Иллюстрации картин Репина «Запорожцы пишут письмо..» | |
Графика | ||||
Февраль | 22 | Книжная иллюстрация | Вспомнить знакомых художников-иллюстраторов | Иллюстрации из книг Сутеева, Чарушина, Лебедева |
23 | Художники-графики | Познакомить с понятием графика, обратить внимание на роль линий | Иллюстрации графических изображений | |
24 | Рисунок | Учить видеть штрих, линию, тень | Практическая работа «Бегущая линия» | |
Март | Древнерусское искусство | |||
25 | Икона | Дать представление об иконе, как древнем искусстве | Слайды, презентация | |
26 | Храм | Показать красоту и изящество архитектуры храмов | Слайды, презентация | |
Апрель | Скульптура | |||
27 | Выразительные средства скульптуры | Вспомнить понятия: форма, материал, фактура | Скульптуры малых форм | |
28 | Скульптуры Летнего сада | Увидеть гармонию природы и искусства | Экскурсия в Летний сад с родителями | |
Май | Что такое музей | |||
29 | Музей | Формирование понятия о музее, как хранилище красоты | Иллюстрации известных музеев | |
30 | Эрмитаж | Знакомить с музеем, дать представление о его богатствах | Виртуальная экскурсия | |
Архитектура | ||||
31 | Архитектурные ансамбли (Стрелка В.О., площадь Искусств, Дворцовая площадь) | Расширять представления об архитектурных богатствах нашего города | Презентация | |
32 | Архитектурные ансамбли (Стрелка В.О., площадь Искусств, Дворцовая площадь) | Расширять представления об архитектурных богатствах нашего города | Презентация, занятие-игра «Узнай и назови». | |
Апрель-Март | Народное искусство | Продолжать знакомство с народным искусством | Образцы промыслов: Городец, Гжель, Хохлома, Палех… |
Перспективный план работы «Здравствуй, музей! Мы входим в мир прекрасного».
в подготовительной группе
Месяц | № п/п | Название занятия | Цель | Формы работы, материалы |
Язык изобразительного искусства | ||||
Сентябрь | 1 | Цвет в природе | Познакомить детей с цветовым кругом | Иллюстрации натюрмортов и пейзажей |
2 | Цвет в изобразительном искусстве | Подвести детей к пониманию значения цвета в изобразительном искусстве | Д/и «Лоскутки», иллюстрации картин Васнецова и Билибина | |
3 | Линия и форма в природе | Продолжать формировать видение линии в окружающем | Иллюстрации пейзажей | |
Октябрь | 4 | Линия и форма в изобразительном искусстве | Подвести к пониманию линии и формы в искусстве | Рассматривание натюрмортов и пейзажей, презентация |
5 | Фактура в природе и народном искусстве | Формировать у детей понятие фактура | Рассматривание слайдов с предметами разных фактур | |
6 | Фактура в изобразительном искусстве | Подвести детей к пониманию и видению фактуры в произведениях искусства | Рассматривание иллюстраций натюрмортов, поиск фактур на них | |
7 | Свет и тень в природе | Сформировать понятие света и тени, учить видеть как меняется окружающий мир от освещения | Рассматривание предметов в группе, с точки зрения света и тени | |
Ноябрь | 8 | Свет и тень в изобразительном искусстве | Расширить представление о свете и тени, дать понятие светотень | Иллюстрации натюрмортов, пейзажей |
9 | Ритм в природе и изобразительном искусстве | Помочь почувствовать ритм в окружающем и в искусстве | Матрёшки, кубики (по кругу, в ряд), часы. Изображение аллеи, улицы | |
Жанры живописи | ||||
Сентябрь | 10 | Пейзаж. Лето. | Знакомство с именами живописцев, изображавших пейзажи разных времена года | Иллюстрации художников-пейзажистов (Попов, Головин, Куинджи) |
Ноябрь | 11 | Пейзаж. Осень. | Помочь увидеть красоту осенней природы, сравнить картины ранней и поздней осени | Иллюстрации художников-пейзажистов (Левитан, Жуковский, Васильев) |
Январь | 12 | Пейзаж. Зима. | Знакомить с жизнью природы через изобразительное искусство | Иллюстрации художников-пейзажистов ( Серов, Коровин, Куинджи) |
Апрель | 13 | Пейзаж «Весна» | Знакомить с жизнью природы через изобразительное искусство | Иллюстрации художников-пейзажистов (Грабарь, Саврасов, Васильев) |
Декабрь | 14 | Морские пейзажи | Знакомство с разнообразием красок моря, его красоте | Иллюстрации художников-пейзажистов (Айвазовский, Ге) |
15 | Портрет | Развивать наблюдательность по отношению к людям, к миру человеческих чувств | Иллюстрации портретов (Левицкий, Федотов, Репин) | |
16 | Парные и групповые (семейные) портреты | Сформировать понятие о портрете, как о жанре живописи | Иллюстрации художников (Левицкий, Кипренский) | |
17 | Натюрморт | Подвести детей к пониманию натюрморта, его глубину | Иллюстрации художников (Кончаловский, Грабарь, Сорока) | |
Интерьер | ||||
Январь | 18 | Знакомство с интерьером | Показать разнообразие интерьера, по времени создания и предназначения | Изображения: иллюстраций разных интерьеров |
Художник-живописец | ||||
19 | Художник-живописец | Дать представление о творческом процессе создания картины | Иллюстрации картин Шишкина и Брюллова | |
20 | Как работает художник | Сформировать представление о работе художника | Иллюстрации мастерских художников | |
Февраль | 21 | Художник и материалы | Показать изобразительные возможности акварели, гуаши, пастели… | Практическая работа с материалами |
Жанровая (бытовая) картина | ||||
22 | Жанровая картина | Познакомить с жанровой картиной, учить прочитывать изображение | Иллюстрации художников: Попова, Перова, Брюллова, Архипова… | |
23 | Бытовая картина | Через картину учить познавать жизнь в прошедшем времени | Иллюстрации художников: Перов, Репин, Федотов… | |
24 | Историческая картина | Продолжать знакомство с историческим жанром, показать разнообразие тем | Иллюстрации картин Васнецова и Рериха | |
Графика | ||||
Март | 25 | Книжная графика | Учить различать манеру письма известных художников-иллюстраторов | Иллюстрации из книг Сутеева, Чарушина, Лебедева, Васнецова, Билибина, Бенуа |
26 | Художники-иллюстраторы | Продолжать знакомить детей с книжной иллюстрацией | Иллюстрации графических изображений | |
27 | Рисунок | Продолжать знакомить с рисунком, видеть его выразительные особенности | Рассматривание рисунков Шишкина, Васильева, Федотова | |
Древнерусская живопись | ||||
Апрель | 28 | Библейские сюжеты в живописи | Вспомнить что такое икона, на чём она пишется | Слайды, презентация |
Скульптура | ||||
27 | Скульптурные материалы и их свойства | Вспомнить понятия: форма, материал, фактура | Скульптуры малых форм из глины, металла, стекла… | |
28 | Скульптура | Дать представление о содержании скульптуры | Презентация. | |
Архитектура | ||||
Май | 31 | Архитектурные ансамбли (Стрелка В.О., площадь Искусств, Дворцовая площадь) | Продолжать знакомить детей с архитектурной историей Санкт-Петербурга | Презентация |
32 | Архитектурные ансамбли (Площадь Восстания, Смольный собор) | Расширять представления об архитектурных богатствах нашего города | Презентация, занятие-игра «Узнай и назови». | |
Архитектурные ансамбли по выбору | Воспитывать грамотное восприятие архитектурных памятников | Виртуальная экскурсия по городу | ||
Народное искусство | ||||
Март | Продолжать знакомство с народным искусством | Образцы промыслов: Городец, Гжель, Хохлома, Палех… | Изделия умельцев народного промысла |