Роль учителя в развитии культуры учащихся

Авдеева Елена Ивановна

Здесь размещен материал о роли учителя на уроках физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_uchitelya_v_razvitii_kultury_uchashchikhsya.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

Термин «культура» в наиболее широком смысле используют для обозначения всего, что создано человечеством и может быть полезно для последующих поколений. Важным достижением культуры стало создание научной методологии – «учения об организации деятельности».  «Уж лучше совсем не помышлять об отыскании, каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода» - утверждал Р.Декарт. Разработанные, прошедшие проверку на практике и принятые в обществе способы, методы, принципы, приёмы и другие регулятивы деятельности составляют основу методологической культуры человеческого сообщества (20,с.20).

Развитие методологической культуры школьников происходит в рамках изучения ими каждого учебного предмета одновременно с усвоением предметных знаний и умений, и в первую очередь в процессе решения учебных задач, представляющих собой модели реальных проблемных ситуаций. Самые благоприятные условия для развития методологической культуры существуют на уроках физики, так как физика изучает наиболее фундаментальные и универсальные закономерности движения и взаимодействия объектов природы.

При этом учитель физики личным примером может либо способствовать этому развитию, либо его замедлять (20,с.21). Важно научить школьников умению приводить нестандартные  задачи к стандартному виду, опираясь на систему эвристических[1] приёмов. Самостоятельный эвристический поиск, в отличие от поиска с опорой на эвристические подсказки учителя, имеет ярко выраженный индивидуальный характер.

Больший эффект, развивающий методологическую культуру учащихся, достигается, когда обучающиеся имеют возможность учиться на примерах решения учителем новых для него нестандартных задач, слушать его оперативные комментарии к выполняемым поисковым действиям.

Одним из обязательных условий развития методологической культуры обучающихся является методологическая корректность речи учителя (например, частое использование фразы:  «…под действием тепла…» может способствовать формированию представлений  обучающихся о тепле,  как о материальном теле).   Правильное понимание научной терминологии (один и тот же термин может обозначать и явление, и физическую величину – например, ускорение) предметного и методологического содержания необходимо для усвоения основ любой науки.

Существенную роль,  в развитии методологической культуры обучающихся играет методологическая корректность действий учителя физики при интерпретации результатов собственных измерений, полученных в ходе демонстрационного эксперимента. В первую очередь это относится к учёту учителем погрешности выполненных измерений. Умение и убеждённость в необходимости учитывать погрешность результатов экспериментальных измерений – важные компоненты методологической культуры личности. Не надо забывать, что красота учебного физического опыта любого вида (демонстрационного, лабораторного, фронтально-лабораторного и физпрактикума) обладает мощным потенциалом дидактической и воспитательной функцией.  Любой опыт возбуждает интерес, а разнообразие  лабораторных работ  позволяет раскрыть учащимся различные эстетичные стороны эксперимента: качественный анализ наблюдений и изучения физических явлений; количественную оценку измеряемых величин; установление зависимости между величинами; знакомство с физическими приборами, устройствами и установками всё это воспринимается как субъективное открытие.  Самое главное то, что,  наблюдая за действиями учителя, ученик приобретает навыки красивой работы с тем, чтобы потом применить их в своей деятельности. Тут-то и закладываются основы мобильности эстетического стереотипа, когда аккуратность, глазомер, бережное отношение с приборами, рациональность и точность измерений закрепляются и могут быть перенесены на другие действия. Отношение ученика к лабораторно-практическому  эксперименту  вызывает разный эффект глубины и полноты эстетического чувства и вкуса сообразно этапам формирования физических понятий и научного мировоззрения (25,с.122). Развитие физики уже давно шагнуло далеко за пределы человеческих порогов непосредственного чувственного восприятия объектов. Поэтому возросла роль приборов как своеобразных «усилителей» ощущений, которые получает  человек уже опосредованно через наблюдения и экспериментальные данные.  Эстетика эксперимента оказывается могучим средством развития познавательного интереса учащихся  и их творческой активности.

Позитивное влияние на развитие  методологической культуры школьников оказывают примеры толерантного поведения результатов учебной практической и мыслительной деятельности. Например, довольно часто причиной неправильных ответов на вопросы задач становится разработка обучающимися моделей задачных ситуаций при решении качественных задач, отличающихся от авторских. И не всегда в этом виноваты сами школьники, а просто недостаточно корректной является формулировка задачи. Учитель физики создаёт предпосылки для совершенствования важного умения обучающихся - моделировать и перемоделировать исследуемые проблемные ситуации, способствующие возникновению ситуации интеллектуального успеха ученика (20,с.24).  Это, бесспорно,  благотворно влияет на развитие познавательного интереса школьников.

Важным методологическим приёмом для развития методологической культуры обучающихся является демонстрация учителем физики примера решения физических задач вычислительным методом с использованием компьютера.  И, конечно, существенное влияние на развитие  методологической культуры обучающихся оказывает личный пример исполнения учителем своей профессиональной деятельности, в том числе, пример комплексного использования различных методов, педагогических приёмов и организационных форм для получения как можно более объективной информации об уровне сформированности знаний и умений своих учеников.

Роль учителя, как организатора учебной деятельности  нельзя недооценивать. Именно он своим отношением к работе, своей речью, своим позитивным отношением к учащимся, своим умением применять ИКТ и даже своим внешним видом располагает к себе и оказывает благотворное влияние на развитие познавательного интереса школьников к своему предмету. Своим культурным поведением учитель оплодотворяет коллективную деятельность школьников духом высоких человеческих отношений и обогащает их жизнь.


[1] Эвристический прием – методологический совет, направленный на получение нового.